Контрольно-измерительные материалы по учебному предмету БИОЛОГИЯ 9 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

Рязанова Анна Степановна

Комплект контрольно-измерительных материалов по биологии для 9 классов разработан на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kim_biologiya.docx56.91 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ   БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ТЕХНИКУМ СЕРВИСА И ТУРИЗМА №29»

(ГБПОУ ТСиТ №29)

Контрольно-измерительные материалы

по учебному предмету

БИОЛОГИЯ 9 класс

Москва

2017

ОДОБРЕНА

Цикловой комиссией

Общеобразовательных дисциплин

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».

Протокол № 1

от «_____»_____________2017 г.

Председатель

цикловой комиссии

__________      И.А.Шабанова

Заместитель директора по учебно- производственной работе                      

       ___________     И.Б. Селиванова                                                                                                                                                  

   Подпись      Ф.И.О.             Подпись                  Ф.И.О.

Составители (авторы): Рязанова А.С. к.б.н. преподаватель высшей квалификационной категории  ГБПОУ  ТСиТ№ 29


КОМПЛЕКТ

Контрольно-измерительных материалов

по учебному предмету

БИОЛОГИЯ 9 класс

Планируемые результаты

Освоения учебного предмета

(личностные, метапредметные и предметные результаты)

Наименование темы (раздела)

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественнонаучной картины мира;

Основы цитологии – науки о клетке

Самостоятельные работы по теме на уроке (тесты по вариантам)

Проверочная работа в формате ОГЭ

Вопросы для устного (письменного) опроса по теме №1

Доклад сообщение

Лабораторное занятие№1

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

Размножение и индивидуальное развитие организмов

Самостоятельные работы по теме на уроке (тесты по вариантам)

Проверочная работа в формате  ОГЭ

Вопросы для устного (письменного) опроса по теме №2

Доклад сообщение

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

Основы генетики

Самостоятельные работы по теме на уроке (тесты по вариантам)

Проверочная работа в формате ОГЭ

Вопросы для устного (письменного) опроса по теме №3

Доклад сообщение

Практическое занятие№1

Лабораторное занятие№2.3

-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

Генетика человека

Вопросы для устного (письменного) опроса по теме 4

Проверочная работа в формате ОГЭ

Доклад сообщение

Практическое занятие№2

-развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

Основы селекции и биотехнологии

Самостоятельные работы по теме на уроке (тесты по вариантам)

Проверочная работа в формате ОГЭ

Вопросы для устного (письменного) опроса по теме №5

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Эволюционное учение

Самостоятельные работы по теме на уроке (тесты по вариантам)

Проверочная работа в  формате ОГЭ

Вопросы для устного (письменного) опроса по теме №6

Доклад сообщение

-формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Возникновение и развитие жизни на Земле

Самостоятельные работы по теме на уроке (тесты по вариантам)

Проверочная работа в формате ОГЭ

Вопросы для устного (письменного) опроса по теме №7

Доклад сообщение

-осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

-приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

Взаимосвязь организмов и окружающей среды

Самостоятельные работы по теме на уроке (тесты по вариантам)

Проверочная работа в формате ОГЭ

Вопросы для устного (письменного) опроса по теме №8

Доклад сообщение

Лабораторные занятия№4,5,6,7

Проверочная работа по теме « Химический состав клетки»

1 вариант

Задания с одним верным ответом.

1. К макроэлементам клетки относится

1) медь 2) цинк 3) углерод 4) йод

2. К неорганическим веществам клетки относятся

1) только вода 3) только минеральные соли

2) углеводы 4) минеральные соли и вода

3. Мономерами белка являются

1) моносахариды 2) аминокислоты 3) нуклеотиды 4) липиды

4. Из перечисленных соединений биополимером НЕ является

1) целлюлоза 2) крахмал 3) глюкоза 4) гликоген

5. В клетках животных запасным углеводом является

1) целлюлоза 2) крахмал 3) глюкоза 4) гликоген

6. Для поддержания сил уставшему марафонцу целесообразно давать

1) кусочек сахара 3) немного сливочного масла

2) кусочек мяса 4) немного минеральной воды

7. Установите соответствие между признаками нуклеиновых кислот и их видами.

Признаки нуклеиновых кислот Виды НК

1) состоят из двух полинуклеотидных цепей, А) ДНК

закрученных в спираль Б) РНК

2) состоят из одной неспирализованной полинуклеотидной цепи

3) передает наследственную информацию от ядра

молекуле белка

4) является хранителем наследственной информации

5) состоит из нуклеотидов: АТГЦ

6) состоит из нуклеотидов АУГЦ

Проверочная работа по теме « Химический состав клетки»

2 вариант

Задания с одним верным ответом.

1. К микроэлементам относятся все элементы ряда

1) C, O, H 2) I, Cu, C 3) Zn, S, I 4) Zn, I, Cu

2. К органическим веществам клетки относятся

1) углеводы и белки 3) минеральные соли и углеводы

2) вода и минеральные соли 4) вода и липиды

3. Мономерами нуклеиновых кислот являются

1) моносахариды 2) аминокислоты 3) нуклеотиды 4) полинуклеотиды

4. Ферменты относятся к

1) белкам 2) углеводам 3) липидам 4) нуклеиновым кислотам

5. Молекула ДНК у всех эукариот находится в

1) цитоплазме 2) ядре 3) рибосомах 4) вакуоли

6. Свои функции в клетке белок начинает выполнять, если находится в _____ структуре.

1) первичной 2) вторичной 3) третичной 4) четвертичной

7. Установите соответствие между веществами клетки и их ролью в ней.

Роль веществ Вещества клетки

1) ферментативная А) липиды

2) участвуют в передаче нервных импульсов Б) белки

3) энергетическая В) углеводы

4) резервная

5) транспортная

6) защитная

Проверочная работа по теме «Обмен веществ и превращение энергии»

1 вариант

1. Обмен веществ и энергии – это

1) клеточное дыхание 2) процесс окисления 3) гликолиз 4) метаболизм

2. Гетеротрофные организмы отличаются от автотрофных тем, что они

1) не используют энергию АТФ 3) не окисляют глюкозу

2) не могут питаться автотрофным путем 4) не накапливают АТФ в процессе обмена

3. В процессе пластического обмена

1) происходит освобождение энергии и синтез АТФ

2) жиры превращаются в глицерин и жирные кислоты

3) белки окисляются с выделением энергии

4) более сложные углеводы синтезируются из менее сложных

4. Исходным материалом для фотосинтеза служат

1) минеральные соли 3) углекислый газ и вода

2) вода и кислород 4) крахмал

5. Процесс энергетического обмена начинается с

1) расщепления полисахаридов 3) синтеза фруктозы

2) синтеза глюкозы 4) расщепления молекул воды

6. Смысл анаэробного гликолиза заключается в

1) образовании 36 молекул АТФ и глюкозы 3) получении АТФ в отсутствии кислорода

2) образовании глюкозы, АДФ и СО2 4) бескислородном распаде белков

7. Выберите три характеристики, относящиеся к кислородному этапу разложению глюкозы.

А) происходит в цитоплазме клетки

Б) происходит в митохондриях

В) завершается образованием пировиноградной кислоты или этилового спирта

Г) энергетический эффект – 2 молекулы АТФ

Д) завершается образованием АТФ, двуокиси углерода и воды

Е) энергетический эффект – 36 молекул АТФ

8. Установите правильную последовательность процесса фотосинтеза.


А) Преобразование солнечной энергии в энергию АТФ
Б) Образование возбужденных электронов хлорофилла
В) Фиксация углекислого газа

Г) Образование крахмала
Д) Преобразование энергии АТФ в энергию глюкозы

Проверочная работа по теме «Обмен веществ и превращение энергии»

2 вариант

1. Диссимиляцией называют

1) общий обмен веществ 3) синтез полимеров

2) усвоение веществ 4) распад полимеров

2. Биологический смысл гетеротрофного питания заключается в

1) синтезе собственных органических соединений из неорганических

2) потреблении неорганических соединений

3) окислении готовых органических соединений и последующем синтезе собственных

4) синтезе АТФ

3. Процесс образования углеводов при фотосинтезе происходит в

1) хлоропластах 3) аппарате Гольджи

2) кристах митохондрий 4) рибосомах

4. Частью энергетического обмена является

1) окисление глюкозы 3) синтез белка

2) растворение солей натрия в воде 4) фотосинтез

5. Главным источником энергии при гликолизе является

1) белок 2) глюкоза 3)АТФ 4) жир

6. При фотосинтезе кислород образуется в результате

1) синтеза АТФ 3) восстановления углекислого газа до глюкозы

2) фотолиза воды 4) фиксации углекислого газа

7. Выберите три правильных ответа из шести.

В темновую фазу фотосинтеза происходит

А) фотолиз воды

Б) восстановление углекислого газа до глюкозы

В) синтез молекул АТФ за счет энергии солнечного света

Г) соединение водорода с переносчиком НАДФ

Д) использование молекул АТФ на синтез углеводов

Е) образование молекул крахмала из глюкозы

8. Соотнесите процессы, происходящие в клетке, с этапами энергетического обмена
ПРОЦЕССЫ ЭТАПЫ

1) начинается с расщепления глюкозы А) анаэробный этап

2) образуются 2 молекулы пировиноградной кислоты Б) аэробный этап
3) происходит в митохондриях

4) синтезируется 36 молекул АТФ

5) одним из результатов является спиртовое брожение

Проверочная работа по теме «Строение клетки».

1 вариант

1. Постоянные составные части клетки, выполняющие определенные функции – это

1) органы 2) ткани 3) органоиды 4) системы органов

2. Клетки прокариот в отличие от клеток эукариот

1) не имеют плазматической мембраны 3) содержат целлюлозу

2) не имеют оформленного ядра 4) состоят из простых органических веществ

3. Органоид, обеспечивающий клетку энергией

1) аппарат Гольджи 2) рибосома 3) клеточный центр 4) митохондрия

4. Клеточная мембрана выполняет функцию

1) покровную и защитную 3) хранения наследственной информации

2) синтеза белка 4) энергетическую и запасающую

5. Основная функция лизосом

1) синтез белка 3) избирательный транспорт веществ

2) синтез углеводов 4) внутриклеточное пищеварение

6. Главным структурным компонентом ядра являются

1) хромосомы 2) рибосомы 3) митохондрии 4) хлоропласты

7. Собственную молекулу ДНК имеет

1) эндоплазматическая сеть 3) митохондрии

2) комплекс Гольджи 4) рибосомы

8. Эндоплазматическая сеть участвует

1) в процессе клеточного дыхания 3) во внутриклеточной транспортировке веществ

2) во внутриклеточном пищеварении 4) в делении клетки

Проверочная работа по теме «Строение клетки».

2 вариант

1. Клетки животных, в отличие от клеток растений, не имеют

1) хлоропластов 2) митохондрий 3) аппарата Гольджи 4) ядра

2. Роль цитоплазмы в клетке

1) защита содержимого клетки от неблагоприятных условий

2) обеспечение избирательной проницаемости веществ

3) осуществление связи между ядром и органоидами

4) обеспечение поступления в клетку веществ из окружающей среды

3. В митохондриях клетки образуются вещества, служащие

1) основой витаминов 3) строительным материалом

2) источником энергии 4) составными частями белков и жиров

4. Рибосомы являются местом синтеза

1) нуклеиновых кислот 2) углеводов 3) белков 4) жиров

5. Органоид, в котором происходит образование лизосом

1) аппарат Гольджи 2) ЭПС 3) вакуоль 4) митохондрия

6. Собственную молекулу ДНК имеет

1) эндоплазматическая сеть 3) рибосомы

2) комплекс Гольджи 4) хлоропласты

7. К мембранным органоидам не относятся

1) митохондрии 2) рибосомы 3) лизосомы 4) хлоропласты

8. Наследственные свойства клетки и организма в целом заключены в

1) хромосомах 2) рибосомах 3) цитоплазме 4) клеточном центре

Проверочная работа по теме «Основы селекции растений, животных и микроорганизмов»

1 вариант

1. Методы получения новых сортов культурных растений разрабатывает наука

1) ботаника 2) селекция 3) генетика 4) систематика

2. Какое направление биотехнологии позволило ввести в бактерию гены, ответственные за синтез интерферона человека, чтобы поставить синтез этого вещества на промышленную  основу?

1) генная инженерия 3) гибридизация клеток

2) клеточная инженерия 4) клонирование клеток

3. Н. И. Вавилов определил центры происхождения растений

1) травянистых 2) светолюбивых 3) дикорастущих 4) культурных

4. Какой из перечисленных методов используется в селекции растений и животных?

1) получение полиплоидов 4) отбор по экстерьеру

2) скрещивание организмов 5) массовый отбор

5. Гетерозис приводит к

1) понижению продуктивности 3) повышению смертности среди гибридов

2) повышению продуктивности 4) возрастанию числа хромосом у гибридов

6. Близкородственное скрещивание особей – это

1) аутбридинг 2) клонирование 3) селекция 4) инбридинг

7. В результате селекции микроорганизмов получают новые

1) виды 2) сорта 3) штаммы 4) породы

8. Что лежит в основе создания новых пород сельскохозяйственных животных?

1) влияние природной среды на организмы 3) скрещивание и искусственный отбор

2) содержание в теплом помещении 4) режим питания и полноценное кормление

9. Выберите три верных ответа из шести.

К особенностям селекции животных можно отнести

А) учет экстерьера

Б) большая плодовитость

В) использование самооплодотворения

Г) учет генотипа по родословным

Д) использование гибридизации

Е) большая скорость роста

10. Установите соответствие между методом селекции и его характеристикой.

МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИИ ХАРАКТЕРИСТИКА

1) искусственный отбор А) объединение в ходе полового процесса наследствен -

2) мутагенез ного материала двух организмов в одном

3) полиплоидия Б) наследственное изменение, характеризующееся

многократным увеличением гаплоидного набора

хромосом в клетках организма

В) выбор человеком наиболее ценных для него особей

Г) процесс возникновения наследственных изменений

под влиянием различных физических и химических

факторов

Проверочная работа по теме «Основы селекции растений, животных и микроорганизмов»

2 вариант

1. Использование живых клеток и биологических процессов для получения веществ, необходимых человеку, называют

1) клеточная инженерия 2) селекция 3) биотехнология 4) генная инженерия

2. Порода собак представляет собой

1) род 2) вид 3) природную популяцию 4) искусственную популяцию

3. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости установил

1) Г. Мендель 2) Н.И. Вавилов 3) Т. Морган 4) Г. Д. Карпеченко

4. С центрами происхождения культурных растений совпадают

1) центры селекции растений и животных

2) центры разведения декоративных растений

3) вторичные центры происхождения культурных растений

4) районы одомашнивания животных

5. Гетерозис возникает при

1) вегетативном размножении 3) гибридизации

2) искусственном отборе 4) мутагенезе

6. Инбридинг – это

1) скрещивание близкородственных организмов

2) скрещивание различных видов

3) метод получения полиплоидов

4) увеличение числа хромосом у гибридной особи

7. В биотехнологии используют бактерии, т.к. они

1) образуют споры в неблагоприятных условиях

2) имеют большую скорость размножения и роста

3) накапливают в клетках ядовитые вещества

4) способствуют развитию заболеваний при попадании в организм животного

8. Полиплоидия, как правило, встречается у

1) человека 2) животных 3) растений 4) у всех живых существ

9. Выберите три верных ответа из шести.

К особенностям селекции микроорганизмов можно отнести.

А) микроскопические размеры

Б) использование индуцированного мутагенеза

В) использование самооплодотворения

Г) большая скорость роста

Д) учет генотипа по родословным

Е) учет экстерьера

10. Установите соответствие между методом селекции и его характеристикой.

МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИИ ХАРАКТЕРИСТИКА

1) гибридизация

2) генная инженерия

3) методическийотбор

4) искусственный  отбор

А) объединение в ходе полового процесса наследственного материала двух организмов в одном

Б) наследственное изменение, характеризующееся

многократным увеличением гаплоидного набора

хромосом в клетках организма

В) совокупность методов воздействия на ДНК

Г) целенаправленное создание новых форм организмов

с использованием новых методов селекции и различных

технологий

Тема «Происхождение человека (антропогенез)».

1 вариант

1. Движущими силами антропогенеза являлись

1) географические и социальные факторы 3) биологические и социальные факторы

2) биологические и географические факторы 4) социальные и географические факторы

2. К социальным факторам антропогенеза относят

1) борьбу за существование 3) естественный отбор

2) мутационный процесс 4) появление речи

3. Эмбриологическим доказательством эволюции позвоночных животных служит развитие  зародыша из

1) соматической клетки 2) зиготы 3) споры 4) цисты

4. В черепе человека, в отличие от черепа человекообразных обезьян,

1) имеется затылочное отверстие

2) нижняя челюсть подвижно соединяется с остальной частью черепа

3) срастаются теменные и лобная кости

4) мозговая часть преобладает над лицевой

5. Присутствие на теле человека рудиментарного волосяного покрова свидетельствует о

1) наземном образе жизни   3) приспособлении к холоду

2) нарушении кровоснабжения кожи    4) родстве человека с млекопитающими

6. Какой признак у человека считают атавизмом?

1) обильный волосяной покров 3) наличие аппендикса в кишечнике

2) хватательный рефлекс 4) шестипалая конечность

7. Человека относят к классу Млекопитающие, так как у него

1) конечности состоят из отделов 3) головной мозг имеет пять отделов

2) имеются потовые и млечные железы 4) пальцы имеют ногтевые пластинки

8. Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления к

1) использованию разной пищи   3) жизни в различных природных условиях

2) наземному образу жизни     4) невосприимчивости к различным заболеваниям

Выберите три верных ответа из шести.

9. В связи с прямохождением у человека

1) освобождаются верхние конечности

2) стопа приобретает сводчатую форму

3) 4 группы крови

4) таз расширяется, его кости срастаются

5) мозговой отдел черепа меньше лицевого отдела

6) уменьшается волосяной покров

10. Установите соответствие между особенностями строения организма человека и доказательствами его эволюции.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ

1) наличие хвоста А) атавизмы

2) аппендикс Б) рудименты

3) копчиковая кость

4) густой волосяной покров на теле

5) многососковость

6) складка мигательной перепонки

Тема «Происхождение человека (антропогенез)».

2 вариант

1. Какая из движущих сил эволюции человека отсутствовала на ранних этапах его становления?

1) изменчивость 3) естественный отбор

2) наследственность 4) общественный характер труда

2. К биологическим факторам антропогенеза относят

1) борьбу за существование 3) абстрактное мышление

2) общественный характер труда 4) появление второй сигнальной системы

3. У человека, как и у других млекопитающих,

1) хорошо развито сознание 3) есть сводчатая стопа

2) есть диафрагма, сальные железы 4) позвоночник имеет S – образные изгибы

4. К рудиментарным органам человека относят

1) трахею 2) копчик 3) лопатку 4) ушные раковины

5. Человек, как и человекообразные обезьяны, имеет

1) сводчатую стопу 3) S – образный позвоночник

2) объем головного мозга 1300 – 1400 см3 4) 4 группы крови

6. Какой признак у человека относят к атавизмам?

1) аппендикс 3) многососковость

2) остаток третьего века 4) копчик в скелете

7. Верны ли следующие суждения о происхождении человека?

А. Предки человека вели общественный образ жизни.

Б. Речь была необходима для обмена информацией.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Человеческие расы различаются

1) морфологическими особенностями 3) особенностями наследования признаков

2) особенностями мышления 4) особенностями изменчивости

Выберите три верных ответа из шести.

9. Доказательством принадлежности человека к классу млекопитающих служит

1) развитие зародыша в матке

2) наличие пяти отделов головного мозга

3) дифференциация зубов

4) наличие в коже потовых, сальных и млечных желез

5) образование отделов позвоночника

6) формирование конечностей из трех отделов

10. Установите соответствие между особенностями строения организма человека доказательствами его эволюции.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ

1) наличие хвоста А) рудименты

2) отросток слепой кишки Б) атавизмы

3) копчиковая кость

4) густой волосяной покров на теле

5) многососковость

6) остаток третьего века

Проверочная работа по теме « Изменчивость. Виды изменчивости. Наследование признаков,сцепленных с полом».

1 вариант

1. Изменчивость, которая появляется в связи с изменением генетического материала, называется

1) онтогенетической    3) модификационной

2) фенотипической      4) наследственной

2. Фенотипическая изменчивость проявляется в

1) мутациях 3) изменении молекулы ДНК

2) модификациях 4) онтогенезе

3. К генотипической изменчивости относятся

1) комбинативная и мутационная 3) онтогенетическая и модификационная

2) мутационная и модификационная 4) комбинативная и фенотипическая

4. Каждая яйцеклетка имеет по

1) 22 аутосомы и одной Х – хромосоме 3) 46 аутосом и ХХ - хромосом

2) 22 аутосомы и одной Y – хромосоме 4) 46 аутосом и ХY – хромосоме

5. Генотип кошки, имеющей черепаховую окраску шерсти (ген В – черная окраска, b – рыжая

окраска)

1) ХВХВ2) ХbY3) ХBХb4) XBY

6. В семье здоровых родителей родился мальчик больной гемофилией. Каковы генотипы родителей?

Ген гемофилии – h.

1) мать XHXh , отец XhY 3) мать XHXH , отец XHY

2) мать XНXh, отец XHY 4) мать XhXh , отец XНY

7. Установите соответствие между видом изменчивости и ее признаками.

ПРИЗНАКИ ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ

1) изменения наследуются

2) вызывает изменения фенотипа

3) не передается по наследству

4) способствуют выживанию особи

5) вызывает изменение генотипа

6) носят индивидуальный характер

А) модификационнаяБ) комбинативная

Проверочная работа по теме « Изменчивость. Виды изменчивости. Наследование признаков,сцепленных с полом».

2 вариант

1. Общее число, размер и форму хромосом любого вида живых организмов называют

1) генотипом 2) кариотипом 3) Х – хромосомой 4) Y – хромосомой

2. Пределы модификационной изменчивости обусловлены

1) факторами окружающей среды 3) фенотипом

2) искусственными факторами 4) генотипом

3. Мутации – это изменения

1) генотипа 3) среды обитания организма

2) фенотипа 4) внешнего вида организма

4. Соматические клетки человека содержат

1) 22 пары аутосом и пару половых хромосом 3) 22 аутосомы и одной Х – хромосоме

2) 23 пары аутосом и пару половых хромосом 4) 22 аутосомы и одной Y – хромосоме

5. Черепаховая окраска шерсти кошек - это признак, сцепленный

1) только с Y – хромосомой 3) только с Х - хромосомой

2) с Х – и Y – хромосомой 4) с аутосомой

6. В семье здоровых родителей ( с нормальным цветовым зрением ) родился мальчик дальтоник.

Каковы генотипы родителей. Ген дальтонизма – d.

1) мать XDXd, отец XdY 3) мать XdXd, отец XDY

2) мать XDXD, отец XDY 4) мать XDXd, отец XDY

7. Установите соответствие между видом изменчивости и ее признаками.

ПРИЗНАКИ ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ

1) изменения наследуются А) фенотипическая

2) вызывает возникновение модификаций Б) мутационная

3) не передается по наследству

4) способствуют выживанию особи

5) вызывает изменение генотипа

6) носят индивидуальный характер

Проверочная работа по теме «Основы экологии».

1 вариант

1. Все, что окружает живой организм, называют

1) биотопом 3) средой обитания

2) экологическими факторами 4) местом обитания

2. Основными функциональными группами биоценоза являются

1) продуценты, консументы, редуценты 3) консументы, редуценты

2) продуценты, консументы 4) симбионты, комменсалы, хищники

3. Растения производят органические вещества из неорганических, поэтому играют в пищевых цепях роль

1) организмов – потребителей 3) конечного звена

2) организмов – разрушителей 4) начального звена

4. Главным условием существования экосистемы является

1) повышенная численность некоторых видов

2) наличие минеральных веществ в почве

3) недостаток пищевых ресурсов

4) наличие биологического круговорота веществ

5. К средообразователям относится

1) шиповник 2) ель 3) рябина 4) камыш

6. Какой участок земли, нарушенный человеком, медленнее других зарастает растительностью?

1) заброшенная лесная дорога 3) заброшенная пашня

2) лесное пожарище 4) недействующий угольный карьер

7. Взаимодействие человека и бычьего цепня называется

1) симбиозом 2) паразитизмом 3) хищничеством 4) квартирантством

8. К глобальным изменениям в биосфере относят

1) загрязнение почвы в отдельных регионах отходами сельскохозяйственного производства

2) загрязнение воздуха отходами производства в зоне расположения химического завода

3) сокращение на планете запасов пресной воды

4) уничтожение пожарами лесопарковой зоны города

9. Установите последовательность процессов, происходящих при формировании экосистемы на

ранее лишенных жизни горных породах

А) появление мхов и кустистых лишайников

Б) формирование травянистого покрова

В) появление сине – зеленых водорослей и накипных лишайников

Г) растворение скальных пород органическими кислотами, выделяемыми накипными

лишайниками

Д) появление кустарников и полукустарников

10. Установите соответствие между организмами – обитателями экосистемы и функциональнойгруппой, к которой их относят.

ОРГАНИЗМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) мхи, папоротники 1) продуценты

Б) беззубка и перловицы 2) консументы

В) ели, лиственницы 3) редуценты

Г) плесневые грибы

Д) гнилостные бактерии

Е) амебы и инфузории

11. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно злаков, чтобы произошло развитие одного орла массой 5 кг, если цепь питания имеет вид:

Злаки ------ кузнечики ------ лягушки ------ змеи ------- орел

Проверочная работа по теме «Основы экологии».

2 вариант

1. Сообщество разных видов организмов совместно заселяющих определенные места обитания – это

1) биосфера 2) биотоп 3) биоценоз 4) биогеоценоз

2. Абиотические факторы

1) имеют физико – химическую природу

2) проявляются во взаимодействии организмов

3) проявляются во влиянии человеческой деятельности

4) имеют биологическую природу

3. Между организмами наиболее существенными являются связи

1) пространственные 2) трофические 3) территориальные 4) мутуалистические

4. Грибы в экосистеме леса относят к редуцентам, т.к. они

1) разлагают органические вещества до минеральных

2) синтезируют органические вещества из минеральных

3) потребляют готовые органические вещества

4) осуществляют круговорот веществ

5. Основной причиной неустойчивости экосистем является

1) колебания температуры среды 3) несбалансированность круговорота веществ

2) недостаток пищевых ресурсов 4) повышенная численность некоторых видов

6. Процесс саморазвития природной экосистемы можно наблюдать на примере

1) весеннего размножения организмов 3) зарастания лесного озера

2) вырубки леса 4) создания искусственного водоема

7. Отношения между обыкновенной белкой и таежным клещом называют

1) конкуренцией 2) паразитизмом 3) симбиозом 4) хищничеством

8. К глобальной экологической проблеме современного человечества относят

1) активное расселение людей по планете

2) рост численности населения Земли

3) создание новых сортов растений и животных

4) акклиматизация растений и животных

9. Установите последовательность этапов смены биогеоценоза озера на биогеоценоз болота.

А) водоем зарастает полностью

Б) отложение органического вещества на дно водоема

В) исчезновение рыбы и планктона

Г) водоем становится более мелким

Д) распространение прибрежной растительности к центру водоема

10. Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе.

ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) включает растения

Б) поглощает готовые органические вещества 1) продуценты

В) поглощает неорганические вещества 2) консументы

Г) включает животных

Д) аккумулирует солнечную энергию

Е) источник энергии животная и растительная пища

11. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно злаков, чтобы произошло развитие одного орла массой 5 кг, если цепь питания имеет вид:

Злаки ------ кузнечики ------ лягушки ------ змеи ------- орел

Проверочная работа по теме

« Среды жизни и экологические факторы. Биотические связи в природе»

1 вариант

1. Антропогенным фактором является

1) посадка деревьев 2) конкуренция 3) климат 4) рельеф местности

2. Биотическим фактором является

1) распашка земель 2) атмосферное давление 3) конкуренция 4) влажность

3. Абиотическим фактором является

1) разработка торфа 2) хищничество 3) температура 4) внесение удобрений

4. Чем характеризуются конкурентные отношения между двумя видами?

1) ослаблением воздействия одного вида на другой

2) поеданием одного вида другим

3) использованием одним видом продуктов жизнедеятельности другого

4) взаимным угнетением друг друга

5. Примером симбиоза являются отношения

1) серой и черной крысы 3) дерева и гриба - трутовика

2) водоросли и гриба в лишайнике 4) щуки и карася

6. Взаимоотношения между волками и лисами представляют собой пример

1) нейтрализма 2) паразитизма 3) хищничества 4) конкуренции

7. Примером хищничества являются взаимоотношения

1) паука и мухи 3) волка и лисы

2) серой и черной крысы 4) гриба и водоросли

8. Приспособленность к обитанию в водной среде у дельфинов

1) жаберное дыхание 3) наличие пятипалых конечностей

2) обтекаемая форма тела 4) легочное дыхание

9. Выберите три верных ответа из шести.

К абиотическим факторам природной среды относят

1) влажность воздуха

2) влияние животных и растений друг на друга

3) поедание жуком – долгоносиком побегов растений

4) солнечный свет и атмосферное давление

5) рельеф местности

6) радиоактивное загрязнение почв и воды

10. Установите соответствие между характеристикой и средой, к которой её относят.

Б) условия среды подвержены частым колебаниям

В) границы среды жестко ограничены

Г) в среде обитают многочисленные растения

Д) имеются сложные пищевые сети

Е) условия среды постоянны

Проверочная работа по теме

« Среды жизни и экологические факторы. Биотические связи в природе»

2 вариант

1. Антропогенным фактором является

1) солнечный свет 2) осушение болот 3) паразитизм 4) состав почвы

2. Биотическим фактором является

1) атмосферное давление 2) внесение удобрений 3) паразитизм 4) климат

3. К абиотическим факторам относят

1) подрывание кабанами корней 3) образований колоний птиц

2) нашествие саранчи 4) обильный снегопад

4. К какой группе факторов относят паразитизм, хищничество и конкуренцию?

1) антропогенные 2) биотические 3) абиотические 4) социальные

5. Взаимополезные отношения - это отношения между

1) актинией и раком – отшельником 3) серой и черной крысой

2) росянкой и мухой 4) волком и лисой

6. Примером конкуренции являются взаимоотношения

1) хлебной ржавчины и пшеницы 3) божьей коровки и тли

2) лисицы и мыши 4) щуки и окуня

7. Отношения между обыкновенной белкой и таежным клещом называют

1) конкуренцией 2) хищничеством 3) паразитизмом 4) симбиозом

8. Приспособленность к обитанию в наземно – воздушной среде у змей

1) сухая кожа 3) жаберное дыхание

2) отсутствие конечностей 4) вытянутая форма тела

9. Выберите три верных ответа из шести.

К биотическим факторам относят

1) состав и рельеф почвы

2) опыление растений насекомыми

3) радиоактивное загрязнение почвы, воды и атмосферы

4) поедание крестоцветной блошкой листьев капусты

5) сожительство древесных растений и эпифитов

6) влажность и температуру воздуха

10. Установите соответствие между характеристикой и средой, к которой ее относят.

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДА

А) температурные колебания обычно невелики             1) водная

Б) сильное поглощение света                                           2) почвенная

В) населена эдафобионтами

Г) с глубиной уменьшается размах колебаний температуры

Д) концентрация кислорода зависит от температуры

Е) слой, переработанный деятельностью живых существ  и климатических факторов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине История

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных  достижений  обучающихся,  освоивших  программу  учебной  дисциплины «История...

Комплект контрольно-измерительных материалов учебной дисциплины "Физика"

КИМы по дисциплине "Физика" для специальностей СПО 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромехани...

Контрольно-измерительные материалы для проведения зачета по дисциплине «Математика» по специальности 090905 «Организация и технология защиты информации» (на базе 11 классов) для обучающихся 1 курса

Контрольно-измерительные материалыдля проведения зачетапо дисциплине «Математика»по специальности 090905 «Организация и технология защиты информации»(на базе 11 классов)для обучающихся 1 курса Пояснит...

Контрольно-измерительные материалы для проведения зачета по дисциплине «Математика» по специальности 090305 «Информационная безопасность автоматизированных систем» (на базе 11 классов) для обучающихся 1 курса

Контрольно-измерительные материалыдля проведения зачетапо дисциплине «Математика»по специальности 090305 «Информационная безопасность автоматизированных систем»(на базе 11 классов)для обучающихс...

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку в 5 классе

Объективная, правильная и своевременная оценка знаний, умений и навыков учащихся имеет большое воспитательное значение. Она способствует повышению ответственности школьников за качество знаний, выраба...

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку по четвертям за 4 класс

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку по четвертям за 4 класс...

КОНТРОЛЬНО- ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СРЕЗА ЗНАНИЙ ПО ОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ Специальность: 34.02.01 Сестринское дело (на базе 11 классов)

КИМ для проведения среза знаний  по  МДК.04.01. Теория и практика сестринского дела  нацелены на оценку результата подготовки обучающихся, освоивших программу междисциплинарного курса п...