ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья

Подколзина Татьяна Викторовна

Современный  урок – это  далеко  не  однообразная  и  единая  структурно-содержательная  схема.  Поэтому  каждый  преподаватель  определяет  для  себя  те  формы,  которые  для  него  наиболее  приемлемы,  соответствуют  той  парадигме,  в  которой  он  осуществляет  свою  деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_tehnologii.docx106.11 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Современный  урок – это  далеко  не  однообразная  и  единая  структурно-содержательная  схема.  Поэтому  каждый  преподаватель  определяет  для  себя  те  формы,  которые  для  него  наиболее  приемлемы,  соответствуют  той  парадигме,  в  которой  он  осуществляет  свою  деятельность.

Безусловно, что умелое сочетание традиционных и информационных средств зависит от квалификации и мастерства преподавателя, методики, которую он применяет. Но грамотное использование  интерактивных технологий зависит и от знаний педагогических основ по информатизации уроков.

Основные критерии эффективности применения интерактивных технологий на отдельных этапах урока следующие  –  целесообразность, соблюдение баланса между средствами интерактивных технологий и средствами человеческого общения, активность обучающихся, рефлексия.

Основная задача обучения математике – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждого человека, достаточных для изучения смежных дисциплин. [1]

Как известно, эффективному обучению во многом способствует решение задач с практическим  и  творческим содержанием. Потребность в использовании практических материалов при обучении математике диктуется тем, что возникновение, формирование и развитие математических понятий имеют своим источником ощущения и восприятие, а также и тем, что в познавательной деятельности учащегося имеет место тесная связь логических процессов мышления и чувственных восприятий. Поэтому обращение к примерам из жизни, окружающей обстановке облегчает преподавателю возможность организовать учебную деятельность и поддерживать интерес  учащихся к обучению.

Применение интерактивных  технологий  на занятиях по  математике – это попытка предложить один из  путей, который может интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес обучающихся к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп занятия, увеличить объём самостоятельной работы. Это способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а  также оказывает существенное влияние на  мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.

При изучении темы «Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла» на этапе обобщения и совершенствования знаний можно использовать различные творческие задания с применением ИКТ, например:

  1. Учащимся, работающим у интерактивной доски, необходимо выделить выбранный рисунок и переместить в соответствующую область, обосновав свои действия – является ли выбранная фигура криволинейной трапецией или нет.
  2. Используя  программу Advanced Grapher, построить  графики  данных функций  и  вычислить  площадь образованной ими  фигуры. По найденным значениям определить буквы и составить математическое высказывание (таблица №1).

Работа  студентов  идет  за  компьютерами  индивидуально  или  в парах в зависимости от материально-технической базы образовательного учреждения и количества компьютеров в аудитории. Каждый получает инструкцию по выполнению действий в программе Advanced Grapher. Проверка результатов осуществляется с использованием  интерактивной доски, которая позволяет не просто проиллюстрировать правильное решение, но и здесь же исправить ошибки, выделить главные моменты, работать при помощи специального маркера, а не компьютерной клавиатуры и мыши.

Каждая буква демонстрируется слайдом презентации, а фигуру  получают при построении графиков  в программе Advanced Grapher, где также имеется возможность проверки правильного вычисления полученной площади (таблица №2).

Если в компьютерном классе установлен математический пакет MathCad, проверку определенных интегралов, соответствующих каждой площади фигуры, можно производить в нем. При этом учащимися будут на интерактивной доске записаны не просто вычисления и конечные результаты, а все действия также проведены в данном пакете, что позволит всей аудитории видеть процесс выполнения задания и принципы работы MathCad.

Результатом данного задания является математическое высказывание «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий!», которое позволит усилить мотивацию учащихся к изучению предмету.

  1. Найти площадь фасада «Храма науки» с окном  в  виде  круга  радиуса  ,  если  купол  ограничен  графиком  функции  ,  главный  вход - ,  запасные  вход/выход - ,   (рисунок №1).

Все вычисления проводятся также с использованием математического пакета MathCad и программы Advanced Grapher. Результаты можно демонстрировать на заранее подготовленной презентации, в которой на каждом слайде будут представлены части фигуры, площадь которой необходимо вычислить.

Для учащихся, хорошо успевающих по предмету, задание можно сформулировать следующим образом – используя программу Advanced Grapher, выполнить фигуру, состоящую из графиков различных функций, и вычислить ее площадь.

Целью использования данных заданий являются – обобщение и совершенствование знаний о площади криволинейной трапеции и определенном интеграле, развитие логического мышления через установление причинно-следственных связей, формирование культуры учебной деятельности, умения преодолевать трудности, интереса к предмету.

Современные интерактивные технологии не автоматизируют учебный процесс, они позволяют в более широком представлении реализовывать принцип наглядности, следить за ходом логических рассуждений учащихся, экономить учебное время, индивидуализировать процесс обучения, формировать умение учащихся работать с информацией, коммуникативные способности, развивать навыки исследовательской деятельности, а также творческие способности. [2]

Таблица №1

п/п

№  БУКВЫ

ЗАДАНИЕ

1

19,  21,  25

,  ,  

2

5

,  ,  ,  

3

1,  14

,  ,  

4

23

,  ,  

5

9, 11, 13,  17,  27,  36

,  ,  ,  

6

18,  37

,  ,  ,  

7

28

,  

8

10,  33

,  

9

20,  24,  30

,  ,  ,  

10

2,  4,  7

,  

11

3

,  

12

8,  32

,  ,  

13

12,  22,  26

,  ,  ,  

14

6,  15,  29

,  ,  ,  

15

16,  35

,  ,  ,  

16

31

,  ,  ,  

17

34

,  

Таблица №2

Буква

А

Щ

Г

Л

Й

Д

Т

Е

Р

Значение

8

9

Буква

И

О

К

Я

М

С

У

Ы

Значение

6

Рисунок №1

Список литературы

  1. Открытое образование – объективная парадигма XXI века. / под ред. В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2009. – с. 144-156.
  2. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании // Информационное общество. – 2008. – №2. – с.32-37.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт: Использование интерактивных технологий в развитии креативности студентов

Новые технологии вошли в образовательный процесс стремительно. Настолько, что изменения не успевают в достаточной степени осмысливаться наукой и практикой. Интерактивные технологии позволяют интенсифи...

" Использование интерактивных технологий на уроках "

В наши дни использование  технологий  интерактивного обучения на уроках английского языка  делает продуктивным сам процесс обучения. Используемые интерактивные технологии со...

Использования интерактивных технологий в процессе изучения дисциплины Инженерная графика

В данной статье идет речь об изучении предмета Инженерная графика с помощью интерактивных и мультимедийных технологий в системе средне специального образования....

Модуль 5. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе (20 часов)

Модуль 5. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе (20 часов)Интерактивное обучение. Интерактивные технологии. Принципы интерактивного обучения. Основные формы интерактивного ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Интерактивное обучение (прямой перевод термина «интерактивный» взаимодействующий) – современный способ обучения, который заключается во взаимодействии всех участников учебного процес...

Использование интерактивных технологий на уроках естественно-научного цикла

Статья посвящена проблемам современного образования, повышения интереса обучающихся к изучаемым предметам. В статье рассматривается вопрос применения на уроках интерактивных технологий и приводится пр...

Использование интерактивных технологий на занятиях

Использование интерактивных технологий  на занятиях ...