Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.03 Основы исследовательской деятельности
рабочая программа

Маркачева-Малецкая Нина Викторовна

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.03 Основы исследовательской деятельности для специальности 40.02.01 право и организация социального обеспечения (углубленная подготовка среднего профессионального образования), 2018 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.03 ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

углубленная подготовка среднего профессионального образования

для набора 2016 года

Москва, 2018


УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом колледжа

Протокол от ___ _____20__ г. № ___

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УиВР

_____________ Л.Ф. Воронцова

                                    20__г.

СОГЛАСОВАНО

Цикловая комиссия

циклов ОО, ОГСЭ и МиОЕН

Протокол от _________20__г. № ___

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленная подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей 40.00.00 Юриспруденция

Составители (авторы): 

Волкова Людмила Алексеевна, Заслуженный учитель РФ, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ Юридический колледж,

Малецкая Нина Викторовна, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ Юридический колледж,

Саркисян Владимир Иванович, преподаватель ГБПОУ Юридический колледж.

Рецензент:

место работы

занимаемая должность

иоф


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ        4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        5

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы        5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы исследовательской деятельности»        6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        10

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению        10

3.2. Информационное обеспечение обучения        10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        11


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

учебной дисциплины ЕН.03 Основы исследовательской деятельности

  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина математического и общего естественно-научного учебного цикла ОПОП.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование элементов, следующих общих и профессиональных компетенций, в соответствии с ФГОС СПО:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

ПК 3.5. Проводить мониторинг судебной практики Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения в целях единообразного применения законодательства, с использованием информационных справочно-правовых систем

(в ФГОС 40.02.01 в таблице 5 техническая ошибка, так как указана ПК 3.6, которая отсутствует в разделе V, но по логике должна быть ПК 3.5, которая присутствует в разделе V, но отсутствует в таблице 5).

ПК 4.4. Исследовать и анализировать деятельность по состоянию социально-правовой защиты отдельных категорий граждан.

ПК 4.5. Содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений с целью обеспечения социальной защищенности населения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • использовать методы научного познания;
  • применять логические законы и правила;
  • накапливать научную информацию.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • методы научных исследований и их роль в практической деятельности специалиста;
  • основные понятия научно-исследовательской работы.

1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часа;

- самостоятельной работы обучающегося 34 час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:

     практические занятия

30

     контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

34

в том числе:

написание конспектов по изучаемым темам; работа с учебной и специальной литературой; подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя;

Подбор материала к участию в семинарских занятиях;

составление кроссвордов и творческих заданий с использованием методологической терминологии;

использование компьютерной техники и глобальной сети Интернета для выполнения индивидуальных заданий

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы исследовательской деятельности»

                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

1. Понятие науки и ее характерные черты. Объект и предмет науки. Наука и философия

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом занятия. Поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала. Подготовка устных сообщений на тему: Наука и философия. Науки и их классификации

1

Раздел 1. Наука и научное исследование

70

Тема 1.1. Наука и ее роль в современном обществе

Содержание учебного материала

4

1. Современная наука. Основные концепции. Наука в структуре общественного сознания. Роль науки в современном обществе

1

2. Функции науки. Науки и их классификации

1

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектами занятий, учебной и специальной литературой. Поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала.

Подготовка устных сообщений на тему: Наука в структуре общественного сознания. Отличие науки от других форм общественного сознания

2

Тема 1.2. Организация научно-исследовательской работы

Содержание учебного материала

2

1. Законодательная основа управления наукой и ее организационная структура. Научно-технический потенциал и его составляющие. Подготовка научных и научно-педагогических работников. Ученые степени и ученые звания

1

Практические занятия

6

Практическое занятие № 1. Анализ законодательной основы управления наукой и ее организационной структуры

Практическое занятие № 2. Анализ научно-технического потенциала и его составляющих

Практическое занятие № 3. Написание эссе по теме “Изменения законодательства в различных отраслях права”

Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом занятия.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, компьютерной техники и Интернет-ресурсов

Подготовка устных сообщений на тему: Научно-технический потенциал и его составляющие. Ученые степени и ученые звания

4

Тема 1.3. Методы научного исследования

Содержание учебного материала

4

1. Понятие метода, методики и методологии научного исследования. Анализ классификации методов исследования

2

2. Всеобщие и общенаучные методы исследования. Сравнение теоретических и эмпирических методов исследования. Специальные и частные методы исследования

2

Практические занятия

6

Практическое занятие № 4. Анализ классификации методов исследования. Сравнение методов исследования

Практическое занятие № 5. Анализ всеобщих и общенаучных методов исследования

Практическое занятие № 6. Использование исторического метода при написании работ по заданной теме

Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом занятия. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, компьютерной техники и Интернет-ресурсов. Подготовка устных сообщений, проектов и презентаций на темы: Сущность познания, его характеристика и виды. Научная картина мира.  Уровни научного познания: эмпирический и теоретический. Специальные и частные методы. Опросные методы. Составление кроссвордов по пройденным темам.

6

Тема 1.4. Научное исследование и его сущность 

Содержание учебного материала

2

1. Специфика научного исследования. Понятие о логике процесса исследования. Структура и содержание этапов исследовательского процесса. Методологическая база исследования (идея и замысел, тема, проблема, актуальность, цели, задачи, объект и предмет, гипотеза). Сравнительный анализ видов гипотез

2

Практические занятия

4

Практическое занятие № 7. Выявление структуры и содержания этапов исследовательского процесса

Практическое занятие № 8. Выбор темы научного исследования. Определение проблемы, актуальности, целей и задач исследования, объекта и предмета исследования

Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом занятия.

Поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала с использованием, компьютерной техники и Интернет-ресурсов.

Составление кроссвордов и творческих заданий на тему: Объект и предмет исследования. Структура и содержание этапов исследовательского процесса.  Формулирование гипотеза исследования. Виды гипотез

4

Тема 1.5. Поиск, накопление и обработка научной информации

Содержание учебного материала

4

1. Понятие информации и ее свойства. Виды информации. Основные источники научной информации (книги, периодические издания, кино-, аудио- и видеоматериалы, люди, электронные ресурсы). Документ и виды научных документов

2

2. Поиск и сбор научной информации. Методы поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями и в Интернете. Способы получения и переработки информации

2

Практические занятия

6

Практическое занятие № 9. Исследование основных источников научной информации

Практическое занятие № 10. Методика поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданий в Интернете

Практическое занятие № 11. Сбор информации по заданной теме

Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом занятия.

Выполнение индивидуальных заданий с использованием, компьютерной техники и Интернет-ресурсов.

Подготовка проектов и презентаций на тему: Изучение научной литературы. Умение читать книгу. Ведение рабочих записей. Виды переработки текста (план, конспект, тезисы, выписки, аннотация, реферат). Виды рефератов.

5

Тема 1.6. Применение логических законов и правил. Логические законы аргументации

Содержание учебного материала

4

1. Логические законы: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Применение логических законов в процессе исследования

2

2. Характеристика аргументации. Доказательное рассуждение: структура и основные правила доказательств

1

Практические занятия

2

Практическое занятие № 12. Сравнение видов аргументов

Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом занятия.

Поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала с использованием, компьютерной техники и Интернет-ресурсов.

Подготовка проектов и презентаций на тему: Доказательное рассуждение: структура и основные правила доказательств. Логические и предметные ошибки в научных исследованиях

5

Раздел 2. Исследовательская деятельность

29

Тема 2.1. Приемы осуществления исследовательской деятельности

Содержание учебного материала

4

1. Особенности научной работы и этика научного труда. Сравнение учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы обучающихся

2

2. Исследовательская деятельность обучающихся: творчество и плагиат. Анализ роли исследований в практической деятельности специалиста

2

Практические занятия

2

Практическое занятие № 13. Составление плана учебно-исследовательской работы

Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектами занятий, учебной и специальной литературой. Поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала с использованием, компьютерной техники и Интернет-ресурсов.

Подготовка презентаций на тему: Исследовательская деятельность обучающихся: творчество и плагиат. Роль исследований в практической деятельности специалиста

2

Тема 2.2. Основные требования к написанию научной работы

Содержание учебного материала

6

1.Композиция научной работы. Цель, задачи и требования к курсовой работе

1

2. Этапы выполнения курсовой работы. Анализ требований к оформлению курсовой работы

2

3.Цель, задачи и требования к дипломной работе. Этапы выполнения дипломной работы. Анализ структуры дипломной работы и требования к ее структурным элементам

2

Практические занятия

2

Практическое занятие № 14. Анализ структуры и техники оформления научной работы

Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектами занятий, учебной и специальной литературой. Поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала с использованием, компьютерной техники и Интернет-ресурсов.

Подготовка презентаций, сообщений на тему: Язык и стиль текста научно-исследовательской работы. Отзыв и рецензия как виды оценки текста

2

2.3. Литературное оформление и защита научных работ

Содержание учебного материала

6

1. Особенности подготовки структурных частей научных работ. Оформление структурных частей текста научно-исследовательской работы

1

  1. Стандарт оформления списка литературы и др. источников

2

  1. Особенности подготовки к защите научно-исследовательской работы. Дифференцированный зачет

2

Практические занятия

2

Практическое занятие № 15. Подготовка к выступлению по защите научно-исследовательской работы

Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом занятия. Подготовка к зачету.

3

ВСЕГО

102

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.–ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы общеобразовательной учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы исследовательской деятельности».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедийное оборудование;

- проектор;

- экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Основная литература

  1.  Мушкина, И.А. Основы учебно-исследовательской деятельности : учеб.пособие для СПО / Е.Н. Куклина, М.А. Мазниченко, И.А. Мушкина. – 2-е изд., испр и доп. – М. : Юрайт, 2016. - 181 с.
  2. Волкова, О.А. Самостоятельная работа студентов : учебное пособие / О.А. Волкова. – М. : РУСАЙНС, 2016. – 168 с.

Дополнительные источники:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) в актуальной редакции.
  2. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ в актуальной редакции.
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 283 в актуальной редакции.

Дополнительная литература:

  1. Гетманова, А.Д. Логика для юристов. Со сборником задач : учебное пособие / А.Д. Гетманова. – М. : КНОРУС, 2017. – 340 с.
  2. Кузнецов, И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие – 3-е изд. – М. : Дашков и К, 2017. - 284 с.
  3. Меренков, А.В., Усачева А., Вороткова И. и др. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки : учебное пособие – М. : ФЛИНТА, 2017. – 80 с.
  4. Попов, Ю.П. Логика + еПриложение: тесты : учебное пособие / Ю.П. Попов. – 4-е изд. перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2018 – 296.
  5. Розанова, Н.М. Научно-исследовательская работа студента: учебно-практическое  пособие. – М.: КНОРУС, 2018. – 256 с.
  6. Руднев, В.Н. Русский язык и культура речи : учебное пособие / В.Н. Руднев. – 6-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2017. – 254 с. 
  7. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2012. – 244 с.

Интернет-ресурсы

13. Правовая система Консультант Плюс www.consultant-plus.ru

14. Бесплатная научная электронная библиотека http://disus.ru/

15. Электронно-библиотечная система ЭБС BOOK.ru www.book.ru 

Периодические издания

Журналы:

НАУКОГРАД – электронное периодическое издание.

Наука и жизнь.

Газеты:

Российская газета

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, устного опроса тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов и исследований творческого характера.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.

        Для промежуточной аттестации и текущего контроля в колледже создаются фонды оценочных средств, включающие аттестационные педагогические измерительные материалы (АПИМ).

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

умение: использовать методы научного познания;

знание:

- методов научных исследований и их роль в практической деятельности специалиста

- осуществление профессионального использования методов научных исследований с целью использования научного познания в профессиональной деятельности

умение: применять логические законы и правила;

знание:

- методов научных исследований и их роль в практической деятельности специалиста,

- основные понятия научно-исследовательской работы

- верное применение логических законов и правил в профессиональной деятельности в условиях постоянного изменения правовой базы

умение: накапливать научную информацию;

знание:

- основные понятия научно-исследовательской работы

- быстрота и результативность поиска и накопления научной информации на основе использования периодических и специальных изданий, справочной литературы, информационных справочно-правовых систем «Консультант», «Гарант»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД.03 Основы предпринимательской деятельности 110800.02 «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства»

Рабочая программа учебной дисциплины  является частью  основной профессиональной  образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (дале...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.13 Основы проектной деятельности

      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОУД.13 Основы проектной деятельностидля профессии15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.13 Основы проектной деятельности

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением, входящей в укрупненную ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПОО.01 Основы проектной деятельности для профессии 15.01.35 Мастер слесарных работ

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.35 Мастер слесарных работ, входящей в укрупненную группу специальностей 15.00.00...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.18 Основы проектной деятельности

       Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по професси...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ профессия 54.01.20 Графический дизайнер квалификация графический дизайнер

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  профессия 54.01.20 Графический дизайнерквалификация графический дизайнер...