Рабочая программа СПО Экономика организации
рабочая программа

Коротков Александр Борисович

Рабочая программа СПО Экономика организации

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель

Директор колледжа

учебно-методического управления

________________ С.В. Попова

_______________ Ю.Ю. Каганер

«____» _____________ 20____г.

«____» _____________ 20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01 Экономика организации

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности СПО

38.02.07 Банковское дело

38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Москва, 2016 г.

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой) Комиссией Дисциплин математического общего естественного цикла; общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей специальностей технического профиля, права   и сервиса

Разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования

Протокол №___от «__»_______20__г

38.02.07 «Банковское дело»

Председатель предметной

( цикловой) комиссии колледжа:

______________ /Жукова М.А./

Разработчик (составитель):

Коротков А.Б. – преподаватель колледжа Московского университета имени С.Ю. Витте.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

В рабочей программе используются следующие сокращения:

СПО – среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ОУ – образовательное учреждение.


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС  СПО по специальности 38.02.07 Банковское дело.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

        Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • определять организационно-правовые формы организаций;
  • планировать деятельность организации;
  • определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
  • заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
  • рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации;
  • находить и использовать необходимую экономическую информацию.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- сущность организации как основного звена экономики отраслей;

  • основные принципы построения экономической системы организации;
  • управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования;
  • организацию производственного и технологического процессов;
  • состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
  • способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии;
  • механизмы ценообразования, формы оплаты труда;
  • основные экономические показатели деятельности организации и методику их расчета.

Специалист банковского дела должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 2.1 Оценивать кредитоспособность клиентов.

ПК 2.4 Проводить операции на рынке межбанковских кредитов.

ПК 2.5 Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часов;

самостоятельной работы обучающегося 36 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем, час

Максимальная нагрузка (всего)

108

Самостоятельная работа

36

Обязательная аудиторная нагрузка,

72

в том числе:        

Модуль 1. Организация в условиях рыночной экономики

Максимальная нагрузка

36

Самостоятельная работа

12

Обязательная,

24

из них:

Лекции, уроки

12

Практические занятия

12

Формы контроля

Текущий контроль

Модуль 2. Производственные ресурсы

Максимальная нагрузка

36

Самостоятельная работа

12

Обязательная,

24

из них:

Лекции, уроки

12

Практические занятия

12

Формы контроля

Текущий контроль

Модуль 3.Основные показатели деятельности организации

Максимальная нагрузка

36

Самостоятельная работа

12

Обязательная,

24

из них:

Лекции, уроки

12

Практические занятия

12

Формы контроля

Текущий контроль

Курсовое проектирование

-

Итоговая форма контроля

Экзамен

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Модуль 1. Организация в условиях рыночной экономики

36

Тема 1.1.

Основные организационно-правовые формы организаций.

Содержание учебного материала

2

Организационно-правовые формы организаций. Особенности форм хозяйствования.

1,2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Работа с конспектами лекций.
  2. Изучение нормативной документации (Гражданский кодекс РФ, уставные документы, Федеральные законы и т. д.).

4

 

Тема 1.2.

Предприятие как форма организации, производящей производственную продукцию, услуги.

Содержание учебного материала

2

Классификация предприятий по отраслевой принадлежности, характеру выпускаемой продукции, численности.

2,3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

1.Составление схем классификации.

4

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектами лекций.

Решение ситуационных задач по теме.

2

Тема1.3.

Характеристика внешних и внутренних связей организации (предприятия) в производственном процессе.

Содержание учебного материала

2

Влияние внешней и внутренней среды на предприятие. Производственный цикл.

2,3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

1. Определение продолжительности производственного цикла

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1.        Работа с конспектами лекций.

2.        Подготовка докладов и сообщений

2

Тема 1.4.

Основы логистики предприятия, организации.

Содержание учебного материала

4

Производственная логистика, логистическая цепь, логистическая система.

2,3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

1. Решение ситуационных задач на расчёт площади склада, определение оптимального заказа.

4

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Работа с конспектами лекций.
  2. Подготовка докладов и сообщений о методах учета логистических затрат и т. д.
  3. Решение ситуационных задач

Тестовый контроль

4

2

Тема 2.1.

Основной капитал организации и его роль в производстве.

Модуль 2.

36

Содержание учебного материала

Лабораторные работы

Практические занятия

  1. Решение ситуационных задач по использованию капитальных вложений.

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1.        Работа с конспектами лекций.

4

Тема 2.2.

Оборотный капитал предприятия организации.

Содержание учебного материала

2

Состав и классификация оборотных средств. Определение потребности предприятия в оборотных средствах. Анализ использования оборотных средств.

2,3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Работа с конспектами лекций.

2

Тема 2.3.

Капитальные вложения и их эффективность.

Содержание учебного материала

2

Понятие капитальных вложений (инвестиций). Направления и источники финансирования капитальных вложений.  Эффективность капитальных вложений.

2,3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

1 Решение ситуационных задач по использованию капитальных вложений.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Работа с конспектами лекций.

4

Тема 3.1.

Трудовые ресурсы организации и производительность труда.

Тема 3.2. Организация труда и заработной платы

Содержание учебного материала

2

Трудовые ресурсы.. Производительность труда.

Лабораторные работы

Практические занятия

1. Решение ситуационных задач на расчёт фонда оплаты труда  персонала предприятия.

2. Заполнение первичных документов по учету рабочего времени работников  предприятия.

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1.        Работа с конспектами лекций.

2.        Изучение Трудового кодекса РФ.

3.        Решение ситуационных задач.

Содержание учебного материала 

Нормативно-правовая  база  оплаты и нормирования труда. Принципы организации оплаты труда на предприятии. Нормы оплаты труда: сдельная , почасовая, аккордная и др.

Лабораторные работы

Практические занятия

1. Решение ситуационных задач на расчёт фонда оплаты труда  персонала предприятия.

2. Заполнение первичных документов по учету рабочего времени работников  предприятия.

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектами лекций.

Тестовый контроль

2

2

4

2

2

Модуль 3. Основные показатели деятельности предприятия.

36

Тема 3.1.

Себестоимость и ее калькуляция.

Содержание учебного материала

2

Основные понятия: издержки обращения, расходы на производство, реализация и себестоимость продукции, работ, услуг, организации. Экономическая сущность издержек обращения, расходов на производство, реализацию и себестоимость продукции. Виды затрат предприятия. Классификация затрат на производство продукции. Определение себестоимости продукции. Пути снижения себестоимости продукции.

2,3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

1. Решение ситуационных задач на расчет  издержек по статьям и в целом по предприятию.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Работа с конспектами лекций.
  2. Подготовка докладов и сообщений на тему «Виды издержек обращения», «Пути снижения себестоимости продукции»

2

Тема 3.2.

Цена и ценообразование.

Содержание учебного материала

2

Основные понятия: себестоимость, цена оптовая, цена отпускная, цена розничная. Виды цен. Механизм ценообразования.  Структура цены товара, работ, услуг, ее основные элементы и их характеристика .Ценовая политика предприятия.

2,3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

Решение ситуационных задач на расчет цены реализуемой продукции.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Работа с конспектами лекций.
  2. Подготовка презентаций на тему «Ценовая политика предприятия в условиях рыночной экономики»

2

Тема 3.3.

Прибыль и рентабельность организации.

Содержание учебного материала

2

Прибыль предприятия. Рентабельность – показатель эффективности деятельности предприятия.

2,3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

  1. Работа с конспектами лекций.
  2. Решение ситуационных задач на расчёт у прибыли и рентабельности.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Работа с учебником и конспектом лекций.

2

.

Тема 3.4.

Финансовые ресурсы организации.

Содержание учебного материала

2

Собственные, заемные, привлеченные средства. резервный капитал, дополнительный вложенный капитал, прочий дополнительный капитал, нераспределенную прибыль, целевое финансирование, выручка и др. 

2,3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

  1. Решение задач  по расчету обеспеченности собственными средствами.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Работа с конспектами лекций.

4

Тема 3.5.

Внешнеэкономическая деятельность организации.

Содержание учебного материала

2

Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Репатриация валютной выручки. Экспортные и импортные операции. Формы международных расчетов.

Лабораторные работы

Практическая  работы

  1. Решение ситуационных задач.

4

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Работа с конспектом лекций.

Тестовый контроль

2

2

Всего:

108

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины происходит в кабинете №510

ПАСПОРТ

Кабинета (аудитории)

Кабинета экономики организации

№  510

  1. Данные кабинета:
  1. Закреплен за колледжем

Экономика организации

  1. Ответственный:

Грибкова М.М.

уч. степень (звание), должность, ФИО

  1. Количество посадочных мест:

16

  1. Общая площадь:  

9,59 х 2,97м   =    28,3 м2

  1. Система техники безопасности и защиты обучающихся:
  1. Средства первичного пожаротушения (огнетушитель: порошковый) находится в коридоре
  2. Устройство защитного отключения электроснабжения;
  1. Назначение кабинета:
  1. Кабинет предназначен для проведения теоретических и практических занятий по экономике организации, для специальностей 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 38.02.11 «Операционная деятельность в логистике», 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)», 38.02.07 «Банковское дело»,  реализуемых в учебном заведении
  1. Перечень оборудования
  1. Мебель:

Преподавательский стол- 1; столы обучающихся - 8; стулья - 19; классная доска – 1; стенд - 1

  1.  Оборудование

  1. Характеристика ПК: Компьютер ____________.
  2. Программное обеспечение:

Наименование,

производитель

Пакет

Версия

  1. Перечень методического наполнения кабинета: наглядные пособия (перечислить).

Плакаты

Плакаты: Модель комплексного анализа финансовой деятельности предприятия; Финансовый анализ; Основные типы конкуренции; Экономика организации; Анализ финансово-хозяйственной деятельности; Основные элементы экономической теории; Модель комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия; Экономическая теория - 2 шт.; Баланс; Прибыль; Основные функции экономики; Стенд пробковый с информацией (Структура экономики-инструменты экономической политики, формы и методы государственного регулирования, экономическая устойчивость организации, структура национального богатства, система налогообложения-3, формы организационной деятельности фирм, факторы экономического роста); Стенд-План счетов

Методические пособия

(___ позиций)

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Сафронов Н.А.Экономика организации (предприятия).- М.: МАГИСТР, ИНФРА-М, 2013.
  2. Терещенко О.Н. Основы экономики. – М.: Академия, 2012.
  3. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства.-  М.: Академия, 2012.

Дополнительные источники:

  1. Борисов Е.Ф. Экономика: учебник для бакалавров / Е.В.Борисов, А.А. Петров, Т.Е. Березкина – М.: Проспект, 2013.
  2. Кнышова Е.Н.  Экономика организации: учебник/ Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012.
  3. Самарина В.П. Экономика организации: учебное пособие / В.П. Самарина, Г.В. Черезов, Э.А. Карпов.- М.: КНОРУС, 2013.
  4. Скляренко, В.К. Экономика предприятия: конспект лекций/ В.К. Скляренко, В.М. Прудников. - М.: ИНФРА-М, 2013.

Интернет-ресурсы:

  1. Консультант Плюс: справочная система [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://www.consultant.ru/ ;
  2. Информационный портал «Экономика организации»  [Электронный ресурс]. - Режим доступа:.http://ecorgpsi.narod.ru/ 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов усвоения дисциплины по темам осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Студент умеет:

  • определять организационно-правовые формы организаций;
  • планировать деятельность организации;
  • определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
  • заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
  • рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации;
  • находить и использовать необходимую экономическую информацию

Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при  выполнении и защите результатов практических работ, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, тестирование и других видов текущего контроля.

Студент знает:

  • сущность организации как основного звена экономики отраслей;
  • основные принципы построения экономической системы организации;
  • управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования;
  • организацию производственного  и технологического процессов;
  • состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
  • способы экономии ресурсов, энерго сберегающие технологии;
  • механизмы ценообразования, формы оплаты труда;
  • основные экономические показатели деятельности организации и методику их расчета.

Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при  выполнении и защите результатов практических работ, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, тестирование и других видов текущего контроля.