План- конспект учебного занятия по теме «Размещение и миграция населения. Урбанизация.»
план-конспект занятия

План- конспект учебного занятия по теме «Размещение и миграция населения. Урбанизация.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_8_geografiya_2019.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по __ ОУДВб.12     ГЕОГРАФИИ _

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

для обучающихся гр. 101 - 112, курс _1_,

специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

                                             40.02.02 Правоохранительная деятельность

дата проведения (№ занятия по учебному плану)_№ 8_

преподаватель Калякин В.П.

Тема: Размещение и миграция населения. Урбанизация. 

Цель занятия: сформировать представление об особенностях размещения населения по планете; ознакомиться с основными миграционными явлениями в мире. сформировать представление об урбанизации как о всемирном процессе.

Задачи занятия:

Обучающая: научить учащихся анализировать тематические карты, таблицы и диаграммы.

Воспитательная: сформировать патриотизм, уважения к другим народам и культурам.

Развивающая: сформировать критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

 

Междисциплинарные связи: История, Обществознание.

Внутридисциплинарные связи: Физическая география.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

Таблица 1.

Наименование вопроса (или тестового задания)

1. Страной, численность населения которой не превышает 100 млн чел., является:

1) Пакистан;          2) Нигерия           3) Канада;              4) Бангладеш.

2. Страны, численность населения которых превышает 200 млн чел., являются:

1) Бангладеш и Россия;

2) Австралия и Индия;

3) Китай и США;

4) ЮАР и Филиппины.

3. В настоящее время наиболее быстрыми темпами увеличивается численность населения:

1) Азии;        2) Латинской Америки;          

3) Европы;    4) Африки.

4. Выберите страну занимающую первое место в мире по численности населения.

1) США               2) Индия                 3) Китай              4) Япония

5. Выберите страну имеющую первый тип воспроизводства населения.

1) Саудовская Аравия  2) Венгрия      

3) Кения                       4) Афганистан        

6. Выберите страну имеющую второй тип воспроизводства населения.

1) Украина                   2) Польша              3) Пакистан                 4) Греция

7. Укажите двуязычное государство:

1) США                     2) Канада           3) Австралия            4) Греция

Ответы: 1-3    2-3    3-4     4-3    5- 2    6- 3    7- 2       

2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Таблица 2.

Наименование изучаемого вопроса

Контрольное (или тестовое) задание по изученному вопросу

Источники и литература (основная, дополнительная интернет-ресурсы)

1. Размещение и плотность населения.

2. Миграции населения.

3. Урбанизация.

Задание 1. Найдите на карте регионы с высокой плотностью населения.

Проанализируйте карту плотности населения мира в атласе, результаты работы занесите в таблицу «Страны с различной плотностью и причины, влияющие на размещение населения».

 Задание2. Перечислите районы и назовите причины вынужденных миграций в современном мире. Покажите на карте, страны, которые дают самое большое количество вынужденных мигрантов. Назовите причины вынужденных миграций в прошлом и в настоящее время.

Задание3. Пользуясь текстом учебника, выделить основные черты урбанизации. Рассмотреть влияние каждой черты урбанизации на демографические показатели населения, на образ жизни, на географическое распространение населения, на экологию и т.д.

Источники (если имеются)

Основная литература Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. М., Просвещение, 2017. 

Дополнительная литература Петрова Н.Н. География (современный мир). 5-е изд.перераб. и доп.- М.:ФОРУМ, 2015. 

Интернет ресурсы http://www/encarta.com/

  1. Размещение и плотность населения.

Население Земли размещено крайне неравномерно. 70% населения живет всего на 7% территории суши.

В Восточном полушарии сосредоточено 80% всего населения, в Северном полушарии - 0,9%. При этом основная масса людей живет в пределах умеренного, субтропического и субэкваториального климатических поясов. 15% территории суши совершенно не освоены людьми - это области с экстремальными природными условиями.

Главным показателем, характеризующим размещение населения, является плотность населения. Средняя плотность населения Земли - 40 чел./км2. Однако неравномерность размещения населения в разных регионах и странах мира огромна. Показатель плотности населения колеблется от десятых долей до 2000 чел./км2.

Плотность населения Зарубежной Европы и Азии составляет более 100 чел./км2, в Северной и Южной Америке - около 20 чел./км2, а в Австралии и Океании - не более 4 чел./км2.

Сравнение плотности населения отдельных стран позволяет выделить три группы стран:

  • страны с очень высокой плотностью населения - более 200 чел./км2 (Бельгия, Нидерланды, Великобритания, Израиль, Ливан, Бангладеш, Республика Корея, Сальвадор);
  • страны с плотностью населения, близкой к средне-мировому показателю - примерно 40 чел./км2 (Ирландия, Ирак, Малайзия, Марокко, Тунис, Мексика, Эквадор);
  • страны с низкой плотностью населения - менее 2 чел./км2 (Монголия, Ливия, Намибия, Австралия, Гренландия).

Неравномерность размещения населения может наблюдаться и в пределах отдельной страны. Яркими примерами могут служить Египет (наиболее заселена долина р. Нил), Китай и Австралия (заселена восточная часть страны), Канада (заселен юг страны), Россия (наиболее заселена европейская часть страны). В Индонезии плотность населения на о. Ява составляет 2000 чел./км2, а в районах других островов - до 3 чел./км2.

Неравномерность размещения населения на Земле объясняется рядом факторов.

  • Влияние природного фактора проявляется;
  • Воздействие исторических особенностей;
  • Различия в современной демографической ситуации;
  • Воздействие социально-экономических условий.

В настоящее время в мире можно выделить несколько районов наибольшей концентрации населения. К ним относятся:

  • Восточная Азия (восточное побережье Китая, Япония, КНДР, Республика Корея), где проживает около 1 млрд. чел.;
  • Южная Азия (Индия, Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан), где проживает около 1 млрд. чел.;
  • Юго-Восточная Азия (Индонезия, Филиппины, Таиланд, Малайзия), где проживает свыше 300 млн. чел.;
  • Зарубежная Европа, где проживает около 500 млн. чел.;
  • Северо-восток США, где проживает около 100 млн. чел.

       

  1. Миграции населения.

«Люди, - писал Н.Н. Баранский, - не перелетные птицы, и их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами». О каком процессе идет речь?

       Миграции – перемещения людей, связанные с постоянной, временной или сезонной переменой ими места жительства. Миграции могут быть внутренними и внешними. Выезд людей из своей страны на постоянное место жительство называют эмиграцией, въезд людей в другую страну – иммиграцией.

       Внешние миграции могут различаться по своему характеру (добровольные и принудительные), причинам, территориальному охвату (межконтинентальные и внутриконтинентальные), продолжительности (постоянные, временные и сезонные). Причины внешних миграций – переселения в неосвоенные территории и миграции, связанные с договорной контракцией рабочей силы.

  • Что вам известно о миграциях, связанных с «утечкой умов» («интеллектуальная миграция»)?

       В основе данного явления лежат экономические причины. Периоды «утечки умов» выделяют следующие:

  1. После второй мировой войны, когда из Германии в США было вывезено несколько тысяч специалистов в области физики.
  2. 60-70-е гг. – переезд людей в США, Францию, Великобританию, Канаду.
  3. Отъезд ученых, инженеров, врачей и других специалистов из Азии, Африки и Латинской Америки.
  • Знаете ли вы о других причинах  внешних миграций?

       Наряду с экономическими, внешние миграции нередко вызываются и политическими причинами («политэмигранты»). Например, в середине 70-х годов после прихода к власти в Чили генерала Пиночета эту страну покинуло более 1 миллиона человек. Политическая эмиграция в широких масштабах имела место также в дореволюционной России и СССР, на Кубе, во Вьетнаме, в Камбодже, во многих других странах.

       Еще одно новое явление последних десятилетий, прямо или косвенно связанное с миграциями населения - это нарастающее с каждым годом число беженцев. Большие внутренние и внешние потоки беженцев наблюдались и наблюдаются во многих странах Азии (Афганистан, Мьянма, Индия, Шри-Ланка, Иран, Ирак, Ливан, Кипр, Израиль), Африки (Ангола, Чад, Эфиопия, Судан, Сомали, Уганда, ЮАР), Латинской Америки (Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Перу). Больше всего беженцев в 80-е годы приняли Пакистан (3,6 млн.) и Иран (2,8 млн.) – главным образом из Афганистана, Иордания (900 тыс.). Все это по большей части – «эхо»  разного рода территориальных конфликтов, национальных междоусобиц, голода, но также и острой политической борьбы, нередко приобретающей характер долговременных действий.

       Какие регионы и страны притягивают людей в наши дни? Почему?

Современные центры притяжения мигрантов – США, Европа, Израиль, Юго-Восточная Азия, Австралия и Новая Зеландия.

3. Урбанизация  –  это не только рост городов и городского населения, но и широкое распространение городского образа жизни.

             Агломерация – слияние больших городов.

            Мегалополис – гигантское скопление агломераций (Япония, США).

            Субурбанизация – переезд обеспеченного населения в пригородную зону (США).

            Конурбация – многоцентровая (полицентрическая) форма размещения городов (Голландская конурбация  включает в себя Роттердам («Пасть Европы») – крупнейший порт мира, Амстердам – национальную столицу, Гаагу – резиденцию королевского дворца и высших органов государства и другие города международного значения).  

       Темпы урбанизации: в отдельных регионах земного шара городское население преобладает над сельским населением.

На планете насчитывается около 85 тыс. поселений городского типа, подавляющая часть которых имеет сравнительно небольшую размерную величину. Вместе с тем одной из наиболее ярких черт современного процесса мировой урбанизации является стремительный рост числа крупных и сверхкрупных агломераций. В 2000 г. в 372 городах «миллионерах» проживало 1087 млн. человек, т. е. около 18% всего населения Земли и более 37% всех горожан. 1/3 всех городов - «миллионеров» находится в Восточной и Юго-Центральной Азии. Еще одну треть их аккумулируют – Северная Америка и Европа.

Из-за разницы в темпах роста за последние полстолетия тридцатка крупнейших городов планеты значительно обновилась. Если в 1950 г. агломерации европейских стран и США занимали в ней почти 2/3 мест, то в 90-е годы – уже менее 1/3. Список ведущих агломераций мира покинули Милан, Берлин, Филадельфия, Петербург, Детройт, Неаполь, Манчестер, Бирмингем, Франкфурт, Бостон, Гамбург; а его восполнили – Сеул, Джакарта, Дели, Манила, Карачи, Лагос, Стамбул, Лима, Тегеран, Бангкок, Дакка. Прогнозируется, что к 2010 г. среди 30 крупнейших городских образований останутся только 6 агломераций из развитых стран (Токио, Нью-йорк, Лос-Анджелес, Осака, Париж и Москва), а 20 будут представлены городами Азии, прежде всего Китая и Индии.

Уровни урбанизации:

  • Высокий – доля городского населения более 50%,
  • Средний – 20-50%,
  • Низкий – менее 20%

      Общие черты урбанизации:

  • Быстрые темпы роста городского населения,
  • Повышение роли городов,
  • «Расползание» городов, расширение их территории.

3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

Таким образом, подводя итоги занятия, следует сделать следующие выводы:

1. Население Земли размещено крайне неравномерно. 70% населения живет всего на 7% территории суши.

В Восточном полушарии сосредоточено 80% всего населения, в Северном полушарии - 0,9%. При этом основная масса людей живет в пределах умеренного, субтропического и субэкваториального климатических поясов. 15% территории суши совершенно не освоены людьми - это области с экстремальными природными условиями.

2. Миграция населения сыграла выдающуюся роль в развитии человечества. Нынешнее и чрезвычайно разнообразное во многих отношениях население Земли во многом создано миграцией. Люди расселились по всей пригодной для проживания территории. Именно миграция создала многомиллионные города, городские агломерации (скопления городов, поселков, сел, деревень). Многие крупные современные государства созданы мигрантами (переселенцами). В последнее время в миграциях ежегодно участвуют сотни миллионов человек, влияя также и на размещение людей по планете.

3. Урбанизация, с одной стороны, улучшает условия жизни, с другой, - приводит к вытеснению природных систем, загрязнению окружающей среды, повышению химической, физической и психической нагрузки на организм человека.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ [2], с. 76-80

Преподаватель                                                                 _В.П. Калякин_

                                        подпись                                                  ио фамилия

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Цикловой комиссии

ОО, ОГСЭ и МиОЕН

ГБПОУ Юридический коллеж

от ___ ____________ 201__ г. № ____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»

План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Городское и сельское население.»

План - конспект учебного занятия по теме «Городское и сельское население.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Основные факторы размещения производительных сил.»

План - конспект учебного занятия по теме «Основные факторы размещения производительных сил.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика Зарубежной Европы. Население. Хозяйство.»

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика Зарубежной Европы. Население. Хозяйство.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика США и Канады. Население. Хозяйство.»

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика США и Канады. Население. Хозяйство.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика Латинской Америки. Население. Хозяйство.»

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика Латинской Америки. Население. Хозяйство.»...