Элективный курс по физике 10 класса
элективный курс

     Элективный курс «Фундаментальные эксперименты в физической науке», рассчитан на 34 часа. Данный курс предназначен для учащихся 10—11 классов общеобразовательных учреждений как гумани­тарного, так и физико-математического профиля. В процессе обучения школьники познакомятся с историей развития физики, становлением и эволюцией фи­зической науки, с биографиями ученых, расширят свои представления об экспериментальном методе познания в физике, роли и месте фундаментального эксперимента в становлении физического знания, взаимосвязи теории и эксперимента, научатся выполнять некоторые фунда­ментальные опыты с использованием физических при­боров, что будет способствовать формированию у них экспериментальных умений. Применение компьютер­ного моделирования позволит учащимся выполнять ис­следования с помощью компьютера, значительно рас­ширив их представления о возможностях и границах компьютерного эксперимента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_10_klass.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Родниковская средняя общеобразовательная школа № 6

«Рассмотрено»                                 «Согласовано»                                  «Утверждаю»

на заседании МО                            заместитель директора                   директор школы

естественного цикла                            школы по УВР                             Приказ № _______        

Протокол №___                           «______» _______2018 г.                  «____» _______2018 г.  «_____» _______2018 г.          ____________________                      _________________

___________________                     Земляная Л.В.                                    Коробейникова Т.В.

Лещёва Т.Ф.

Рабочая программа элективного курса

«Фундаментальные эксперименты

в физической науке»

для 10 класса

Разработала программу:

учитель физики

первой квалификационной категории

Сбитнева Елена Анатольевна

                                     

с. Родники

2018 г

Пояснительная записка

     Элективный курс «Фундаментальные эксперименты в физической науке», рассчитан на 34 часа. Данный курс предназначен для учащихся 10—11 классов общеобразовательных учреждений как гуманитарного, так и физико-математического профиля. В процессе обучения школьники познакомятся с историей развития физики, становлением и эволюцией физической науки, с биографиями ученых, расширят свои представления об экспериментальном методе познания в физике, роли и месте фундаментального эксперимента в становлении физического знания, взаимосвязи теории и эксперимента, научатся выполнять некоторые фундаментальные опыты с использованием физических приборов, что будет способствовать формированию у них экспериментальных умений. Применение компьютерного моделирования позволит учащимся выполнять исследования с помощью компьютера, значительно расширив их представления о возможностях и границах компьютерного эксперимента.

Основные задачи курса: дать представление о цикле научного познания, месте эксперимента в нем, соотношении теории и эксперимента; роли и месте фундаментальных опытов в истории развития физической науки; истории развития физики; научной деятельности ученых и биографиях ученых, а также о роли фундаментальных опытов в научно-технологическом прогрессе; научить планировать эксперимент; отбирать приборы для выполнения эксперимента; выполнять эксперимент; применять математические методы к решению теоретических задач; работать со средствами информации (учебной, хрестоматийной, справочной, научно-популярной литературой, программно-педагогическими средствами, средствами дистанционного образования); готовить сообщения и доклады, оформлять и представлять их; готовить и представлять эксперимент как натурный, так и модельный, использовать технические средства обучения и средства новых информационных технологий; участвовать в дискуссии; сформировать у учащихся научное мировоззрение; способствовать их нравственному и эстетическому воспитанию.

При этом основными формами обучения должны стать семинары, практические занятия по выполнению лабораторных работ и решению задач. Учащиеся самостоятельно ищут информацию для подготовки докладов и сообщений, готовят эксперимент, подбирают кино- и видеофильмы, диафильмы и слайды, компьютерные программы.

При выполнении лабораторных работ как с реальными физическими приборами, так и с компьютерными моделями организуется исследовательская деятельность по экспериментальному установлению зависимостей между величинами. Учащиеся осуществляют все этапы этой деятельности: от постановки задачи, выдвижения гипотезы или гипотез, планирования эксперимента, выбора средств выполнения эксперимента, сборки установки, наблюдений и измерений, фиксации результатов эксперимента до анализа результатов эксперимента и выводов. При этом в зависимости от владения учащимися исследовательским методом степень самостоятельности при ее осуществлении и характер помощи со стороны учителя могут быть различными.

Помимо исследовательского метода целесообразно использование частично-поискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационно-иллюстративного. Последний метод применяется в том случае, когда у учащихся отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы.

После изучения курса учащиеся должны:

знать (на уровне воспроизведения) имена ученых, поставивших изученные фундаментальные опыты, даты их жизни, краткие биографические данные, основные научные достижения;

понимать роль фундаментальных опытов в развитии физики; место фундаментальных опытов в структуре физического знания; цель, схему, результат и значение конкретных изученных фундаментальных опытов;

уметь выполнять определенные программой исследования с использованием физических приборов и компьютерных моделей; демонстрировать опыты; работать со средствами информации (осуществлять поиск и отбор информации, конспектировать ее, осуществлять ее реферирование); готовить сообщения и доклады; выступать с сообщениями и докладами; участвовать в дискуссии; подбирать к докладам и рефератам иллюстративный материал, оформлять сообщения и доклады в письменном виде.

Работу учащихся оценивают с учетом их активности, качества подготовленных докладов и выступлений.

Содержание курса

10 (11) класс

Эксперимент и теория в естественнонаучном познании

(2 ч)

Цикл естественнонаучного познания. Теоретический и экспериментальный уровни познания. Теоретические и экспериментальные методы познания, их место в цикле познания, связь между ними. Роль эксперимента в познании. Виды исторических физических опытов. Фундаментальные опыты по физике, их роль в науке и место в процессе естественнонаучного познания

Фундаментальные опыты в механике

(4 ч)

Зарождение экспериментального метода в физике. Роль фундаментальных опытов в становлении классической механики.

Опыты Галилея по изучению движения тел. Мысленный эксперимент Галилея и закон инерции. Открытие Ньютоном закона всемирного тяготения и опыт Кавендиша. Опыты Гюйгенса по изучению колебательного движения. Эмпирический базис как структурный элемент физической теории.

Фундаментальные опыты в молекулярной физике

(8 ч)

Возникновение атомарной гипотезы строения вещества. Опыты Броуна по изучению теплового движения молекул. Опыт Релея по измерению размеров молекул. Опыты Перрена по измерению массы молекул и определению постоянной Авогадро. Опыт Штерна по измерению скорости движения молекул. Экспериментально и теоретически полученное распределение молекул по скоростям. Победа молекулярно-кинетической теории строения вещества.

Опыты по исследованию свойств газов. Опыты Бойля. Опыты Румфорда. Опыты Джоуля по доказательству эквивалентности теплоты и работы. Фундаментальные опыты как основа научных обобщений.  

                                                                                                                                        Фундаментальные опыты в электродинамике

(6 ч)

Опыты Кулона по электростатическому взаимодействию. Опыты Рикке, Иоффе, Милликена, Мандельштама, Папалекси, Толмена, Стюарта, лежащие в основе электронной теории проводимости. Опыты Ома, позволившие установить закон постоянного тока. Различие между ролью фундаментальных опытов в науке и в процессе изучения основ наук.

Опыты Ампера, Эрстеда и Фарадея по электромагнетизму. Опыты Герца по излучению и приему электромагнитных волн. Фундаментальные опыты как подтверждение следствий теории в структуре физической теории.

Фундаментальные опыты в оптике (6ч)

Краткая история развития учения о свете. Опыты, послужившие основой возникновения волновой теории света. Опыты Ньютона по дисперсии света. Опыты Ньютона по интерференции света. Опыты Юнга. Опыты по поляризации света.

Проблема скорости света в физической науке. Астрономические наблюдения и лабораторные опыты по измерению скорости света

Фундаментальные опыты в квантовой физике

(6 ч)

Зарождение квантовой теории. Экспериментальное изучение теплового излучения. Опыты Столетова и Герца по изучению явления и законов фотоэффекта. Опыты Лебедева по измерению давления света.

Опыты Резерфорда по зондированию вещества и модель строения атома. Опыты Франка и Герца и модель атома Бора.

Фундаментальные опыты и формирование нового стиля научного мышления.. Демонстрации

Различные виды механического движения.

Свободное падение (трубка Ньютона).

Колебательное движение маятников.

Модель броуновского движения.

Модель опыта Штерна.

Электризация тел.

Взаимодействие электрических зарядов.

Взаимодействие проводников с током (опыт Ампера).

Взаимодействие проводника с током и магнита (опыт Эрстеда).

Явление электромагнитной индукции (опыты Фарадея).

Дисперсия света.

Опыты по интерференции и дифракции света.

Поляризация света.

Явление фотоэффекта и законы фотоэффекта.

Лабораторные работы

1.  Исследование закономерностей броуновского движения с использованием компьютерной модели.

2.  Измерение размеров молекул (опыт Рэлея).

3.  Исследование взаимодействия электрических зарядов (опыт Кулона) с использованием компьютерной модели.

4.  Исследование явления электромагнитной индукции (опыты Фарадея) с использованием физических приборов и компьютерной модели.

5.    Измерение скорости света с использованием компьютерного моделирования. Изучение явления дисперсии (с использованием физических приборов и компьютерного моделирования).

6.  Исследование явления интерференции с использованием компьютерного моделирования.

7. Исследование явления дифракции с использованием компьютерного моделирования.

8.  Исследование явления фотоэффекта с использованием компьютерного моделирования. 9.    Изучение   строения   атома   с   использованием компьютерного моделирования опытов Резерфорда

 Примерные темы докладов и рефератов

1.  Моделирование в физике.

2.  Галилей — основоположник экспериментального метода исследования в физике.

3.  Фундаментальные опыты и эволюция физической картины мира.

4.  Фундаментальные опыты и развитие электродинамики.

5.  Фундаментальные опыты и развитие взглядов на природу света.

6.  Фундаментальные опыты в структуре физической теории.

7.  Ньютон и Гук: противостояние гениев.

8.  Мифы и реальность из жизни Галилея.

Резерв времени (2 ч)

Литература

1. Боголюбов А. Н. Механика в истории человечества. М.: Наука, 1978.

2.   Вавилов С. И. Исаак Ньютон: 1643—1727. М.: Наука, 1989.

3.  Гиндикин С. Г. Рассказы о физиках и математиках. М.: Наука, 1985.

4.  Голин Г. М., Филонович С. Р. Классики физической науки (с древнейших времен до начала XX   в.). М.: Высшая школа, 1989.

5. Дягилев Ф. М. Из истории физики и жизни ее творцов. М.: Просвещение, 1986.

6.  Иоффе А. Ф. О физике и физиках: Статьи, выступления, письма. Л.: Наука, 1985.

7.  Каганов М. И., Френкель В. Я. Вехи истории физики твердого тела. М.: Знание, 1981.

8.  Кляус Е. М. Поиски и открытия: Т. Юнг, О. Френель, Дж. К. Максвелл, Г. Герц, П. Н. Лебедев, М. Планк, А. Эйнштейн. М.: Наука, 1986. 9.  Кошманов В.   В.   Георг Ом. М.: Просвещение, 1980.

10. Погребысская Е. И. Оптика Ньютона. М.: Наука, 1981.

11.  Собесяк Р. Шеренга великих физиков. Краков: Наша ксенгарня, 1973.

12.  Томилин А. Я. Мир электричества. М.: Дрофа, 2004.

13. Филонович С. Р. Кавендиш, Кулон и электростатика. М.: Знание, 1989.

14.  Филонович С. Р. Шарль Кулон. М.: Просвещение, 1988.

15.  Храмов Ю. А. Физики: Биографический справочник. М.: Наука, 1983.

16. Хрестоматия по физике / Под ред. Б. И. Спасского. М.: Просвещение, 1982.

17.  Чернощекова Т. М. Абрам Федорович Иоффе. М.: Просвещение, 1983.

18.   Энциклопедический  словарь  юного  физика / Сост. В. А. Чуянов. М.: Педагогика, 1991.                                                                             

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны знать (на уровне воспроизведения):

■  имена ученых, поставивших изученные фундаментальные опыты, даты их жизни, краткие биографические сведения, основные научные достижения.

Учащиеся должны понимать:

■  роль фундаментальных опытов в развитии физики;

■  место фундаментальных опытов в структуре физического знания;

■  цель, схему экспериментальной установки, результат и значение конкретного фундаментального опыта. Учащиеся должны уметь:

■  выполнять определенные программой исследования с использованием физических приборов и компьютерных моделей;

■  демонстрировать опыты;

■  работать со средствами информации (искать и отбирать информацию, конспектировать ее, осуществлять реферирование);

■  готовить сообщения и доклады;

■  выступать с сообщениями и докладами;

■  участвовать в дискуссии;

■  подбирать к докладам и рефератам иллюстративный материал;

■  оформлять сообщения и доклады в письменном виде.                                                                                  

В соответствии с требованиями к подготовке учащихся  предлагается следующая система оценивания их учебной деятельности (см. табл. 1).

Таблица 1

Виды деятельности, которые оцениваются

Уровни и критерии

Выполнять исследования с использованием физических приборов

Умение сформулировать цель исследования, его гипотезу, умение спланировать эксперимент, оценить полученные результаты, сделать выводы

Выполнять исследования с использованием компьютерных программ

Умение сформулировать цель исследования, его гипотезу, умение спланировать эксперимент, оценить полученные результаты, сделать выводы

Демонстрировать опыты

Умение сформулировать цель демонстрации, умение подобрать приборы, выделить демонстрируемое явление, объяснить результат

Осуществлять поиск и отбор информации

Привлечение различных источников информации, соответствие отобранной информации теме доклада или сообщения

Конспектировать и реферировать информацию

Умение выделить основное в отобранной информации и изложить в письменной форме

Готовить сообщения и доклады в письменном виде

Умение структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности, подбирать и представлять иллюстративный материал

Выступать с сообщениями и докладами

Умение структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности, четко и кратко излагать мысли, иллюстрировать рисунками, схемами и пр., делать компьютерную презентацию

Участвовать в дискуссии

Умение задавать вопросы, отвечать

на вопросы, высказывать

и обосновывать свою точку зрения

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Число часов

Параграф

 учебника

Дата проведения

План

Факт

Введение

2

1

Цикл естественно – научного познания. Теоретический и экспериментальный метод познания

1

1

8.09

2

Фундаментальные опыты, их роль в науке

1

2

15.09

Глава 1. Фундаментальные опыты в механике

6

3

Зарождение экспериментального метода в физике.

1

3

22.09

4

Опыты Галилея по изучению движения тел. Мысленный эксперимент Галилея и закон инерции

1

3

29.09

5

Закон всемирного тяготения Ньютона

1

4

6.10

6

Опыт Кавендиша

1

4

13.10

7

Опыты Гюйгенса по изучению колебательного движения. Эмпирический базис как структурный элемент физической теории

1

5

20.10

8

Эмпирический базис как структурный элемент физической теории

1

6

27.10

Глава 2. Фундаментальные опыты в молекулярной физике

6

9

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества.

1

7, 8

10.11

10

Опыты Броуна, Рэлея и Перрена

1

9

17.10

11

Опыт Штерна по измерению скорости движения молекул.

1

10

24.11

12

Экспериментально и теоретически полученное распределение молекул по скоростям. Окончательное становление молекулярно-кинетической теории строения вещества

1

11

1.12

13

Опыты по исследованию свойств газов. Опыты Джоуля по доказательству эквивалентности теплоты и работы. Фундаментальные опыты как основа научных обобщений

1

12

8.12

14

Опыты Джоуля по доказательству эквивалентности теплоты и работы. Фундаментальные опыты как основа научных обобщений

1

13

15.12

Глава 3. Фундаментальные опыты в электродинамике

8

15

Опыты Кулона по электростатическому взаимодействию

1

14

22.12

16

Исследование электрических цепей

1

15

29.12

17

Опыты Рикке, Иоффе, Мандельштама, Папалекси, Толмена, Стюарта как основа электронной теории проводимости. Опыты Ома, их роль в установлении законов постоянного тока

1

16

19.01

18

Опыты Ома, их роль в установлении законов постоянного тока

1

17

26.01

19

Опыты Ампера, Эрстеда  по электромагнетизму

1

18

2.02

20

Опыты Фарадея по электромагнетизму

1

18

9.02

21

Опыты Герца по излучению и приему электромагнитных волн.

1

18

16.02

22

Фундаментальные опыты как подтверждение следствий теории

1

18

2.03

Глава 4. Фундаментальные опыты в оптике

6

23

Краткая история развития учения о свете. Опыты, послужившие основой возникновения волновой теории света. Опыты Ньютона по дисперсии света

1

19

9.03

24

Опыты Ньютона по дисперсии и интерференции света

1

20

16.03

25

Опыты Ньютона по интерференции света. Опыты Юнга.

1

20, 21

23.03

26

Опыты по поляризации света

1

22

6.04

27

Проблема скорости света в физической науке.

1

23

13.04

28

Измерение скорости света: астрономические и земные методы

1

24

20.04

Глава 5. Фундаментальные опыты в квантовой физике

6

29

Зарождение квантовой теории. Экспериментальное изучение теплового излучения.

1

25, 26

27.04

30

Опыты Столетова и Герца по изучению явления и законов фотоэффекта. Опыты Лебедева по измерению давления света

1

27, 28

4.05

31

Опыты Резерфорда по зондированию вещества и модель строения атома.

1

29

11.05

32

Опыты Франка и Герца и модель атома Бора

1

30

18.05

Заключение

2

33

Фундаментальные опыты и формирование нового стиля научного мышления

1

Заключение

25.05

34

Фундаментальные опыты и формирование нового стиля научного мышления

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов по настольному теннису

Программа предназначена для углубленного освоения игры в настольный теннис, может применяться в школах со спортивным уклоном, а также в общеобразовательных школах. Курс рассчитан на 360 часов....

Элективный курс по английскому языку в 10 классе

В наше время учащимся очень пригодится знание английского языка в сфере делового общения ,,,,...

Программа элективных курсов для 11 класса

Решение нестандартных задач...

Рабочая программа и тематическое планирование элективного курса по подготовке к ЕГЭ 11 класс

ЕГЭ по математике совмещает два экзамена – выпускной школьный и вступительный в ВУЗ. В связи с этим материал, усвоение которого проверяется при сдаче ЕГЭ, значительно шире материала, проверяемого при ...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Элективный курс по физике 9 класс

Элективный курс предназначен для учащихся 9 клас­сов общеобразовательных школ в качестве предпрофильной подготовки. Предполагает такое развитие школьников, которое обеспечивает переход от обучения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета ДУК.02 Элективный курс по физике.Специальность: 15.02.13-Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования

gt;Программа предмета ДУК.02 Элективный курс по физике разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки Р...