конспект практического занятия
план-конспект занятия

Абрамова Галина Михайловна

Комбинированное занятие по введению нового материала 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kompleksnye_chisla.doc65.5 КБ
Файл urok_uravneniya_cherez_grafiki.docx468 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ СПО «Смоленский политехнический техникум»

Конспект открытого учебного занятия по дисциплине

« Математика»

по теме   «Тригонометрическая форма комплексного

                                 числа»

Преподаватель: Абрамова Г.М.

Смоленск 2017

Тема урока:  «Тригонометрическая форма комплексного      

                         числа»

Цель: обучающая          - научить переходу от алгебраической формы  

                                            комплексного числа к тригонометрической  и

                                            наоборот,                                                                  

                                         - научить производить действия  над

                                           комплексными числами в тригонометрической

                                           форме,

             развивающая      -развивать навык самостоятельной работы по

                                           самоконтролю и самооценке,

                                          -развивать логическое мышление на основе

                                            сопоставления ранее изученного и нового,

             воспитательная   -воспитывать добросовестное отношения к

                                            учебному труду,

                                          -воспитывать аккуратности в работе,

             методическая      -продемонстрировать применение частично-

                                            поискового метода обучения при объяснении

                                            нового материала

                                          - продемонстрировать применение методов

                                            тестового контроля и самоконтроля пи закреплении

                                            знаний и умений.

План занятия: 1.      Оргмомент.  

                         2.      Актуализация опорных знаний.

                         2.1.   Тест по теме: «Алгебраическая форма комплексного

                                     числа»

                         2.2     Инструктивное задание по теме «Векторы»

                         3.       Изучение нового материала.

                         3.1.    Переход от алгебраической записи комплексного  

                                      числа к тригонометрической.

                         3.2.    Действия над комплексными числами в

                                      тригонометрической форме.

  1. Закрепление нового материала.

4.1.    Выполнение тестового задания с последующим

              разбором заданий.

5.       Задание на дом.

6.       Итог занятия.

                                     

Ход занятия.

                                1.Оргмомент.

Приветственное слово преподавателя, представление гостей, проверка готовности группы к занятию.  

 

                           2. Актуализация опорных знаний.

Тема нашего занятия: « Тригонометрическая  форма  комплексного числа ».                                                                                                             Что мы знаем по данной теме и чему должны научиться?               Верно, сегодня на занятии мы познакомимся с новой формой записи комплексного числа, научимся переходить от алгебраической формы записи к  тригонометрической и наоборот, выполнять действия над комплексными числами в тригонометрической форме(запись темы занятия и плана занятия в тетрадь).                                                                                Для успешного изучения нового,  нам необходимо вспомнить ранее изученный материал о алгебраической форме комплексного числа (в течении 2х минут выполняется  тестовое задание по теме    «Алгебраическая форма комплексного числа»(приложение 1)).

Итак,  время истекло,  давайте проверим результаты вашей работы (проверка ответов, самооценка, запись в оценочный лист).

Подведем итог :  комплексное число в алгебраической форме имеет вид а+bi. (Запись числа на доске в алгебраической форме, геометрическая интерпритация числа  в виде точки плоскости и радиус-вектора).               Для дальнейшей работы нам необходимо вспомнить правило нахождения длины вектора и величины угла между вектором и осью абсцисс.    

 Выполним инструктивное задание,  (приложение 2)  воспользовавшись материалом  по темам  «Тригонометрия» и «Векторы»  ( итог работы записывается на доске преподавателем,  студенты оценивают работу, занеся результат в оценочный лист).

                       3. Изучение нового материала.

Выполнив инструктивное задание, вы вывели новую форму записи комплексного числа, которая называется тригонометрическая.  

Назовем элементы комплексного числа в тригонометрической форме (преподаватель на доске , студенты в тетрадях ведут записи) и рассмотрим вопрос о переводе комплексного числа  от алгебраической формы записи к  тригонометрической и наоборот.        

       

                         4. Закрепление нового материала.

Выполним практические задания по переводу комплексного числа              

 ( студент на доске, группа в тетрадях выполняют задания   (приложение 3 )).

Рассматривается вопрос о выполнении действий над комплексными числами(приложение 4).

Проверим полученные на занятии знания и умения выполнив тестовое задание( приложение 5).Оценивание результатов работы.

Итог занятия.

Оценочный лист студента группы 1-09-Э

Тестовое

задание

Инструктивное

задание

Формы записи

комплексных чисел

Действия над числами

Контроль умений

Оценка активности работы

итог

Приложение 1.

                                      Тестовое задание

1.Комплексными являются числа:

       А)  7+Х;    Б) У-4;  В) 2+3i ;  Г) 4-Х;  Е) 6;  Р) 7i;  Н) i ;  О) -2-3i.

2.Число, противоположное числу 2-3i ,

       А) 2+3i ;   Б) -2-3i ;   В) -2+3i ;   Г) 2i +3.

3.Число, сопряженное комплексному числу 2-3i ,

       А) -2+3i;   Б) -2-3i ;   В) 2+3i ;    Г) 2i +3

4. Найти соответствие между комплексным числом и координатами точки

           1)  2+5i                       Р (0;5)

           2) 5i                            Б (2;5)

           3) -2+5i                      В (5;0)

           4) 5                            А (-2;5)

           5) 5-2i                        О (5;-2)

Приложение 2.

                                  Инструктивное задание:

1.Дан вектор  r  с его координатами    r(а;b).

   Найти длину вектора.

    Решение: r = √

2.φ-угол между вектором  r  и осью  ох, тогда

    cоs φ =                       ;  а =

    sin φ =                        ; b  =

3.Используя материал задания 2, комплексное число z =a+bi, можно        

    записать в другой форме:  а+bi=

  Приложение 3.

Задания тренировочного характера.

Записать число в тригонометрической форме:

1.   -2+2√3i =             4(cos⅔π + isin⅔π)

2.     1+i =                  √2 (cos π∕4+isin π∕4)

3.    -1- i =                 √2(cos5/4π+isin5/4π)

 

Записать в алгебраической форме:

2 ( cos π/3  + i sin π/3 )=                1+i√3

3 ( cos π/6  + i sin π/6 )=                (3√3)/2+i 3/2

2 ( cos π/6  + i sin π/6 )=                √3+i

Выполнить умножение, деление, возведение в степень комплексных чисел:

Z1=  3(cos π/3  + i sin π/3)

Z2= 2(cos π∕4+isin π∕4)

 

Z1∙Z2=6(cos7∕12π+isin7∕12π)

Z1:Z2=3/2(cosπ∕12+isinπ∕12)

Z13 = 9(cosπ+cosπ)    

Приложение 5.

Итоговое тестовое задание

1. Сопоставить записи комплексных чисел в алгебраической и  

     тригонометрической форме:

1) 2-2i                             а)   3( cos π/2 + i sin π/2)

2) 2                                  б) 2√2 ( cos(-π∕4)+ i sin(-π∕4))

3) 3i                                 в) 2( cos0 + i sin0 )

 

Ответ:

2.Число, сопряженное комплексному числу 2( cos π - i sin π ) имеет вид:

А)   - 2( cos π - i sin π )

Б)      2( -cos π + i sin π )

В)   - 2(- cos π + i sin π )

Г)      2( cos π + i sin π )

Ответ:

3.Произведением комплексных чисел в тригонометрической форме

    2( cosπ∕6+ i sinπ∕6)  ∙  3( cosπ∕12+ i sinπ∕12)  будет число:

Ответ:

а) в тригонометрической форме:

б) в алгебраической форме:

Ответы .

К тестовому заданию.  

1.         ВЕРНО

2.         В

3.         В

4.         1Б; 2Р; 3А; 4В; 5О.

К итоговому тестовому заданию.

1.            1Б;   2В;   3А

2.            Г

3.          а)  6(cos π∕4 +  i sin π∕4)

             б)  3√2 + 3i√2

Литература: 

1. Башмаков М.И. Математика: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования/М.И. Башмаков – 2-е изд., стер.  – М.: Издательский центр «Академия»,  2011. – 256с.

                      2.Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 10—11 кл. – М.,  2005. – 400с.

2. Башмаков М.И. Математика: 10 кл. Сборник задач: учеб. пособие. – М.: Графа, 2004. – 400с.

3. Омельченко В.П. Математика: учебное пособие – изд.5-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 380с.

4. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" [Электронный ресурс] : – Режим доступа: www .festival.1september.ru - Загл. с экрана.   

5. Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс] : – Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/zachet-po-geometrii mnogogranniki-- Загл. с экрана.



Предварительный просмотр:

ОГБОУ СПО «Смоленский политехнический техникум»

Конспект открытого учебного занятия

по дисциплине

« Математика»

Тема занятия:  « Использование графиков функций при решении   уравнений »

Преподаватель: Абрамова Г.М.

Смоленск 2017

Практическое занятие № 39

«Использование графиков функций при решении уравнений»

Цели занятия:

обучающие:- сформированность умений решения уравнений графическим методом,

 - оценить понимание графической интерпретации уравнений,

развивающие:- развитие новых приемов самоконтроля,

                                -развитие навыков перехода от прямого к обратному,

воспитательные:   -ответственного отношения к учебному труду.

Дидактическая оснащенность занятия:

  1. Карточка-задание для студентов.
  2. Слайды.

План занятия:

 1.Организационный момент.   ( 3 мин.)

2.Актуализация опорных знаний.   ( 15 мин.)

3. Самостоятельная работа.   ( 20 мин.)

4. Домашнее задание.   ( 2 мин.)

5. Подведение итогов.    ( 5 мин.)

Ход занятия.

1. Организационный момент.

1) Приветствие.

2) Ознакомление с целью и задачами урока.

3) Инструктаж студентов по организации работы на уроке.

2. Актуализация опорных знаний.

 Проверка знаний студентами графиков элементарных функций и умений их строить.

Дифференцированные задания:

Задача 1. Сопоставить графики функций формулам их задающих (приложение 1).

Задача 1*. Подписать графики функций формулам их задающих(приложение 2).

Самопроверка ( на интерактивной доске).

Задача  3.(устно обсуждаем решение задачи, выполняем задачу в тетрадях, записываем алгоритм решения).

Решить графически уравнение 2/Х = Х+1.

Алгоритм решения задачи:

  1. Ввести в рассмотрение функции.
  2. Построить в одной системе координат графики функций.
  3. Найти точки пересечения графиков.
  4. Найти абсциссы точек пересечения – это и есть корни уравнения.
  5. Записать ответ.

Задача 4. Решить графически уравнение  Х2 – Х – 4 = 0.

( обсудить ход решения)

3. Самостоятельная работа.

Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных и нестандартных условиях.

  1. Выполнение заданий в тетрадях.

Вариант1.

Задача 1. Решить графически уравнение:     Х2  = - Х+2,      

 Задача  2. Записать уравнение для графика функции:

Вариант2.

Задача 1. Решить графически уравнение:    √Х  + 8/Х = 0          

Задача  2. Записать уравнение для графика функции:

2) Проверка выполненных заданий, анализ допущенных ошибок.

4. Домашнее задание.

1. Повторить материал учебника стр.236- 240

2. Ответить на вопросы 1-6 стр. 240

5. Подведение итогов.

1. Оценка знаний студентов.

2. Повторение алгоритма решения уравнений графическим методом.

3. Мнение студентов о занятии.

Приложение2

Ф.И. студента

Оценки образовательных достижений студентов

(оценка положительная – 1/ отрицательная – 0)

У6

У15

З8

З9

%положительных оценок

Отметка

Задача 1*. Подписать графики функций формулам их задающих.

                                                                                                                  3.

  1.                                   2.

4.                                                                       5.

Самостоятельная работа.    

Задача 1. Решить графически уравнение:   √Х + 8/Х = 0          

Задача  2. Записать уравнение для графика функции:

Приложение1

Ф.И. студента

Оценки образовательных достижений студентов

(оценка положительная – 1/ отрицательная – 0)

У6

У15

З8

З9

%положительных оценок

Отметка

Задача 1. Сопоставить графики функций формулам их задающих.

  1.                                                          2.                                                           3.

               4.                                               5.

А)  у=ах+в                   Б) у= ах2+вх+с            С) у=к/х         Д) У=logax           Е) у=ах

Самостоятельная работа.    

Задача 1. Решить графически уравнение:      Х2 =-Х+2.        

Задача  2. Записать уравнение для графика функции:

Решение самостоятельной работы

Вариант 2.

Задача 1.  Решить графически уравнение:    √Х + 8/Х = 0          

Задача 2. Записать уравнение для графика функции:

Решение самостоятельной работы

Вариант 1.

Задача 1.Решить графически уравнение:      Х2 =-Х+2.

                                                                              

Задача 2.  Записать уравнение для графика функции:

 Ответ:Х3 = 2Х+4

Фамилия студента

Вопросы

Начало занятия

Конец занятия

1. По виду формулы элементарной функции могу построить график.

2. По изображению графика функции могу записать формулу.

3. Знаю, как графически решить уравнение.

4. Умею графически решать уравнения с одной переменной.

5. Знаю,  как использовать графический метод при определении количества корней в уравнении.

Литература: 

1. Башмаков М.И. Математика: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования/М.И. Башмаков – 2-е изд., стер.  – М.: Издательский центр «Академия»,  2011. – 256с.

                      2.Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 10—11 кл. – М.,  2005. – 400с.

2. Башмаков М.И. Математика: 10 кл. Сборник задач: учеб. пособие. – М.: Графа, 2004. – 400с.

3. Омельченко В.П. Математика: учебное пособие – изд.5-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 380с.

4. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" [Электронный ресурс] : – Режим доступа: www .festival.1september.ru - Загл. с экрана.   

5. Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс] : – Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/zachet-po-geometrii mnogogranniki-- Загл. с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект практического занятия по учебной дисциплине "Менеджмент" (открытый урок)

План открытого практического занятия в группе студентов 2 курса специальности "Экономика и бухгалтерский учет"...

План-конспект практического занятия №3 "Выезд в музей гражданской авиации Санкт-Петербургского университета гражданской авиации"

  План-конспект практического занятия  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального об...

КОНСПЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ВОЖДЕНИЮ «Вождение гусеничного трактора по прямой линии и с поворотами»

Цели урока:1.     Закрепить умение учащегося по подготовке трактора к работе, пуску двигателя, троганию с места, пользованию рычагами с педалями;2.     Выработа...

План-конспект практического занятия на тему "Определение расходов воды при производстве строительных работ"

Выполнение студентами 3 курса практического занятия на тему "Определение расходов воды при производстве строительных работ", МДК 01.02 "Проект производства работ"...

Конспект практического занятия по ПМ02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

    Представленый материал содержит конспект  практического занятия по теме : "Обучение основам трансфузиологии, роли медицинской сестры при проведении инфузионной терапии&q...

Конспект практического занятия по педагогике

Конспект пратического занятия по педагогике...