Развитие познавательного интереса студентов к физике
статья

Главная задача каждого преподавателя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей студентов, приобщение их к творческой деятельности.

А поскольку задача преподавателя состоит в повышении мотивации студентов к изучению предмета и раскрытию индивидуальных качеств студента, то надо уметь выделить оптимальную модель, включающую метод обучения, формы, в которых он реализуется, педагогические средства и конкретные педагогические приемы и привнести их в педагогический процесс.

Проработав преподавателем в техникуме сравнительно небольшой период – всего 5 лет, причем начал работу в малокомплектной сельской школе, понял, что в процессе обучения физики наряду с традиционными образовательными технологиями, о которых узнал еще во время обучения в институте, необходимо использовать и современные образовательные технологии. Ведь предмет физика – это предмет из области естественных наук, содержание которого отличает в достаточной степени фундаментальность, и, как следствие из этого, определенная часть студентов не проявляет большого внимания и интереса к изучению данного предмета.

Приходя впервые в кабинет физики, многие студенты интересуются физикой как экспериментальной наукой, ожидая занимательные и интересные опыты, но столкнувшись с большим объёмом теоретического материала большинство из них утрачивают интерес.

 Задача учителя школы и преподавателей техникума заключается в том, чтобы интерес учащихся и студентов не только не угас, но наоборот стал ещё больше.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса

студентов к физике

Здравствуйте, уважаемые коллеги

Главная задача каждого преподавателя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей студентов, приобщение их к творческой деятельности.

А поскольку задача преподавателя состоит в повышении мотивации студентов к изучению предмета и раскрытию индивидуальных качеств студента, то надо уметь выделить оптимальную модель, включающую метод обучения, формы, в которых он реализуется, педагогические средства и конкретные педагогические приемы и привнести их в педагогический процесс.

Проработав преподавателем в техникуме сравнительно небольшой период – всего 5 лет, причем начал работу в малокомплектной сельской школе, понял, что в процессе обучения физики наряду с традиционными образовательными технологиями, о которых узнал еще во время обучения в институте, необходимо использовать и современные образовательные технологии. Ведь предмет физика – это предмет из области естественных наук, содержание которого отличает в достаточной степени фундаментальность, и, как следствие из этого, определенная часть студентов не проявляет большого внимания и интереса к изучению данного предмета.

Приходя впервые в кабинет физики, многие студенты интересуются физикой как экспериментальной наукой, ожидая занимательные и интересные опыты, но столкнувшись с большим объёмом теоретического материала большинство из них утрачивают интерес.

 Задача учителя школы и преподавателей техникума заключается в том, чтобы интерес учащихся и студентов не только не угас, но наоборот стал ещё больше.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. познавательный интерес - становится основой положительного отношения к учению и носит поисковый характер. Под его влиянием у студента постоянно должны возникать вопросы, ответы на которые он сам должен постоянно и активно искать.

 В своей педагогической практике я применяю традиционные методы и формы обучени для усвоения учебного предмета, развития интереса, активизации учебной деятельности студентов. способствуют наиболее активные формы и методы обучения.

Методы обучения

Словесные (беседа, лекции)

  • Наглядные (демонстрационные опыты)
  • Практические (лабораторные, практические работы)
  •  Информационные;
  •  Поисково- исследовательские.

Формы обучения:

Формы работы со студентами разные: индивидуальная (подготовка докладов, помощь в разработке тем научных исследований  и подборе списка литературы); групповая (работа над исследовательскими проектами); массовая (участие в научно - практических конференциях).

Можно представить в виде схемы 1

У преподавателя физики имеются большие возможности для возбуждения интереса к предмету, развития познавательной активности студентов, осуществления трудового воспитания в процессе  изучения физики.

В каждом человеке живёт страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий студент обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что - нибудь « открыть». Поэтому на своих уроках часто приходится проводить фронтальные опыты, а именно при проведении лабораторных работ.

 Например:

Исследование равноускоренного прямолинейного движения

Студенты учатся измерять ускорение при равноускоренном прямолинейном движении; экспериментально устанавливать отношение путей, проходимых телом при равноускоренном прямолинейном движении за последовательные равные промежутки тела. Расчет и построение графиков зависимости пройденного пути и скорости от времени в случае прямолинейного равноускоренного движения.

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины

В этой работе студенты выясняют, как зависят период и частота свободных колебаний математического маятника от его длины.

Одним из эффективных, способов проверки текущих знаний студентов является физический диктант. Для повторения физических величин я даю задания на карточках. (Прилагается)

Установите соответствие между физическими терминами и его определеним: каждой позиции, обозначенные буквы, подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.

Физический термин

Определение

А Молекула

1 –масса равна произведению массы одной молекулы данноговещества на постоянную Авогадро.

Б постоянная Авогодро

2 –хаотическое движение молекул.

В Броуновское движение

3 –число молекул, содержащихся в 1 моле любого вещества.

Г Диффузия

4-это мельчайшая частица данного вещества,сохраняющая все его химические свойства и способная к самостоятельному существовонию

5 –это процесс, когда молекулы одного вещества проникают в промежутки между молекулами другого вещества

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

4

3

2

5

Установите единицы длины и его перевод в систему СИ.

Каждой позиции, обозначенные буквы, подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.

Еденица длины

Перевод в систему СИ

А 1 километр

1. 0,1 м

Б 1 дециметр

2. 0,001 м

В 1 сантиметр

3. 1000 м

Г 1 миллиметр

4. 0,01 м

5. 10000 м

6. 0,00001 м

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

3

1

4

2

Измерение единицы площади

1 квадратный метр (1 м2)

название

Условное обозначение

соотношение

А 1 квадратный километр

1.            0,01 м2

Б 1 гектар

2.            0,0001

В 1 ар

3.            10000 м2

Г 1 квадратный дециметр

4.            0,000001 м2

Д 1 квадратный сантиметр

5.            1000000 м2

Е 1 квадратный миллиметр

6.            100 м2 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

5

3

6

1

2

4

Измерение единицы объема

1 кубический метр (1 м3)

название

Условное обозначение

соотношение

А 1 кубический километр

1.            0,001 м3

Б 1 кубический дециметр

2.            0,001 м3

В 1 кубический сантиметр

3.            1 см3

Г 1 литр

4.            0,000001 м3

Д 1 миллилитр

5.    1000000000 м3

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

5

1

4

2

3

На уроках физики много решаем задач.

При решении задач используем алгоритм– как одну из логических форм организации мыслительной деятельности. Алгоритм показывает как и в какой последовательности получить результат. Они формируют у обучающегося четкий стиль мышления, воспитывают требовательность к объективности, правильности и определенности знаний.

При изучении некоторых тем на уроках использую самостоятельную работу студентов с учебником.

Задания для самостоятельной работы, должны вызывать интерес у студентов.

. Например, прочтя параграф о механическом движении, можно записать следующую логическую цепочку: «механическое движение — траектория движения — путь — единицы пути». Это главные мысли данного параграфа, его ключевые моменты, «звенья» цепочки, а остальной материал лишь раскрывает, иллюстрирует их. В процессе такой работы заложенная в учебнике обширная информация как бы «свертывается» в несколько слов (звенья, образы), связанные между собой. Процесс выделения и раскрытия логических цепочек предполагает неоднократное чтение материала.

При изучении новой темы я стараюсь использовать таблицы (учебник Физика П. И.Самойленко ) п. 6.4. Кристаллическое состояние.

Прочитать абзац (Типы связей в кристаллах и заполнить таблицу)

Тип связи

Силы связи

Свойства веществ

Примеры

Рисунок

Молекулярная связь

Исследовательская деятельность учащихся.

Среди различных методов, применяемых мною на уроке и во внеурочной деятельности, я использую метод проектов и исследовательской деятельности.

Важной задачей внеклассных занятий по физике является развитие у студентов умения самостоятельно работать с литературой и навыков экспериментальной работы в лаборатории.

Во внеурочное время занимаюсь с ребятами, которые проявляют интерес к предмету. В начале учебного года провожу беседу с целью выявления таких студентов, а потом формирую группу студентов для дополнительных занятий по предмету.

Проектная деятельность позволяет студентам самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации: справочную литературу, энциклопедии, Интернет, развивают умения студентов по использованию компьютерных технологий, что очень важно в современном мире.

Основные требования к методу проекта

• в проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема;

• в процессе работы над проектом проводится исследование, используются исследовательские методы;

• исследование, как и весь проект, выполняется самостоятельно студентами, а преподаватель выступает в роли консультанта;

В целом в проектной деятельности можно  выделить определенные этапы работы:

Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса физики.

Например, после изучения темы: «Молекулярно - кинетическая теория строения вещества» мы выполнили исследовательскую работу «Выращивание кристаллов». Кристаллы повсюду. Они разнообразны, красивы, загадочны. И поэтому, нам захотелось больше узнать о том, какие бывают кристаллы, как они образуются, чем отличаются и конечно, попытаться самим вырастить это чудо природы.

Поэтому, свою работу мы посвятили отработке навыков по выращиванию самых необычных кристаллов из водных растворов солей.

Этапы выращивания кристаkлов:

C:\Users\solovjevy\Desktop\Выращивание кристаллов\1 этап медн купорос\IMG_6727 - копия.JPG

Рис. 1. Взвесили соль медный купорос.

C:\Users\solovjevy\Desktop\Выращивание кристаллов\1 этап медн купорос\IMG_6728.JPG

Рис. 2.Нагрели воду до 60о

Сняли растворы с водяной бани и процедили их, чтобы растворы были чистыми. Снова сыпали в них соли, пока они не перестанут растворяться.

C:\Users\solovjevy\Desktop\Выращивание кристаллов\1 этап медн купорос\IMG_6734.JPG

C:\Users\solovjevy\Desktop\Выращивание кристаллов\1 этап медн купорос\IMG_6740.JPG

Второй день: 14.03.2018 год

Выращивание кристаллов.

На дне и стенках сосудов образовались кристаллики. Перелили растворы через марлю в чистые емкости. Выбрали из всех кристалликов самые большие и в подвешенном состоянии опустили в растворы. Оставили их расти.

C:\Users\solovjevy\Desktop\Выращивание кристаллов\Монокристалы 3-4\IMG_6936.JPG

C:\Users\solovjevy\Desktop\Выращивание кристаллов\Монокристалы 3-4\IMG_6963.JPG

За несколько дней наши кристаллы сильно подросли. В результате у нас получились три монокристалла.

Кристаллы из раствора медного купороса, сульфата магния и сульфата марганца:

C:\Users\solovjevy\Desktop\Выращивание кристаллов\мОНОКРИСТАЛЫ 27.03\IMG_7340.JPG

C:\Users\solovjevy\Desktop\Выращивание кристаллов\мОНОКРИСТАЛЫ 27.03\IMG_7346.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исследование на уроках естественнонаучного цикла - как основа развития познавательного интереса"

Из опыта работы по проектной деятельности студентов во внеурочное время....

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования...

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА по программе профессиональной переподготовки «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА» Тема: Особенности развития познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики посредством дидактической игры

Нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности, поэтому учитывая индивидуальные особенности умственно отсталых младших школьников, познавательная д...

"Методы и приёмы развития познавательных интересов обучающихся на уроках теоретического обучения по различным профессиям в ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ"

В данном докладе рассмотрены различные методы и приёмы, применяемые педагогами комплекса-интерната при профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья....

Развитие познавательного интереса и повышение мотивации к выбранной профессии

В статье с презентацией предложен материал по развитию познавательного интереса, профессиональной направленности  у студентов педагогического колледжа на занятиях биологии, географии и методики п...

Учебно-методический комплект практических занятий по теме «Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект. Развитие познавательных процессов как необходимый фактор профессионального роста»

Учебно-методический комплект к практическим занятиям по теме «Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект. Развитие познавательных процессов...