Конспект урока "Гидросфера" 5 класс география.
план-конспект урока

Кулигина  Елена  Геральдовна

Урок развивающегося контроля с использованием здоровьесберегающих технологий.  На уроке учащиеся смогут закрепить свои знания по теме "гидросфера".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_gidrosfera.docx94.75 КБ

Предварительный просмотр:

Гидросфера.  5 класс.   Составитель учитель  географии  МОУ «СОШ №14»   Кулигина Е.Г.

Тема:  ГИДРОСФЕРА.

Тип урока:  урок развивающегося контроля с использованием здоровьесберегающих технологий.

Цель:конкретизировать   знания  о гидросфере  и её роли в жизни человека.

Задачи:

Обучающие:   1)выявить качество и уровень овладения знаниями, умениями и навыками обучающихся по теме «Гидросфера».

                          2) Обобщить материал как систему знаний,  развивать пространственное  мышление и умение классифицировать объекты.

                          3) Продолжить работу по формированию умений выявлять причинно – следственные связи.

 Развивающие:  развить умения  показывать  водные объекты  на географической карте;  развивать познавательный интерес к предмету;  продолжить формирование умения работать с географической картой, учебником.

Воспитательные:   способствовать осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе, посредством межпредметных связей;   воспитывать любовь к природе.  Развивать эстетическое восприятие  географических  объектов  через литературные,  музыкальные произведения.

Оборудование:

Традиционное:  физическая карта   мира, учебник для 5 класса, слова – термины (ведущие понятия), магниты с магнитной доской, атласы, дидактические материалы, изготовленные учителем.

Современное: компьютер, проектор, экран,  магнитофон.

Межпредметные связи.  На данном уроке используются межпредметные связи с экологией, музыкой, литературой.

Здоровье и психосберегающая среда  создается на основе комфортных условий,  музыкальным сопровождением, активных  форм изучения материала, смены видов и форм организации деятельности, соблюдения санитарно – гигиенических требований.

Образовательные результаты:

знакомство с терминами, практические навыки работы с картами,  расширение кругозора.

Тип урока (по дидактической цели)  –  урок развивающегося контроля.

В основе урока – технология личностно – коммуникативного обучения.

Ведущие понятия: гидросфера, море, залив, пролив, остров, полуостров, архипелаг,  река,   исток, устье, главная река,  речная система, водосборный бассейн, водораздел, озеро.

        Ход урока.

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

 1. Организационно - мотивационный этап урока.

1.1.Организационный момент.

Звучит музыка( шум воды)

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя

1.2Создание мотивационной  установки

 Послушаете музыку, определите, что она   нам говорит.

музыка( звуки воды).

Слушают.

Предполагаемые ответы:

 Шум воды, звуки воды.

Личностные: Самооценивание на основе критерия успешности.

Предметные: Объясняют и доказывают.

Метапредметные:  Излагают свое мнение (К), осознанное построение речевого высказывания (П).

1.3. Целеполагание. Определение темы и задач урока.

1.Как вы думаете,  какая тема урока

2. какую цель поставим

3. Задачи урока

СЛАЙД №3.

Запишите тему и цель в тетрадь.

1. Гидросфера.

2.Закрепить знания по гидросфере.

3.Повторить:

-термины

-номенклатуру

-значение.

Личностные:  Самоопределение,  смыслообразование.

Метапредметные:  Целеполагание (П),  извлечение необходимой информации (П), выражение своих мыслей (К).

2.Содержание учебного предмета.

1.«Есть два разряда путешествий,

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь».

А.Т. Твардовский.

2.Как вы думаете, почему эти строки я выбрала к уроку?

3. На чем вы будем путешествовать, если тема «Гидросфера»?

4. На карту приклеиваем корабль.

И мы сегодня с вами отправляемся в путешествие.  Я буду капитаном, буду направлять наш корабль,  а вы юнги.

У Вас есть листы успеха, они вам нужны будут, чтобы оценивать свою работу на каждой остановке.

1.Слушают.

2.Сегодня у нас будет путешествие.

3. На корабле.

Метапредметные:   осознанное построение речевого высказывания (П).

  1. станция

Наш корабль отравился в путь.

1. Юнга, возьмите первую карточку  и прочитайте что написано?

2.Что хотел этим сказать Антуан?

3.Какая цель нашего урока, напомните, пожалуйста?

4.акую работу мы должны сделать и как ее оформим?

СЛАЙД № 4

5.Проверяем ответ на экране.

6.У вас какой, то материал в раздаточных коробках( стакан с водой, соль, зеркало, кипяток, кусок льда, краска)  Как вы думаете, что вы можете доказать используя это?

7.Обратите внимание, что раздаточный материал не на каждой парте, почему?

.

Оцениваем на листках успеха, плюс балл если опыт сделан правильно.

8. Какую задачу мы свами сейчас проработали?

1.Ученик берет карточку, читает «Вода – чудесный дар природы!» Антуан Экзюпери.

2.Предпологаемые ответы:

-вода обладает уникальными свойствами

- вода нужна всем живым организмам.

3. Закрепить знания о Гидросфере.

4.Вспомнить свойства воды. Можно написать в тетради.

Ученики пишут под звуки музыки( шум воды)

Предполагаемые ответы:

1)-Вода не имеет вкуса, цвета, запаха.

-Три состояния: жидкое, твердое, газообразное.

-Растворяет,  разрушает,окисляет, проводит электрический ток, расширяется, медленно нагревается и остывает.

Проверяют ответ на экране. Оценивают себя  на листах успеха.

1 ошибка –«5»,  2 ошибка – «4».

3ошибки- «3».

2) Мы должны будем поработать в группах.

5.На опыте мы можем доказать, что вода растворяет, не имеет цвета, переходит из одного состояния в другое.

7.Мы будем работать в группах.

Проделывают опыты  под звуки музыки.

Оценивают себя на листках успеха.

8. Предполагаемые ответы.

-Рассмотрели значение гидросферы.

-Зная её свойства, мы можем объяснить её применение.

Личностные:  умение работать в группах, формируется ответственность  за общее дело.

Предметные:  умение объяснять, выделять, описывать явления.

Метапредметные:  анализ, синтез, обобщение (П) причинно следственные связи(П), понимать позицию другого(К), излагать свое мнение (К).

2 станция

1.Наш корабль плывет дальше.  Юнга  возьмите карточку и прочитайте.

2. Смотрим на экран.  На экране слова

Я. Хелемского.  СЛАЙД № 5

«Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?

Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?»

Какой же возникает вопрос исходя из этой песни, относительно нашей темы?

3. Подумайте, как мы свами оформим ответ в тетради?

Выполняют работу под музыку воды.

4. Проверяем  с эталоном, оцениваем на листках успеха.СЛАЙД № 6

5. Поднимите руки, у кого нет ошибок?

 Почему  вы не смогли все правильно сделать?

Что значит, нужно будет сделать?

6. Давайте  сейчас повторим.

Игра называется «Лови ошибку»,  я буду называть слава, а вы хлопать, если слово не относиться к гидросфере.

А)море,озеро,гора, река, болото,

равнина, город.

Б) ледник, океан, стол, стул, море, озеро.

В)океан, залив, пролив, горы, равнины, реки, пустыня, мяч, озеро.

7. Покажите мне, пожалуйста, все океаны мира?  Почему их так назвали?

8. Какую задачу мы  сейчас рассмотрели?

1. Ученик читает.

«Внимание на экран»

2.Предполагаемые ответы:

1)- Из чего состоит гидросфера?

3) Составим кластер. Схему.

Гидросфера.   Ледники

Мировой океан     Воды суши.

Подземные    Реки, озера, болота.

Воды.

4. Проверяют себя, оценивают.

5. Ученики поднимают руки.

- Не помним состав гидросферы.

-Нужно будет повторить.

6. Ученики слушают и  услышав слово не относящееся к гидросфере хлопают.

7.Один ученик выходит и показывает все океаны, объясняет  происхождение их названий.

8.   Повторили термины,  номенклатуру.

Учащиеся  демонстрируют знания по пройденному материалу.

Формируются   УУД:

Личностные:  Самооценивание на основе критерия успешности.

Предметные:  Представление о строении гидросферы. Карте мира.

Метапредметные:  Выполнение пробного учебного действия (Р).

физминутка

Учитель включает музыку ( шум ручья) и проводит зарядку.

Сейчас время отдохнуть,

Посмотрели  все  на север,

 Посмотрели  и  на юг,   Посмотрели  все  на запад.

 Посмотрите на восток.   Руки кверху поднимаем

В низ  их опускаем.   Ноги вместе, ровно спину.   И присели вполовину

Слушают и выполняют

3 станция

1.Наш корабль плывет дальше. Юнга определите следующую остановку.

2.Что же мы будем делать на этом этапе?

3.Любой путешественник берет с собой карту, а по возвращению дорабатывает, почему?

-  мы с вами можем создать карту?

- У вас на партах лежат листы попробуйте нарисовать карту «Части Мирового океана».

4. Что вы отобразили на своей карте?

5. У всех получилось?

6. Почему не у всех получилось?

 Значит, что нужно будет сделать?

Давайте свами повторим определения, хором.

7. Покажите части океана на физической карте мира? Кто пойдет?

8. Какие задачи  рассмотрели?

Юнга берет карту и читает

«Карта – язык географии. Без карты нет географии» Н.Н.Баранский.

2.Предпологаемые ответы:

- работать с картой

-показывать по карте моря, заливы и др.

3. -Им были открыты новые острова, моря.

-  Карту «Части Мирового океана»

Ученики рисуют под музыку воды и проверяют с эталоном.

                       1                                                        2

               3

          4                 5                 4        6          

4. Ответы

1 -остров    2-архипелаш      3- Пролив

4- Полуостров   5- Море  6- Залив.

5. Предполагаемые ответы:

- нет, потому что не смог.

- не все части отобразил.

6. Забыли определения.

- Повторить определения.

Ученики ,хором повторяют определения.

7. Выходит один ученик о показывает.

8. Повторили термины,  номенклатуру.

4 станция

1.Наш корабль плывет дальше. Юнга определите следующую остановку.

2. Закончилась пресная вода.

1)Что делать?

3.На суше их встречает местный житель. (Один из учеников, подготовленный заранее)

-Здравствуйте чужеземцы!  Я вождь племени ТУМБА-ЮМБА.  Зачем вы приехали к нам?

 Пресной воды у нас много, но мы вам просто так её не дадим, в начале отгадайте загадки.

А). Должен ответить дружок без труда, что   меньше моря, но больше пруда?

Б) .Все обходят это место?  Здесь земля как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи.  Нет опоры для ноги.

В). Чуть дрожит на ветерке, лента на просторе.

Узкий кончик в роднике, а широкий в море.

Г). Много  лет  в  горах подряд. Снег  идет  и сыплет град

Слой  осадков  тех  велик,   и зовут его  …….    .

-Ну где вы будете брать пресную воду.

-Тогда вы должны выполнить еще одно условие. У Вас на партах карточки «Строение реки», заполните её.»

Проверяют с эталоном.  СЛАЙД № 7

3.Дайте определение каждой части.

4. Какие задачи рассмотрели?

1.Один ученик выходит, берет карточку, читает.

«У нас закончилась пресная вода».

2.Предлагаемые ответы:

1)Высадиться на сушу найти реку, озеро.

3.Учащиеся просят пресную воду.

Отгадывают загадки:

1)Озеро.

2)болото.

3) Река.

4) Ледник.

- в реке.

Схема прилагается. Приложение 1.

Заполняют схему, проверяют с эталоном.

3.Дают определение каждой части. Ученик, ответивший правильно ставить дополнительный балл.

4. Повторили термины,  номенклатуру, значение.

Учащиеся  демонстрируют знания по пройденному материалу.

Формируются   УУД:

Личностные:  Самооценивание на основе критерия успешности.

Предметные:  Представление о  строение реки.

Метапредметные:  осознанное построение речевого высказывания (р) излагают и корректируют свое мнение (К).

  1. станция

1.Юнга определите  следующую остановку.

2.Посмотрите на письмо, которое нам пришло.  Что с ним не так?

3. Что нам нужно сделать?

«Здравствуйте дорогие ребята!  Я побывал во многих местах нашего необъятного мира.  Я был на берегу самого глубокого озера  - ___________________ .   Плавал  на корабле в самом большом озере мира - __________  . Видел красоту самой полноводной реки мира - _____________ , расположенной  на севере  _______  ________  . Меня  удивило  то что,   где она впадает в океан расстояние между берегами – 40км.  Купаться в ней опасно из-за рыб пираньей, крокодилов.  На последок своего путешествия я посетил самое солёное озеро -_________  .»

4.Проверяют с эталоном, оценивают.

СЛАЙД № 8.9.

5. Покажите эти объекты на карте мира.

1. Ученик берет карточку, читает  

« Нам пришло письмо»

 2. Здесь пропущены слова.

3.Прочитать, заполнить пропуски.

 Выполняют работу по музыку воды.

4. Проверить  с эталоном, оценить себя на листках успеха.

5.Ученик, показавший правильно объект получает дополнительный балл.

Учащиеся  демонстрируют знания по пройденному материалу.

Формируются   УУД:

Личностные:  Самооценивание на основе критерия успешности.

Предметные:  Представление осамых знаменитых водных объектов, географической карте.

Метапредметные:  осознанное построение речевого высказывания (р) излагают и корректируют свое мнение (К).

6 станция

  1. Следующая остановка.

Слова французского писателя  Антуана  Экзюпери «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь!»

2.Как Вы объясните эти слава?

3.У нас на корабле, как и на другом есть медработник. Он выступит перед нами с докладом.

  1. Ученик берет карточку и читает.

Слова французского писателя  Антуана  Экзюпери «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь!»

Предполагаемые ответы:

- без воды человек не может прожить более трех дней

- человек состоит из вода на 80%

-вода необходима для бытовых нужд

- для сельского хозяйства

-судоходства

-промышленности

Выступление ученика «Значение воды для здоровья»

Метапредметные:   определять проблему (Р), излагают свои версии (К), выдвигают версии (Р), излагают и корректируют свое мнение (К).

Пердметные:    умение работать с различными источниками информации, умение объяснять, выделять.

Метапредметные:   анализ и обобщение (П, выражение речевого высказывания(П),  выражают свои мысли (К), аргументация(К

Рефлексия

1. Ставит перед учащимися задачу:

Продолжите эти предложения:

1.Сегодня я узнал…….

2. Было интересно……

3. Было нелегко………

4. Я понял, что………..

5.Мне понравились задания……………….

6. Я научился…………

7. Меня удивило………

СЛАЙД № 10.

2.Все ли задачи мы с вами выполнили?

СЛАЙД № 11.

Все ли вы смогли сделать? Почему не получилось?

Выполняют поставленную задачу

2) все задачи рассмотрели. Плохо знаем определения, нужно их выучить.

Личностные:  проговаривание  про себя  основных терминов и понятий.  Закрепляют свои знания и умения.

Метапредметные:   Контроль (Р), коррекция (Р), оценка (Р),  

Домашнее задание

Какое будет домашнее задание

СЛАЙД № 12.

Учащиеся сами корректируют домашнее задание.Повторить определения по теме: «Гидросфера».

Повторить п  15-19

Приложение  №1.  Схему к уроку  «Реки мира».

                                    ?                                                                       ?                                                                                 Исток

                                                                                                                                     приток

                                                                                           ?

                                                                     ?                          

                                                 ?

                                                                                 ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект мастер-класса. Тема: « Создай свой образ».

План-конспект мастер-класса. Тема: « Создай свой образ».Методы проведения занятия: беседа, имитационная игра «Дамский мастер», практическая работа с применением компьютера.Объект труда: выполнение мод...

Конспект Мастер-класс "Минем тылсымлы әкиятем"

Уеннар ярдәмендә рус телле укучыларны татар сөйләменә өйрәтү....

план-конспект мастер-класса на 20 минут по теме "Части тела"

План-конспект мастер-класса на 20 минут по теме "Части тела". Занятие проводилось в группе 5-го класса. Основной задачей занятия является повторение и закрепление лексики по теме "Части тела"....

Рабочая программа вариативного курса по географии в 11 классе «География, история, искусство: перекрестки и взаимодействия»

Рабочая программа вариативного курса по географии в 11 классе«География, история, искусство: перекрестки и взаимодействия» Предмет(ы):  География Информатика и ИКТ Искусство...

Разработка урока 10 класс. География. "Национальный и религиозный состав населения мира"

Цели урока: сформировать у учащихся представление о разнообразии расового и этнического состава населения, о распространении мировых и национальных религий в современном мире....

конспект урока по географии 7 класс

Урок №21: «Реки и озера Земли».  Тип урока (по ФГОС): урок усвоения новых знаний....