Мастер -класс "Развитие математических способностей обучающихся с ОВЗ с использованием пособия "Нумикон"
методическая разработка

Богданова Людмила Владимировна

Данный мастер предназначен для педагогов, работающих с детьми, испытывающих трудности в развитии. Цель данного-мастер-класса-повышение  профессиональной компетентности педагоговв области математического развития младших школьников с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл numikon_master_klass.docx367.41 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Бутурлинская средняя общеобразовательная школа имени В.И.Казакова

Мастер – класс:

«Развитие математических способностей обучающихся с ОВЗ с использованием пособия «Нумикон»

https://obetty.ru/image/catalog/obetty/numicon/numikon.naborplastin1-10/numicon-shapes-1-10_1.jpg

Учитель-дефектолог:

Богданова Л.В.

Цель:

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области математического развития младших школьников с ОВЗ.

Задачи:

  1. Сформировать  представления об особенностях применения пособия «Нумикон» в  процессе формирования ЭМП.
  2. Сформировать навыки работы использования пособия «Нумикон» в процессе математического развития школьников с ОВЗ.

Оборудование:  столы, стулья по количеству участников, пособие «Нумикон» - 3 комплекта.

1. Организационно – мотивационный этап

Добрый день, уважаемые участники мастер-класса, я рада видеть всех  вас. Федеральный Закон «Об Образовании в Российской Федерации» трактует инклюзивное образование  как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение детей с разными стартовыми возможностями, что требует индивидуально-дифференцированного подхода.  Внедрение инклюзивного подхода требует от ОУ пересмотра содержания  развивающей предметно-пространственной среды, тщательного выбора средств реализации образовательной программы. Поиск эффективных способов формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ является актуальной задачей. Во-первых, потому что, обучение математическим представлениям детей с ОВЗ имеет специфические особенности. Во-вторых, потому что пособие, используемое в условиях инклюзии должно отвечать потребностям всех детей.

Дети с ОВЗ, как правило, усваивают новые знания медленнее, поэтому с ними целесообразно продвигаться более мелкими шагами, например, разбивая одно задание на несколько частей. Следует создать поддерживающую среду, то есть сделать занятия как можно более интересными и приятными для ребенка и отмечать даже малейшие его успехи и достижения. Как известно, одним из основных принципов обучения математике на начальных этапах является наглядность. Когда ребенок ощущает, видит, щупает предмет, обучать математике его значительно легче.  На наш взгляд, набор наглядного материала «Нумикон»,созданный  в Англии,обладает всеми базовыми позициями, необходимыми для качественного обучения основам математики, сенсорного восприятия, развития мелкой моторики детей с ОВЗ, так и типично развивающихся дошкольников. Нумикон - это методика обучения ребенка математическим навыкам, которая задействует сразу несколько органов чувств, используя мультисенсорный метод при обучении.

2.Информационный этап.

Суть работы с Нумиконом состоит в том, что ребенку предлагается изначально не абстрактное число, а действие с совершенно конкретным предметом – пластиной с соответствующим количеством отверстий, где каждая пластина, изображающая число имеет свой цвет.В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия.При  увеличении числа, увеличивается размер пластинки, путем добавления еще одного отверстия и увеличением пластинки в размерах. Данная система для детей представляет собой игру с различными формами: ребенок составляет формы на наборной пластине или просто на столе. Отверстия сделаны в пластинах так, чтобы размер отверстия соответствовал пальчику ребенка. Сначала ребенка знакомят с числом, визуально и на ощупь, потом материал усложняется, вводятся десятки. С помощью форм Нумикона можно наглядно продемонстрировать основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее, видна разница между четными и нечетными числами. Нумикон можно использовать, чтобы формировать у ребенка понятие состава числа, простейшие счетные операции - сложение, вычитание.Кроме форм-шаблонов в набор входят также разноцветные штырьки, которые можно использовать как счетный материал и вставлять в отверстия форм-шаблонов, белые доски с круглыми выступами и схемы для наложения, с помощью которых можно выкладывать из деталей Нумикона картинки, например кораблик, машинку. К набору прилагается «волшебный мешочек», в котором дети на ощупь находят заданный предмет или форму, а также числовая прямая и некоторые другие материалы.

Формы Нумикон позволяют объектно представить такие сложные процессы, как сложение и вычитание. Сложение – это объединение двух форм (например, 5 и 3). Все это позволяет нам увидеть, что 5 и 3 – это 8, не прибегая к навыкам пересчета. Также процесс вычитания предстает как разность между пятью и тремя, которая выглядит как два или равно двум. Это проверяется также формой Нумикона. Формы Нумикон наглядно показывают, в чем разница четных и нечетных чисел: у нечетных – есть маленький хвостик, который возвышается над всеми остальными отверстиями.

Преимуществами пособия является простота планирования занятий, легкость оценки продвижения детей в освоении навыков, наглядность, способность развивать мелкую моторику и т.д.

Следует отметить наличие у Нумикона большого потенциала при организации именно инклюзивного обучения детей: он позволяет организовать работу одновременно с несколькими детьми, имеющими разный уровень развития. В то время как типично развивающиеся дети осуществляют счетные операции с формами, дети, имеющие трудности могут, например, наглядно сравнить формы, обвести их по контуру, можно предложить детям коллективное выполнение каких-либо заданий, где каждое задание будет соответствовать уровню возможностей ребенка. Таким образом, организуется образовательная деятельность в едином пространстве, с общим материалом, однако с применением разноуровневых заданий, исходя из особенностей и потребностей ребенка.

Возможности использования Нумикона очень разнообразны, что позволят встраивать его в разные части занятия. Часть заданий, направленных на накопление сенсорного опыта при работе с Нумиконом, может предлагаться во время свободных игр в режимных моментах,  игр с водой и сыпучими материалами, а задания математической направленности органично встраиваются в программу формирования элементарных математических представлений на занятиях.

В качестве примеров включения Нумикона в процесс занятий в инклюзивных группах можно привести следующие:

при формировании понятий о размерах мы показывали  разницу между большими и маленькими объектами, сравнивая формы Нумикона по размеру;

при развитии пространственных представлений использовали задания по конструированию и ориентировке на белой доске;  

при обучении прямому и обратному счету в пределах 10, счету от заданного числа, нахождению «соседей» числа мы использовали  выстраивание рядов из форм Нумикона от 1 до 5, а на следующих этапах работы – от 1 до 10, играли  в восстановление ряда, когда одна из форм исчезает или формы меняются  местами;

при работе с цифрами и обучении соотнесению числа и количества использовали мы соотнесение цифрового ряда от 1 до 10 с рядом форм Нумикона, подбирали  нужную   цифру к форме;

при объяснении состава числа  складывали  одни формы из других и таким образом наглядно показывали, как одно число составляется при помощи других чисел;

при знакомстве с арифметическими действиями Нумиконпозволял  иллюстрировать сложение  и вычитание.

Отдельным направлением работы с детьми с ОВЗ стало включение в занятие по математике  графических заданий с использованием Нумикона: соединить и обвести по контуру одинаковые формы, соединить форму и ее контур, соединить формы с соответствующими им цифрами, сравнить две формы, обвести все формы, которые больше, чем образец.

3.Операционально-исполнительский этап.

Давайте попробуем вместе проиграть отдельные приемы использования пособия и обсудим особенности.

1. Перепутанные паттерны.

Вначале можно использовать только формы от 1 до 6. Разложить их по порядку, начиная с самой маленькой. Затем перемешать формы и попросить ребёнка, снова разложить их по  порядку. Постепенно добавляются  новые формы до тех пор, пока ребёнок не научится самостоятельно выполнять это сам.

Цель данного этапа - показать, что каждое последующее число больше предыдущего на «ступеньку» - «одну дырочку», т.е. единицу. На этом этапе вводятся понятия «соединить, сложить формы вместе» и «убрать форму», т.е. происходит подготовка к сложению и вычитанию. Особенностью этого этапа является  его сложность, работу надо организовать в таком темпе, чтобы дать каждому ребенку возможность почувствовать изменение формы, которое ведет к изменению числа, вероятно с отдельными детьми можно проигрывать несколько занятий.

2. Какое число пропущено?

Ребёнок раскладывает формы (паттерны)  по порядку, под каждую из них кладет карточку с соответствующим числом. Взрослый  убирает из ряда форму или карточку с числом, пока ребенок не видит. Ребёнок должен найти недостающую форму или карточку среди других.

          3. Знакомство с арифметическими действиями:  при объяснении состава следует складывать одни формы из других и таким образом наглядно показывая, как одно число можно составить при помощи других чисел.

Попробуем решить пример: 2 + 1. Для этогонадо  взять синюю форму («двойку»), приложить к ней сверху оранжевую форму («единицу») и получится фигура, по форме напоминающую «тройку». Чтобы проверить результат, берем желтую «форму» («тройку») и накладываем сверху. И теперь мы уверены, что получилось три. 

4.Построй башню: необходимо сначала решить пример (4+3). Надо взять форму «четверку», к ней приложить желтую  форму «тройку» и получится «семь». Для проверки прикладываем сверху форму «семерку». А теперь задание усложняется: как можно еще представить «семерку» (какими формами). Сверху можно положить «пятерку» и «двойку», «шестерку» и «единицу».  

Таким образом, Нумикон – это пособие, помогающее формировать у детей ЭМП.Хотелось бы также подчеркнуть положительные моменты, которые с самого начала помогали нам работать с  данным пособием:

детям понравился сам  материал и различные игры с ним;

 мультисенсорный принцип, заложенный в основу данной программы, помогал поддерживать вовлеченность всех детей комбинированной группы  в обучающий процесс.

Проведенная нами успешная работа по обучению математике с использованием форм Нумикона детей комбинированных (инклюзивных) групп, позволяет говорить, что он стал на занятиях  хорошим дополнением к традиционным методам работы по формированию математических представлений. Естественно, Нумикон не может быть единственным применяемым в работе по обучению математике пособием, однако, может стать удачным дополнением и ресурсом для работы, разнообразив традиционные методы и материалы.

4. Рефлексивно-оценочный этап:

Вот и подходит к завершению наш мастер-класс, предлагаю выбрать 2-3 предложения и продолжить их:

- сегодня я узнала …                            я научилась…               я смогла…

- было трудно…                                       меня удивило…           мне захотелось…

- я поняла, что …                                 было интересно узнать, что…

Как показывает наш опыт,уровень усвоения математических понятий у детей при использовании Нумикона значительно возрастает. К достоинствам этого метода относится множество вариантов использования и возможность одновременной организации деятельности разных детей. Надеюсь, вам было интересно. Желаю вам творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль современных образовательных технологий в развитии творческих способностей обучающихся на уроках хора в МВМУ

   В настоящей методической работе рассматриваются вопросы хорового исполнительства и организации творческой деятельности самодеятельного юношеского хора суворовцев Московского военно...

Способно ли дифференцированное обучение помочь в развитии интеллектуальных способностей обучающихся.

Как я применяю дифференцированное обучение на уроках  "Технологии изготовления швейных изделий"....

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся среднего и старшего звена на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности.

Над этой проблемой работаю уже 3 года. Цель работы: вызвать интерес к моему предмету,  развить творческие способности ребёнка, которые ему будут нужны в успешной учебной деятельности. В статье пр...

3. : Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкуль

Организация внеурочной деятельности.Участие в реализации воспитательных программ в образовательной организации.Руководство обучающимися - участниками научных конференций и научных обществ, фестивалей,...

3 Выявление развитияу обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкультурн

Справка о реализации программы внеурочной деятельности.Руководство обучающими-участниками научных конференций, конкурсов, чемпионатов.Наличие победителей, призеров, лауреатов олимпиад, конкурсов, чемп...