спецификация чг 9 класс
методическая разработка

спецификация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifikatsiya_cht_9_klassy.docx35.51 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКАЦИЯ

диагностической работы по функциональной грамотности для учащихся 9 классов: ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

  1. Цель диагностической работы: оценить уровень сформированности читательской грамотности как составляющей функциональной грамотности.
  2. Подходы к разработке диагностической работы.

Согласно определению известного психолога А. А. Леонтьева [1], функциональная грамотность предполагает способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Методологической основой разработки заданий для формирования и оценки читательской грамотности выбрана концепция современного международного исследования PISA (Programme for International Students Assessment), результаты которого используются многими странами мира для модернизации содержания и процесса обучения.

В разрабатываемом российском мониторинге функциональной грамотности читательская грамотность понимается так же, как и в исследовании PISA: как «способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [2, p. 28]. 

Особое внимание в диагностике читательской грамотности уделяется множественным текстам – текстам, которые взяты из разных источников, имеют разных авторов, опубликованы в разное время, но которые относятся к одной проблематике. При этом одиночные тексты также представлены в диагностических вариантах.

  1. Общая характеристика диагностической работы:

3.1. Содержательная область оценки (распределение заданий и баллов по отдельным областям)

Таблица 1

Примерное распределение вопросов заданий по содержательным областям

Содержательная область

Число заданий в работе

Вариант 1

Вариант 2

Работа

5

5

Великие люди нашей страны

0

11

Здоровье

12

0

Итого

17

16

3.2. Компетентностная область оценки (распределение заданий и баллов по отдельным областям)

Таблица 2

Примерное  распределение заданий по компетентностным областям

Компетентностная область

Число заданий в работе

Вариант 1

Вариант 2

Находить и извлекать информацию

5

5

Интегрировать и интерпретировать информацию

8

7

Оценивать содержание и форму текста, а также использовать информацию из текста

4

4

Итого

17

16

3.3. Контекст (распределение заданий по отдельным категориям)

Таблица 3

Распределение заданий по контекстам

Контекст

Число заданий в работе

Вариант 1

Вариант 2

Образование/профессиональная деятельность

5

10

Общественная жизнь

12

3

Множественный

0

3

Итого

17

16

3.4. Уровень сложности задания (распределение заданий и баллов по отдельным категориям)

Задания различаются по уровню сложности. Вариант включает почти равное число простых заданий и заданий средней сложности, а также более сложные задания со следующими критериями оценивания: низкой и средней сложности задание, как правило, оценивается одним баллом, остальные – двумя баллами.

Таблица 4

Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности

Число заданий в работе

Вариант 1

Вариант 2

Низкий

6

5

Средний

9

9

Высокий

2

2

Итого

17

16

3.5. Тип задания по форме ответов

В вариантах используются следующие типы заданий:

  1. Задание с выбором одного верного ответа.
  2. Задание с кратким ответом (в виде текста, букв, слов, цифр)
  3. Задание с развернутым ответом
  4. Задание с выбором ответа и объяснением
  5. Задание с комплексным множественным выбором
  6. Задание на выделение фрагмента текста
  7. Задание на установление соответствия (несколько групп объектов)

Более подробные характеристики заданий варианта представлены в плане работы (Приложение 1).

  1. Время выполнения диагностической работы составляет 40 минут.

  1. Система оценки выполнения диагностической работы

Максимальный балл по Варианту 1 составляет 21 балл, по Варианту 2 – 18 баллов.

Выполнение заданий оценивается автоматически компьютерной программой или экспертом в зависимости от типа заданий.

По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий, определяется уровень сформированности читательской грамотности:

Уровень

Вариант 1

Вариант 2

Недостаточный

0-3 балла

0-3 балла

Низкий

4-7 баллов

4-6 баллов

Средний

8-11 баллов

7-10 баллов

Повышенный

12-15 баллов

11-13 баллов

Высокий

От 16 баллов

От 14 баллов

  1. Приложение 1. План диагностической работы

План диагностической работы по читательской грамотности

Вариант 1

№ задания

Содержательная область

Компетентностная область

Объект оценки

Тип проверки (эксперт/ программа

Балл за выполнение

Антибиотики (12 заданий)

1.

Здоровье

Находить и извлекать информацию

Находить и извлекать одну единицу информации

Программа

1

2.

Интегрировать и интерпретировать информацию

Понимать графическую информацию

Программа

1

3.

Использовать информацию из текста

Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста

Эксперт

1

4.

Находить и извлекать информацию

Находить и извлекать одну единицу информации

Программа

1

5.

Находить и извлекать информацию

Находить и извлекать одну единицу информации

Программа

1

6.

Интегрировать и интерпретировать информацию

Делать выводы на основе сравнения данных

Программа

1

7.

Интегрировать и интерпретировать информацию

Устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

Программа

1

8.

Интегрировать и интерпретировать информацию

Соотносить графическую и вербальную информацию

Программа

1

9.

Интегрировать и интерпретировать информацию

Устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

Эксперт

2

10.

Находить и извлекать информацию

Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

Эксперт

1

11.

Использовать информацию из текста

Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний

Эксперт

2

12.

Оценивать содержание и форму текста

Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

Эксперт

2

Профессии (5 заданий)

13.

Работа

Находить и извлекать информацию

Находить и извлекать одну единицу информации

Программа

1

14.

Интегрировать и интерпретировать информацию

Делать выводы на основе сравнения данных

Программа

1

15.

Интегрировать и интерпретировать информацию

Делать выводы на основе сравнения данных

Программа

1

16.

Интегрировать и интерпретировать информацию

Делать выводы на основе сравнения данных

Программа

1

17.

Использовать информацию из текста

Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний

Эксперт

2


Вариант 2

№ задания

Содержательная область

Компетентностная область

Объект оценки

Тип проверки (эксперт/ программа

Балл за выполнение

Человек-фабрика (11 заданий)

1.

Великие люди нашей страны

Оценивать содержание и форму текста

Понимать коммуникативное намерение автора, назначение текста 

Программа

1

2.

Интегрировать и интерпретировать информацию

Устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

Эксперт

2

3.

Находить и извлекать информацию

Находить и извлекать одну единицу информации

Программа

1

4.

Оценивать содержание и форму текста

Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора

Эксперт

1

5.

Находить и извлекать информацию

Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

Программа

1

6.

Интегрировать и интерпретировать информацию

Делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов

Программа

1

7.

Интегрировать и интерпретировать информацию

Понимать значение слова или выражения на основе контекста

Программа

1

8.

Интегрировать и интерпретировать информацию

Соотносить графическую и вербальную информацию

Программа

1

9.

Находить и извлекать информацию

Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных текстах

Эксперт

1

10.

Находить и извлекать информацию

Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)

Программа

1

11.

Использовать информацию из текста

Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний

Эксперт

1

Профессии (5 заданий)

12.

Работа

Находить и извлекать информацию

Находить и извлекать одну единицу информации

Программа

1

13.

Интегрировать и интерпретировать информацию

Делать выводы на основе сравнения данных

Программа

1

14.

Интегрировать и интерпретировать информацию

Делать выводы на основе сравнения данных

Программа

1

15.

Интегрировать и интерпретировать информацию

Делать выводы на основе сравнения данных

Программа

1

16.

Использовать информацию из текста

Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний

Эксперт

2

        

Ссылки

  1. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сб. мат-лов / под науч. ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, Издательский дом РАО, 2003. 368 с.
  2. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019.308 p. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1787/b25efab8-en (дата обращения: 19.09.2020).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИФИКАЦИЯ экзамена по учебной дисциплине ОП. 03. Техническое оснащение и организация рабочего места

ОП. 03. Техническое оснащение и организация рабочего местаосновной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии 19.01.17   Повар, кондитер...

СПЕЦИФИКАЦИЯ экзамена по учебной дисциплине ОП.02 Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров

СПЕЦИФИКАЦИЯ  экзамена по учебной дисциплинеОП.02 Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаровосновной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии 19.0...

Спецификация и протокол промежуточной аттестации по музыке 2 класс, 2023 г.

Спецификация и протокол промежуточной аттестации по музыке 2 класс....

Спецификация и протокол промежуточной аттестации по музыке 3 класс, 2023 г.

Спецификация и протокол промежуточной аттестации по музыке 3 класс....

Спецификация и протокол промежуточной аттестации по музыке 4 класс, 2023 г.

Спецификация и протокол промежуточной аттестации по музыке 4 класс....

Спецификация и протоколы по музыке, 3 - А; 3 - Б; 5 - А; 5 - Б классы, 2024 г.

Спецификация и протоколы по музыке, 3 - А; 3 - Б; 5 - А; 5 - Б классы, 2024 г....