Глобальные экологические проблемы
презентация к уроку

Ахаржанова Туяна Викторовна

разработка урока и презентация к занятию на тему "Глобальные экологические проблемы". из-за ограничения в обьеме файла убраны фотографии

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Страждет мир, что нами обитаем, Стонет он, он подает нам знак, Но молчим мы, время упускаем, Словно ничего не замечаем, Мы дрова бросаем в свой очаг. Неужели жизни не жалея, Мир мы отдадим, и предадим, И погубим леностью своею, И навеки канем вместе с ним. Р. Гамзатов

Слайд 3

ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Слайд 4

План занятия Причины ГЭП Последствия ГЭП Пути выхода из экологического кризиса

Слайд 5

Экологические проблемы оказывают негативное воздействие на социально-экономическое развитие стран мира, поэтому они требуют немедленного решения. Глобальные экологические проблемы не имеют границ, они затрагивают интересы всего человечества Земли. Рассмотрим основные из них.

Слайд 6

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ЧЕЛОВЕКА В ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: упрощение экосистем и разрыв биологических циклов концентрация рассеянной энергии в виде теплового загрязнения введение в экосистему новых видов появление генетических изменений в живых организмах рост вредных отходов от различных производств

Слайд 7

Преобразование территорий

Слайд 8

К числу наиболее значительных негативных воздействий на среду, обуславливающих глобальные экологические проблемы относится интенсивный рост городов и численности городского населения . По данным ООН в городах мира проживали или будут проживать в 1880 г. - 1,7%; 1950г. - 13,1%; 1970г. - 17%; 1984г. - 50%; 2000г. - 82,5% (городское население). Интенсивно растут крупные города. В 1990 г. только в Лондоне проживало около 5 млн. человек, 1980 - таких городов 8, в настоящее время почти 50. В СССР в 1959 г. - 3 города-миллионера, 1984 - 22. В обозримом будущем в мире появятся города-мегаполисы с численностью 25-30 млн. человек. В 2020 г. под городскими застройками находится 4% суши. По существующим прогнозам в 2070 г. будет - 13% суши или около 20% жизненного пространства. А это значит, что всё новые и новые природные системы исчезают, и почвенный покров заменяется асфальтом и бетоном . Добыча полезных ископаемых - образование карьеров, нарушение рельефа, водного баланса территорий. Итак, человек, начав сводить природные леса, луга и степи к пастбищам и полям, заканчивает глобальным изменением литосферы .

Слайд 9

К настоящему времени зарегистрировано несколько тысяч видов пригодных для пищи человеком, другие дикие виды являются лекарствами практически без отрицательных последствий. Биологическое разнообразие - это практически единственный источник обеспечения человека ресурсами, значимость которых всё более увеличивается по мере использования исчерпаемых ресурсов. Причиной исчезновения животных является охота, загрязнение окружающей среды, разрушение мест обитания. В 17-18 веках человек уничтожил 30 видов животных. В 19 веке – 100, а в 20 – несколько сот. Например: маврикийская гигантская черепаха (1768 г.), лабрадорская утка (1875 г.), странствующий голубь (1914 г.), сирийский дикий осел (1928 г.). К началу 90-х годов (примерно за 300 лет) на Земле полностью исчезло 384 вида растений, 243 вида рыб, 11З видов птиц, 83 вида млекопитающих, под угрозой исчезновения - около 19000 высших растений. По последним данным официально зарегистрировано 5205 видов, которым угрожает исчезновение. Больше всего видов вымирающих видов обитает в Индонезии, Китае, Бразилии. Угрожает исчезновение: 11% птиц, 20% пресмыкающихся, 25% млекопитающих, 25% земноводных, 34% рыб.

Слайд 10

Разрушение экосистем до состояния, когда они теряют способность саморегулирования и самовосстановления принято называть опустыниванием. При этом растительность уничтожается, почва теряет плодородие. В ряде случаев определяется природными факторами - уменьшением влажности территории. Однако человек активно влияет на усиление этого процесса. Например, широкое распространение сельскохозяйственных культур, требующих большого количества воды на орошение (рис, хлопок), в условиях теплового воздействия из-за солнечной погоды приводят к эрозии почвы, выносу воды и питательных веществ, а затем и внедрению элементов пустыни. Чрезмерное уничтожение растительности, например, за счёт интенсивного выпаса скота. Пример опустынивания - регион Аральского моря. В результате создания мощной оросительной системы для хлопковых и рисовых полей за счёт рек Сырдарья и Амударья, произошло резкое сокращение стока и море стало быстро высыхать (потеряно 2/3 объёма и 45% поверхности моря, содержание солей увеличилось в 2,5 раза). Из зарегистрированных 178 видов животных осталось 38. Химизация сельского хозяйства, т.е. вода в регионе загрязнена. Смертность составляет 80 детей на 1 тыс. новорожденных, что в 5-7 раз выше, чем в РФ, Украине, Белоруссии. Сократилась продолжительность жизни. Экономический кризис – ранее было развито рыболовство ( в 1960 г. вылов рыбы достигал 40 тыс. т) , морской транспорт, в н.в. посреди пустыни стоят десятки морских судов и напоминают о былом. Опустынивание

Слайд 12

Результат различных видов опустынивания к настоящему времени выражается в потере около 2 млрд. га плодородных земель за всю историю человечества. В целом ежегодно в мире около 20 млн. га земель превращаются в пустыни. По данным космических съёмок к 1986 г. процессами опустынивания затронуто около 34% территории Азии, опустыниванием охвачены Казахстан, Средняя Азия. Таким образом, опустынивание сопровождает человека с момента его перехода к ведению хозяйства. При этом три основных фактора способствовали этому, а именно разрушение почвы, вынос химических элементов с урожаем, вторичное засоление почв при поливном земледелии. Наложение этих факторов на изменение климата и его засушливость резко интенсифицировали процессы опустынивания. Успехи в восстановлении северного Малого Арала показывают, что значительные по размеру участки этого водоема вполне могут снова стать экологически и экономически продуктивными.

Слайд 13

Исчезновение лесов

Слайд 14

Важнейшие функции лесов включают в себя: поглощение углекислого газа; защита почвы; выделение кислорода; очищение воздуха от загрязняющих веществ; регулирование водных стоков. Создание новых городов, водохранилищ, строительство дорог, различных объектов, связанных с использованием территорий, активное использование древесины в качестве топлива и сырья для многих производств, привели к массовой вырубке лесов. Выполнение лесами функций очистки среды связано с их повреждением и гибелью от загрязнений. Например, для Европы динамика площадей лесов, поражённых промышленными выбросами, иллюстрируется следующими данными: 1860 г. - не более 1 тыс. га, 1956 г. - 150 тыс. га, к началу 90-х годов - около 50 млн. га. От знаменитых тропических лесов Африки сохранилось не более четверти от уровня на начало XX века. Практически уничтожены леса Европы и большинства российских центральных областей. Вырубаются и исчезают, массивы сибирской тайги. Возникла угроза полного уничтожения лесов Бразилии, Мексики, Китая и других стран. Таким образом, человек безумно уничтожает лес и получает вместо великолепных экосистем с огромным разнообразием растений и животных, вместо производителя кислорода и защитника среды примитивные болота, степи или пустыни.

Слайд 15

Озон образуется при распаде молекул кислорода под воздействием ультрафиолетового излучения и этот процесс нарушается присутствием загрязнителей. Причин такого явления несколько: уменьшение притока озона и различные природные явления (увеличение солнечной активности, извержение вулканов), которые не способствуют сохранению слоя; загрязнение атмосферы фреонами - хлорфторуглеводородами, применяемых в холодильных установках, аэрозолях, растворителях и пенообразователях (используются для пожаротушения), которые ускоряют разложение озона, сами же сохраняются в течение 50-200 лет. Большую опасность для озонового слоя создают полёты ракет и самолётов (высотные). Установлено, что один атом хлора способен превратить в кислород 100 000 молекул озона. Пространство, в котором установлено снижение концентрации озона, называют «озоновой дырой». Потери озона в «дыре» достигают 20-40% от нормального уровня. Есть данные, что уменьшение концентрации озона на 1% ведёт к увеличению заболеваемости раком кожи на 5-7%. Сокращение озонового слоя чрезвычайно опасно для жизни на Земле. Это связано с тем, что резко увеличивается уровень ультрафиолетового излучения Солнца до пределов, которые не могут выдержать клетки живых организмов.

Слайд 17

Необходимо отметить следующее. По мнению многих учёных, опасность озоновой катастрофы значительно преувеличена, а роль фреонов, в частности, и деятельности человека вообще в уменьшении озонового слоя незначительна. Существует мнение, что аналогичные явления имели место и ранее и обуславливались исключительно природными явлениями, в частности, циклами солнечной активности. Одной из причин разрушения озонового слоя называется уничтожение лесов, как главных поставщиков кислорода в атмосферу. Высказывается мнение, что над Антарктидой существуют восходящие вихри, способствующие рассеиванию озона. Озон в нижних слоях атмосферы выступает, как антитоксикант и бактериоцид. Он способен уничтожать запахи и разрушать некоторые канцерогены. При больших концентрациях действует, как яд. Согласно имеющихся сведений, концентрация озона в приземном слое с начала индустриальной эпохи возросла в 2 раза. Основная причина роста - фотохимические смоги. Итак, проблема озона в атмосфере имеет два связанных с человеческой деятельностью фактора: разрушение озонового слоя в верхних слоях атмосферы; увеличение содержания озона в нижних слоях атмосферы (околоземное пространство).

Слайд 18

Живые организмы весьма уязвимы для ультрафиолетового излучения, ибо энергии даже одного фотона из этих лучей достаточно, чтобы разрушить химические связи в большинстве органических молекул. Не случайно поэтому в районах с пониженным содержанием озона многочисленны солнечные ожоги, наблюдается рост заболеваемости людей раком кожи и др. Так, например, по мнению ряда ученых-экологов, к 2030 г. в России при сохранении нынешних темпов истощения озонового слоя заболеют раком кожи дополнительно 6 млн человек. Кроме кожных заболеваний возможно развитие глазных болезней (катаракта и др.), подавление иммунной системы и т. д. Установлено также, что растения под влиянием сильного ультрафиолетового излучения постепенно теряют свою способность к фотосинтезу, а нарушение жизнедеятельности планктона приводит к разрыву трофических цепей биоты водных экосистем, и т. д.

Слайд 19

Кислотные осадки

Слайд 20

Кислотные осадки - дождь, снег или дождь со снегом, имеющие повышенную кислотность. Возникают главным образом из-за выбросов оксидов серы и азота при сжигании ископаемого топлива (угля, нефти и природного газа). Растворяясь в атмосферной влаге, эти оксиды образуют слабые растворы серной и азотной кислот и выпадают в виде кислотных дождей.

Слайд 21

Такие осадки впервые зарегистрированы в 1908 г. в Англии. При рН<7 - среда кислая. Основная причина кислотных осадков - наличие в выбросах оксидов серы, азота, аммиака и летучих органических соединений. Кислые осадки типичны для Скандинавских стран, Англии, Бельгии, Германии, Канады и других стран, имеющих длительные периоды отрицательных температур. В России кислые осадки приходятся на Кольский полуостров, Норильск, и другие регионы. Например, рН дождя в Красноярске 4,9-3,8. Повышенная кислотность среды отрицательно влияет на деятельность белков в организме, разрушает листву и хвою деревьев, при попадании в корневую систему кислая вода вызывает болезни, гибель растений, в почве кислые осадки переводят тяжёлые металлы в растворимую форму. Гибнут животные, рыбы и другие живые организмы. У человека - аллергия. Отрицательное влияние разнообразно. Они действуют на человека, почву, водные экосистемы, растения, животных, строения, объекты, памятники архитектуры.

Слайд 22

Климат - это характеристика определённого региона по параметрам режима погоды, включая сезонные и другие временные колебания температуры воздуха и количество осадков. Изменение климата, т.е. погодных условий происходит на планете Земля в значительных масштабах. Например, сейчас в Западной Сибири потеплело зимой, а лето более дождливое и облачное. Причины изменения климата - гигантские водохранилища, выбросы огромного количества тепла в атмосферу и водоёмы, выбросы загрязняющих веществ (соединения углерода, фреона, метана и других веществ), изменяющих химический состав воздуха. Опасен парниковый эффект - возможное повышение глобальной температуры земного шара в результате изменения теплового баланса, обусловленное парниковыми газами. Парниковые газы - это газы, способные усиленно поглощать тепловое излучение Земли и тепло хозяйственной деятельности человека и тем самым разогревать нижнюю часть атмосферы. Известно около 30 парниковых газов ( углекислый газ, водяные пары, метан, озон, различные оксиды и хлорфторуглероды) . Основным является двуокись углерода. По имеющимся данным, за счёт парниковых газов среднегодовая температура на Земле за последние сто лет повысилась на 0,3-0,6 °С. Проблемы климата

Слайд 23

Таяние льдов Антарктиды и Гренландии повлечет за собой резкий подъем уровня Мирового океана, в результате чего затопятся прибрежные города и низменности, что приведет к экономическим и социальным потрясениям.

Слайд 24

Деятельность человека приводит к повышению концентрации парниковых газов в атмосфере. Увеличение концентрации парниковых газов приведет к разогреву нижних слоев атмосферы и поверхности земли. Любое изменение в способности Земли отражать и поглощать тепло, в том числе вызванное увеличением содержания в атмосфере тепличных газов и аэрозолей, приведет к изменению температуры атмосферы и мировых океанов и нарушит устойчивые типы циркуляции и погоды.

Слайд 25

Демографическая проблема

Слайд 26

Для человеческого общества в настоящее время характерен невиданный по масштабу демографический взрыв, который характеризуется резким увеличением темпов роста народонаселения, обусловленного снижением смертности, особенно детской, высокой рождаемостью. Уникальность масштабов современного демографического взрыва иллюстрируется следующими данными: в начале XIX века на планете проживал миллиард жителей, в 1930 г.- 2 млрд. чел., 1960г. - 3 млрд. чел., 1975 г. - 4 млрд. чел., 1996 г. - 5,5 млрд. чел., 1999 г. -6 млрд. чел., в н.в. - 7 млрд. чел., по прогнозу ООН в 2110 г. - стабилизация на уровне 10,5 млрд. чел. Графически численность растёт по экспоненте. В ряде государств (Германия, Дания, Англия и другие) численность народонаселения уменьшается.

Слайд 27

Рост народонаселения резко расширил масштабы и объёмы хозяйственной деятельности, что привело к потере устойчивости экосистем и нарушению экологической ниши человека. При этом надо иметь в виду, что основное увеличение народонаселения происходит за счёт развивающихся стран, которым ещё предстоит выйти на уровень удовлетворительного обеспечения населения (питание и быт), а значит и интенсивного потребления ресурсов. При этом улучшение качества жизни резко повышает уровень продолжительности жиз­ни. В этом и заключается противоречие и опасность увеличения численности человечества и беспредельного потребления ресурсов ради любых задач, которые сам для себя ставит человек.

Слайд 28

Таким образом, в условиях демографического взрыва основной причиной потребления ресурсов является существование развивающихся стран. Ясно, что общество, повседневно думающее о выживании, не может думать о сохранении природы. В этой связи основной путь решения экологических проблем таких стран заключается в борьбе с бедностью, в том числе и с помощью богатых стран. Многие специалисты, учитывая постоянную неравномерность и интенсивность потребления природных ресурсов, включая пищевые, между различными государствами утверждают, что возможности планеты позволяют обеспечить существование в полной мере всего населения Земли в настоящем и обозримом будущем.

Слайд 29

Пути выхода из экологического кризиса Для решения ГЭП необходимы следующие условия: - укрепление и развитие мировой экономики посредством сокращения военных расходов. - обеспечение экономической стабильности и равенства возможностей для всех стран мира - оперативные и своевременные совместные действия различных государств для предотвращения и ликвидации последствий особенно серьезных экологических катастроф. Основные направления выхода из экологического кризиса: совершенствование технологий, внедрение безотходных малоотходных производств; развитие и совершенствование экономического механизма ООС (плата, лицензирование, лимитирование природопользования, штрафы за неРП); применение юридических административных мер ответственности за экологические нарушения; гармонизация экологического мышления (всеобщая экологическая грамотность, экопросвещение); установление динамических международных отношений.

Слайд 30

Домашняя работа Валова (Копылова), В.Д. Экология [Электронный ресурс]: учебник / О.М. Зверев, В.Д. Валова (Копылова) .— 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ИТК "Дашков и К", 2018 .— 376 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/689320 Широков, Ю.А. Экологическая безопасность на предприятии [Электронный ресурс]: 2018-07-13 / Ю.А. Широков. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2018. — 360 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/107969.—Загл. с экрана Денисов, В.В. Основы природопользования и энергоресурсосбережения [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.В. Денисов, И.А.Денисова, Т.И.Дрововозова, А.П.Москаленко ; под ред. В.В. Денисова. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2018.— 408 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/99218. — Загл. с экрана.



Предварительный просмотр:

Тема: Глобальные экологические проблемы

Тип занятия: комбинированный (интегрированный) – 2 часа. Занятие включает самостоятельную, групповую работу с элементами интерактивности.

Учебно-наглядный комплекс (средства обучения): мультимедийное оборудование для показа текста, рисунков, учебники по ЭОП, бумага А3, маркеры.

Цели:

- образовательная – рассмотреть причины и последствия экологических проблем глобального характера;

- развивающая – изучить некоторые цифры, факты о ГЭП;

- воспитательная – формирование экологического стиля мышления.

        

Этапы занятия:

  Этап 1. Организационный момент – 3 минуты.

  Этап 2. Актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня знаний)

  • Какие вы знаете экологические проблемы?
  • Основные причины экологических проблем?

             Формулировка темы занятия. Целеполагание. 10 минут

  Этап 3. Самостоятельная работа студентов. Межгрупповая социализация, афиширование: Группа делится на 7-8 подгрупп для изучения ГЭП. Работа индивидуальная – изучение 1 проблемы. Задание: на бумаге написать причину ГЭП, последствия – 15 минут.

 Этап 4. Изучение нового материала – 17 минут. Представление и защита 3 работ.

ПЕРЕРЫВ 5 минут

Продолжение представления и защиты 5 работ. Лекционная часть. 30 минут.

 Этап 5. Закрепление изученного материала. Контрольные мероприятия –10 минут

  1. Какие существуют глобальные экологические проблемы?
  2. Каковы основные пути решения экологических проблем?
  3. Важна ли эта тема лично для Вас, для страны? Почему?

  Этап 6. Формулировка домашнего задания – 2 минуты.

Рекомендуемая литература для дополнительного изучения (самоподготовки)

Изучить литературу и дополнить материал по теме.

Рефлексия. Комплимент-похвала, деловым качествам друг друга, благодарность (удовлетворение потребности в признании личностной значимости каждого)3 минуты.

Результат. Сформированное представление о видах ГЭП, причинах их возникновения и последствиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути выхода из глобального экологического кризиса

Актуальность проблемы Сложившаяся экологическая обстановка в нашей стране и во всем мире ставит перед образовательными учреждениями задачу воспитания экологически зрелой личности. Это одна ...

Методическая разработка на тему "Глобальный экологический кризис"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАна тему:«ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС»...

«Глобальные экологические проблемы Якутии»

1. Загрязнение поверхностных и подземных вод г.Якутска2. Загрязнение воздушного бассейна г. Якутска3. Обращение с отходами4. Истощение земельных ресурсов5. Экология Якутии в цифрах...

Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)

Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...

Презентация "Глобальные экологические проблемы"

Презентация  " Глобальные экологические проблемы" -"Глобальные проблемы – это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека ...

Глобальные экологические проблемы

В материале представлена практическая работа, выполняемая при изучении раздела "Биология" дисциплины "Естествознание"...

Урок на тему: "Глобальные экологические проблемы"

Методика проведения урока предназначена для преподавателей техникума....