Технологическая карта урока с использованием групповой технологии, ИКТ, проектно-исследовательской, проблемной. 2 курс
план-конспект урока

Светлана Нимаевна Жамсаранова

Технологическая карта урока с использованием групповой технологии, ИКТ, проектно-исследовательской, проблемной. 2 курс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок. 2 курс

«Скорость химических реакций»

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами ИКТ, выполнения практических заданий

Задачи: 

Образовательная: способствовать закреплению теоретического материала  о скорости химических реакций и единицах ее измерения. Показать значение ее в природе и человеческой деятельности; установить факторы, влияющие на скорость реакции. Углубить знания о катализаторах.

   Развивающая: развивать у учащихся навыки управления своей учебной деятельностью; развитие самостоятельного мышления; совершенствовать практические навыки при выполнении лабораторных опытов; развивать умения выделять главное в изучаемом материале, наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

     Воспитательная: формировать коммуникативные умения в ходе коллективной работы; развивать самостоятельность

Межпредметные связи: математика, физика, экология, литература

Внутрипредметные связи: классификация химических реакций, концентрация, катализатор, решение расчетных задач

Методы обучения

ФОПД: групповая, парная, индивидуальная

Средства обучения и контроля:

Мультимедийная презентация, инструкции для проведения химического эксперимента, штатив с пробирками, спиртовки, пробиркодержатель.

Реактивы: цинк, оксид меди, раствор серной кислоты, раствор соляной кислоты, раствор уксусной кислоты, вода, мел, пероксид водорода

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учащихся.

Приветствуют педагога, настраиваются на работу во время занятия, проверяют готовность своего рабочего места.

II. Мотивация и целеполагание.

Сегодня  на уроке у нас очень интересная и очень важная в изучении химических реакций тема.

Слайд 1.-Посмотрите на экран и подумайте, что объединяет эти фотографии

(скорость)

Следовательно, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (скорости)

Слайд 2Правильно. Сегодня мы будем говорить о скорости. Но не о той, с которой вы знакомились на уроках физики и математики, а о скорости химических реакций. Итак, тема сегодняшнего урока «Скорость химических реакций».

Как вы думаете, какие вопросы, помогут нам раскрыть тему урока?

(1. Что такое скорость химических реакций

 2. От чего зависит скорость химических реакций?)

Как вы думаете, важно ли изучение этого вопроса?

Важно знать как пойдёт тот или иной процесс директору химического завода.
Для полного гниения брошенной в лесу газеты нужен 1 год

Ржавления консервной банки-10 лет

Стекло практически не разрушается в течение столетий.

Важно помнить об этом, когда бросаете пустую банку, бутылку  в лесу

Отвечают на вопросы

Пытаются сформулировать тему и цели урока

III.  Актуализация

Какие химические  реакции называются гомогенными, а какие – гетерогенными, приведите примеры

Назовите признаки химических реакций

Отвечают на вопросы

IV.Изучение нового материала

V. Осознание и осмысление части учебной информации

IV. Изучение нового материала

V. Осознание и осмысление части учебной информации

Слайд 3 Кинетика– это раздел химии, изучающий скорости и механизмы химических реакций

Слайд 4.Химические реакции протекают с различными скоростями. Одни идут медленно, месяцами, как, например, коррозия железа или ферментация (брожение) виноградного сока. Другие заканчиваются очень быстро, например осаждение нерастворимых солей, а некоторые протекают мгновенно, например взрывы.

Очень быстро идут многие реакции в водных растворах

Слайд 5.Химическая реакция- это активное столкновение молекул, при котором происходит разрыв «старых» связей и образование «новых» связей

Слайд 6. Энергия, которую надо сообщить молекулам, чтобы превратить их в активные, называется энергией активации( Еа)

Слайд 7.Формулы для расчета скорости реакции

V -  для гомогенной реакции

Реагирующие вещества находятся в одном

агрегатном состоянии или фазе. V= ΔC/Δt

ΔC = C2 - C1 ( молярные концентрации реагирующих

или образующихся веществ)

t = t2 – t1 (момент времени)

Единица измерения скорости реакции - моль/ л∙с

- для гетерогенной реакции

Реагирующие вещества находятся в разных

агрегатных состояниях или разных фазах.

V= ΔC/Δt ∙S

S – площадь соприкосновения реагирующих веществ

Единица измерения скорости реакции - моль/ м2∙с

Слайд 8.Задача

Химическая реакция протекает в растворе, согласно

 уравнению:

А+В=С

Исходная концентрация:  вещества А – 0,80 моль/л.

Через 20 минут концентрация вещества А снизилась

до 0, 74 моль/л.

     Определите среднюю скорость реакции за этот

ппромежуток времени?

Дано: С(А) = 0,80 моль/л; С(А1) = 0,74 моль/л; Δt =

20 минут.

Найти: Vгомог.=?

Слайд 9.Решение:

  1. Определение средней скорости реакции в

растворе производится по формуле: V= ΔC/Δt

 Подставим значения в формулу:

V= 0,8 – 0,74 / 20 = 0,003 моль / л∙мин.

Ответ:  0,003 моль / л∙мин.

Факторы, влияющие на скорость химической

 реакции:

  1. А сейчас мы должны выяснить, каким образом можно влиять на скорость реакции.

Для этого каждая исследовательская группа выполнит химический эксперимент по инструкции, записанной

на карточке. Сделайте выводы и через 5 минут

доложите о результатах своей работы.

Перед проведением опыта вспомните правила

техники безопасности

Ребята работают в пяти группах. Каждая группа по результатам своего исследования прикрепляет на

кластер свой фактор, влияющий на скорость

химической реакции. В итоге на магнитной доске

получается схема, из которой видно, что скорость химической реакции зависит от:

  1. Природы реагирующих веществ.
  2. Температуры.
  3. Концентрации реагентов
  4. Площади соприкосновения веществ.
  5. Наличия специальных веществ – катализато-

ров

Слайды 10-17 Обсуждение факторов, влияющих на скорость реакции

Слайд 14-15-решение задач на правило Вант-

Гоффа

Задача: определите, как изменится скорость

некоторой реакции:

а) при повышении температуры от 10° до 50° С;

б) при понижении температуры от 10° до 0° С.

Температурный коэффициент реакции равен 3.

Слайд 18. Притча «Восемнадцать верблюдов»

А

Записывают в тетрадь определение, смотрят презентацию

Делают записи  в тетради

Решают задачу в тетради

Каждая группа выполняет химический эксперимент

Делают вывод

Докладыва-ют о результатах своей работы

Делают записи в тетради, решают задачи

Слушают притчу, высказывают предположе-ния о ее месте на данном уроке

VI. Закрепление

Одна из задач, которую решает химическая технология – повышение скорости химических реакций. Зачем это нужно? Представьте два завода, выпускающие один и тот же продукт. На первом заводе химические реакции проводят с большей скоростью, чем на втором. Какой завод работает более эффективно экономически? (первый)

Делаем вывод: знания о скорости химической реакции позволяют управлять ею на промышленном уровне.

Важно ли знание о скорости химической реакции на бытовом уровне?

Найдите объяснения в пределах изученной темы:

-Некоторые пищевые продукты содержат консерванты. Что это за вещества, с какой целью их добавляют? (ингибиторы, замедляют скорость реакций разложения и гниения, вызывающих порчу продуктов)

-Почему мы храним продукты в холодильнике? (понижение температуры приводит к уменьшению скорости реакций, вызывающих порчу продуктов)

Выполнить тест по теме, осуществить взаимопроверку

Отвечают на вопросы

Выполняют тест, осуществляя-ют  взаимопроверку

VI. Рефлексия.

В конце урока обучающимся предлагается закончить предложения:

Сегодня я узнал…

Я удивился…

Теперь я умею…

Я хотел бы…

Наибольшее затруднение вызвало…

Своей работой на уроке я … (доволен /не доволен)        

Ребята, вы сегодня все прекрасно работали на уроке в роли исследователей

Отвечают на вопросы

VII. Подведение итогов урока

Благодарит обучающихся за их работу, сообщает оценки за урок

Записывают домашнее задание


Группа № 1.

Инструкция

Исследование влияния природы реагирующих веществ на скорость химической реакции.

Цель: сравнить скорость протекания химической реакции взаимодействия цинка с растворами соляной и уксусной кислоты.

Оборудование и реактивы: раствор соляной кислоты, раствор уксусной кислоты Zn,  пробирки.

Возьмите две пробирки и налейте в них по одному мл соляной и уксусной кислоты. В каждую пробирку добавьте кусочек цинка.

В какой пробирке реакция протекает быстрее? Почему?

Группа № 2.

Инструкция

Влияние поверхности соприкосновения реагирующих веществ на скорость химической реакции.

Цель: сравнить скорость взаимодействия раствора уксусной кислоты с кусочком мела и порошком мела.

Оборудование и реактивы: раствор уксусной кислоты, кусочек мела и порошок  мела, пробирки.

Налейте в 2 пробирки уксусной кислоты.

Добавьте в 1 пробирку кусочек мела, во 2 пробирку порошок мела.

Как зависит скорость реакции от площади соприкосновения веществ?

Группа № 3

Инструкция

Влияние концентрации реагирующих веществ на скорость химической реакции.

Цель: изучить зависимость скорости взаимодействия растворов соляной кислоты разной концентрации с Zn.

Оборудование и реактивы: раствор HCl, Zn, H2O.

В две пробирки налейте раствор HCl: в первую - 2мл, во вторую - 1мл. Во вторую  пробирку долейте воды до 2 мл. В каждую пробирку поместите одинаковые гранулы Zn.

В какой пробирке реакция идет быстрее?Как влияет концентрация реагирующих веществ на скорость реакции? Почему?

Группа № 4

Инструкция

Влияние температуры на скорость химической реакции.

Цель: сравнить скорость химической реакции взаимодействия CuO и H2SO4 при разной температуре.

Оборудование и реактивы: CuO, H2SO4, спиртовка, пробирки.

В две пробирки насыпьте немного порошка CuO, добавьте  2 мл раствора H2SO4 . Первую пробирку поставьте в штатив, вторую нагрейте в пламени спиртовки. По изменению окраски раствора сделайте вывод о скорости протекания химической реакции.

Группа № 5

Инструкция

Влияние катализатора на скорость химической реакции.

Цель: рассмотреть влияние катализаторов MnO2 на скорость разложения перекиси водорода.

Оборудование и реактивы: раствор H2O2, MnO2, пробирки, спиртовка, лучинка.

Вспомните, какие вещества называют катализаторами?

В пробирку налейте раствор H2O2. Что наблюдаете? Добавьте в пробирку немного порошка MnO2. Внесите в пробирку тлеющую личинку. Какой газ выделяется? Сравните скорость разложения H2O2при разных условиях.

Притча «Восемнадцатый верблюд» (для объяснения роли катализатора)

(очень древняя арабская притча)
 
Жил когда-то на Востоке человек, который разводил верблюдов. Всю жизнь он работал, а когда состарился, то позвал к себе сыновей и сказал:
«Дети мои! Я стал стар и немощен и скоро умру. После моей смерти разделите оставшихся верблюдов так, как я вам скажу. Ты, старший сын, работал больше всех — возьми себе половину верблюдов. Ты, средний сын, только начал мне помогать — возьми себе третью часть. А ты, младший, возьми девятую часть».
Прошло время, и старик умер. Тогда сыновья решили разделить наследство так, как завещал им отец. Они выгнали стадо на большое поле, пересчитали, и оказалось, что в стаде всего семнадцать верблюдов. И нельзя было разделить их ни на 2, ни на 3, ни на 9! Что было делать — никто не знал. Стали сыновья спорить, и каждый предлагал своё решение. И они уже устали спорить, но так и не пришли к общему решению.
В это время ехал мимо путник на своём верблюде. Услышав крик и спор, он спросил: «Что случилось?»
И сыновья рассказали о своей беде. Путник слез с верблюда, пустил его в стадо и сказал: «А теперь разделите верблюдов, как велел отец».
И так как верблюдов стало 18, то старший сын взял себе половину, то есть 9, средний — треть, то есть 6 верблюдов, а младший девятую часть, то есть двух верблюдов. И когда они разделили таким образом стадо, в поле остался ещё один верблюд, потому что 9+6+2 равно 17.
А путник сел на своего верблюда и поехал дальше.

Тест «Скорость химической реакции»

Вариант 1.

1. Скорость химической реакции характеризует:

1) движение молекул или ионов реагирующих веществ относительно друг друга

2) время, за которое заканчивается химическая реакция

3) число структурных единиц вещества, вступивших в химическую реакцию

4) изменение количеств веществ за единицу времени в единице объема

2. При повышении температуры реагирующих веществ скорость химической реакции:

1) уменьшается

2) увеличивается

3) не изменяется

4) изменяется периодически

3.При повышении площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ скорость химической реакции:

1) уменьшается

2) увеличивается

3) не изменяется

4) изменяется периодически

4. При повышении концентрации реагирующих веществ скорость химической реакции:

1) уменьшается

2) увеличивается

3) не изменяется

4) изменяется периодически

5. Для увеличения скорости химической реакции 
2CuS(тв.) + 3O2(г.) = 2CuO(тв.) + 2SO2(г.) + Q необходимо:

1)  увеличить концентрацию SО2 

2)  уменьшить концентрацию SО2 

3)  уменьшить температуру 

4)  увеличить степень измельчения CuS

6. При обычных условиях с наименьшей скоростью происходит взаимодействие между:

1)  Fe и O2

2) Cu и O2

3) Zn и HCl (10%-й р-р)

4) Mg и HCl (10%-й р-р)

7. При увеличении температуры от 10 до 30 °С скорость реакции, температурный коэффициент которой = 3:

1)  возрастает в 3 раза

2)  возрастает в 9 раз

3)  уменьшается в 3 раза

4)  уменьшается в 9 раз

Тест «Скорость химической реакции»

Вариант 2.

1.  Скорость химической реакции характеризует:

1) движение молекул или ионов реагирующих веществ относительно друг друга

2) изменение количеств веществ за единицу времени в единице объема

3) число структурных единиц вещества, вступивших в химическую реакцию

4) время, за которое заканчивается химическая реакция

2. На скорость химической реакции между серной кислотой и железом не влияет:

1) Концентрация кислоты

2) Измельчение железа

3) Температура реакционной смеси

4) Увеличение давления

3. В течение одной минуты выделится больше водорода, если для реакции использовать:

1) Zn(гранулы) и CH3COOH (10%-й раствор)

2) Zn(гранулы) и HCl (10%-й раствор)

3) Zn(порошок) и HCl (10%-й раствор)

4) Zn(порошок) и CH3COOH (10%-й раствор)

4. Какой из факторов не оказывает влияния на скорость химической реакции в растворах?

1) Объем реакционного сосуда

2) Использование катализатора

3) Использование ингибитора

4) Концентрация веществ

5. Быстрее при комнатной температуре будет протекать реакция между 10% раствором соляной кислоты и:

1) Цинком в гранулах

2) Большим куском цинка

3) Цинком, покрытым медью

4) Цинком в порошке

6.От чего не зависит скорость химической реакции?

1) от температуры

 2) от катализаторов

3) от природы реагирующих веществ

4) зависит от всех перечисленных факторов

7. Для реакции были взяты вещества при температуре 400С, а затем их нагрели до 700С. Как изменится скорость химической реакции, если температурный коэффициент её равен 2?

1)  возрастает в 6 раз

2)  возрастает в 8 раз

3)  уменьшается в 6 раз

4)  уменьшается в 8 раз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока с использованием электронных образовательных ресурсов

Технологическая карта урока с использованием электронных образовательных ресурсов. составлена к уроку в 11 классе по  информатике и ИКТ. тема  урока: «Условная функция и логические выражения...

«Разработка технологической карты урока окружающего мира с использованием ЭОР»

Итоговый квалификационный проект по курсу«Использование ЭОР в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»Тема: «Разработка технологической карты урока окружающего мира с использование...

Технологическая карта урока : " Использование индивидуальных средств защиты".

Необходимость использования индивидуальных средств защиты при применении ОМП. Правильные действия при оказании первой помощи пострадавшим, при необходимости искусственной вентиляции легких и непрямого...

Статья "Использование технологических карт урока"

В разработке представлен комплект технологических карт для учебной дисциплины "Материаловедение"....

Технологическая карта урока по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" с применением технологии обучение в сотрудничестве и кейс-технологии. Тема "Фирма в экономике".

Технологическая карта урока по дисциплине  "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"  с применением технологии обучение в сотрудничестве и кейс-технологии....

Технологическая карта урока по русскому языку в группе 1 курса по профессии 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). Тема: "Основные виды переработки текстов (с использованием текстов профессиональной направленности)"

В числе приоритетных направлений развития системы среднего профессионального образования обозначено внедрение методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной напра...