Педагогическая система
консультация

Ковалевская Наталья Юрьевна

Распостранение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_sistema_kovalevskoy_n.yu_._1.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема педагогического опыта

"Развитие познавательных способностей младших школьников на основе метода проектов на уроках окружающего мира"

Актуальность Проект – это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.

Наличие познавательного интереса у ученика – одно из важнейших условий эффективности его обучения, поэтому учителю необходимо развивать познавательный интерес учащихся.

Поэтому данный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, умений, навыков сотрудничества, а также развивает умения самостоятельного конструирования собственных знаний и осуществления поиска информации, которая находится в свободном пространстве.

Цель: Формирование познавательной активности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира с помощью метода проектов.

Развитие потребности в познании, в ориентировке в окружающей действительности.

Развитие инициативности и активности обучающихся.

Развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике.

Задачи:  -составить систему продуктивных методов и приемов обучения по формированию познавательного интереса на уроках окружающего мира в начальной школе.

-создать благоприятные условия для лучшего взаимодействия между учителем и учащимися, повысить самооценку, укрепить чувство собственного достоинства, повысить качество знаний, общее развитие учащихся, подтолкнуть детей к самостоятельному поиску информации.

Основные направления и способы деятельности.

— уроки на пришкольном участке, в парке, уроки-исследования и уроки-путешествия, экологические уроки, уроки-конференции;

— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, интеллектуально-познавательные игры, дидактические игры);

— индивидуальная деятельность (получаемый продукт

— работа в малых группах: поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин);

— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка).

На уроках окружающего мира (система «Школа России») в 1 классе предполагается выполнение четырех проектов: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы».

Опираясь на такую тематику, можно формировать следующие личностные результаты:

-осознание себя гражданином через формирование уважительного отношения к своей малой родине; осознание ценности семьи;

- развитие этических норм (взаимопомощи, ответственности) по отношению к членам своей семьи;

-осознание своей новой социальной роли - ученик, развитие мотивов учебной деятельности; формирование личной ответственности за своих питомцев.

С учетом этапов работы над проектом учителю необходимо решить следующие методические задачи:

1. Подготовить детей к выполнению проекта (знакомство с материалами учебника, постановка цели, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы).

2. Оказывать помощь в выполнении проекта (при подготовке фоторассказа, составлении альбома, включая сбор информации, изготовление или подбор фотографий, оформление работы, подготовку к презентации).

3. Провести презентацию проекта (выступления детей с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами, обсуждение выступлений, общая оценка работы).

Так, в работе над проектом по разделу “Наши питомцы” 1 класс, на 1-м этапе детям предлагаются следующие темы:

•Аквариумные рыбки.

•Пернатые питомцы.

•Все о кошках.

•Все о собаках.

Также дети могут использовать свои варианты тем.

2-й этап – после того, как определены темы работы, учащиеся обосновывают свой выбор, обсуждают возможные источники информации; далее происходит отбор необходимой информации, сортировка материала.

3-й этап – написание сочинений типа “Любимый щенок”, создание фотоальбомов “Человек заводит друга”, оформление стендов, написание газет, выставка рисунков.

4-й этап – защита исследовательских работ в классе на обобщающем уроке окружающего мира.

5-й этап – анализ выполненной работы и поощрение учеников.

Каждому учащемуся я выдаю памятку работы над проектом.

 Памятка работы над проектом

 План подготовки проекта:

1.Выбери один из предложенных проектов или придумай свой проект.

2.Реши, будешь ли ты работать с товарищем или один.

3.Продумай этапы деятельности.

4.Решите, кто и за что будет отвечать.

5.Выясните, что нужно подготовить заранее.

6.Уточните, какие книги, материалы будут нужны, к кому обратиться за помощью.

Во 2-м классе представлены 6 проектов, по три в каждой части учебника: «Моя будущая профессия», «В гости к зиме», «Живая природа зимой», «Страны мира», «Впереди лето», «Красота животных».

Проектные работы могут выполняться как индивидуально, так и в парах, группах или же всем классом.

В 3 классе реализуются шесть проектов, по три в каждой части учебника: «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

Тематика проектов в 4 классе помогает достижению важных личностных результатов, в том числе: осознанию себя гражданином через формирование уважительного отношения к Родине и ее защитникам, к своей малой родине; развитию мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения в процессе исследований природы родного края; развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе знакомства с событиями Великой Отечественной Войны, подвигами наших ветеранов; развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формированию установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Проектные работы в 4 классе могут выполняться как индивидуально, так и в парах, группах или же всем классом. При этом дети могут работать самостоятельно или в сотрудничестве со взрослыми.

Результативность применения метода проектов на уроках окружающего мира.

Овладение навыками проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике.

Поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане организации совместной деятельности и расширение кругозора учащихся.

Овладение навыками работы в команде, помощи друг другу.

Результативность деятельности:

Повышение познавательной активности и школьной мотивации на уроках.

Повышение уровня обученности.

Повышение интеллектуального развития.

Понижение уровня тревожности.

Высокие учебные и творческие достижения учащихся.

Работа над данной темой показала, что метод проектов благотворно влияет на развитие познавательного интереса у младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Психолого – педагогические и медицинские аспекты полового воспитания личности» (Половое воспитание как система в работе классного руководителя)

В рамках проектной деятельности педагога предлагается комплекс мероприятий, в том числе несколько классных часов.      Усилия воспитателей направлены на выработку у подрастаю...

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

Публичная презентация системы педагогической деятельности "Организация исследовательской деятельности учащихся"

На сегодняшний день актуальной задачей в сфере образования является развитие продуктивных технологий. Образованность начинает осознаваться, как владение умением работать с информацией,...

СТУДЕНЧЕСКИЙ КЛУБ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Студенческий клуб, являясь разновидностью социальной сис­темы, предполагает наличие определенной структуры, обусловлен­ное целью и взаимодействием людей на основе их духовных и предметных интересов и ...

Система работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в ГБОУ СПО Зарайском педагогическом коледже имени В.В. Виноградова Московской области

В данной работе представлен опыт работы по социально-педагогической поддержке детей-сирот и детей ОБПР в учреждении СПО...

Система в управлении инновационной деятельностью, в разработке и внедрении новых педагогических технологий (инноваций) – путь к успеху в педагогической деятельности

«Три пути ведут к знанию: путь размышлений – самый благородный, путь подражаний – самый легкий, путь опыта – самый горький», - говорил один из мудрецов Конфуций.Сказано красиво, тонко, а неверно...

Конкурс "Педагогический дебют - 2021". Эссе "Деятельность педагогического коллектива моей образовательной организации для создания системы образования, достойной войти в десятку лучших в мире".

Эссе на тему: «Деятельность педагогического коллектива моей образовательной организации для создания системы образования ,достойной войти в десятку лучших в мире»...