Презентация "Этапы развития анатомии"
презентация к уроку

Анна Юрьевна Беляева

Этапы развития (периодизация и выдающиеся ученые) анатомии и физиологии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_razvitiya_anatomii.pptx593.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные э тапы развития анатомии І. Древний период : 1) Донаучная анатомия (анатомия в древнем Китае, древней Индии и древнем Египте - около 2500 - 500 гг. до н. э.); 2) Анатомия в древней Греции и древнем Риме (V в. до н. э. - ІІІ в. н. э.); 3) Анатомия в эпоху Средневековья (IV - XIV в.). ІІ. Научный период: 1. Анатомия в эпоху Возрождения (XV - XVII в.); 2. Анатомия в эпоху развитого капитализма (XVIII - XIX в.); 3. Современная анатомия (XX - XXІ в.).

Слайд 2

Анатомия в древнем Китае, древней Индии и древнем Египте: Первые сведения о строении тела человека найдены в рукописных источниках, дошедших до нас с древнего Востока. К ним относятся медицинские книги "Хванг - Ти", "Ней - Цзин" (Китай), "Аюрведа" (Индия), папирусы Эберта "Тайная книга врача”, “Учение о ходе сердца" (Египет) и др. В этих источниках указано, что в древнем Китае главными считались пять внутренних органов - сердце, легкие, почки, печень и селезенка. Задачей сердца принимать пищеварительный сок и превращать его в кровь . Сведения, изложенные в этой книге, переплетаются с религиозными представлениями . В древнем Египте (около 2550 до н.э.) Широко применяли бальзамирования тел умерших, следовательно, постоянно вскрывали трупы. По их представлению человек состоит из мяса, костей и жил для воздуха. Сердце - это орган, через который проходит кровь, слизь, вода, воздух и даже моча. Сосуды из сердца выходят парами - пара к грудной клетке, пара - ко лбу, пара - к ногам. Египтяне считали, что в артериях находится воздух, они различали нервы .

Слайд 3

Анатомия в древней Греции и древнем Риме . В V - III вв. до н. э. могущественной державой становится Греция со столицей в Афинах. Греческие ученые античного периода заложили основы знаний во многих областях науки, в том числе в медицине . Самой яркой фигурой в древней Греции был знаменитый врач, отец медицины Гиппократ (460 - 377 г.г. до н. э.). В его медицинских трудах, дошедших до нас, есть много верных анатомических фактов, касающихся строения костей, мышц, сердца, внутренностей и сосудов . Другим выдающимся ученым и философом в древней Греции был Аристотель (384 - 322 г.г. до н.э.). Он обобщил много данных по анатомии человека и животных, хотя сам анатомией не занимался. Взгляды Аристотеля оказали влияние на медицину длительное время . Новый подъем культуры и науки произошел в III - II вв. до н. э. и был связан с Александрией, городом, который основал Александр Македонский в устье Нила после завоевания Египта. Известными врачами и анатомами Александрийского периода были Герофил (род. около 304 г. до н. э.) и Эразистрат (300 - 250 г.г. до н.э.). Оба ученые препарировали и вскрывали трупы .

Слайд 4

В древнем Риме анатомия и медицина долгое время развивались слабо. Это было связано с тем, что лечением больных занимались главным образом рабы. Однако к концу II в. до н. э. после ряда завоеваний Рим становится столицей могущественной империи, в состав которой входят все страны, прилегающие к Средиземному морю, а также многие страны Западной Европы. В это время в Рим переселяются греческие врачи, начинают заниматься медициной и свободные римские граждане . Выдающимся представителем античного Рима был знаменитый врач и ученый Клавдий Гален (130 - 200 г.г. н. э.). Грек по национальности, К. Гален написал много работ по медицине и анатомии, в которых были новые данные. В течение 13 веков он считался непререкаемым авторитетом и его труды были канонизированы церковью .

Слайд 5

Анатомия в эпоху Средневековья . Период Средневековья, который начался после падения Римской империи (IV - XIV вв.), характеризуется полной властью церкви, упадком наук и культуры. Социальной базой этого периода был феодальный строй. В Европе католическая церковь определила господство галенизма, сделав труды К. Галена основой неоспоримых догм. Вскрытие трупов был запрещено. На востоке после завоевания Средней и Малой Азии арабами традиции греческой и римской науки продолжались. Заслуга ученых средневекового Востока заключалась в том, что они перевели на арабском языке много работ из античной Греции и Рима и тем самым сохранили их для потомков .

Слайд 6

Самым выдающимся ученым древнего Востока был Авиценна (Абу - Али - Ибн - Сина, 980 - 1037 г.г.). Его труд "Канон медицинской науки" в пяти книгах содержал анатомические сведения, заимствованные у Гиппократа и Галена, которые сопровождались комментариями. Авиценна считал, что организмом управляют четыре органа: сердце, мозг, печень и яичко . В этот период Ибн - Аль - Нафиз из Дамаска верно описал малый круг кровообращения (1288 г.), опередив труды Сервета и Коломбо . В Европе в XIII - XV веках возникают университеты с самостоятельными медицинскими факультетами. Периодически церковь начинает позволять вскрытие трупов. В это время отличается выдающийся анатом из Болоньи Мондино де Люцци (1270 - 1326). Он сделал несколько вскрытий и составил учебник по анатомии,который долгое время был главным учебным пособием для тех, кто изучал медицину .

Слайд 7

Анатомия в эпоху Воздрождения. В XV - XVI веках в Западной Европе происходили большие перемены. В это время на смену феодализму приходит новый класс - буржуазия, которая была заинтересована в развитии науки и техники. Происходит бурный рост науки и искусства. Общее культурное движение этого периода получило название эпохи Возрождения (Ренессанс). Эта эпоха породила плеяду гениев и талантов. Достаточно назвать имена Леонардо да Винчи, Рафаэля, Коперника, Микеланджело. Выдающийся художник и ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452 - 1519) изучал анатомию. Есть сведения, что он сделал вскрытие 30-ти трупов и оставил сотни рисунков костей, мышц, внутренностей, сердца, головного и спинного мозга. Своими исследованиями Леонардо да Винчи внес большой вклад в развитие анатомии .

Слайд 8

Реформатором и основателем современной анатомической науки по праву считается гениальный ученый Андрей Везалий (1514 - 1564), который впервые для изучения анатомии применил метод детального и тщательного препарирования на трупе . Благодаря изучению большого количества трупов людей А. Везалий опубликовал знаменитый труд "Семь книг о строении человеческого тела». И. П. Павлов так характеризовал эту книгу: "Труд Везалия - это первая анатомия человека в новой истории человечества, не повторяет мнения авторитетов, а опирается на труд свободного ума, который исследует".

Слайд 9

Ученики и последователи А. Везалия, среди которых выделялись Г. Фаллопий (1523 - 1562) и Б. Евстахий (1510 - 1574), способствовали развитию новых анатомических исследований и распространению анатомических знаний очень быстро . В XVII веке английский ученый У. Гарвей (1578 - 1657) впервые правильно описал процессы кровообращения в своей книге: "Анатомические исследования о движении сердца и крови у животных» (1628). Несколько позже М. Мальпиги, пользуясь микроскопом, открыл капилляры .

Слайд 10

Анатомия в эпоху развитого капитализма. В эпоху развитого капитализма (XVIII - XIX в.) анатомические исследования проводились с чрезвычайным успехом. Этому способствовало полученное в ряде городов право на вскрытие трупов. Интенсивно развивается анатомическая техника и искусство приготовления анатомических препаратов (Ф. Рюиш, 1638 - 1731). Изобретение микроскопа и широкое его использование для изучения строения тела человека привело к созданию нового направления - микроскопической анатомии . Основоположником этого направления был выдающийся итальянский ученый М. Мальпиги (1628 - 1694). Второй итальянский анатом Дж. Морганьи (1682 - 1771) был основателем патологической анатомии . Выдающиеся труды французского анатома Ф.К. Биша (1771 - 1802) стали основой развития теоретической анатомии . Большие достижения в изучении анатомии человека в этот период были неразрывно связаны с развитием сравнительной анатомии (Ж. Кювье), эмбриологии (К. Бэр) и особенно эволюционной теории Ч. Дарвина (1809 - 1882) и его предшественников К. Линнея (1707 - 1778), К. Вольфа (1733 - 1794) и Ж. Ламарка (1774 - 1828).

Слайд 11

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВННОЙ АНАТОМИИ Зарождение знаний. В древних русских рукописях Х - ХІІ веков можно найти сведения по медицине и анатомии, которые заимствованы из работ Гиппократа и Галена. Это объясняется тесными связями Киевской Руси с Византией . Аптекарский приказ. В 1620 г. был создан Аптекарский приказ - орган управления медицинскими делами. Аптекарский приказ находился на территории Кремля и, среди других видов деятельности, поручал составление медицинских сочинений и перевод иностранных книг по медицине .

Слайд 12

В 1725 году в Петербурге была создана Российская Академия наук, а в 1755 году по инициативе М. В. Ломоносова открывается Московский университет, при котором в 1764 году был организован медицинский факультет. В этот период появляется целая плеяда ученых - анатомов - А.П. Протасов, К. И. Щепин, Н. И. Шеин, Д. И. Иванов. В 1798 году на базе медицинских училищ в Петербурге учреждается Медико-хирургическая академия, ставшая потом знаменитым медицинским учебным заведением в России. Выдающимся анатомом и основателем первой русской анатомической школы был академик П.А. Загорский, который работал в академии с 1799 до 1833 год. В 1802 году П. А. Загорский выдал первый оригинальный учебник по анатомии .

Слайд 13

Роль Н. И. Пирогова в развитии анатомии. С именем великого ученого Н. И. Пирогова связана целая эпоха в развитии анатомии. Он является создателем нового направления - топографической (хирургической) анатомии. Н. И. Пирогов предложил метод распила замороженных трупов для изучения взаиморасположения органов, он является одним является основоположников изучения коллатерального кровообращения. Н.И. Пирогов был первым анатомом, который обратил внимание на значение фасций, заметил закономерности взаимоотношений артериальных стволов и фасций. Труды Н. И. Пирогова имели большое влияние на развитие отечественной анатомии.

Слайд 14

Свой вклад в развитие физиологии внес известный немецкий физиолог и гигиенист Макс Рубнер. Согласно Рубнеру природа выдала всем млекопитающим одинаковую энергию на единицу веса: 180-190 тысяч килокалорий на килограмм. Использовал свой запас - умирай. А поскольку животные малых размеров неэкономно расходуют энергию, то они исчерпывают свой энергетический фонд быстрее. Действительно, мышь живет два с половиной года, а слон 80 лет. Эта теория господствует в науке, начиная с прошлого столетия, и по сей день. В рамках этой теории Рубнер выдвинул свою знаменитую теорию старения, сводящуюся к тому, что каждый организм способен на один килограмм веса своего тела переработать в течении жизни строго определенное количество энергии. При этом, человек отличается от других живых существ только тем, что имеет исключительно высокую жизненную «прочность» протоплазмы, способной «пропустить через себя» в 3-4 раза больше энергии в течение взрослой жизни.

Слайд 15

Однако не все было логично в этой теории. Например, кролик и заяц – одинаковы, и по размерам, и по весу. Значит, их энергетические запасы и продолжительность жизни также должны совпасть. Однако заяц гораздо активнее и тратит намного больше энергии. Получается, что он должен быстрее «съесть» свой жизненный лимит. А он живет в два-три раза дольше своего «расчетливого» собрата! И таких примеров можно привести множество. И все же закон Рубера, согласно которому «интенсивность обмена энергии у теплокровных животных прямо пропорциональна площади поверхности тела» применяется для ориентировочных расчетов обмена энергии».

Слайд 16

Этот парадокс решил в 1935 году физиолог Аршавский. Он пришел к выводу, что различная продолжительность жизни у млекопитающих объясняется не «правилом поверхности», а специальными механизмами индивидуального развития. Упомянутую «теорию истощения» по праву сменила теория, которая получила название «энергетическое правило скелетных мышц». Суть ее такова: двигательная активность не истощает энергофонд организма, а управляет энергетикой, жизнью организма, его ростом и развитием. Она переводит его на новый более высокий уровень энергетики. Оптимальная двигательная активность вызывает физиологический стресс. Она названа физиологической нагрузкой. Благодаря двигательной активности человек как бы «заводит часы своей жизни», обеспечивая себе тем самым полноценное индивидуальное развитие. То есть, для того чтобы обогатиться дополнительными энергетическими ресурсами, необходимо потратить уже имеющиеся ресурсы.

Слайд 17

Современная анатомия. Современный этап развития анатомии обусловливается научно-техническим прогрессом. Стремясь глубже понять особенности структуры человеческого тела, современные анатомы широко используют электронный микроскоп, компьютерную томографию и другие современные методы исследований. В современных условиях для анатома стало неизбежным вторжения в смежные с анатомией области науки - гистологию, патологию, физиологию. Важные задачи, которые возникают перед анатомией как медико-биологической дисциплиной, требуют эволюционного и онтогенетического подходов. Функциональный подход с широким использованием эксперимента тоже характерен для современной анатомии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по разделу «Анатомия и физиология человека»

Тесты по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по разделу «Анатомия и физиология человека» включают в себя тесты по следующим темам: "Пищеварительная система", "Система органов дыхани...

Презентация "Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на занятиях по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»"

Раскрываются некоторые приемы технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо на занятиях по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»...

Методическая разработка урока по дисциплине «Анатомии и физиологии животных» с использованием технологии развития критического мышления

В данной методической разработке представлен урок по теме «Железы внутренней секреции» по дисциплине «Анатомия и физиология животных», разработанной с учетом новых требований, предъявляемых в ФГОС СПО...

Анатомо-физиологические особенности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием

План1. Краткая характеристика этапов возрастного развития.2. АФО ребенка дошкольного возраста.3. Готовность ребенка к школе.1. Краткая характеристика этапов возрастного развития.Среди многочисленных к...

Лекция по анатомии «Анатомия и физиология как науки. Человек – предмет изучения анатомии и физиологии»

Цель занятия:Дать обучающимся целостные, взаимосвязанные знания об анатомии и физиологии человека, как медицинских наук, показать связь анатомии и физиологии с другими медицинскими предметами, познако...

Статья. "Цифрование как инструмент для развития познавательной активности на занятиях по анатомии человека"

Цифровое образование – форма образовательной деятельности цифровой эпохи, дополняющая традиционное   образование...