Лекция по анатомии «Анатомия и физиология как науки. Человек – предмет изучения анатомии и физиологии»
план-конспект занятия

Цель занятия:

Дать обучающимся целостные, взаимосвязанные знания об анатомии и физиологии человека, как медицинских наук, показать связь анатомии и физиологии с другими медицинскими предметами, познакомить с методами изучения организма человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_lektsiya_wordpad.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция № 1

Тема лекции1.1: «Анатомия и физиология как науки.

Человек – предмет изучения анатомии и физиологии»

Цель занятия:

Дать обучающимся целостные, взаимосвязанные знания об анатомии и физиологии человека, как медицинских наук, показать связь анатомии и физиологии с другими медицинскими предметами, познакомить с методами изучения организма человека. Ввести понятия: «Орган», «Система органов», «Конституция тела». Познакомить студентов с анатомической номенклатурой, полостями тела, осями, плоскостями и условными линиями, определяющими положение органов и их частей в теле.

План занятия:

1. Анатомия и физиология как медицинские науки. Связь с другими предметами;

2. Методы изучения организма человека;

3. Части тела человека;

4. Орган, системы органов;

5. Полости тела;

6. Оси, плоскости и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле;

7. Анатомическая номенклатура;

8. Конституция. Морфологические типы конституции;

1. Анатомия и физиология как медицинские науки. Связь с другими предметами

Анатомия, как медицинская наука

Анатомия - наука о строении организма и его органов. Термин происходит от греческого «анатоме», что означает рассечение.

Задачи современной анатомии:

1.Описание строения, формы, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей человеческого организма.

2.Изучение взаимозависимостей строения и формы органов с их функциями.

3.Выяснение закономерностей конституции тела в целом и составляющих его частей. 

Классификация:

1. Систематическая (нормальная) анатомия - изучает строение тела человека по системам.

2. Топографическая анатомия - изучает строение тела человека по областям с учетом положения органов и их взаимоотношения между собой, со скелетом

3. Пластическая анатомия рассматривает внешние формы и пропорции тела человека, а также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения;

4. Возрастная анатомия  изучает строение тела человека в зависимости от возраста.

5. Патологическая анатомия изучает поврежденные той или иной болезнью органы и ткани.

Физиология, как медицинская наука

Физиология – это медико-биологическая наука, которая изучает:

1 - функции живого организма, физиологических систем, органов, клеток и отдельных клеточных структур;

2 - механизмы их регуляции;

3 - закономерности жизнедеятельности организма;

4 - взаимодействие его с окружающей средой.

Задача:

Глубокое познание функций организма, обеспечивающее возможность активного воздействия на них в желаемом направлении.

Классификация:

I классификация:

- нормальная физиология;

- патологическая физиология.

Нормальная физиология изучает функции органов и систем органов человека в норме. 

Патологическая физиология рассматривает изменения функций больного

организма, выясняет общие закономерности появления и развития

патологических процессов в организме, а также механизмы выздоровления и

 реабилитации.

        II классификация:

- общая физиология;

- специальная (частная) физиология;

-прикладная физиология.

Общая физиология включает сведения, которые касаются природы основных

 жизненных процессов, общих проявлений жизнедеятельности, общие закономерности реагирования организма  и его структур на воздействие среды.

Специальная (частная) физиология исследует особенности отдельных тканей, органов, закономерности  объединения их в системы (системы дыхания, пищеварения, кровообращения).

Прикладная физиология изучает закономерности проявлений деятельности

человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта).

Связь анатомии с другими науками

2. Методы изучения организма человека

Методы изучения анатомии

I. Методы исследования на трупном материале:

1. Метод рассечения (К. Гален) - для визуального осмотра органов при вскрытии.

2. Метод мацерации ("вымачивания") - для получения и изучения целого скелета труп помещали в проточную воду, ткани вымывались, разлагались и оставался один скелет.

3. Метод препарирования - это послойное отделение тканей. Сейчас выделяют микро- и макропрепарирование. Основоположником метода был А.Везалий (1514-1564).

4. Метод инъекций (Ф. Рюши, В.М. Шумлянский) - заполнение

сосудов или протоков окрашенными затвердевающими массами

(свинцовый сурик, китайская тушь на желатине, железный сурик, газовая

сажа на мыльном спирте) с дальнейшим препарированием и

просветлением (глицерин, касторовое масло, ксилол).

5. Метод коррозии (И.В. Буяльский, , П.Ф. Лесгафт) - вытекает из

предыдущего метода. Разница в том, что полости органов или сосудов

заполняют окрашенной пластмассой, жидким металлом, которые затем

затвердевают. Далее мягкие ткани удаляют с помощью кислоты или

щелочи, получая слепок органа (например, бронхиальное дерево, сосуды

почки и т.д.). Раньше для этой цели использовали воск, теперь -

пластмассы, металлы.

6. Метод просветления тканей (Ф. Рюиш) - сочетается с методом

инъекции, после чего объект специально обрабатывается особыми

растворами (глицерин, касторовое масло, ксилол) и становится

прозрачным, а сосуды контрастными.

7. Метод распила замороженных трупов (И.В. Буялъский, НИ.

Пирогов) - показывает взаимоотношение органов между собой

(основоположник Н.И.Пирогов). Это так называемая ледяная анатомия

или скульптурный метод.

II. Методы исследования как на трупе, так и на живом человеке:

1. Метод макро- микроскопического исследования (В.П. Воробьев).

Этот метод начал использоваться с момента открытия оптических

линз. Он позволяет изучать структурные образования с помощью лупы на пограничном уровне: орган-ткань.

2. Метод проекционной и сканирующей электронной микроскопии

— дает изображение клетки и ее субклеточных компонентов (ядра,

комплекса Гольджи, лизосом, митохондрий и т.д.)

3. Рентгеновский метод - основан на задержке рентгеновских лучей

солями кальция. С помощью этого метода можно изучать процессы

окостенения, форму костей, суставов и т.п. Иногда этот метод используют

при искусственном введении вещества, задерживающего лучи (например,

при исследовании пищеварительного тракта - BaSO4). Его разновидности -

рентгенография и рентгеноскопия.

III. Методы исследования на живом организме:

Методы клинических исследований:

1. внешний осмотр

2. пальпация

3. перкуссия

4. аускультация (прослушивание)

5. эндоскопия, УЗИ, томография, резонансные исследования и др.

Методы исследования в физиологии

1. Наблюдение. Наблюдая, исследователь не вмешивается в течение жизненных процессов. Его недостатком является пассивность исследователя, который может выяснить лишь внешнюю сторону явления, например - работу (функцию) органа.

2. Эксперимент - позволяет исследователю создать определенные условия, в которых выясняются количественные и качественные характеристики того или иного явления. Может быть острым и хроническим:

острый опыт осуществляется в условиях вивисекции (резать по живому) и позволяет изучить какую-то функцию за короткий промежуток времени. Недостатки: наркоз, травма, кровопотеря могут извратить нормальную функцию организма.

 – хронический эксперимент позволяет в течение длительного времени изучать функции организма в условиях нормального взаимодействия его с окружающей средой.

3. Наблюдение функций. Современные методы (УЗИ, компьютерная томография и др.) позволяют без ущерба для здоровья человека исследовать различные функции.

4. Метод моделирования. Функции отдельных органов и систем изучают с помощью искусственной модели, которая функционально близка к определенному органу или системе (искусственная почка, сердце, модель системы кровообращения).

В опытах на животных используют хирургические методы - экстирпацию (удаление) или пересадку органов, вживление электродов, датчиков. Объективным методом является метод телеметрии, позволяющий регистрировать параметры процесса или явления на расстоянии.

3. Части тела человека.

Тело человека разделяют:

- на стволовую (осевую) часть

- периферическую часть (конечности).

Части тела и его отделы.

1 - голова (отделы: мозговой и лицевой);

2 - шея (отделы: собственно шея - спереди, выя - сзади);

3 - туловище (отделы: спина, грудь, живот, таз);

4 - верхняя конечность (отделы: пояс верхних конечностей (лопатки и ключицы), плечо, локоть, предплечье, кисть);

5 - нижняя конечность (отделы: пояс нижних конечностей (тазовые кости), бедро, колено, голень, стопа)

Основные области поверхностей частей тела.

 –  в голове:  область свода черепа и  область лица,

 –  в туловище: -  область груди,  область живота и область спины.

4. Орган, системы органов

Орган — это часть организма, имеющая определённую форму и особенности строения, занимающая в организме определённое положение и выполняющая конкретные функции, одна из которых является главной, а остальные — второстепенными. Орган состоит из нескольких видов тканей, одна из которых обеспечивает выполнение основной функции, а другие являются вспомогательными.

К органам относятся:

• Мышцы;

• Кости;

• Кожа;

• внутренние органы.

Связанные между собой органы, объединенные общей работой, образуют систему органов.

Система органов — это группа органов, которые имеют общий план строения, общее происхождение и выполняют общую функцию.

Различают девять основных систем организма:

1. Система органов движения или опорно-двигательный аппарат

2. Пищеварительная система

3. Дыхательная система

4. Мочевыделительная система

5. Половая система

6. Эндокринная система

7. Сердечнососудистая система (ССС)

8.Система органов чувств

9. Нервная система

5. Полости тела.

У человека различают следующие полости тела:

1. перикардиальную, в которой расположено сердце и начальные отделы крупных сосудов,

2. плевральную, окружающую легкие,

3. перитонеальную, или брюшную, которая лежит каудальнее диафрагмы и заключает в себе многие внутренние органы,

4. полости вокруг яичка (мужские половые железы).

6.        Основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле.

Человек,  построен по принципу двусторонней (билатеральной) симметрии, тело делится на две половины:  правую и левую.  

Для обозначения положения тела человека в пространстве,

расположения его частей относительно друг друга используют понятия о

плоскостях и осях. Традиционно в анатомии тело человека рассматривается в

ортоградном положении (вертикальном: руки опущены, ладони развернуты

спереди).

Плоскости:

- Горизонтальная (поперечная, аксиальная)

- Фронтальная

- Сагиттальная

Эти три плоскости: сагиттальная, фронтальная и горизонтальная -

могут быть проведены через любую точку тела человека; количество

плоскостей может быть произвольным.

 Оси:

- Фронтальная (лежит во фронтальной плоскости)

- Сагиттальная (лежит в сагиттальной плоскости)

- Продольная (вдоль туловища или конечностей)

 Направления движения:

- Медиально (к середине тела)

- Латерально (от середины тела)

- Проксимально (к началу чего-л., к месту прикрепления)

- Дистально (от начала чего-либо, от места прикрепления)

        Вертикальные проекции линии груди (правая и левая).

На груди:

 ─ окологрудинная;

─ среднеключичная;

─ переднеподмышечная;

─ среднеподмышечная.

На спине:

─ околопозвоночная;

─ лопаточная;

─ заднеподмышечная.

Живот.

Живот двумя горизонтальными линиями делится на области:

I. надчревье;

II. чревная область;

III. подчревная область.

1) в надчревье:

а) правое и левое подреберья;

б) эпигастрий (собственно надчревье);

 или подложечная область;

2) в чревной области:

в) правое и левое боковые – фланки;

 г) пупочная область;

3) в подчревной области:

д) паховые области (подвздошнопаховые);

 е) лобковая или лонная область.

7. Анатомическая номенклатура.

Анатомическая номенклатура (Nomina anatomica) — совокупность анатомических терминов. Систематизирует латинские или латинизированные названия органов и частей тела, а также всех частных анатомических образований, вследствие чего учёные разных стран могут пользоваться едиными обозначениями анатомических объектов у человека и животных.

Для обозначения положения органов и частей тела пользуются следующими определениями, входящими в список анатомических терминов:

medialis - медиальный, если орган (органы) лежит ближе к срединной плоскости;

lateralis - латеральный (боковой), если орган расположен дальше от срединной плоскости;

Intermedius- промежуточный, если орган лежит между двумя соседними образованиями;

internus - внутренний (лежащий внутри)

externus - наружный (лежащий кнаружи

 profundus - глубокий (лежащий глубже)

 superficialis - поверхностный (расположенный на поверхности).

Для обозначения начала конечности, той части, которая находится ближе к туловищу, пользуются определением proximalis - проксимальный (ближайший к туловищу).

Удаленный от туловища участок конечности называют distalis - дистальный.

 Поверхность верхней конечности относительно ладони обозначают термином palmaris – ладонный ,

На нижней конечности относительно подошвы - plantaris - подошвенный.

 Край предплечья со стороны лучевой кости называется radialis - лучевой, а со стороны локтевой кости - ulnaris - локтевой.

 На голени край, где располагается малоберцовая кость, обозначается fibularis - малоберцовый, а противоположный край, где лежит большеберцовая кость, - tibialis - большеберцовый.

Используемые термины:

Апикальный — располагающийся у вершины.

Базальный   — располагающийся у основания.

Дистальный— дальний.

Латеральный— боковой.

Медиальный — серединный.

Проксимальный— ближний.

Положение относительно основных частей тела:

Вентральный— брюшной.

Дорсальный— спинной.

Каудальный— хвостовой, располагающийся ближе к хвосту или к заднему концу тела.

Краниальный— головной, располагающийся ближе к голове или к переднему концу тела.

Также используются термины:

 dexter - правый, sinister - левый,

major - большой, minor - малый,

 longus - длинный, brevis - короткий,

superficialis - поверхностный, profundus - глубокий,

communis - общий, proprius - собственный,

 transversus - поперечный, longitudinalis - продольный,

 intermedius - промежуточный, centralis - центральный,

 ascendens - восходящий, descendens - нисходящий,

radialis - лучевой, ulnaris - локтевой,

brachialis - плечевой,

 cutaneus - кожный, muscularis - мышечный.

В анатомических терминах часто употребляются приставки (в сложных словах), означающие:

-ante- - пред-; anti- - против, противо-;

-bi- - дважды;

-hyper- - над-, выше-, сверх-; -hypo- - под, ; infra- под, нижне-;

-inter- - между-, меж-; intra- - внутри-; meta- - между, среди, после, за;pre- (prae-) - впереди, пред.  

В сложных словах означают:

endo- - внутри;

epi- - выше;

extra- - вне, за пределами;

 hemi- - полу;

macro- - большой;

 meso- - средний, средне, между;

 neo- - новый, молодой; oste-,

 para- - около, возле, вокруг; peri- - около, вокруг;

 post-, postero- - задне-, за-;

 retro- - позади, за;

semi- - полу-, половина;

 sub- - под;

super- - над, верхне; supra- - над;

 trans- - через, поперечно;

В анатомических терминах часто  употребляются приставки, означающие:

ante- - пред-; anti- - против, противо-;

 bi- - дважды;

hyper- - над-, выше-, сверх-;

hypo- - под, ниже;

 infra- - под-, нижне-;

inter- - между-, меж-; intra- - внутри-; meta- - между, среди, после, за;

 pre- (prae-) - впереди, пред.  

8. Конституция. Морфологические типы конституции

Конституция – это функциональные и морфологические особенности организма, сложившиеся на основе наследственных и приобретённых свойств и определяющие реактивность организма на различные (в т. ч. болезнетворные) воздействия.

В процессе развития плода у него сначала усиленно растут верхние отделы тела, а после рождения - нижние.

После рождения высота головы увеличивается только в 2 раза, длина туловища - в 3 раза, длина рук - в 4 раза, а длина ног - в 5 раз.

  Половые различия в пропорциях тела:

- у женщин несколько уже плечи и значительно шире таз, немного короче руки и ноги, а туловище длиннее.

Половые признаки, отличающие мужчину от женщины, делятся на первичные половые признаки и вторичные половые признаки:

1. к первичным половым признакам относятся присущие полу органы размножения, в первую очередь половые железы.

2. ко вторичным половым признакам.

- у женщин меньше рост (в среднем на ~12 см) и масса тела

- грудная клетка у женщины короче и у́же мужской.

- вследствие этого, а также из-за большего наклона таза, живот у женщины длиннее.

-общее количество мышечной массы у мужчин в среднем составляет ~40% от всей массы тела, тогда как у женщины только ~32%; в среднем физическая сила у женщины меньше, чем у мужчины.

- у женщины жировая ткань развита гораздо обильнее, чем у мужчины.

- характерным вторичным половым признаком у женщины является присутствие груди.

- кожа мужчины толще и грубее, больше покрыта волосами (особенно на лице).

Типы телосложения человека:

•долихоморфный: узкое, длинноетуловище, длинныеконечности (астеник)

•брахиоморфный: короткое, широкоетуловище, короткиеконечности (гиперстеник)

•мезоморфный: промежуточныйтип, наиболееблизоккидеальному (нормальному) человеку (нормостеник)

Самостоятельная работа:

  1. Составление словаря терминов.
  2. Составление конспекта «История развития анатомии физиологии».

Основные источники:

1.        Н.В. Смольянникова, Е.Ф. Фалина, В.А. Сагун Анатомия и физиология человека. М. ГЕОТАР-МЕДИА 2018г В электронной библиотеке

Дополнительные источники:

1.        Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И.  Гайворонский А.И.,  Анатомия и физиология человека. Учебник. 3-е издание. Среднее профессиональное образование. – М.: Академия, 2016г.

2.        

Интернет ресурсы.

«Анатомия и физиология человека».

1. www. e - anatomy. ru

2. www.anatomus.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по разделу «Анатомия и физиология человека»

Тесты по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по разделу «Анатомия и физиология человека» включают в себя тесты по следующим темам: "Пищеварительная система", "Система органов дыхани...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОП.02. Анатомия и физиология человека ОП.03. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01. «Лечебное дело»

ПАСПОРТФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВпо учебной дисциплинеАнатомия и физиология человекаСпециальность 34.02.01 «Сестринское дело»...

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для текущего контроля знаний, умений обучающихся ОП. 02.Анатомия и физиология человека ОП.03. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01. «Лечебное дело»

Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. При этом акцент делается на установлении подробной, реальной кар...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»

В представленной методической разработке учебного занятия показана равноправная роль обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за рез...

презентация к лекции «Анатомия и физиология как науки. Человек – предмет изучения анатомии и физиологии»

Презентация к лекции «Анатомия и физиология как науки. Человек – предмет изучения анатомии и физиологии» помогает обучающимся усваивать новые знания, показывая наглядно на ...

Доклад «Практическая направленность обучения как основа формирования ПК при изучении Анатомии и физиологии человека и Основ патологии»

На современном этапе модернизации среднего медицинского образования одной из главных составляющих является практическая направленность обучения, формирование не просто умений, а профессиональных компе...

Самостоятельная работа студентов как необходимый компонент формирования компетенций при изучении анатомии и физиологии человека

Формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы, накопленным в студенческие годы. Выпускник может оказаться в трудном положении, если за ...