Доклад «Практическая направленность обучения как основа формирования ПК при изучении Анатомии и физиологии человека и Основ патологии»
статья

Лебедева Татьяна Николаевна
На современном этапе модернизации среднего медицинского образования одной из главных составляющих является практическая направленность обучения, формирование не просто умений, а профессиональных компетенций, то есть умений, связанных с опытом их применения в практической медицине, реализацию принципа связи обучения с профессиональной деятельностью среднего медицинского работника. Анатомия и физиология человека, основы патологии – это фундаментальные дисциплины медицинского образования, знание которых необходимо для профессиональной подготовки специалистов среднего медицинского звена. Анатомия как базовая наука является первой ступенью, обеспечивающей формирование клинического мышления. Патология раскрывает как общие закономерности патологических процессов, так и частные вопросы возникновения, развития и завершения болезни. Фельдшер, медицинская сестра, плохо ориентируясь в строении и функции органов и систем организма человека, а также в патологических процессах, становятся беспомощны в практических действиях, не могут в полной мере анализировать данные обследования и вместо помощи могут нанести непоправимый вред больному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл t.n._lebedeva._doklad-20221.docx530.3 КБ

Предварительный просмотр:

Лебедева Т.Н.  Доклад «Практическая направленность обучения как основа формирования ПК при изучении Анатомии и физиологии человека и Основ патологии»

На современном этапе модернизации среднего медицинского образования одной из главных составляющих является практическая направленность обучения, формирование не просто умений, а профессиональных компетенций, то есть умений, связанных с опытом их применения в практической медицине, реализацию принципа связи обучения с профессиональной деятельностью среднего медицинского работника.                                                                   Анатомия и физиология человека, основы патологии – это фундаментальные дисциплины медицинского образования, знание которых необходимо для профессиональной подготовки специалистов среднего медицинского звена. Анатомия как базовая наука является первой ступенью, обеспечивающей формирование клинического мышления.  Патология раскрывает как общие закономерности патологических процессов, так и частные вопросы возникновения, развития и завершения болезни. Фельдшер, медицинская сестра, плохо ориентируясь в строении и функции органов и систем организма человека, а также в патологических процессах, становятся беспомощны в практических действиях, не могут в полной мере анализировать данные обследования и вместо помощи могут нанести непоправимый вред больному.                                                                                                      Анатомия и физиология, Основы патологии включают огромное количество информации и требует от преподавателей новых методологических форм, одной из которых является практико-ориентированное обучение. Обучение студентов должно сочетаться с клинической направленностью значимости изучаемых структур и функций, их связи с патологией.

Внедрение в учебный процесс практико-ориентированного направления – это лекционный курс и практические занятия.  На теории обучающиеся помимо базовых знаний усваивают основы медицинской терминологии, знакомятся с данными различных клинических исследований человека – рентгенографии, магнитно-резонансной томографии (МРТ), компьютерной томографии (КТ), ультразвукового исследования (УЗИ). На практических занятиях применяют знания по теории, что способствует усилению клинической мотивации, формированию клинических компетенций .                                                                                           Анатомия дает знания о состоянии целого организма и отдельных органов в зависимости от возрастных и функциональных факторов, под влиянием физических упражнений, профессиональной обстановки, условий труда и быта. Поэтому в преподавании анатомии необходимо выделять ее связь с функциональными процессами систем органов, отдельных органов, их связи с внешней средой, спортом.                                                                                                Например,  при изучении опорно-двигательного аппарата  обращаем внимание обучающихся на функцию мышц, мышечных групп в повседневной активности, их участие в походке, значение в посттравматической реабилитационной терапии;                            при изучении артросиндесмологии – на роль связок, капсулы и внутрисуставных структур при вывихах и травмах, их положение, прикрепление, формы, особенности кровоснабжения, иннервации, возрастные, половые различия;                                                                             при изучении легких и плевры-их топографии.                                                                                   При изучении периферических нервов – например, объяснить клиническую картину при патологии отдельных нервов, их сплетений с анатомической позиции; при изучении сосудистой системы анатомически обосновать сущность ряда оперативных подходов – шунтирование или стентирование сосудов при ишемических заболеваниях артерий.

При обучении анатомии человека необходимы развивающие методы обучения, направленные на саморазвитие творческого мышления обучающихся. Ситуационные задачи-вопросы затрагивают вопросы, касающиеся важных анатомических образований, приближают теоретические знания по анатомии человека к запросам клиники. В отличие от обычно применяемых тестовых заданий с прилагающимися правильными ответами, решение ситуационных задач студент должен осуществлять поиск её решения, не представленной в готовом виде в учебной литературе. Для решения данной задачи является внедрение цифровых инструментов обучения в образовательный процесс, интерактивный анатомического атласа «Пирогов», включает примеры анатомо-клинических задач и ответов. «Пирогов» подходит как для лекционных, так и практических занятий, а демонстрация строения человеческого тела и основ топографии помогает студентам понять взаимосвязь систем и органов и функционирование организма в целом.

-Сцены – готовая визуализация по темам и возможность сохранить собственные наработки в библиотеке атласа                                                                                                                                                                           - Патология – визуализация наиболее распространенных патологий паренхиматозных органов с возможностью посмотреть макропрепараты при указании значка                                                            -Проверка знаний – подходит как для самопроверки, так и организации промежуточной и итоговой проверки знаний студентов                                                                                                              -Диагностика – методы рентгенологии                          с  отображением проекции на трехмерной           модели.      

                                             

                       Ситуационные задачи:

 I тип задач: выделить анатомические структуры                                                                                                           II тип задач: найти недостающие анатомические структуры                                                                                       III тип задач: на основе добавленных материалов                                                                                                        IV тип задач: с использованием инструмента «Ручка»                                                                                              V тип задач: с выделенными анатомическими структурам

  

Заключение Для осуществления практико-ориентированного обучения, формирования клинических компетенций при изучении дисциплин Анатомия и физиология, Основы патологии необходимо делать акцент на :                                                                                                                                               --функциональные и практические задачи                                                                                                   --через детали строения органов выделять их клинические аспекты                                                             --внедрять в учебный процесс пояснение и общее ознакомление с данными различных клинических исследований человека                                                                                                            --применять современные аудиовизуальные технические средства обучения                                   --мультимедийные комплексы, интерактивные столы                                                                                 --использования ситуационных задач в обучении студентов в том, что они способствуют интересу к предмету, закреплению полученных знаний                                                                                           --самостоятельной работе с литературой                                                                                                                              --участвовать в предметных олимпиадах, студенческих клинических конференциях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия по теме: "Почки. Мочевыводящие пути" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060101 "Лечебное дело"

Причина написания методический разработки - познакомить преподавателей колледжа с элементами активного обучения студентов, используя в своей практике занятие-конкурс. Конкурс проводится на практическо...

Методическая разработка практического занятия по теме: "Кости свода черепа" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060501 "Сестринское дело"

Причина написания методической разработки - систематизация и углубление знаний и умений студентов по данной теме, используя в своей практике занятие-конкурс. Входной контроль проводится с целью выявле...

Комплект контрольно-оценочных средств для комплексного экзамена по дисциплинам: ОП.02. «Анатомия и физиология человека» ОП.03. «Основы патологии»

Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств1.1.             Общие положения   Назначение: комплект контрольно-оценочных с...

МАТЕРИАЛЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Комплексный экзамен ОП.02 Анатомия и физиология человека, ОП.03 Основы патологии Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

МАТЕРИАЛЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Комплексный экзамен  ОП.02 Анатомия и физиология человека, ОП.03 Основы патологии Специальность: 34.02.01 Сестринское дело (на базе основного об...

Комплект тестовыхзаданий для проведения промежуточной аттестации в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 31.02.01 «Лечебное дело ОП. 02 «Анатомия и физиология человека» ОП 0.3 «Основы патологии» I курс II

Материалы для проведения контроля в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 31.02.01 «Лечебное дело ОП. 02 «Анатомия и физиология человека&ra...

Самостоятельная работа студентов как необходимый компонент формирования компетенций при изучении анатомии и физиологии человека

Формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы, накопленным в студенческие годы. Выпускник может оказаться в трудном положении, если за ...

Формирование ПК при освоении Анатомии и физиологии человека

Формирование профессиональных компетенций у стууентов медицинских колледжей по специальности Сестринское дело 34.02.01 в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего ...