Самостоятельная работа студентов как необходимый компонент формирования компетенций при изучении анатомии и физиологии человека
статья

Овчаренко Зинаида Владимировна

Формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы, накопленным в студенческие годы. Выпускник может оказаться в трудном положении, если за годы учебы в учебном заведении не научится навыкам самостоятельного приобретения знаний, навыкам повседневного самообразования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

[Введите текст]

   

Овчаренко Зинаида Владимировна

Доклад на тему:

Самостоятельная работа студентов как необходимый компонент  формирования компетенций при изучении анатомии и физиологии человека

        Одной из важнейших задач при подготовке будущих специалистов (выпускников учреждений профессионального образования) является формирование профессиональной компетентности.   Общество предъявляет высокие требования к профессиональным навыкам, способности принимать самостоятельные решения, умению выбирать в значительном объеме информацию, нужную для поставленной задачи, и обрабатывать ее.

      Формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы, накопленным в студенческие годы. Выпускник может оказаться в трудном положении, если за годы учебы в учебном заведении не научится навыкам самостоятельного приобретения знаний, навыкам повседневного самообразования.

        В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов, которая создает условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации для поиска необходимых знаний. Последнее особенно актуально в связи с развитием такой новой формы образовательного процесса, как выстраивание индивидуальной траектории самообучения.[1,2]

      Самостоятельная работа способствует развитию мыслительных умений и навыков, предполагает проявление инициативы студентов в процессе освоения материала. Новые ФГОСы  способствуют развитию именно самостоятельной работы, т.к. произошло уменьшение аудиторных часов  по анатомии и физиологии. Таким образом, самостоятельная работа становится одним из главнейших условий для подготовки грамотного специалиста.  

      Несомненно, перед преподавателями СПО стоит задача такой организации самостоятельной работы студентов, которая обеспечит, во-первых, формирование самостоятельности в образовательном процессе и, во-вторых, создание условий для приобретения устойчивых навыков информационной культуры в различных видах деятельности, в том числе за счет повышения эффективности аудиторных занятий в различных формах.

             В настоящее время ФГОС уделяет большое внимание самостоятельному поиску знаний, требует от студентов развитие навыков работы с дополнительной литературой, осуществлять самопроверку и самоконтроль знаний. Чтобы грамотно организовать самостоятельную работу нужно придерживаться нескольких правил:

  • Формы самостоятельной работы должны быть доступными
  • Студенты должны быть готовыми к выполнению заданий
  • Необходим регулярный контроль над  выполнением самостоятельных заданий
  • Преподаватель должен не только контролировать, но и оказывать помощь  в выполнении заданий

       Формы самостоятельной работы способствуют формированию у студентов общих и профессиональных компетенций  (ОК 1,  ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 12). Студенты работают индивидуально или микрогруппой, тем самым формируя ОК 7,ОК11.

      Работа студента самостоятельно, без непосредственного участия преподавателя  систематизирует полученные знания, помогает осмысливать материал, закреплять полученный знания и способствует формированию познавательного интереса к дисциплине.

    Документальной базой для организации самостоятельной работы студентов является: федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования, рабочая  программа по анатомии и физиологии. На сегодняшний момент самостоятельная работа студентов рассматривается как учебная и научно-исследовательская деятельность студентов, направленная на развитие общих и профессиональных компетенций.

     При изучении анатомии  и физиологии практикую следующие формы самостоятельной работы:.

  •  Зарисовки в альбоме органов или их частей.

     На занятиях студенты ведут рабочую тетрадь. Целесообразнее использовать альбом для рисования, в котором студенты выполняют зарисовки органов, составляют графологические структуры и т.д.  Процесс зарисовки способствует развитию наблюдательности, умению видеть и осознавать увиденное, развивает логическое  мышление. Особое внимание уделяется правильности выполнения рисунка (размеры, форма, пропорции и т.д.), а художественные возможности отходят на второй план.

  • Дорисовать рисунок и отметить части органов. Рисунки развивают зрительную память, передают характер анатомического строения объектов.

  • Обозначение на контуре тела человека топографии органов, систем органов.

«Врач  не анатом не только бесполезен, но и вреден» - говорил Е.О. Мухин, поэтому будущему медицинскому работнику необходимо точно представлять расположение органов в организме человека. Данное задание позволяет видеть целостную структуру организма. Находить взаимосвязи органов расположенных в непосредственной близости друг от друга.

  • Составление словаря анатомических и клинических терминов. При этом необходимо найти характеристику   слова, выбрать самую суть. Эта работа способствует развитию мыслительных навыков.

  • Создание компьютерных презентаций  по темам курса.

       Данная работа способствует формированию ОК 5 (Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности). На данном этапе осуществляются межпредметные связи с информатикой. Студенты учатся находить главное в теоретическом материале, самостоятельно разрабатывают цели для самопознания и дают оценку своему творчеству.

  • Подготовка к конкурсам по предмету.

При подготовке к конкурсу студенты самостоятельно обобщают изученный материал, находят ответы на поставленные вопросы, выпускают стенгазеты, где содержатся необычные данные  об органах. Яркие формы проведения, загадочные вопросы, требуют знания анатомических и физиологических понятий. Все это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине.

Самое главное – заинтересовать студентов в проведении внеклассного  мероприятия. В процессе неформального общения  возникает взаимопонимание, расширяется круг друзей. Совместная деятельность способствует развитию у студентов позитивных качеств, расширяет творческие способности, создает условия для самовыражения. Внеклассные мероприятия способствуют непроизвольному запоминанию новой и полезной информации, которая может быть использована для подготовки к экзамену

                 

  • Выступление с докладами на занятиях. Тематика докладов может быть разнообразна и охватывать как биографии ученых- анатомов, так и содержать углубленные факты по разделам анатомии.

Например,

  • Биографии И.П.Павлова, И.М.Сеченова и других ученых;
  • Сон: мифы и реальность
  • Головной мозг - самое великое чудо природы
  • Загадочный эпифиз
  • Витамины - невидимые помощники организма и другие темы.

       Студенты самостоятельно подбирают материал, тренируются находить в тексе главное, делать выводы по прочитанному материалу.

При изучении анатомии и физиологии большая роль принадлежит самонаблюдению. К этим формам можно отнести:

  • Топографию главных отделов скелета
  • Наблюдение за изменением пульса при различных условиях работы и отдыха
  • Наблюдения за числом дыхательных движений во время отдыха и работы
  • Топографию органов

 Несмотря на разнообразие форм самостоятельной работы, некоторые студенты испытывают трудности в выполнении заданий:

  • Отсутствие умений работать с литературными источниками, выделять главное
  • Отсутствие умений четко излагать свои мысли
  • Не желание выполнять самостоятельные задания.

    Поэтому, преподаватель  должен обучить студентов основам самостоятельной работы, умению работать с текстом и четко ставить познавательные задачи.

     Любая работа студента должна быть оценена. Оценивание  результатов самостоятельной работы провожу по следующим критериям:

  • Учитываю уровень освоения теоретического материала
  • Умения применять теоретические знания при выполнении практических заданий
  • Умения грамотно оформить и представить результаты своей работы в соответствии с общепринятыми требованиями
  • Умения использовать электронные образовательные источники, находить  и выделять необходимую информацию в большом разнообразии источников

     В заключении следует вновь подчеркнуть, что самостоятельная работа должна стать основой образовательного процесса, фактором формирования профессионально значимых компетенций. Это предполагает:

  • ориентацию на активные методы овладения знаниями,
  •  развитие творческих способностей студентов,
  • переход к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.

        Самостоятельная работа студентов – это не что иное, как моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет преподавателей, но будут руководители, как правило, оценивающие самостоятельность как одно из самых востребованных профессиональных качеств. Это своеобразная  компетенция, которая применима к любой профессиональной деятельности.

Список литературы:

  1. Гладилина Г.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании профессиональных компетенций студентов при организации самостоятельной работы http://jdanova-ren.narod.ru/obob/gladilina.htm
  2. http://mami.ru/science/aai77/scientific/article/s14/s14_36.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях компетентностного подхода к изучению математики.

Представлен опыт организации самостоятельной работы студентов медицинского колледжа  в процессе изучения математики. Рассмотрены условия, обеспечивающие эффективность самостоятельной работы...

Опыт организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Анатомия и физиология человека»

Статья представляет собой обобщение опыта по организации самостоятельной работы студентов на практических занятиях по дисциплине «Анатомия и физиология человека». В статье определены необх...

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 34.02.01. "Сестринское дело"

Методические указания разработаны с учетом требований ФГОС СПО, локально-нормативными актами КГБ ПОУ «Уссурийский медицинский колледж», рабочей программой дисциплины   и содержат переч...

КТП Самостоятельной работы студентов. ОП.02. Анатомия и физиология человека

Календарно-тематический план необходим: для осуществления систематического контроля за ходом и качеством выполнения образовательных программ и требований к объему учебной нагрузки, внеаудиторной...

Лекция по анатомии «Анатомия и физиология как науки. Человек – предмет изучения анатомии и физиологии»

Цель занятия:Дать обучающимся целостные, взаимосвязанные знания об анатомии и физиологии человека, как медицинских наук, показать связь анатомии и физиологии с другими медицинскими предметами, познако...

Доклад «Практическая направленность обучения как основа формирования ПК при изучении Анатомии и физиологии человека и Основ патологии»

На современном этапе модернизации среднего медицинского образования одной из главных составляющих является практическая направленность обучения, формирование не просто умений, а профессиональных компе...