Использования особых типов упражнений, заданий и задач для формирования естественно – научной грамотности на занятиях по физики.
статья
Формирование естественно-научной грамотности на занятиях по физике является одной из приоритетных целей современного преподавания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использования особых типов упражнений, заданий и задач для формирования естественно – научной грамотности на занятиях по физики.
Колкунова С.В. преподаватель
ОГАПОУ «Белгородский правоохранительный
колледж имени Героя России В.В. Бурцева»
Одним их основных направлений преподавания физики является формирование навыков у студентов самостоятельно добывать и анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации в профессиональной деятельности и полезного участия в жизни общества. Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.
Под функциональной грамотностью понимается «способность использовать ЗУН для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях».
Проблема формирования функциональной грамотности отражена в Послании Президента: «необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
Одним из видов функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность (физика, химия, биология, география). Под естественнонаучной грамотностью понимается способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, также для принятия соответствующих решений.
Естественнонаучная грамотность отображает уровень культуры общества, охватывая его способность к поддержке научной и инновационной деятельности. Понимание, умение объяснять или описывать естественнонаучные явления, сделать вывод, проанализировать и оценить достоверности являются основными компетенциями естественнонаучной грамотности.
Итак, функциональная грамотность – это тот уровень образованности, который может быть достигнут студентами за время обучения в колледже и предполагает способность человека решать стандартные и нестандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе приобретенных знаний, то есть социализацию личности.
Свои занятия выстраиваю таким образом, чтобы у студентов формировалась инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Одним из решений этой задачи является организация исследовательской работы на уроках и во внеурочное время. Исследовательская работа интересна тем, что она формирует универсальные учебные действия, применяемые для изучения любой темы и любого материала по различным предметам. Кроме того, исследовательская работа значительно увеличивает активность студентов в учебной деятельности.
Опыт работы показал, что студенты хотят заниматься исследованиями по физике, но не имеют навыков исследовательской работы. Необходимо активизировать учебный процесс, искать пути перехода от пассивного обучения к активному исследовательскому поиску новых знаний.
Знания, добытые своим трудом, гораздо прочнее и глубже. Использование метода исследовательской деятельности на занятиях и внеаудиторной самостоятельной деятельности позволит создать условия для творческой мыслительной работы студентов. Отпадает необходимость необдуманного, неосмысленного запоминания большого объема учебного материала. Знания становятся более прочными, сохраняется интерес к изучению предмета.
Цель ежедневной работы - формирование исследовательских умений посредством исследовательской деятельности. Для её достижения решаются следующие задачи:
- научить приёмам сопоставления, доказательства, планирования;
- научить приёмам обобщения и конкретизации,
- научить приёмам выдвижения гипотезы,
- научить приёмам переноса знаний в новую ситуацию,
- научить приёмам планирования и постановки эксперимента.
Эту работу начинаю на первых занятиях, поэтому студенты знают структуру исследовательской деятельности, содержание этапов, правила оформления отчёта по работе. Большинство ребят научились чётко формулировать проблему, выдвигать гипотезу, определять цель и задачи исследования. Исследовательская деятельность многогранна, организовать ее можно на любом этапе обучения физике:
- при изучении физической теории
- при решении задач
- при проведении демонстрационного эксперимента
- при выполнении лабораторных работ.
Провожу:
- исследования в рассказах
- исследования дома и на улице
- исследования практических вопросов
- исследования с помощью самодельных приборов
- проектную исследовательскую деятельность учащихся
Использую изобретательские, исследовательские задачи, задачи-открытия, задачи с недостатком и избытком данных.
Творческие задания:
- определение закономерностей по предложенным фактам;
- исправление ошибок;
- сравнение;
- установление причин явлений;
- составление плана изучения или исследование системы;
- решение противоречий и др.
Примеры заданий:
1. Двум рядом сидящим студентам предлагаю ответить на вопрос: одинаковой ли механической энергией они обладают? Предлагаю сравнить кинетические и потенциальные энергии и предложить способ уравнивания энергий.
#1069;кспериментальная задача. Найдите вес воздуха в Вашей комнате, его массу.
#1055;ри изучении темы «Изопроцессы», в частности рассмотрения изохорного процесса, можно дать такое задание «Как сварить яйцо, чтобы оно не лопнуло?»
#1054;пределите скорость написания своего имени.
Для развития творческих способностей использую качественные задачи исследовательского типа. Суть каждой задачи заключается в том, что необходимо предсказать, как будет протекать физическое явление, и ответить на вопрос: почему так произошло?
Например:
По улице мимо проехал тяжелый транспорт. В окнах задребезжали стёкла. Почему это произошло?
В процессе решения таких задач прививается навык наблюдательности умение различать физические явления в природе, быту, технике, а не только в кабинете физики. В этих задачах на обыденных жизненных примерах хорошо показано применение изучаемого материала.
Например, хозяйка помыла стаканы горячей водой и поставила их вверх дном на пластиковую поверхность стола. Стаканы почему-то поползли по столу. Объясните это явление.
Еще пример: Допустим, вы только что приготовили чашечку черного кофе, но до начала занятий осталось еще пять минут. Если вы хотите принести кофе в аудиторию возможно более горячим, вам следует решить, когда наливать в кофе сливки: сейчас или уже в классе? Когда лучше класть сахар? Когда и как долго размешивать его? Если вы не хотите размешивать, то стоит класть в чашку ложку или нет? Имеет ли значение, какая у вас ложка - пластмассовая или металлическая? Изменился ли бы ваш ответ, если бы сливки были не белыми, а черными? Зависит ли ответ от цвета чашки? Попытайтесь подкрепить свои рассуждения хотя бы простейшими расчетами.
Для ответа на вопрос необходимо использовать логическую план-схему, которая содержит связанные между собой тезисы (предположения), образующие цельный рассказ. Схема позволяет студенту действовать не стихийно, а осмысленно, логически.
План-схема логического ответа на вопрос качественной задачи:
- Я предполагаю (моя гипотеза, предсказание, что)…
- Я основываюсь на модели (моя гипотеза, предсказание, что)…
- Рассуждения, на основе которых выдвинута гипотеза или сделано предсказание…
- Что я предлагаю сделать для проверки предположения (идеи, замысла)…
- Мне необходимы приборы и материалы…
- План моих действий…
Например: С давних пор по неведомым причинам предпочтение отдается чугунным сковородкам перед стальными. Все повара − и профессионалы,
и любители − в один голос клянутся, что в чугунной посуде пища прожаривается более равномерно и меньше пригорает. Есть ли этому какое-то физическое обоснование?
Почему донышки некоторых форм для пирогов зачернены? Если вы решили сами испечь пирог и хотите, чтобы он поджарился снизу, то вам лучше воспользоваться сковородкой из термостойкого стекла, а не из металла. Если
же вы располагаете только металлической формой, то вам следует отдать предпочтение зачерненной форме перед блестящей. Почему? Теоретически вы, наверное, уже знаете, как ответить на этот вопрос. Но правы ли вы?
Попробуйте проверить на простых опытах.
В задачах поставлен вопрос, ответ на который не содержится в учебнике в готовом виде.
Студент должен составить ответ на задачу, синтезируя данные условия
задачи и свои знания по физике. Решение такого типа задач развивает смекалку и сообразительность. В основе этих заданий лежит метод научного прогнозирования. В процессе прогнозирования совершенствуются умения наблюдать и сравнивать, анализировать и синтезировать, оперировать усвоенными знаниями в измененных нестандартных ситуациях, доказывать, логически рассуждать, делать обобщения и выводы практического и теоретического характера.
Большое внимание уделяю исследовательской деятельности, экспериментам, конструированию. Предлагаю небольшие домашние задания экспериментального характера с предметами, материалами, телами, хорошо знакомыми в повседневной жизни.
Например, "Попробуйте переместить шарик для настольного тенниса с кухонного подоконника на стол, используя при этом только бокал, и не беря
шарик в руки. Объясните это явление".
"Попробуйте шариковой ручкой написать записку родителям (письмо другу) на промасленной бумаге. Что происходит? Почему?"
"Пустую пластиковую бутылку, закрытую крышкой, на некоторое время поместите на холод, затем - обратно, в тепло. Понаблюдайте за происходящим. Объясните это явление".
Домашние задания исследовательского характера позволяют студентам делать для себя небольшие открытия, активно использовать свои знания на практике, а часто, приобретать новые знания, умения и навыки. Обсуждение результатов домашних экспериментов создает творческую атмосферу в группе, включает в работу всех ребят, формирует у них положительную мотивацию к получению новых знаний.
Таким образом, использование методов и приемов активного обучения на занятиях по физике создаёт необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию компетентности естественнонаучной грамотности.
Нам, преподавателям, необходимо поддержать, развить человека в человеке, помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией, так как общеобразовательные предметы, является, пожалуй, единственным и очень важным серьёзным источником формирования функциональной грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках естественно- научного цикла (математика).
Перед учителем математики встает задача не просто ознакомить ребят с правилами и приемами решения задач, а в первую очередь, научить их ориентироваться в большом объеме информации, находить прич...

«Использование технологии критического мышления на уроках естественно-научного цикла»
Данный материал был подготовлен к педагогическому совету по различным педагогическим технологиям. Презентация была составлена по итогам опыта использования технологии критического мышления на уроках е...
Использование компьютерных средств обучения на уроках. естественно научного цикла
Использование компьютерных средств обучения в дисциплинах естественнонаучного цикла.В настоящее время в связи с развитием компьютерной техники и современных средств коммуникации, все чаще ведется речь...

Формирование общих компетенций на занятиях естественно-научного цикла (выступление на педсовете).
Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.Основное назначение ОК ...

Формирование общих компетенций на занятиях естественно-научного цикла (выступление на педсовете).
Использование активных средств обучения...

Использование интерактивных технологий на уроках естественно-научного цикла
Статья посвящена проблемам современного образования, повышения интереса обучающихся к изучаемым предметам. В статье рассматривается вопрос применения на уроках интерактивных технологий и приводится пр...
Контекстные задачи в преподавании дисциплин естественно-научного цикла
В материале рассмотрена суть контекстных задач и примеры применения на занятиях пр предметам естественно -научного цикла....