Рабочая программа по химии для общеобразовательного цикла
рабочая программа
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ»
рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины ОУД.12 химия
Для специальностей:
43.02.15 Поварское и кондитерское дело
43.02.17 Технологии индустрии красоты
Учебная дисциплина ОУД.12 Химия является предметной областью естественно-научных предметов основной профессиональной образовательной программы укрупненных групп специальностей 43.00.00 в соответствии с ФГОС (в частности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело и 43.02.17 Технологии индустрии красоты)
Учебная дисциплина обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальностям укрупненной группы 43.00.00
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 79.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБПОУ «Ряжский колледж имени Героя Советского Союза А.М. Серебрякова»
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ»
«УТВЕРЖДАЮ»
ДИРЕКТОР ОГБПОУ «РК»
А.В. Ухвачев
«___»_______________2024г.
_______________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.12 ХИМИЯ
Для специальностей:
43.02.15 Поварское и кондитерское дело
43.02.17 Технологии индустрии красоты
2024 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.05 География разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям 43.00.00 (базовая подготовка), утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371)
Организация- разработчик: ОГБПОУ «РК».
Разработчики: Елманова О.Ю., преподаватель высшей квалификационной категории.
«Одобрено»
методической комиссией
_____________________
Председатель МК
Карпухина Л.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 9 |
| 16 |
| 17 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина ОУД.12 Химия является предметной областью естественно-научных предметов основной профессиональной образовательной программы укрупненных групп специальностей 43.00.00 в соответствии с ФГОС (в частности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело и 43.02.17 Технологии индустрии красоты)
Учебная дисциплина обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальностям укрупненной группы 43.00.00
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:
Код | Наименование компетенций |
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; |
ОК 02 | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; |
ОК 03 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; |
ОК 04 | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; |
ОК 05 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; |
ОК 06 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; |
ОК 07 | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; |
ОК 08 |
|
ОК 09 |
|
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цели и задачи дисциплины
Цель: Формирование у студентов представления о химической составляющей естественно-научной картины мира как основы принятия решений в жизненных и производственных ситуациях, ответственного поведения в природной среде.
Задачи:
1) сформировать понимание закономерностей протекания химических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;
2) развить умения составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл, интерпретировать результаты химических экспериментов,
3) сформировать навыки проведения простейших химических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием;
4) развить умения использовать информацию химического характера из различных источников;
5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности и химических природных, бытовых и производственных процессов;
6) сформировать понимание значимости достижений химической науки и технологий для развития социальной и производственной сфер.
1.2.2 Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины ОУД.12 Химия
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины | |
Общие | Дисциплинарные | |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике | - владеть системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, s-, р-, d-электронные орбитали атомов, ион, молекула, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая связь, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения, биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки), мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения, кристаллическая решетка, типы химических реакций (окислительно-восстановительные, экзо-и эндотермические, реакции ионного обмена), раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое равновесие), теории и законы (теория химического строения органических веществ A.M. Бутлерова, теория электролитической диссоциации, периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы), закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических и органических веществ в быту и практической деятельности человека; - уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других естественнонаучных предметов; - уметь использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других), составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций; - уметь устанавливать принадлежность изученных неорганических и органических веществ к определенным классам и группам соединений, характеризовать их состав и важнейшие свойства; определять виды химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические реакции; - сформировать представления: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде; - уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности; | - уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов; - уметь анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие); - владеть основными методами научного познания веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование); - уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека; | - уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | В области экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; | - сформировать представления: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде; - уметь соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации |
ПК.1.1-1.5 43.02.17 Технология индустрии красоты | Готовность к выполнению основных видов деятельности согласно получаемой квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 3.4 настоящего ФГОС СПО. | |
ПК.1-5 43.02.15 Поварское и кондитерское дело | Готовность к выполнению основных видов деятельности согласно получаемой квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 3.4 настоящего ФГОС СПО. | |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 154 |
в том числе: | |
Основное содержание | 126 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 86 |
лабораторные работы | 8 |
практические занятия | 32 |
в том числе: | |
Профессионально-ориентированное содержание | |
теоретическое обучение | 28 |
практические занятия | 10 |
лабораторные работы | 4 |
контрольные работы | 10 |
Консультации | 8 |
Самостоятельная работа | 4 |
Индивидуальный проект | 10 |
Промежуточная аттестация в виде экзамена | 6 |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины ОУД.12 Химия
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль | Объем часов | Формируемые компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основы строения вещества | 8 | ||
Тема 1.1. Строение атомов химических элементов и природа химической связи | Основное содержание | 6 | ОК 01 |
Теоретическое обучение | 4 | ||
Современная модель строения атома. Символический язык химии. Химический элемент. Классификация химических элементов. Электронная конфигурация атома. Валентные электроны. Валентность. Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Виды химической связи. | |||
Практические занятия | 2 | ||
Решение практических заданий на составление электронно-графических формул элементов 1–4 периодов. | |||
Тема 1.2. Периодический закон и таблица Д.И. Менделеева | Основное содержание | 2 | ОК 01 ОК 02 |
Теоретическое обучение | 2 | ||
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Периодический закон Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ. | |||
Раздел 2. Химические реакции | 14 | ||
Тема 2.1. Типы химических реакций | Основное содержание | 6 | ОК 01 |
Теоретическое обучение | 4 | ||
Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ. Количественные отношения в химии. Основные количественные законы в химии и расчеты по уравнениям химических реакций. Моль как единица количества вещества. Молярная масса. Законы сохранения массы и энергии. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Реакции комплексообразования с участием неорганических веществ (на примере гидроксокомплексов цинка и алюминия). Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов (Профессионально-ориентированное содержание) | |||
Практические занятия | 2 | ||
Составление и уравнивание окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. | |||
Тема 2.2. Электролитическая диссоциация и ионный обмен | Основное содержание | 8 | ОК 01 |
Теоретическое обучение | 4 | ||
Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена. Составление реакций ионного обмена путем составления их полных и сокращенных ионных уравнений. Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических обменных процессах. Применение гидролиза в промышленности. | |||
Практические занятия | 2 | ||
Составление реакций гидролиза солей. | |||
Контрольная работа 1. Строение вещества и химические реакции. | 2 | ||
Раздел 3. Строение и свойства неорганических веществ | 26 | ||
Тема 3.1. Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ | Основное содержание | 8 | ОК 01 ОК 02 |
Теоретическое обучение | 6 | ||
Предмет неорганической химии. Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Основные классы сложных веществ (оксиды, гидроксиды, кислоты, соли). Взаимосвязь неорганических веществ. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость свойств вещества от типа кристаллической решетки. Многообразие веществ. | |||
Практические занятия | 2 | ||
Решение задач на расчет массовой доли (массы) химического элемента в молекуле (смеси). | |||
Тема 3.2. Физико-химические свойства неорганических веществ | Основное содержание | 12 | ОК 01 ОК 02 ПК.1-5 ПК.1.1-1.5 |
Теоретическое обучение | 8 | ||
Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения. Значение металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства неметаллов IV– VII групп. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты биогенных элементов в природе Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов, кислот, солей и др.). (Профессионально-ориентированное содержание) Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов | |||
Практические занятия | 2 | ||
Свойства, состав, получение и безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности человека. Профессионально-ориентированное содержание | |||
Лабораторные занятия | 2 | ||
Свойства металлов и неметаллов. | |||
Тема 3.3. Производство неорганических веществ. Значение и применение в быту и на производстве | Основное содержание | 6 | ОК 01 ОК 02 ПК.1-5 ПК.1.1-1.5 |
Теоретическое обучение | 2 | ||
Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства аммиака, серной кислоты). Черная и цветная металлургия. Практическое применение электролиза для получения щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия. Стекло и силикатная промышленность. Проблема отходов и побочных продуктов. | |||
Практические занятия | 2 | ||
Роль неорганической химии в развитии пищевой промышленности в решении проблем пищевой безопасности. (Профессионально-ориентированное содержание) | |||
Контрольная работа 2. Свойства неорганических веществ. | 2 | ||
Раздел 4. Строение и свойства органических веществ | 38 | ||
Тема 4.1. Классификация, строение и номенклатура органических веществ | Основное содержание | 6 | ОК 01 ПК.1-5 ПК.1.1-1.5 |
Теоретическое обучение | 4 | ||
Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Радикал. Принципы классификации органических соединений. Международная номенклатура и принципы номенклатуры органических соединений. | |||
Практические занятия | 2 | ||
Решение задач на вывод простейшей формулы органической молекулы. | |||
Тема 4.2. Свойства органических соединений | Основное содержание | 16 | ОК 01 ОК 02 ПК.1-5 ПК.1.1-1.5 |
Теоретическое обучение | 12 | ||
Предельные углеводороды (алканы и циклоалканы). Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, нахождение в природе и применение алканов; Непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды. Кислородсодержащие соединения (спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды и кетоны, жиры, углеводы). (Профессионально-ориентированное содержание) Практическое применение этиленгликоля, глицерина, фенола. Применение формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла. (Профессионально-ориентированное содержание) Азотсодержащие соединения (амины и аминокислоты, белки). Высокомолекулярные соединения (синтетические и биологически-активные). Мономер, полимер, структурное звено. Полимеризация этилена как основное направление его использования. (Профессионально-ориентированное содержание) Классификация и особенности органических реакций. Реакционные центры. Радикалы. Первоначальные понятия о типах и механизмах органических реакций. | |||
Практические занятия | 4 | ||
Решение цепочек превращений на генетическую связь между классами органических соединений. Решение расчетных задач по уравнениям реакций с участием органических веществ. | |||
Тема 4.3. Органические вещества в жизнедеятельности человека. Производство и применение органических веществ в промышленности | Основное содержание | 16 | ОК 01 ОК 02 ПК.1-5 |
Теоретическое обучение | 12 | ||
Биоорганические соединения. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление углеводов – источник энергии живых организмов. (Профессионально-ориентированное содержание) Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. (Профессионально-ориентированное содержание) Области применения аминокислот. (Профессионально-ориентированное содержание) Биологические функции жиров. Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности. (Профессионально-ориентированное содержание) Нуклеиновые кислоты: состав и строение. Строение нуклеотидов. Состав нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организмов. Синтетические и искусственные волокна, их строение, свойства. | |||
Практические занятия | 2 | ||
Составление химических реакций, отражающих химическую активность органических соединений в различных средах (природных, биологических, техногенных). (Профессионально-ориентированное содержание) | |||
Контрольная работа 3. Структура и свойства органических веществ | 2 | ||
Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций | 14 | ||
Тема 5.1. Кинетические закономерности протекания химических реакций | Основное содержание | 6 | ОК 01 ОК 02 |
Теоретическое обучение | 4 | ||
Химические реакции. Классификация химических реакций: по фазовому составу (гомогенные и гетерогенные), по использованию катализатора (каталитические и некаталитические). Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры (правило Вант-Гоффа), площади реакционной поверхности, наличия катализатора. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве. Энергия активации. Активированный комплекс. Катализаторы и катализ. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве. | |||
Лабораторные занятия | 2 | ||
Изучение зависимости скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ и температуры. | |||
Тема 5.2. Термодинамические закономерности протекания химических реакций. Равновесие химических реакций | Основное содержание | 8 | ОК 01 ОК 02 |
Теоретическое обучение | 4 | ||
Классификация химических реакций: по тепловому эффекту (экзотермические, эндотермические), по обратимости (обратимые и необратимые). Тепловые эффекты химических реакций. Термохимические уравнения. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий протекания химических процессов. Понятие об энтальпии и энтропии. Энергия Гиббса. Закон Гесса и следствия из него. Роль смещения равновесия в технологических процессах. | |||
Практические занятия | 2 | ОК 01 ОК 02 | |
Решение задач на определение смещения химического равновесия. | |||
Контрольная работа 4. Скорость химической реакции и химическое равновесие. | 2 | ||
Раздел 6. Дисперсные системы | 10 | ||
Тема 6.1. Дисперсные системы и факторы их устойчивости | Основное содержание | 4 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 ПК.1-5 ПК.1.1-1.5 |
Теоретическое обучение | 2 | ||
Профессионально-ориентированное содержание Дисперсные системы. Коллоидные системы. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Способы приготовления растворов. Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Предельно допустимые концентрации и их использование в оценке экологической безопасности. Классификация дисперсных систем по составу. Строение и факторы устойчивости дисперсных систем. Распознавание истинных растворов, коллоидных растворов и грубодисперсных систем. Строение мицеллы. Рассеивание света при прохождении светового пучка через оптически неоднородную среду (эффекта Тиндаля). | |||
Практические занятия | 2 | ||
Решение задач на приготовление растворов. | |||
Тема 6.2. Исследование свойств дисперсных систем для их идентификации | Основное содержание | 6 | ОК 01 ОК 02 ПК.1-5 ПК.1.1-1.5 |
Лабораторные занятия | 4 | ||
Приготовление растворов. (Профессионально-ориентированное содержание) Исследование дисперсных систем. (Профессионально-ориентированное содержание) | |||
Контрольная работа 5. Дисперсные системы. | 2 | ||
Раздел 7. Качественные реакции обнаружения неорганических и органических веществ | 4 | ||
Тема 7.1. Обнаружение неорганических катионов и анионов | Основное содержание | 2 | ОК 01 ОК 02 |
Практические занятия | 2 | ||
Качественные химические реакции, характерные для обнаружения неорганических веществ (катионов и анионов). | |||
Тема 7.2. Обнаружение органических веществ отдельных классов с использованием качественных реакций | Основное содержание | 2 | ОК 01 ОК 02 |
Практические занятия | 2 | ||
Качественные химические реакции, характерные для обнаружения органических веществ. | |||
Раздел 8. Химия в быту и производственной деятельности человека | 4 | ||
Тема 8.1. Химия в быту и производственной деятельности человека | Основное содержание | 4 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК.1-5 ПК.1.1-1.5 |
Теоретическое обучение | 2 | ||
Химия в быту и производственной деятельности человека. (Профессионально-ориентированное содержание) | |||
Практические занятия | 2 | ||
Экологическая безопасность последствий бытовой и производственной деятельности человека, связанная с переработкой веществ. (Профессионально-ориентированное содержание) | |||
Раздел 9. Исследование и химический анализ объектов биосферы | 6 | ||
Тема 9.1. Химический контроль качества продуктов питания | Основное содержание | 8 | ОК 01 ПК.1-5 ПК.1.1-1.5 |
Теоретическое обучение | 6 | ||
Качественный химический состав продуктов питания. (Профессионально-ориентированное содержание) Вещества, фальсифицирующие продукты питания, и вещества, загрязняющие продукты питания. (Профессионально-ориентированное содержание) Определение загрязняющих химических веществ в продуктах питания, определение веществ, не заявленных в составе продуктов питания. (Профессионально-ориентированное содержание) | |||
Практические занятия | 2 | ||
Органические и неорганические вещества, входящие в состав продуктов питания. Определение состава блюд на содержание макро и микроэлементов. Изучение предложенных преподавателем блюд на предмет химического состава, определение долей от суточной нормы макро и микроэлементов в указанном блюде. (Профессионально-ориентированное содержание) | |||
Консультации | 8 | ||
Неорганические классы веществ. Металлы. Неметаллы. Предельные, непредельные и ароматические углеводороды. Кислородосодержащие углеводороды. | |||
Самостоятельная работа | 4 | ||
Оформление практических работ, подготовка к защите. | |||
Индивидуальный проект | 10 | ||
Промежуточная аттестация по дисциплине (экзамен) | 6 | ||
Всего | 126+8к+6эк+10ип+4с.р. | ||
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: учебный кабинет, оснащенный оборудованием:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска;
- демонстрационный стол;
- вытяжной шкаф;
- Стенды «ПСХЭ», «Таблица растворимости», «Техника безопасности в кабинете», «Ряд напряжений металлов».
Технические средства обучения: ноутбук, принтер, интерактивный комплекс Smart.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания
1.Химия для профессий и специальностей технического и естественно - научного профилей: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Ю.М. Ерохин, И.Б. Ковалева.- 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2019.-448 с.
2.Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов.- М.: Издательский центр «Академия», 2019.- 256 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
- www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
- www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
- www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
- www. enauki. ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
- www. 1september. ru (методическая газета «Первое сентября»).
- www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).
- www. hij. ru (журнал «Химия и жизнь»).
- www. chemistry-chemists. com (электронный журнал «Химики и химия»).
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения определяют, что обучающиеся должны знать, понимать и демонстрировать по завершении изучения дисциплины.
Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины используется система оценочных мероприятий, представляющая собой комплекс учебных мероприятий, согласованных с результатами обучения и сформулированных с учетом ФГОС СОО (предметные результаты по дисциплине) и ФГОС СПО.
№ | ОК/ПК | Модуль/Раздел/Тема | Результат обучения | Типы оценочных мероприятий |
I | Основное содержание | |||
1 | Раздел 1. Основы строения вещества | Формулировать базовые понятия и законы химии | ||
1.1 | ОК 01 | Строение атомов химических элементов и природа химической связи | Составлять химические формулы соединений в соответствии со степенью окисления химических элементов, исходя из валентности и электроотрицательности | 1. Тест «Строение атомов химических элементов и природа химической связи». 2. Задачи на составление химических формул 3. Задания на использование химической символики и названий неорганических соединений отдельных классов |
1.2 | ОК 01 ОК 02 | Периодический закон и таблица Д.И. Менделеева | Характеризовать химические элементы в соответствии с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева | 1. Тест «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность 2. Практические задания «Характеристика химических элементов» |
2 | Раздел 2. Химические реакции | Характеризовать типы химических реакций | Контрольная работа «Строение вещества и химические реакции» | |
2.1 | ОК 01 | Типы химических реакций | Составлять реакции соединения, разложения, обмена, замещения, окислительно-восстановительные реакции | 1. Задачи на составление уравнений реакций: – соединения, замещения, разложения, обмена; – окислительно- восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса. 2. Задачи на расчет массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ; расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ имеет примеси |
2.2 | Электролитическая диссоциация и ионный обмен | Составлять уравнения химических реакции ионного обмена с участием неорганических веществ | 1. Задания на составление молекулярных и ионных реакций с участием кислот, оснований и солей, установление изменения кислотности среды 2. Практическая работа " Составление реакций гидролиза солей." | |
3 | Раздел 3. Строение и свойства неорганических веществ | Исследовать строение и свойства неорганических веществ | Контрольная работа «Свойства неорганических веществ» | |
3.1 | ОК 01 ОК 02 | Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ | Классифицировать неорганические вещества в соответствии с их строением | 1. Тест «Номенклатура и название неорганических веществ». 2. Задачи на расчет массовой доли (массы) химического элемента (соединения) в молекуле (смеси). |
3.2 | ОК 01 ОК 02 ПК.1-5 ПК.1.1-1.5 | Физико-химические свойства неорганических веществ | Устанавливать зависимость физико-химических свойств неорганических веществ от строения атомов и молекул, а также типа кристаллической решетки | 1. Тест «Особенности химических свойств оксидов, кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и солей». 2. Задания на составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ: оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов; неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов, неорганических солей, характеризующих их свойства и способы получения. 3. Практико-ориентированные теоретические задания на свойства и получение неорганических веществ 4. Лабораторная работа «Свойства металлов и неметаллов». |
3.3 | ОК 01 ОК 02 ПК.1-5 ПК.1.1-1.5 | Производство неорганических веществ. Значение и применение в быту и на производстве | Обосновывать значение и применение неорганических веществ в бытовой и производственной деятельности человека их физико-химическими свойствами | Практико-ориентированные задания по составлению химических реакций с участием неорганических веществ, используемых для их идентификации и промышленных способов получения. |
4 | Раздел 4. Строение и свойства органических веществ | Исследовать строение и свойства органических веществ | Контрольная работа «Строение и свойства органических веществ» | |
4.1 | ОК 01 ОК 02 ПК.1-5 ПК.1.1-1.5 | Классификация, строение и номенклатура органических веществ | Классифицировать органические вещества в соответствии с их строением | 1. Задания на составление названий органических соединений. 2. Задания на составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов. 3. Задачи на определение простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %) |
4.2 | ОК 01 ОК 02 ПК.1-5 ПК.1.1-1.5 | Свойства органических соединений | Устанавливать зависимость физико-химических свойств органических веществ от строения молекул | 1. Задания на составление уравнений химических реакций с участием органических веществ на основании их состава и строения. 2. Задания на составление уравнений химических реакций, иллюстрирующих химические свойства с учетом механизмов протекания данных реакций и генетической связи органических веществ разных классов. 3. Расчетные задачи по уравнениям реакций с участием органических веществ. 4. Практические занятия. |
4.3 | ОК 01 ОК 02 ПК.1-5 ПК.1.1-1.5 | Органические вещества в жизнедеятельности человека. Производство и применение органических веществ в промышленности | Обосновывать значение и применение органических веществ в бытовой и производственной деятельности человека их физико-химическими свойствами | 1.Практико-ориентированные задания по составлению химических реакций с участием органических веществ, в т.ч. используемых для их идентификации в быту и промышленности. |
5 | Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций | Исследовать равновесие | Контрольная работа | |
5.1 | ОК 01 ОК 02 | Кинетические закономерности протекания химических реакций | Исследовать влияние | 1. Лабораторная работа «Изучение зависимости скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ и температуры». |
5.2 | ОК 01 ОК 02 | Термодинамические | Исследовать влияние | 1. Задачи на расчеты тепловых |
6 | Раздел 6. Растворы | Исследовать дисперсные | Контрольная работа по теме | |
6.1 | ОК 01 ОК 02 | Дисперсные системы и | Различать истинные | 1. Задачи на приготовление |
6.2 | ОК 01 ОК 02 ПК.1-5 ПК.1.1-1.5 | Исследование свойств | Исследовать физико-химические свойства | Лабораторная работа: |
7 | Раздел 7. Качественные | Исследовать свойства | ||
7.1 | ОК 01 ОК 02 | Обнаружение неорганических | Исследовать качественные реакции неорганических веществ | 1. Практические задания на |
7.2 | ОК 01 ОК 02 | Обнаружение органических | Исследовать качественные реакции органических соединений отдельных классов | 1. Практические задания на |
8. | Раздел 8. Химия в быту и | Оценивать последствия | Защита кейса (с учетом | |
8.1 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК.1-5 ПК.1.1-1.5 | Химия в быту и производственной деятельности человека | Оценивать последствия | Кейс (с учетом будущей |
9 | Раздел 9.1. Исследование и химический анализ объектов биосферы | Интерпретировать | Защита учебно-исследовательского проекта | |
9.1 | ОК 01 ПК.1-5 ПК.1.1-1.5 | Химический контроль | Исследовать химический | 1. Тест «Органические и |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии для СПО
Содержит календарно-тематическое планирование и спичсок самостоятельных работ....

Рабочая программа по химии для обучения учащихся по специальности: автомеханик (79 ч)
Представлена рабочая программа по химии для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности: автомеханик...

Рабочая программа по химии для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности: Повар (100 ч.)
Публикуется рабочая программа и календарно-тематическое планирование для обучения учащихся в ГОУ НПО по специалности :повар (100 ч.)...

Рабочая программа по химии для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности: Повар (100 ч.)
Публикуется рабочая программа и календарно-тематическое планирование для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности :повар (100 ч.)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Поваренок» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-культурной направленности «Поваренок»
Образовательная программа «Поваренок» направлена на формирование культуры здоровья и охраны жизнедеятельности. По функциональному назначению- учебно-познавательная, по форме реализации- кр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Информатика общеобразовательный учебный цикл для специальности 35.05.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» для профессиональных образовательных организаций / Цветк...

Рабочая программа по учебной дисциплине адаптационного цикла "Самоорганизация образовательной деятельности"
Рабочая программа по учебной дисциплине адаптационного цикла "Самоорганизация образовательной деятельности" предназначена для овладения обучающимися приёмами самостоятельного и продуктивного...
