РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Дискретная математика» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»
рабочая программа

Куркин Александр Александрович

Программа разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» и с образовательной программой среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».

 

Дисциплина входит в блок «Общепрофессиональный цикл» специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»

(МГТУ им. Н.Э. Баумана)

шаблон ЭУ

не удалять

 МОСКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ КОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Дискретная математика»

программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»

 

 

Авторы  программы:

Преподаватель   ________________________      _Куркин А.А._______

  должность                                    подпись                                          /Ф.И.О./

Утверждена на заседании ПЦК «Физико-технических и естественно-научных дисциплин»                                                                                                   наименование ПЦК

Протокол №___ от «_____» _________ 20_ г.

Председатель ПЦК _______________________/_Азиева А. В._/

                                   подпись                                                   Ф.И.О.

Согласовано:

Заместитель директора по УР __________________ С.А. Ковалев

ОГЛАВЛЕНИЕ

c.

1.        Планируемые результаты освоения дисциплины        4

2.        Место дисциплины в структуре образовательной программы        7

3.        Объем дисциплины        8

4.        Содержание дисциплины, структурированное по модулям, с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий        9

5.        Условия реализации дисциплины        12

6.        Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации студентов по дисциплине        15

7.        Методические указания для студентов по освоению дисциплины        16

  1. Планируемые результаты освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить умения и знания

Перечень общих компетенций:

Таблица 1.1. Перечень общих компетенций

Код, специальность, наименование компетенции

Уметь

Знать

ОК-1
(09.02.01)
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам


распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте
анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части
определять этапы решения задачи
выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы
составлять план действия
определять необходимые ресурсы
владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах
реализовывать составленный план
оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)


актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить
основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях
методы работы в профессиональной и смежных сферах
структуру плана для решения задач
порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

ОК-2
(09.02.01)
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности


определять задачи для поиска информации
определять необходимые источники информации
планировать процесс поиска
структурировать получаемую информацию
выделять наиболее значимое в перечне информации
оценивать практическую значимость результатов поиска
оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач
использовать современное программное обеспечение
использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач


номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности
приемы структурирования информации
формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации
порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств

ОК-5
(09.02.01)
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста


грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке
проявлять толерантность в рабочем коллективе


особенности социального и культурного контекста
правила оформления документов и построения устных сообщений

ОК-9
(09.02.01)
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках


понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые)
понимать тексты на базовые профессиональные темы
участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы
строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности
кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые)
писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы


правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы
основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика)
лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности
особенности произношения
правила чтения текстов профессиональной направленности

Перечень профессиональных компетенций:

Таблица 1.2. Перечень профессиональных компетенций(ПК)

Код, специальность, наименование компетенции

Владеть

Уметь

Знать

ПК-5
(09.02.01)
Проектировать, разрабатывать и отлаживать программный код модулей управляющих программ


навыками составления формализованных описаний решений поставленных задач в соответствии с требованиями технического задания или других принятых в организации нормативных документов


использовать методы и приемы формализации задач


методы и приемы формализации и алгоритмизации задач

  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Программа разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» и с образовательной программой среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».

Дисциплина входит в блок «Общепрофессиональный цикл» специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».

  1. Объем дисциплины

Общий объем дисциплины составляет 2 зачетные единицы (з.е.), которые состоят из 72 академических часа (ак.ч.) или 54 астрономических часа. В том числе:
1 семестр – 2 з.е. (72 ак.ч.).

Таблица 2. Объём дисциплины по видам учебных занятий (в ак.ч.)

Виды учебной работы

Объем по семестрам, ак. ч.

Всего

Количество семестров освоения дисциплины

1

Объем дисциплины

72

72

Аудиторная работа*

64

64

Лекции (Л)

32

32

Практические работы (ПР)

32

32

Самостоятельная работа (СР)

8

8

Проработка учебного материала лекций

1.6

1.6

Подготовка к практическим занятиям

1.6

1.6

Подготовка к рубежному контролю

2

2

Другие виды самостоятельной работы

2.8

2.8

Вид промежуточной аттестации

Распределенный экзамен

        

  1. Содержание дисциплины, структурированное по модулям, с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий

Таблица 3. Содержание дисциплины

№ п/п

Наименование модуля

Виды занятий*, ак.ч.

Шифр компетенций, закрепленных за модулем (код по ФГОС 3++)

Текущий контроль

Л

ПР

ЛР

СР

Срок

(неделя)

Контрольные мероприятия

Баллы

(мин/

макс)

1 семестр

1

Логика высказываний. Элементы теории множеств.

24

24

0

6

ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-9, ПК-5

12

Рубежный контроль 1
Практические работы

12/20

18/30

ИТОГО:

30/50

2

Логика предикатов. Элементы теории графов.

8

8

0

2

ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-9, ПК-5

16

Рубежный контроль 2
Практические работы

12/20

18/30

ИТОГО:

30/50

ИТОГО за семестр

32

32

0

8

-

-

-

60/100

*в том числе, в форме практической подготовки  

Содержание дисциплины, структурированное по темам (модулям)

Таблица 4. Содержание дисциплины

№, п/п

Наименование модуля, содержание

Часы

1 семестр

1

Логика высказываний. Элементы теории множеств.

Лекции

24

1.1

Высказывания и операции над ними. Формулы логики высказываний. Таблица истинности и методика её построения.

2

1.2

Равносильность формул. Принцип двойственности.

2

1.3

Тождественно  истинные формулы.

2

1.4

Приложение алгебры логики к логико-математической практике и  построению логических схем

2

1.5

Общие понятия теории множеств. Способы задания. Основные операции над множествами и их свойства. Мощность множеств.

2

1.6

Графическое изображение множеств на диаграммах Эйлера-Венна. Декартово произведение множеств.

2

1.7

Отношения. Бинарные отношения и их свойства

2

1.8

Понятие предиката. Логические операции над предикатами. Кванторы существования и общности.

2

1.9

Построение отрицаний к предикатам, содержащим кванторные опе-рации

2

1.10

Правило суммы и правило произведения. Размещения, перестановки, сочетания.

2

1.11

Бином Ньютона.

2

1.12

Метод математической индукции

2

Практические занятия

24

ПР1.1

Практическая работа №1. Формализация высказываний

2

ПР1.2

Практическая работа №2. Построение таблиц истинности

2

ПР1.3

Практическая работа №3. Упрощение формул логики с помощью равносильных преобразований

2

ПР1.4

Практическая работа №4. Построение логических формул, соответствующих релейным схемам

2

ПР1.5

Практическая работа №5. Множества и основные операции над ними

2

ПР1.6

Практическая работа №6. Решение задач на формулу включений-исключений. Графическое изображение множеств на диаграммах Эйлера-Венна

2

ПР1.7

Практическая работа №7. Исследование свойств бинарных отношений

2

ПР1.8

Практическое работа № 8. Нахождение области определения и истинности предиката. Логические операции над предикатами

2

ПР1.9

Практическая работа № 9. Построение отрицаний к предикатам, содержащим кванторные операции

2

ПР1.10

Практическое занятие № 10. Решение практических задач на число сочетаний, перестановок и размещений

2

ПР1.11

Практическое занятие № 11. Разложение в бином Ньютона

2

ПР1.12

Практическое занятие № 12. Метод математической индукции.

Рубежный контроль 1

2

Самостоятельная работа

6

СР1.1

Подготовка к рубежному контролю №1

1

СР1.2

Проработка учебного материала лекций

1.2

СР1.3

Подготовка к практическим занятиям

1.2

СР1.4

Другие виды самостоятельной работы

2.6

2

Логика предикатов. Элементы теории графов.

Лекции

8

2.1

Понятие графа. Маршруты, цепи и циклы. Эйлеровы цепи и циклы. Матрицы смежности и инцидентности.

2

2.2

Понятие дерева. Остовное дерево связного графа

2

2.3

Понятие конечного автомата. Способы задания конечного автомата. Диаграмма Мура. Канонические уравнения автомата

2

2.4

Понятие алгоритма. Основные особенности алгоритма. Примеры алгоритмов. Машина Тьюринга

2

Практические занятия

8

ПР2.1

Практическое занятие № 13. Способы задания графов. Построение графов

2

ПР2.2

Практическое занятие № 14. Алгоритмы поиска минимального остовного дерева: жадный алгоритм и алгоритм ближайшего соседа остова минимального веса

2

ПР2.3

Практическое занятие № 15. Построение диаграмм Мура

2

ПР2.4

Практическое занятие № 16 Построение машины Тьюринга

Рубежный контроль 2

2

Самостоятельная работа

2

СР2.1

Подготовка к рубежному контролю №2

1

СР2.2

Проработка учебного материала лекций

0.4

СР2.3

Подготовка к практическим занятиям

0.4

СР2.4

Другие виды самостоятельной работы

0.2

  1. Условия реализации дисциплины

Для реализации программы дисциплины должны быть обеспечены следующие условия:

5.1. Материально-техническое оснащение учебных кабинетов и лабораторий:

  • Кабинет «Математических дисциплин» оснащенный:
  • рабочее место преподавателя и рабочие места обучающихся (количество столов – 15; количество стульев – 30);
  • классная доска;
  • персональный компьютер;
  • проектор;
  • комплект учебно-методической документации;
  • коллекция цифровых образовательных ресурсов: электронные видеоматериалы, электронные учебники, презентации;
  • наглядными пособиями: демонстрационные плакаты, макеты, раздаточный материал.

5.2. Информационное обеспечение реализации программы

5.2.1. Основные печатные и электронные издания

  1. Баврин, И. И.  Дискретная математика. Учебник и задачник : для среднего профессионального образования / И. И. Баврин. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 193 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07917-3.
  2. Гисин, В. Б.  Дискретная математика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Б. Гисин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 468 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16754-2.
  3. Гашков, С. Б.  Дискретная математика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. Б. Гашков, А. Б. Фролов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 530 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17715-2.

5.2.2. Дополнительные источники

  1. Горюшкин А. П.   Дискретная математика с элементами математической логики : учебное пособие для СПО / Горюшкин А. П. - Профобразование, 2020. - ISBN 978-5-4488-0859-3.
  2. Шмырин А. М., Седых И. А.   Дискретная математика и математическая логика : учебное пособие для СПО / Шмырин А. М., Седых И. А. - Липецкий государственный технический университет, Профобразование, 2020. - ISBN 978-5-88247-960-1, 978-5-4488-0751-0.

5.2.3. Перечень ресурсов сети интернет, рекомендуемых для самостоятельной работы при освоении дисциплины

  1. Сайт университета: http://bmstu.ru
  2. Библиотека МГТУ им. Н.Э. Баумана http://library.bmstu.ru.
  3. Сайт Издательства МГТУ им. Н.Э. Баумана https://press.bmstu.ru
  4. Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru.
  5. Государственная публичная научно-техническая библиотека России http://www.gpntb.ru.
  6. Научная электронная библиотека http://eLIBRARY.RU.
  7. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com.
  8. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru.
  9. Электронно-библиотечная система «IPRbooks» http://www.iprbookshop.ru.
  10. Электронно-библиотечная система (ЭБС) «Юрайт» https://biblio-online.ru.
  11. Центральная библиотека образовательных ресурсов Минобрнауки РФ www.edulib.ru.
  12. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru.
  13. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru.
  14. Электронно-библиотечная система https://ibooks.ru/.
  15. Виртуальный читальный зал РГБ https://ldiss.rsl.ru/.
  16. Национальная Электронная Библиотека (НЭБ) https://rusneb.ru/.

5.2.4. Перечень информационных технологий, используемых при изучении дисциплины, включая перечень программного обеспечения, информационных справочных систем и профессиональных баз данных.

Информационные технологии:

Электронная информационно-образовательная среда МГТУ им. Н.Э. Баумана обеспечивает доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), МДК, программам практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), МДК, программах практик, формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ и оценок за эти работы. Предусмотрена возможность синхронного и асинхронного взаимодействия студентов и преподавателей посредством технологий и служб по пересылке и получению электронных сообщений между пользователями компьютерной сети Интернет.

Программное обеспечение:

  • Альт Образование
  • LibreOffice

Информационные справочные системы:

Профессиональные базы данных:

Самостоятельную работу обучающиеся могут осуществлять в библиотеке, имеющей рабочие места для обучающихся; выставочные залы; аудитории, оснащенные компьютерами с доступом к сети Интернет. Социокультурное пространство университета позволяет обучающемуся качественно выполнять самостоятельную работу.

  1. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации студентов по дисциплине

Фонд оценочных средств (ФОС) для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине базируется на перечне компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы. ФОС обеспечивает объективный контроль достижения всех результатов обучения, запланированных для дисциплины.

ФОС включает в себя:

  • перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;
  • описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;
  • типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;
  • методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Контроль освоения дисциплины производится в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

  1. Методические указания для студентов по освоению дисциплины

Приступая к работе, каждый студент должен принимать во внимание нижеследующие положения.

Дисциплина построена по модульному принципу, каждый модуль представляет собой логически завершенный раздел дисциплины. Дисциплина делится на два модуля.

На первом занятии студент получает информацию для доступа к комплексу методических материалов по дисциплине.

Лекции посвящены рассмотрению ключевых, базовых положений дисциплины, МДК и разъяснению учебных заданий, выносимых на самостоятельную проработку.

Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного типа, которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Практическая работа практический метод обучения, предполагающий освоение студентами способов действий, выполнение практических приемов учебной и профессиональной деятельности. Особый вид практических работ составляют занятия на компьютере, с машинами-тренажерами и репетиторами.

Практическая подготовка при реализации учебной дисциплины, МДК организуется путем проведения семинаров, практикумов, лабораторных работ и индивидуальных и(или) групповых консультаций, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Самостоятельная работа выполняется по инициативе обучающегося или по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа студентов включает следующие виды: проработка учебного материала лекций, подготовка к практическим занятиям, подготовка к рубежному контролю. Результаты всех видов работы студентов формируются в виде личного рейтинга, который учитывается на промежуточной аттестации. Самостоятельная работа предусматривает не только проработку материалов лекций, но и их расширение в результате поиска, анализа, структурирования и представления в компактном виде современной информации из всех возможных источников.

Текущий контроль проводится систематически в течение каждого модуля (раздела) по темам данного модуля, самостоятельно определяемым преподавателем данной дисциплины, МДК, в форме устанавливаемой фондом оценочных средств по данной дисциплине, МДК.

Рубежный контроль;
Практические работы.

Рубежный контроль проводится по итогам каждого пройденного модуля, в различных формах (письменный опрос, тестирование, устный опрос и др.) Выбор формы устанавливается фондом оценочных средств.

Освоение дисциплины и его успешное завершение на стадии промежуточной аттестации, возможно только при регулярной работе во время семестра и планомерном прохождении текущего контроля.

По завершению семестра, студент оценивается по выполнению всех контрольных мероприятий входящих в текущий контроль.  

Контрольное мероприятие считается выполненным, если за него студент получил оценку в баллах, не ниже минимальной оценки, установленной программой дисциплины по данному мероприятию.

Студенты, не сдавшие контрольное мероприятие в установленный срок, продолжают работать над ним до завершения текущего семестра.

Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в форме распределенного экзамена.

Методика оценки по рейтингу

Студент, выполнивший все предусмотренные программой дисциплины задания текущего контроля, получает итоговую оценку по дисциплине за семестр в соответствии со шкалой:

Рейтинг

Оценка на экзамене

85 – 100

отлично

71 – 84

хорошо

60 – 70

удовлетворительно

0 – 59

неудовлетворительно

Оценивание дисциплины ведется в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет.

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального...

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01. Математика «Математического и общего естественно-научного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство базовый уровень (заочная форма обуче

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей программы подготовки специалистов среднего звена ГОБУ СПО ВО «ХЛК им. Г.Ф. Морозова» в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.01 Ле...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 20.02.01. Рациональное использование природохозяйственных комплексов

Рабочая программа учебной дисциплины  ОП 12.  Менеджмент  основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 20.02.0...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 13. Менеджмент подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 13.  Менеджмент специалистов среднего звена по специальности    08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондициониров...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.11 ФИЗИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Квалификации: СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ С

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу средн...