Методическая разработка классного часа по теме "Трудом горняцким славится земля"
методическая разработка

Методическая разработка может быть использована кураторами и классными руководителями для проведения классного часа и в рамках профориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Амурской области

Государственное профессиональное образовательное

Автономное учреждение Амурской области

«Райчихинский индустриальный техникум»

Методическая разработка классного часа по теме:

«Трудом горняцким славится земля».

Разработала – Ковтун О.А.

Райчихинск, 2022


«Трудом горняцким славится земля».

Цели мероприятия:содействовать осознанию студентами значимостивыбранного направления профессиональной деятельности.

Задачи мероприятия:

Развивать учебные, исследовательские интересы средствами внеурочной деятельности;

Воспитыватьпатриотизм и любовь к своей малой родине, чувство гордости за труд горняков, стремление стать образованным и культурным человеком, способным в полной мере реализовать свой потенциал.

Ход мероприятия

П.Все расселись по местам,

Никому не тесно.

По секрету скажу вам -
«Будет интересно!»

Ребята, чтобы узнать тему нашего классного часа, предлагаю отгадать загадку.

Горит, да не солнце,

Черен, да не ночь.

Твердый, да не камень,

На весь мир славен. (Уголь)

П.Что представляет собой уголь?

С.Уголь - это вид ископаемого топлива, которое образовалось в недрах из растительных остатков в восстановительной обстановке (то есть в отсутствии кислорода). Поскольку среда была обеднена кислородом, то поступление остатков преобладало над бактериальным разложением и, таким образом, образовывались достаточно мощные толщи органического вещества. Затем, погружаясь глубже, эти толщи испытывают все большее давление и температуру, вследствие чего органические остатки преобразуются сначала в торф, а затем и в уголь.

 П.А кто добывает уголь? (горняки)

Тема нашего классного часа «Трудом горняцким славится земля». Сегодня мы с вами поговорим о специальности Открытые горные работы, которую вы выбрали(клип В. Высоцкого).

П.Кого мы называем горняками: 

С.Горняк – это широкое понятие, включающее в себя специалистов горной промышленности.

С.К этой сфере относят не только тех, кто добывает руду, уголь, металлы и другие полезные ископаемые, но и монтажников, ремонтников, шахтостроителей, горноспасателей.

П.Об истории профессии нам расскажут Игнатьев Дмитрий и Коковин Влад: 

Профессия горняка (рудокопа) зародилась в глубокой древности, когда человек научился добывать и использовать полезные ископаемые себе во благо: металл для изготовления орудий труда и защиты, а уголь – для обогрева жилищ. С расширением видового разнообразия полезных ископаемых развивалась и горнодобывающая промышленность. На данный момент горное дело – это широкомасштабное, комплексное производство, направленное на обеспечение сырья практически всех отраслей жизнедеятельности человека.

Если ранее полезные ископаемые добывались исключительно на суше (открытым или подземным (шахтным) способом), то сегодня горнякам доступны такие способы как бурение и разработка залежей под водой (в морских акваториях), что повлекло за собой появление новых специализаций в горнодобывающей промышленности. К уже существующим горным инженерам, шахтерам, монтажникам и ремонтникам, добавились такие профессии как машинист буровой установки, инженер по бурению, нефтяник, рабочий буровой платформы и т.д.

В зависимости от сферы деятельности и специализации в обязанности горняка может входить: поиск, разработка, добыча и очистка полезных ископаемых, а также работа, связанная с обслуживанием горнодобывающего оборудования и обеспечением трудовой деятельности и безопасности специалистов горного дела.

Значимость профессии в былые времена

С.В 1773 году императрица Екатерина II своим высочайшим указом учредила Горное училище (с 1804 года Горный институт). Горному делу в нем обучали по определенной программе, включающей иностранные языки, фехтование, историю, архитектуру и другие дисциплины. Поступить в него можно было представителям определенных сословий, достигшим двенадцатилетнего возраста. Преподавание в данном учебном заведении велось на немецком языке.

В 19 веке работа горных инженеров стала более значимой. Ее статус значительно повысился из-за начала промышленного переворота в стране. Размер их окладов и пенсий являлся доказательством этому факту. Он позволял представителям данной профессии безбедно существовать. В своей работе специалисты горного дела принимали во внимание мировые достижения науки и технической мысли, а также тяжелый труд своих земляков.

До середины 19 века все горные инженеры относились к военному сословию и объединялись в специальные корпуса. Покинуть военную службу они могли только с позволения правящего Россией монарха.

П.Какова значимость специальности «Открытые горные работы» в обществе?

С.В современном обществе необходимость сырьевых ресурсов необычайно высока. В разных странах и местах нашего государства ведутся активные разработки в области горнодобывающей промышленности, что влечёт острую необходимость в специалистах-горняках. 


 
П.Специалисты в сфере горного дела традиционно востребованы и высокооплачиваемы. Однако необходимо помнить, что работать по данной специальности можно только в регионах, где осуществляется добыча полезных ископаемых. Кроме того, специфика работы горняка заключается в её потенциальной опасности, поэтому труд горняка требует максимальной ответственности и внимательности. В этом и заключаетсямассовость и уникальность профессии.

 
П.Ребята, вы уже неоднократно бывали на экскурсиях в организациях, где осуществляют свою деятельность горняки. Назовите риски вашей специальности: 

С.Профессия горняка связана со сложными, порой экстремальными условиями труда. Большие физические нагрузки, сырость, пыль, отсутствие естественного освещения часто влекут наличие ряда профессиональных хронических заболеваний. Поэтому срок работы горняка до выхода на пенсию составляет 20 лет. Это однообразная деятельность, в которой не часто заметен прогресс. 

П.В мире уголь добывается двумя способами: открытым в карьерах, при глубине залегания угля менее 100 метров, и закрытым в шахтах, если уголь залегает глубже. На Райчихинском (Северо-Восточный разрез) и Ерковецком буроугольных месторождениях уголь добывают открытым способом. Открытый способ считается более безопасным, экономичным и быстрым.
 
Я думаю выбор вами специальности «Открытые горные работы» не случаен, ведь мы живем в городе Райчихинске - городе угольщиков (
звучит гимн города и на его фоне читаю стих «Райчихинск» С. Демидов).

Не старый и не тихий,

Бурлив и вечно нов,

Наш трудовой Райчихинск –

Столица горняков.

Шагающие в завтра,

Нас манят в даль дорог

Прогресс и Юго-запад,

И Северо-восток.

На угольных разрезах,

На стройках и в цехах

Звенит, поет железо

И песня вторит в такт.

О подвигах, рекордах,

О славных горняках,

О мужественных, гордых

Героях-маяках.

Земля тепла и светла,

Все краше с каждым днем,

Улыбками согретая,

Умытая дождем.

Огней ночные блики

Зажег, бурлив и нов,

Амурский наш Райчихинск –

Столица горняков.

История  нашей малой Родины - города Райчихинска неразрывно связана с открытием и развитием крупнейшего на Дальнем Востоке угольного месторождения.

1893 г. От братьев Кореневых из села Поярково получены первые сведения о Кивдо-Райчихинском месторождении угля.

1918г. Заложен поселок Духовской.

1930г. Геолог Александр Тимофеевич Пономаренко начал разведку угольного месторождения вблизи села Духовского.

1932г. Образован рабочий поселок Райчиха в связи с разработкой месторождения бурого угля. На Райчихинском буроугольном месторождении заложен Духовской карьер. Началась добыча угля открытым способом.

1935 г. Начали застраиваться поселки Северный и Восточный.

1937 г. Началась разработка угля на Северном разрезе.

Июнь 1943 г. Открытие учебно-курсового комбината «Дальвостуголь».

27 октября 1952 года открыт филиал Хабаровского горного техникума.В феврале 1959 года Райчихинский вечерний филиал Хабаровского горного техникума передан в подчинение Амурскому политехническому техникуму.
В 1962 году Райчихинский филиал Амурского политехнического техникума реорганизован в Райчихинский вечерний горный техникум.
В августе 1964 года Райчихинский вечерний горный техникум переименован в Райчихинский вечерний индустриальный техникум.


Приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 07 декабря 1998 года№ 392 Райчихинский вечерний индустриальный техникум преобразован в Райчихинский индустриальный техникум.

1958 г. Открыто Ерковецкое месторождение бурых углей. Открыт разрез «Широкий».

Имена улиц входят в историю. Их знают, благодаря людям, чьи имена они носят с гордостью и почтением. Человеческая память, которая запечатлена не только в наших сердцах, но и в улицах нашего города.

Октябрь 1960 г. Из маленького рабочего поселка Райчихинск превратился в угольный Центр Дальнего Востока.

Человеческая памятьзапечатлена не только в наших сердцах, но и в улицах нашего города.Часть улиц названы именами знаменитыхгорняков.Какие это улицы? Что вы знаете об этих людях?

Улица Пономаренко?

Александр Тимофеевич Пономаренко - геолог, первооткрыватель Райчихинского угольного бассейна, работавший и жившийв городе Райчихинске 1931 по 1941 годы. Под его руководством разведаны запасы Райчихинского буроугольного месторождения.

Улица Зарубова?

Василий Федорович Зарубов (1928-1999г.) прошел славный путь от горного мастера до генерального директора объединения «Дальвостуголь».

Внес большой вклад в развитие угольной промышленности Дальнего Востока и города. Под его руководством небывалых успехов добились горняки, отгрузив в 1975 г. 14млн. 37 тыс. тонн угля, внедряя спаренную систему работы экскаваторов.

Благодарные райчихинцы назвали улицу и профессиональное училище его именем.

Улица Царькова?

Андрей Иванович Царьков, горный мастер Кивдинских Копей, Герой Социалистического труда. Это высокое звание было присвоено Андрею Царькову в 1952 году за долголетний, безупречный труд в угольной промышленности.

В 1936 году переехал в поселок Кивда Райчихинского угольного месторождения. Работал горным мастером на участке капитальных работ штольни № 16, затем начальником участка «Первый Запад». С 1945 года — горным мастерам участка «Центральный».

Все эти люди, имеющие отношение к деятельности в горной отрасли,  продемонстрировали силу воли и выдержку, стрессоустойчивость, ответственность, огромное терпение, выносливость, трудолюбие и дисциплинированность – важные профессиональные качества горняка.

Нам есть, кем гордиться и на кого равняться.

Читаю стих «Мой Райчихинск» В. Юркова

Когда над родною землею

Займется рассвет золотой,

Идут горняки из забоя,

Идут, говорят меж собой.

Ступают размашисто, смело –

Хозяевам так надлежит.

Идут после жаркого дела,

Усталость на лицах лежит.

Я вижу их добрые взгляды,

Согретые светлой мечтой,

И чувствую, как они рады

Удаче своей трудовой.

Рабочие люди шагают.

Я вижу, окинув простор,

Как руки их горы сдвигают

И уголь берут из под гор.

Тот уголь пылает так ярко,

Его, словно солнышка ждут…

Райчихинск не зря кочегаркой

У нас на Амуре зовут.

Тот уголь, как в сказке

Жар-птица,

Добром наделить нас готов…

Отчизна ты можешь гордиться

Делами моих земляков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...

Методическая разработка классного часа "Любимых окон негасимый свет"

Данная методическая разработка относится к разделу "Семейное воспитание". Классный час проводился в студенческой группе третьего курса педагогического колледжа. Цель кураторского часа: рассмотрет...

методическая разработка классного часа "День согласия и примирения"

"День Согласия и примирения" тема эта обязательно должна звучать,т.к. есть хороший повод привить обучающимся любовь к Родине, партиотизм, поговорить о толерантности, о дружбе, о единстве народа...

Методическая разработка классного часа «День воинской славы»

27 января в нашей стране объявлено Днем воинской славы.  В этот день в 1944 году была снята блокада города Ленинграда.  Проходят десятилетия, стираются из памяти события и даты, имена и лица...

Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка

Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...

С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов

Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...

Методическая разработка классного часа: тема « Профилактика суицидального поведения в работе классного руководителя»

Актуальность выбранной темы классного часа обусловлена тем, что проблема суицида и суицидальных попыток     приобрела значительный масштаб в наше время. Это обусловлено тем, что мн...