Художественные открытия Серебряного века
методическая разработка по теме

Куренкова Наталья Кирилловна

 

На изучение темы «Русский поэтический Серебряный век» отводится 10 часов, из них  2 часа – на знакомство с особенностями художественных направлений в области литературы, живописи, музыки (символизм, акмеизм, футуризм). Углубить знания по данной теме поможет обращение к историческим источникам, литературоведческому материалу, который готовится студентами заранее индивидуально. Весь материал подается с помощью музыкального и мультимедийного сопровождения, что позволит наглядно познакомиться с портретами художников,  поэтов, композиторов; всмотреться в репродукции картин известных художников; вслушаться в музыку поэтического текста, слушая выразительное чтение стихотворений поэтов Серебряного века; приведен достаточно объемный материал по биографии художников, композиторов, поэтов.

В заключение урока проводится рефлексия, благодаря которой можно узнать общее впечатление от урока, какие персональные открытия сделаны на уроке.

Разработка предназначена в целом для преподавателей литературы при изучении темы: «Русский поэтический век», а также для проведения Литературной гостиной «Художественные открытия Серебряного века».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

КГБОУ СПО «Хабаровский торгово-экономический техникум»

Методическая разработка

 открытого урока

Художественные открытия Серебряного века.

Преподаватель:

Куренкова Наталья Кирилловна.

        

2009

Пояснительная записка.

На изучение темы «Русский поэтический Серебряный век» отводится 10 часов, из них  2 часа – на знакомство с особенностями художественных направлений в области литературы, живописи, музыки (символизм, акмеизм, футуризм). Углубить знания по данной теме поможет обращение к историческим источникам, литературоведческому материалу, который готовится студентами заранее индивидуально. Весь материал подается с помощью музыкального и мультимедийного сопровождения, что позволит наглядно познакомиться с портретами художников,  поэтов, композиторов; всмотреться в репродукции картин известных художников; вслушаться в музыку поэтического текста, слушая выразительное чтение стихотворений поэтов Серебряного века; приведен достаточно объемный материал по биографии художников, композиторов, поэтов.

В заключение урока проводится рефлексия, благодаря которой можно узнать общее впечатление от урока, какие персональные открытия сделаны на уроке.

Разработка предназначена в целом для преподавателей литературы при изучении темы: «Русский поэтический век», а также для проведения Литературной гостиной «Художественные открытия Серебряного века».

Рецензия к открытому уроку «Художественные открытия Серебряного века».

Русский поэтический Серебряный век, традиционно вписываемый в начало 20 века, на самом деле истоками своими уходит в столетие 19 и всеми корнями прорастает в век Золотой, в гениальное творчество Пушкина. Вся поэзия Серебряного века жадно вобрала в себя наследие Библии, античную мифологию, опыт мировой культуры, русский фольклор.

Двадцатые годы были величайшей приливной волной русской поэзии, такого «девятого вала» 20 век больше не знал. Ни с чем не сравнимо это время и по разнообразию  творческих индивидуальностей, и по уровню художественных ценностей, созданных в ту пору.

Не только в литературе, но и в музыке, живописи выделяются 3 художественных направления: символизм, акмеизм, футуризм.

Работа ценна тем, что способствует формированию у студентов интереса к искусству

Автор продемонстрировала умение работать с дополнительной справочной литературой; использован монографический материал; проведена объемная работа с библиографическим, литературоведческим словарями.

  Рецензент:                 Н.В.Балаганская, методист факультета

СПО – Хабаровский техникум железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО ДВГУПС

                                   

Рецензия на методическую разработку открытого урока «Художественные открытия Серебряного века».

Говорят, искусство – лучшее зеркало эпохи. Что не передаст документ и не воспроизведет историк, доносит до потомков художник: эмоциональный тон эпохи, ее настроение. Некоторые специалисты считают, что искусство начала 20 века мы знаем не больше, чем музыку позапрошлого столетия. Оценки потомков никогда не совпадали с самооценками деятелей эпохи, а трагически прекрасный 20 век, наверное, будет переосмысливаться, пока живо человечество.

Замечательно поистине, что в последнее десятилетие возвращены временем незаслуженно забытые или замалчиваемые имена.

Поэзия начала 20 века – это множество литературных школ, групп, течений. В чем же их суть? Ведь, по словам В.Брюсова, «Искусство должно преображать жизнь».

Данная методическая разработка станет хорошим подспорьем в воспитании нравственного облика современного молодого человека, послужит богатым дополнительным материалом для расширения кругозора, повышения уровня интеллектуального развития.

Музыкальное и мультимедийное сопровождение создает атмосферу удивительного мировосприятия.


Рецензент:      Л.Б.Стожок, преподаватель русского языка  и

литературы  ХТЭТ.

Цели: раскрыть основные направления художественной культуры (музыка, живопись, литература) Серебряного века; выделить особенности каждого направления; заострить внимание студентов на поисках нового языка, новых образов и идеалов в искусстве и культуре; повысить интерес студентов к идеалам Серебряного века.

Виды работы: выразительное чтение поэтического текста, сообщения студентов, аналитическая беседа, прослушивание классической музыки, всматривание в иллюстрации произведений живописи.

Словарь: символизм, акмеизм, футуризм, импрессионизм.

Оборудование: стенд «Поэзия Серебряного века», портреты Скрябина, Рахманинова, Серова, Врубеля; репродукции картин Серова «Девочка с персиками», Врубеля «Царевна-лебедь», «Демон сидящий», «Автопортрет»; запись музыки Рахманинова, Скрябина, «Этюд №12», «Поэма экстаза», «Прометей», С.Прокофьева, романс на стихи Ин.Анненского.; портрет А.Блока, свечи, роза.

        Тема урока: Художественные открытия Серебряного века.

Эпиграф: Богов иных померкнут лики,

                   И обнажится всякая беда,

                   Но то, что было истинно великим,

                Останется великим навсегда.

                  Н. Тихонов.

1. Слово преподавателя.

Когда уходит очередное столетие, люди невольно оглядываются назад, хотят уяснить себе, чем же все-таки был век «неслыханных перемен, невиданных мятежей»?!

Говорят, искусство – лучшее зеркало эпохи. Что не передает документ, и не воспроизведет историк, доносит до потомков художник: эмоциональный тон эпохи, ее настроение. Начало прошлого века – истинная загадка истории.

Звучит Этюд Скрябина.

Сегодня мы сделаем для себя новые открытия в области русской культуры. Это поможет нам при изучении большой и очень интересной темы: «Художественные открытия Серебряного века».

Новая культура проявляется, прежде всего, в новом поэтическом слове. Двадцатые годы были величайшей приливной волной русской поэзии, такого «девятого вала» 20 век больше не знал. Ни с чем не сравнимо это время и по разнообразию творческих индивидуальностей, и по уровню художественных ценностей, созданных в ту пору.

Невероятным кажется, что одновременно писали В.Маяковский, М.Цветаева, О.Мандельштам, Н.Клюев, А.Белый, В.Хлебников, Б.Пастернак, М.Волошин, В.Ходасевич, А.Ахматова, Н.Гумилев, С.Есенин и другие. Этот короткий литературный период просто неповторим. Н.Клюев назвал поэзию той поры «Человеческим садом».

Звучит «Поэма экстаза» Скрябина.

Русский поэтический Серебряный век, традиционно вписываемый в начало 20 века, на самом деле истоками своими уходит в столетие 19 и всеми корнями прорастает в век Золотой, в гениальное творчество Пушкина

Вся поэзия Серебряного века жадно вобрала в себя наследие Библии, античную мифологию, опыт мировой культуры, русский фольклор. Вл,Соловьев стоял у истоков русского Серебряного века. Явлением в русской поэзии рубежа веков был  символизм.

Это движение романтиков, воодушевляемых философией идеализма, утверждающих, что вера, религия – краеугольный камень человеческого бытия, искусства.

Слайд (определение символизма).

Дм.Мережковский (один их философов и теоретиков символизма) писал: «Без веры в божественное начало нет на земле красоты, нет поэзии, нет свободы». Символисты жаждали обновления всего человечества. Это преображение рисовалось им в космических масштабах. У них была огромная вера в искусство, в его верховную роль, преображающую земное бытие. Историческое значение русского символизма велико. Символисты чутко уловили и выразили тревожные, трагические предощущения социальных катастроф и потрясений начала прошлого столетия.

Русский символизм возник как цельное направление, но преломился в ярких, независимых, непохожих индивидуальностях.

Бальмонт, Брюсов, Анненский, Сологуб, Белый, Блок освежили и обновили поэтический язык, обогатили формы стиха, его ритмику, словарь, краски. Они как бы прививают нам новое поэтическое зрение, приучают объемнее, глубже, чувствительнее воспринимать и расценивать поэзию.

С символизмом, прежде всего, связано понятие «Серебряный век русской поэзии».  «Русским ренессансом» называли еще то время.

Акмеисты отпочковались от символистов, Акмеизм возник на отрицании мистических устремлений символистов, провозглашая возврат к материальному миру, высокую самоценность земного мира, его красок, форм. Акмеисты хотели воспеть земной мир во всей его многоцветности и силе, звали «возлюбить землю», возвратить слову изначальный, простой смысл, освободить его от символических толкований.

«У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще», - писал в Манифесте символистов Сергей Городецкий.

Слайд (определение акмеизма).

Футуристы вышли на литературную арену несколько раньше акмеистов. Объявляя классику и всю старую литературу как нечто мертвое, отжившее, не соответствующее современности, футуристы утверждали свое право на произвольное слово, слово-новшество, над которым не тяготеет его бытовое значение, и смысл которого связан только со звучанием.

Дыр

Убещур

Скум

Р л з

        (Крученых).

Такие опусы мы можем прочесть и у Хлебникова, и у Бурлюка, и у раннего Маяковского.

Слайд (определение футуризма).

Вот краткий обзор культуры Серебряного века. Это то, о чем нам предстоит серьезный и очень интересный разговор.

А теперь будем размышлять, всматриваться, вслушиваться.

2. Чтение студентами стихотворений, которые им понравились, вызвали интерес, удивили.

Звучит «Этюд №15» Скрябина.

3. Художественные открытия Серебряного века.

В представлении символистов первейшим искусством была музыка. Она, по словам символистов, идеально выражает символ, «брызжет из него».

В музыке тоже идет поиск нового героя, новых форм самовыражения, нового, неизведанного.

Ст. 1. Русская музыка 19 - начала 20 века – величайшее явление в истории мировой художественной культуры. 19 век – век невиданного расцвета музыкального искусства – подарил человечеству такое обилие славных композиторских имен, какое не знало ни одно из предшествующих поколений. В это время возвышаются корифеи русской музыки – Глазунов, Рахманинов, Скрябин. Русские композиторы 19-20 веков отображали в своих творениях красоту, силу простого человека, его чувства. Проблема борьбы добра со злом особенно волновало русскую общественность. Характерной чертой русской музыкальной классики является подлинный реализм в отображении жизни и духовного мира народа. На музыкальном небосклоне загораются и продолжают сверкать две звезды – Рахманинов и Скрябин. Творчество Скрябина – яркий пример символизма в музыке.

Какие горячие споры велись вокруг этого имени!. Будучи сам представителем интеллигенции, он терзался мучительными исканиями смысла жизни, был обуреваем порывами к свету, счастью. В поисках ответа на мучившие его вопросы, он углубляется в философию. Основой бытия Скрябин провозглашает творчество.

Звучит музыка Рахманинова.

Ст. 2. Новые идеи, направления появляются и в изобразительном искусстве. Возникают художественные объединения «Мир искусства», позже – «Союз русских художников».

В Петербурге в 90-годы 19 столетия организуются художественные выставки творческого объединения «Мир искусства», в которых участвуют и москвичи. Причем, картины художников Петербурга отличаются от московских.

У петербуржцев – уход от действительности в мир прошлого, грез воспоминаний. К ним относится картина Сомова «Дама в голубом» (1897-1900), изображенная на фоне пейзажа с флейтистами. Утонченность и надломленность, одухотворенность и поэтичность образа воплощали гармонию мечты и реальности.

На картине изображена молодая женщина в старинном платье с томиком стихов в руках. Взгляд обращен на зрителя в глазах тоска и грусть. Это портрет художницы Елизаветы Мартыновой, с которой Сомов был дружен с юношеских лет и которая умерла от неизлечимой болезни. Ее внутреннее состояние было прочувствовано и передано. Образ молодой женщины приобрел подлинно трагическое звучание.

Другой участник творческого объединения «Мир искусства» - Александр Николаевич Бенуа. Он не имел художественного образования, а обучался на юридическом факультете. Но тем не менее очень ярко проявлял себя как практик и теоретик искусства. Он сумел написать главу о русском искусстве для 3 тома «Истории живописи 19 века». О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе. А его первая и серьезная работа, которая его прославила – это «Прогулка короля» (1906).

Сомова и Бенуа объединяет желание оживить людей прошлого. Их живопись – воспоминания о 18 веке. Бенуа стремится к строгим архитектурным построениям, а Сомов – к таинственной живописи.

У москвичей в произведениях просматриваются тесные связи с реальностью, натурой. Например, произведения Коровина  «Летом», Васнецова «Портрет Мамонтовой».

До конца 1910 года художники Москвы и Петербурга имеют связи и дружбу, но затем они разделились: москвичи образовали «Союз русских художников», куда входили Коровин и Васнецов; петербуржцы – «Мир искусства».

Ст. 3. Перед Вами портрет Валентина Серова – последнего классика дореволюционного искусства. Будучи новатором, он ощущал глубокую связь с великими реалистами прошлого.

Звучит «Вокализ» Рахманинова. Высвечивается картина «Девочка с персиками».

Это портрет Верочки Мамонтовой в Абрамцеве в 1887году.

Обратите внимание ее цветовое решение, на то, как автор сохранил свежесть живописи при полной завершенности, как у старых мастеров.

Валентин Серов – последний классик дореволюционного искусства. Это последний портретист и пейзажист. Именно ему суждено было осуществить переход от принципов искусства критического реализма конца 19 века к другим творческим принципам, которые стали основой 20 века.

Ранняя одаренность В.Серова была укреплена не только усилиями его матери – первой русской женщины-композитора, но т творческой средой, где прошли его детство и юность.

Спустя два года после смерти отца (1876г.), уже в Париже, Серов становится учеником Репина, который занимался с ним более 10 лет и подготовил Серова к поступлению в Академию художеств.

Серов оказался в русском искусстве в тот период, когда оно испытывало потребность в обновлении, когда крупнейшие художественные личности – Репин, Поленов, Васнецов – уже внесли новые жанровые формы, сюжеты, образы.

Одним из первых шагов в этом направлении стал импрессионизм – сама жизнь; запечатлять миг жизни; какое-то мимолетное проявление, чистые, светлые, радостные цвета, позволяющие открыто видеть окружающий мир.

Картина Серова «Девочка с персиками» стала важным моментом русского импрессионизма. Где Серов показал потребность в красоте самой живописи.

Девочка в розовой кофточке сидит за столом, на котором желтеют бархатные персики; в окно льется хрустальный свет; кленовые листья, лежащие на столе. Как бы связывают пейзаж за окном. С интерьером комнаты. Лицо девочки приобретает нежность и одухотворенность за счет световых бликов.

Серов работал во многих жанрах, но ведущим в его творчестве стал портрет. Серов – один из больших мастеров психологического портрета 19века. Он охотно прибегал к заострению образа, выявлению ведущей черты характера. Примером тому, портрет его друга – художника Константина Коровина, где автор показал его, как человека открытого, влюбленного в жизнь.

«Портрет Мики Морозова», «Портрет Акимовой» (всматриваются в тишине).

Звучит «Элегия» Рахманинова.

Ст. 4. Как видите, во всех видах искусства идет поиск нового героя.

Поиск своего художественного образа  идет в творчестве Виктора Борисова-Мусатова. Начал он свое творчество, как импрессионист, но потом создал свой особый мир, не имеющий аналогов. Его картины похожи на декоративные панно, сотканные из мотивов одиночества и грусти. Они подобны завораживающей музыке Скрябина.

Самая  знаменитая картина, выставленная на выставке Московского товарищества художников в 1902 году, где имела громадный успех и принесла популярность его автору, которого до этого ценили только в узком кругу друзей и коллег.

Картина «У водоема».

Звучит Прелюдия ор. 15 №1 Скрябина

В картине присутствует ощущение внутреннего равновесия. Синее и белое небо, опрокинувшееся в пруд. От этого цветового сочетания глаз невольно тянется к густому синему бархату платья, плотный цвет которого перекликается с небом и длинным синеватым барьером, который окаймляет водоем.

Еле уловимое движение музыки и тишины, и покой, листья деревьев, поверхность воды словно застыла, оцепенев.

Ст.5. Михаил Врубель – художник, порвавший с академизмом, Слышали ли вы выражение «врубелевские глаза»?

Перед вами не живая женщина из плоти и крови, а фантастическое существо, рожденное морской стихией. Сотканное из закатных лучей, игры волн, блеска камней, шума прибоя. Но только глаза живы в этом лице, в них безмерная грусть по земной любви.

«Царевна-лебедь» - один из наиболее поэтичных женских образов в искусстве Врубеля. В ней воплощена женская тоска по счастью, большому и светлому человеческому чувству.

Главной особенностью творческого метода Врубеля является стремление слить в нерасторжимом единстве реальное и фантастическое. Для его живописи характерна напряженность света, не столько передающего реальные свойства предметов, сколько воплощающего чувства самого художника.

Перед вами репродукция «Демон сидящий». Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Могучее прекрасное тело словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах – человеческая скорбь. А это «Автопортрет». Он – самый откровенный и внутренне обнаженный, это своего рода исповедь художника.

Врубель – элегантный, с гордой посадкой головы, острым, привлекательным взглядом «многовидящих глаз». Кротость, растерянность, смирение, немой вопрос, глубокая грусть. Художник словно прощается с миром, который ему очень близок.

Звучит «Элегия» Рахманинова.

 Ст.6.  Одинокая фигура музыкального гения конца 19 – начала 20 века. Сергей Рахманинов, один из немногих, остался верен классическим, реалистическим тенденциям. Но художник не может быть вне времени великих бурь и потрясений. Поэтому в его музыке мы чувствуем неудовлетворенность, смятение, душевный порыв.

Давайте вслушаемся в звуки рахманиновской музыки. Это исповедь бесконечно одинокой души, ищущей понимания, мечущейся в жизненном хаосе и возвышающейся над ним, одиноко взирающей на бренность жизни. Иногда вдруг блеснет луч радости, удовлетворения, но это лишь мираж.

Рахманинов выразил это потрясающе точно: на фоне накатывающихся басов парит одинокая мелодия. Она очень русская, бесконечно широкая и певучая, и от этого она еще более щемящая, сливающаяся с образом Руси, Родины. Рахманинов ее еще не потерял, но это предчувствие надвигающейся потери. От этого безысходность и бесконечная грусть.

Слово преподавателя. Как видите, во всех видах искусства идет мучительный поиск нового героя. Многие художники, не находя  своих идеалов в существующей действительности, начнут создавать свой мир – мир мечты. Кого любить? Во что верить? – главные вопросы эпохи. Культ Прекрасной Дамы.

 Звучит музыка Рахманинова «Вокализ».

«Современная поэзия вообще ушла в мистику, и одним из наиболее ярких мистических созвездий выкатилась на синие глубины неба поэзии – «Вечная женственность». Вот этот новый поэтический образ – символ.» (Блок).

Стихотворение «Незнакомка» не только одно из лучших стихотворений поэта, но и одно из совершеннейших созданий всей русской лирики. В нем все возвышенно и прекрасно, таинственно и очень условно. Мир, рождаемый фантазией поэта, лишен конкретных очертаний. Очень хрупок и зыбок. И этот мир, одухотворенный образом Незнакомки, поэт дарит читателям.

Стихотворение А.Блока «Незнакомка».

Появляется Прекрасная дама с розой в руке, медленно проходит мимо стола, останавливается у окна.

Стихотворение «О доблестях…»

Дама подходит к столу, кладет розу к портрету Блока.

Давайте вчитаемся в стихотворение «Ты в поля отошла без возврата…» Постарайтесь понять образный строй. Обратили ли вы внимание на появление нового образа – символа? Лирический герой Блока то видит улыбку «Вечной жены в храме», то образ «женственной тени» является  ему «в поле над Петербургом». Он вслушивается в ее отдаленные шаги, прислушивается к ее «таинственному голосу».

Звучит романс на стихи Ин.Анненского «Среди миров».

Мы убеждаемся, что в произведениях определенной эпохи явления, наблюдающиеся в одном виде искусства, также свойственны и другим видам. Символизм проникает в музыку.

Звучит «Поэма экстаза» Скрябина.

Ст.7. Как вы думаете, почему вокруг имени Скрябина велись горячие споры? Слишком необычайна, слишком сложна была эта противоречивая фигура.

 Скрябин своеобразно отразил в своем творчестве духовный мир современной интеллигенции. Будучи сам ее представителем, он терзался мучительными исканиями смысла жизни. С поэтами-символистами его сближала сложная идейная концепция произведений, которые сочетались с музыкальными образами. В основе мировоззрения Скрябина лежала вера в силу искусства преображать людей, звать их к вдохновенному труду. Композитор стремился приносить людям радость своим творчеством, укреплять веру человека, какие бы испытания не посылала ему жизнь.

Сообщение о Скрябине.

В.Брюсов «На смерть Скрябина»

Звучит Этюд Скрябина.

Обратите внимание на то, как по-новому зазвучала музыка. Словно внезапный шквал обрушивается на слушателя, захватывая его своей страстной патетикой. Музыка Скрябина была слишком нова и непривычна.

По словам пианиста Дроздова, «новая, неведомая стихия властно охватила наше сознание. Словно «мятежный вихрь» сорвался со струн рояля и увлек в свой стремительный полет. Слышались вопли и шум борьбы, чувствовался порыв плененного героя, рвущего оковы, гибнущего в последней схватке, но не сдающегося».

Погружаясь все глубже в эпоху, мы больше и больше убеждаемся во внутренних связях произведений различных видов искусства, и даже не столько в тематическом единстве, сколько в эмоциональном родстве.

Еще одно открытие Серебряного века женская поэзия. Зинаида Гиппиус, Анна Ахматова, Марина Цветаева. Давайте поразмышляем над открытием «женской поэзии» в лице Анны Ахматовой.

Стихотворение «Ты мне не обещан ни жизнью, ни Богом…»

Слово преподавателя. Женская поэзия? Мужская поэзия?  Возможно и нужно ли это противопоставление? Конечно, всякая большая литература общечеловечна, но мало, что можно объяснить в стихах Ахматовой, не поняв их женского характера. Впервые зазвучал женский поэтический голос такой силы.

 Стихотворение «А ты думал, я тоже такая…».

Анна Ахматова является к нам в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. Поэтесса дала сложную историю женского характера.

Вслушайтесь в музыку ахматовского стиха.

Стихотворение «Когда в тоске самоубийства»…

Так нужно ли спорить о существовании женской поэзии? Ответ однозначен.

Сколько художественных открытий за такой короткий срок! Подумать только политика становится поэзией! Маяковский первый заговорил о политике языком поэзии. Он также первый осмелился ввести грубую речь с улицы в поэзию. И она становится музыкой.

Отрывок из поэмы «Во весь голос»

А какие открытия в области стиха! Оказывается, в поэзии можно использовать разноударный стих, сложносоставную рифму, освободиться от канонов правильной речи, и от этого она только выигрывает: становится более нервной, мускулистой. Вслушайтесь в музыку стиха Маяковского! Ведь это же Прокофьев в музыке.

Стихотворение В.Маяковского «Послушайте!»

на фоне 7 Симфонии Прокофьева

4. Заключение. Как мы с вами видим сегодня, культура Серебряного века прошла большой путь в очень короткий срок. Это удивительный пласт в истории русской и мировой  художественной культуры. Искусство Серебряного века излучает свою энергию, свой свет и поныне. И мы, сегодняшние, родившиеся в 20 веке, живущие в 21, открываем его для себя. Удивляемся, восхищаемся, начинаем понимать и любить. И я вам всем желаю этого – счастья открытия и познания поэзии, музыки, живописи Серебряного века.

5. Рефлексия:

1. Для меня большим открытием на уроке стало…

2. Готовясь к сегодняшнему уроку, я открыл(а ) для себя…

3. Я думаю, что культура Серебряного века…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серебряного века силуэт

Серебряного века силуэт...

план-конспект урока литературы по поэзии серебряного века "Этот мир очарований, этот мир из серебра..."

Данный урок, заключительный по изучению поэзии Серебряного века, носит обобщающий характер и составлен в форме интеллектуальной игры по типу "Умники и умницы". Проведение такого урока препод...

Методическая разработка интегрированного урока по дисциплинам Искусство (МХК) и Литература по теме «Культура Серебряного века»

Для разработки интегрированного урока были выбраны дисциплины Искусство (МХК) и Литература. Эти дисциплины отдельно предполагают в программе изучение тем «Искусство Серебряного века» и &la...

Методическая разработка интерактивной викторины, посвященной поэтам и поэзии Серебряного века "Арт-кафе "Бродячая собака"

Данная методическая разработка ориентирована на преподавателей гуманитарного и общеобразовательного циклов для итогового контроля по теме "Серебряный век в русской литературе".Начало 20 века...

конспект урока по литературе "Русская литература Серебряного века"

Серебряный век русской истории это особый отрезок жизни России, отмеченный небывалым подъемом во всех областях: живописи,музыки, литературы....

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ « ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ« ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»...

Мастер - класс «Петербург серебряного века» (Образ Петербурга в творчестве поэтов серебряного века, 11 класс).

Урок-мастерская—это не только технология, не толькометодология, но и новая философия, с мастерской связанаиная система отношений учителя и ученикаВ работе мастерской важен не только результат тв...