Статья "Формирование компетентностей в ходе реализации программ по дисциплинам общеобразовательного и социально - гуманитарного циклов в СПО"
статья по теме

Потапова Галина Николаевна

 С введением компетентностного подхода в систему среднего профессионального образования связывают возможность качественного изменения подготовки специалистов. Все более очевидной становится потребность оценивать результаты  образования, не ограничиваясь качеством знания. Основа компетентности – чувство собственной успешности и полезности; осознание человеком способности эффективно взаимодействовать с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kompetentnostey_.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Г. Н. Потапова

Формирование  компетентностей

в ходе реализации  программ по дисциплинам общеобразовательного и социально - гуманитарного циклов в СПО

Сегодня люди все больше начинают понимать, что уровень интеллекта не имеет решающего значения ни для профессионального успеха, ни для удовлетворения личной жизнью. Многие, отнюдь не гении, подкупают своим умелым обращением с другими. В последние годы интерес  проявляется все больше к личности в целом, а не к документам и дипломам как  балансу успеха. В собеседованиях при приеме на работу обсуждаются личные жизненные обстоятельства и личные интересы, а впечатлению, которое оставляет человек как личность, придается большее значение.

Во многих объявлениях о приглашении на работу появляется  формулировка - «социальная компетентность». В таких случаях ценятся такие качества как: дух коллективизма (умение работать в команде), способность к сотрудничеству, партнерский стиль руководства, общительность и способность воспринимать критику.

По Ожегову: «Компетенция - круг вопросов, в которых ты хорошо осведомлен. Круг чьих-либо полномочий, прав. Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области» («Толковый словарь русского языка»).

 С введением компетентностного подхода в систему среднего профессионального образования связывают возможность качественного изменения подготовки специалистов. Все более очевидной становится потребность оценивать результаты  образования, не ограничиваясь качеством знания. Основа компетентности – чувство собственной успешности и полезности; осознание человеком способности эффективно взаимодействовать с окружающими. Проблематика компетенций попала в образование и со временем заняла ведущее в нем место. Причина такого интереса к компетенциям в современном российском образовании связана с системными изменениями, произошедшими в сфере труда и управления.

Основная профессиональная образовательная программа по специальностям СПО предусматривает изучение учебного цикла общеобразовательных, общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ОГСЭД). Преподаватели этого цикла дисциплин непосредственно участвует в формировании общих компетенций и опосредованно в формировании  профессиональных компетенций. Им необходимо не только реализовать все методические и образовательные задачи на своих занятиях, но и решить воспитательные задачи, то есть необходимо начать работу по формированию общих компетенций. Развитие логического мышления, коммуникативных способностей, развитие связной монологической речи, формирования адекватного представления об окружающем мире, развитие памяти – все это неотъемлемая часть работы преподавателей ОГСЭД.

Цель гуманитарной подготовки  ССУ3а - единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития, саморазвития и самообразования личности будущего специалиста независимо от конкретной специальности. Основным направлением работы преподавателей гуманитарных дисциплин  является сочетание усвоения предметных знаний, умений и навыков с развитием ключевых компетенций.

Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов). Этими  компетенциями в той или иной степени должен овладеть каждый член общества. Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях;  самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы. Определение и отбор ключевых компетенций осуществляется основными потребителями образовательных результатов на основе социологических исследований и общественного обсуждения и зависит от того, какие способности и качества человека являются ценными в данное время в данном обществе.  Следует сказать, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы студент оказывался в ситуациях, способствующих их становлению.

Занятия по дисциплинам гуманитарного цикла проводятся в нестандартных, активных и интерактивных формах, нацеленных на формирование студента как субъекта учебной деятельности и воспитания его как личности. Требования современного рынка труда, огромный поток социальной негативной информации «загоняют» современного подростка в затруднительное положение. Формируя личность гражданина, преподавателю приходиться проявлять свое педагогическое мастерство, применять активные формы работы, которые помогают формировать необходимые компетенции обучающихся, способствуют их успешной социализации.

          Развитие информационных технологий привело не только к увеличению в десятки раз объема потребляемой информации, но к ее быстрому старению, постоянному обновлению. Список профессий обновляется более чем на 50% каждые семь лет. Развитие современной экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, требует достижения нового качества образования, соответствующего требованиям новой системы общественных отношений и ценностей, новой экономики.

Применяя компетентностный подход удается   «снять» диктат предмета труда, не  игнорируя его; поставить во главу угла интегрированные требования к результату образовательного процесса; ориентировать деятельность выпускников на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций; положить в основание образования стратегию повышения гибкости в пользу расширения возможности трудоустройства и выполняемых задач.

Сегодня в качестве главного результата рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В этой связи меняется парадигма системы образования, которая от знаниевой составляющей переходит к  компетентностной.

Человек, осознающий себя патриотом России, принимает на себя много обязательств.  Важнейшие среди них – содействовать своим поведением сохранению мира в межэтнических отношениях, защите прав людей, укреплению чувства принадлежности нас всех к «многонациональному народу Российской Федерации». С таких слов начинается наша Конституция. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии  

Преподаватель, проводя работу по формированию ключевых компетенций на своих занятиях, должен, прежде всего, начинать с себя. Современный учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний обучающимся и применение полученных знаний к жизни в комплексе. Тогда мы способны решить многие проблемы. Здесь уместны слова древних греков: «Люди не хотят, чтобы ими управляли, они хотят, чтобы их вели вперед»!

Список литературы

  1. Короткова С. Л. и др. Компетентностный подход как фактор повышения качества современного образования. Сборник. Саратов: ИЦ «Наука», 2010. – 220с.
  2. Семушина Л. Г. и др. Разработка методики контроля готовности к профессиональной деятельности студентов средних специальных учебных заведений. – М., 2010.
  3. Скакун В. А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2008 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология разработки и использования в учебном процессе рабочей тетради по дисциплинам общегуманитарного и социально-экономического цикла

Рабочая тетрадь для самостоятельной работы — тот помощник, который дает студенту ориентиры, позволяющие двигаться вперед. Она дисциплинирует процесс обучения, мышления, помогает последовательно усвои...

Развитие познавательного интереса и творческого потенциала студентов на занятиях гуманитарного и социально-экономического цикла с помощью инновационных технологий.

Задача современного образования  - формирование творческой, способной к самопознанию и самореализации личности. Но она не может быть решена при отсутствии у обучающихся мотивации при изучении уче...

Доклад-презентация ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛОВ

ФОРМИРОВАНИЕ  КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ  В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНОГО  ЦИКЛОВ -это доклад-презентация...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Говорюша"

Данная программа представляет серию коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что...

Результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Говорюша»

Результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности«Говорюша»...

Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине разработан для оценки зачета дисциплины общего гуманитарного и социально - экономического цикла ОГСЭ. 06 «Социально-экономическая география зарубежных стран мира» для социально-экономического профиля пр

Комплект контрольно-оценочных средств содержит материалы для проверки уровня сформированности у обучающихся знаний и умений по освоению компетенций, формируемых при изучении дисциплины общего гуманита...