Главные вкладки

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ "КУЛЬТУРА РЕЧИ"
    творческая работа учащихся по теме

    Рубцова Марина Александровна

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ГРУППЫ СВ-12-118 ЧУБОВСКОГО АЛЕКСАНДРА. ТЕМА: "КУЛЬТУРА РЕЧИ"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл npk.docx37.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

    ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»

    Культура речи

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

    НА РЕГИОНАЛЬНУЮ УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ         «ШАГ В БУДУЩЕЕ» ОБУЧАЮЩИХСЯ НПО И СПО ЗАПАДНОГО РЕГИОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

        АВТОР:

    Чубовский Александр Андреевич, Россия, Иркутская область, г. Зима, областное государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище № 6,  I курс, профессия «Сварщик»

    РУКОВОДИТЕЛЬ:

    Рубцова Марина Александровна,

    преподаватель русского языка и литература

    2013 г.

    Оглавление

    Введение        ..

    Глава 1. Культура речи        ..5

    Глава 2. Культура речи обучающихся ОГБО НПО ПУ № 6……… …………. .8

    Заключение………………..………………………………………………………11

    Список литературы……………..………………………………………………...12

            

    Введение

            Тема данной исследовательской работы: «Культура речи».

            Актуальностью является то, что  в последние годы наблюдается снижение речевой культуры. Резкая смена в восьмидесятых годах ХХ-го века политического и экономического курса государства, появление относительной «свободы слова».        

             Учение о речевой культуре зародилось в Древней Греции и Древнем Риме – в теории и практике ораторского искусства. В России его оригинально осмыслил и развил на материале общественной словесности  М.В. Ломоносов.

            Речь – это одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное влияние на настроение нашего собеседника.

            Таким образом, культура общения складывается из умения слушать собеседника, речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона.

            Умение слушать – непременная составляющая культуры общения. Если Вы проявляете неподдельное внимание к мыслям и чувствам того, с кем говорите, если искренне уважаете мнение своего визави, можете быть уверены в том, что Вы хороший собеседник и людям приятно с Вами общаться. Умение слушать является залогом Вашего успеха в любой жизненной ситуации и в любом обществе.

            Объект исследования –  культура речи.

            Предмет –  культура речи обучающихся ОГБОУ НПО ПУ № 6.

            Цель: Выявить уровень культуры речи ОБУЧАЮЩИХСЯ  ОГБОУ НПО ПУ № 6.        

            В соответствии с этим нами определены следующие задачи:

    •        Раскрыть смысл основных понятий, посвященных данной теме;

    •        Систематизировать данные, полученные  в ходе анкетирования.

            Материалом исследования послужили результаты анкетирования, проведенного среди обучающихся ОГБОУ НПО ПУ № 6.

            Методы исследования:

    1. метод частичной выборки материала;
    2. интервьюирование;
    3. реферативно – описательный метод;
    4. структурно – семантический;
    5. сравнительный.

            Структура научно - практической работы состоит из введения, 2 глав, заключения, использованных источников литературы.  

    Глава 1.  Культура речи

             Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. А потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

              Речь – это одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное влияние на настроение нашего собеседника.

            Таким образом, культура общения складывается из умения слушать собеседника, речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона.

               Нередко, увлекаясь темой разговора, мы совсем забываем о культуре общения: стараемся навязать собеседнику свою точку зрения по поводу темы разговора; не пытаемся вникать в доводы, которые приводит наш визави, попросту его не слушаем; и, наконец, стремясь заставить всех окружающих согласиться с нашим взглядом на вещи, пренебрегаем речевым этикетом: перестаём следить за собственными словами.

            По правилам культуры общения, категорически запрещено оказывать давление на собеседника. Кроме того, что навязывать своё мнение – очень некрасиво, это ещё и неэффективно. Ваша манера поведения, скорее всего, вызовет защитную реакцию партнёра, и тогда Ваш разговор в лучшем случае просто не сложится.

            Если Вы мало того, что не слушаете своего визави, да ещё и постоянно перебиваете его, не позволяя договорить, знайте, Вы не просто демонстрируете отсутствие у себя культуры речи, но и проявляете неуважение к личности собеседника, что характеризует Вас отнюдь не с положительной стороны.

            Умение слушать – непременная составляющая культуры общения. Если Вы проявляете неподдельное внимание к мыслям и чувствам того, с кем говорите, если искренне уважаете мнение своего визави, можете быть уверены в том, что Вы хороший собеседник и людям приятно с Вами общаться. Умение слушать является залогом Вашего успеха в любой жизненной ситуации и в любом обществе.

            Но как быть в том случае, когда Вы придерживаетесь правил культуры общения и следуете речевому этикету, а Ваш собеседник, пренебрегая правилами хорошего тона, пытается перетянуть Вас «на свою сторону»? Если Вам не нравится манера общения Вашего визави или Вы не согласны с тем, в чём он Вас старается убедить, выразите свою точку зрению, начав речь с этикетного клише: «Вам не кажется, что…».

            Если во время разговора у Вас с собеседником завязался спор, в итоге которого Вы осознали свою неправоту, по правилам культуры общения, Вы должны признать свою ошибку. Не доводите ситуацию до конфликта.

               По мнению большинства людей, речь – это всего лишь механизм оформления своих мыслей в слова. Но это ошибочное суждение. Речь и речевой этикет – это важные инструменты в налаживании общения с людьми, в установлении контактов (в частности, в деловой сфере), в повышении продуктивности общения, в склонении массовой аудитории на свою сторону (при публичном выступлении, например).

            Помимо всего прочего, культура речи оказывает огромное влияние на манеру поведения самого говорящего. Ведь всем известно, что манера речи и выбор слов при диалоге не только настраивают собеседника на нужный лад, но и программируют наше собственное поведение. Мы следим за своим речевым этикетом, взвешиваем каждое сказанное и услышанное в ответ слово.

            В деловой сфере нередко возникают ситуации, когда по нашей речевой культуре окружающие судят не только о нас самих, но и об учреждении, официальным представителем которого мы являемся. Поэтому крайне важно соблюдать речевой этикет во время деловых встреч и собраний. Если у Вас плохая культура речи, это резко понижает Ваши карьерные возможности. Придётся ознакомиться с правилами речевого этикета, для того чтобы сначала получить работу в престижной организации, а затем не портить имидж компании и иметь шанс на повышение в должности.

            Ещё одна ситуация, в которой культура речи играет решающую роль, – это публичное выступление.

              Если Вы хотите иметь успех перед массовой аудиторией слушателей, заранее подготовьте план и основные тезисы своего публичного выступления.

            Во время выступления старайтесь избегать поучительного тона.

            Старайтесь вложить в свою ораторскую речь какие-то живые эмоции. Передать собственное неравнодушие к проблеме Вам поможет правильная интонация. Говорите от души, но при этом просто и грамотно – и тогда Вы произведёте положительное впечатление на слушателей, увлечёте их темой своего публичного выступления.

    Для того чтобы заинтересовать аудиторию и привлечь внимание всех слушателей, убедить их в своей правоте, необходимо использовать данные сравнительной статистики как аргумент в защиту своей позиции.

            Постарайтесь исключить надоевшие всем штампы из текста своего публичного выступления. Используя слова, которые были сказаны уже сотни раз, Вы тем самым «усыпите» внимание всей аудитории.

            В завершении публичного выступления бывает эффективным возвращение к началу ораторской речи, к повторному акцентированию внимания на проблеме.

    Глава 2. Культура речи обучающихся ОГБОУ НПО ПУ № 6

              В последние годы наблюдается снижение речевой культуры. Резкая смена в восьмидесятых годах ХХ века политического и экономического курса государства, появление относительной «свободы слова» - все это довольно скоро обернулось для российской лексикологии отсутствием контроля за чистотой речи.

            Потоки просторечия, жаргонизмов, вульгаризмов вырвались на просторы газет, журналов, политических трибун, телевизионных экранов, книжных страниц. Все это привело к потере большинством населения навыков культуры речи.

    Но высокий уровень культуры речи - это неотъемлемая черта культурного человека.

            Исходя из выше сказанного мы задумались над вопросом, а нужна ли культура  речи и на каком уровне она у обучающихся. В соответствии с этим  мы составили и апробировали анкету среди обучающихся ОГБОУ НПО ПУ -6.

            Данная анкета включает в себя четыре вопроса.         Мы провели анкетирование среди обучающихся ОГБОУ НПО ПУ-6, в нем приняло участие 60 человек.

    На вопросы анкеты обучающиеся ответили следующим образом:

    Вопрос

    Ответы

    1. Что такое, по вашему мнению, культура речи?

    46 человек – «Культура речи – это культура общения между людьми»

    10 человек – «Культура речи – это умение грамотно говорить, без ошибок»

    4 человека – ничего не ответили

    2. Как бы вы охарактеризовали человека, владеющего своей речью на высоком уровне?

    53 человек – Человек, владеющий своей речью, это такой человек, который красиво, грамотно говорит, который умеет слушать и уважает собеседников.

    7 человека – ничего не ответили.

    3. Как вы думаете, нужна ли культура речи в наше время? Для чего?

    58 человек – Культура речи нужна, для того, чтобы лучше понимать друг друга и для того, чтобы не возникали различные конфликтные ситуации.

    2 человека – ответили отрицательно, сказав, что им и так хорошо.

    4. Как вы считаете, на каком уровне в вашем учебном заведении у обучающихся развита речь? Почему?  

    А) высокий

    Б) средний

    В) низкий

    0 человек – высокий;

    38 человек – средний;

    22 человека – низкий.

    Сделав анализ, проведенной нами анкеты можно сделать следующие выводы:

    1. В ОГБОУ НПО ПУ – 6 средний уровень развития речи у обучающихся.
    2. Культура речи на современном этапе нужна.

            Исходя из выше сказанного,  мы хотели бы предложить следующие советы для повышения речевой культуры:

    •        Избегайте многословия в любой ситуации общения. Если Вы хотите донести до слушателя какую-то мысль, не нужно лишних слов, отвлекающих внимание от главного предмета речи.

    •        Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулируйте для себя цель предстоящего общения.

    •        Старайтесь всегда говорить кратко, понятно и точно.

    •        Стремитесь к речевому разнообразию. Для каждой конкретной ситуации общения Вы должны находить подходящие слова, отличные от тех, которые применимы в других ситуациях. Чем больше комплексов разнообразных слов для отдельных ситуаций у Вас будет, тем выше станет Ваша речевая культура. Если человек не умеет подбирать слова, отвечающие требованиям той или иной ситуации общения, значит, он не владеет культурой речи.

    •        Научитесь находить общий язык с любым собеседником. Независимо от манеры общения визави, соблюдайте принципы культуры речи, будьте вежливы и дружелюбны.

    •        Никогда не отвечайте грубостью на грубость. Не опускайтесь до уровня своего плохо воспитанного собеседника. Следуя принципу «око за око» в подобной ситуации, Вы продемонстрируете только отсутствие собственной культуры речи.

    •        Научитесь быть внимательным к собеседнику, слушать его мнение и следовать ходу его мыслей. Старайтесь всегда проявлять правильный отклик на слова своего визави. Непременно отвечайте собеседнику, если видите, что он нуждается в Вашем совете или внимании. Помните, когда Вы не отвечаете на слова собеседника, Вы грубейшим образом нарушаете речевой этикет.

    •        Следите за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления эмоции не пересиливали Ваш разум. Сохраняйте самоконтроль и самообладание.

    •        Нарушение правил речевого этикета возможно в тех случаях, когда необходимо добиться выразительности речи. Однако ни в коем случае нельзя опускаться до употребления нецензурных слов. В противном случае, ни о какой культуре речи не может быть и разговора.

    •        Общаясь с собеседником, не перенимайте его стиль общения: придерживайтесь своих положительных речевых привычек. Конечно, необходимо искать общий язык с любым собеседником, но подражая его манере общения, Вы теряете свою индивидуальность.

    Заключение

            Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. А потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

              Речь – это одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное влияние на настроение нашего собеседника.

            Проведя исследование по данной теме мы пришли  к следующим выводам:

    1. У обучающихся ОГБОУ НПО ПУ № 6 низкий уровень культуры речи.
    2. Культура речи на современном этапе нужна.

            

            

    Список литературы

    1. Актуальные проблемы культуры речи. -  М.,1970, 180с.
    2. Головин,  Б.Н. Основы культуры речи/Б.Н. Головин -   М: Высшая школа, 1988.
    3. Васильева, А.Н. Основы культуры речи/ А.Н. Васильева -  М: Русский язык, 1990.
    4. Введенская, Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Изд. 3-е., дополненное и переработанное. Ростов на Дону: 2003.
    5. Культура русской речи. Учебное  пособие /Под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева.- М.: Издательство НОРМА, 2000.
    6. Сиротинина, О. Б. Хорошая речь: сдвиги в представлении об эталоне//Активные языковые процессы конца XX века/ О.Б. Сиротина – М., 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Контрольная работа « Язык и речь. Функциональные стили речи»

    Контрольная работа по разделу « Язык и речь. Функциональные стили речи». 2 варианта по 15 вопросов. ...

    Методические разработки: "Технология организации исследовательской работы студентов по дисциплине "История", "Технология гражданско-патриотического воспитания студентов во внеклассной работе"

    В разработке "Технология организации исследвательской работы студентов по дисциплине "История" раскрывается задачи, м етоды, цели организации исследовательской работы студентов.В разработке «Техн...

    Исследовательская работа. "Ламинирование волос в парикмахерской и дома". Презентация к исследовательской работе.

    Здоровые и красивые волосы говорят об успехе и благополучии. Прическа - одна из главных составляющих в имидже человека. Волосы нуждаются в постоянном уходе. Чтобы Ваши волосы были здоровыми и красивым...

    Методические рекомендации по выпонению самостоятельной работы "Основы учебно - исследовательской работы"

    В данных методических рекомендациях представлены задания для выполнения студентами самостоятельно....

    Доклад "Проектная и исследовательская работа обучающихся" (из опыта работы)

    Доклад о проектной и учебно-исследовательской работе студентов; даёт представление о компетенциях, формируемых в результате проектной и исследовательской деятельности обучающихся, об этапах данной дея...