программа по русскому языку
рабочая программа по теме

воробьева инга олеговна

программа по русскому языку з поколение (ПДД и ПСО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_programmagbou_spo_kolledzh_politsii_.doc258 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«КОЛЛЕДЖ ПОЛИЦИИ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

Направление подготовки:

«031001» - Правоохранительная деятельность

«030912» - Право и организация социального обеспечения

Москва

2012


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР
И.А. Архипцева ____________
«___» _______________ 20___ г.



Рассмотрено на заседании

ПЦК _________________________

от «___» ________________ 2012 г.

Председатель ЦК

Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальностей среднего профессионального образования


Составитель: Воробьева И.О., кандидат филологических наук, преподаватель русского языка ГБОУ СПО «Колледж полиции»

Рецензенты: Герасименко Н.А., доктор филологических наук, профессор кафедры современного русского языка МГОУ


1.        ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1.        Область применения программы:

Учебная дисциплина «Русский язык» является одной из дисциплин базовой части гуманитарного цикла Основной образовательной программы, реализуемой по специальностям: «Правоохранительная деятельность» и «Право и организация социального обеспечения», разработанной на основе ФГОС СПО.

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины «Русский язык», автор Воителева Т.М., ФГУ «ФИРО» Минобрнауки, 2008 год издания. Данная программа полностью соответствует государственному стандарту среднего профессионального образования (специальности: «Правоохранительная деятельность» и «Право и организация социального обеспечения»), утвержденному Министерством образования Российской Федерации.

1.2.        Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина «Русский язык» в среднем специальном учебном заведении является одной из гуманитарных дисциплин общеобразовательного цикла (образовательная область «Филология»).

Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода, в соответствии с которым у обучающихся развиваются и совершенствуются:

-языковая, лингвистическая (языковедческая);

-коммуникативная;

-культуроведческая компетенции.

Формирование компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

1.3.        Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.

В результате освоения дисциплины «Русский язык» учащиеся должны:

знать/понимать:

-связь языка и истории, культуры русского и других народов; смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

-осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение:

-использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

говорение и письмо:

-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (, социально-культурной и деловой сферах общения; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; развития интеллектуальных и творческих способностей, самореализации в различных областях человеческой деятельности; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; развития готовности к речевому взаимодействию, самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

1.4.        Профильная составляющая общеобразовательной дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общих компетенций в соответствии с ФГОС СПО по данным специальностям:

  1. ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного использования профессиональных задач, профессионального и личного развития;
  2. ОК 5: использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
  3. ОК 6: работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
  4. ОК 8: самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
  5. ОК 12: соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

1.5.        Количество часов, отведённое на освоение программы общеобразовательной дисциплины, в том числе:

Максимальная учебная нагрузка – 172 часа;

Обязательная аудиторная нагрузка – 117 часов;

Самостоятельная (внеаудиторная) работа 55 часов

2.        СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

172

Обязательная учебная аудиторная нагрузка (всего)

в том числе:

лабораторные работы

практические работы

контрольные работы

117

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

Доклад, презентация

Сообщение

55

Итоговая аттестация (в форме)

экзамен


2.2.        Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень

освоенности

1

2

3

4

Введение

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский язык в современном мире. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

Содержание учебного материала

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

3

Практические занятия

Язык как средство общения.

2

2

Самостоятельная работа

Язык и его функции. Язык и культура.

Культура речи. Нормы русского языка

1

3

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи

18

Тема 1.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Основные требования к речи.

Содержание учебного материала

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Практическое занятие

Основные функции языка

2

2

Тема 1.2. Функциональные стили речи. Особенности разговорного стиля.

Содержание учебного материала

Функциональные стили речи и их особенности.

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

Практическое занятие

Книжный и разговорный стили. Особенности разговорного стиля.

2

2

Тема 1.3. Научный стиль. Его особенности. Основные жанры научного стиля

Содержание учебного материала Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

Практическое занятие

Особенности научного стиля.

2

2

Тема 1.4. Официально-деловой стиль. Его особенности. Основные жанры стиля.

Содержание учебного материала Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

Практическое занятие

Особенности официально-делового стиля.

2

2

Тема 1.5. Публицистический стиль. Художественный стиль. Его особенности.

Содержание учебного материала Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

Практическое занятие

Публицистический и художественный стили.

2

2

Тема 1.6. Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы речи.

Лингвистический анализ текста.

Содержание учебного материала Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). 

Лингвостилистический анализ текста.

Практическое занятие

Лингвистический анализ текста.

2

2

Самостоятельная работа Устная и письменная формы существования русского языка. Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом.

6

3

Раздел 2. Лексика и фразеология

22

Тема 2.1. Слово в лексической системе языка. Многозначные и однозначные слова.

Содержание учебного материала.

 Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка.

Практическое занятие

Слово в лексической системе языка.

2

2

Тема 2.2. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

Содержание учебного материала

Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

Практическое занятие

Синонимы, антонимы, омонимы и паронимы в русском языке.

2

2

Тема 2.3. Русская лексика с точки зрения ее происхождения.

Содержание учебного материала

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).

Практическое занятие

Происхождение русской лексики

2

2

Тема 2.4. Лексика с точки зрения ее употребления. Профессионализмы. Терминологическая лексика.

Содержание учебного материала

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

Практическое занятие

Лексика с точки зрения ее употребления

2

2

Тема 2.5. Активный и пассивный словарный запас.

Содержание учебного материала Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Русские пословицы и поговорки.

Практическое занятие

Лексика активного и пассивного запаса.

2

2

Тема 2.6. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Лексико-фразеологический разбор.

Содержание учебного материала

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Практическое занятие

Фразеологические обороты в русском языке.

2

2

Тема 2.7. Лексические нормы. Лексические и фразеологические ошибки и  их исправление.

Содержание учебного материала

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

Практическое занятие

Лексические и фразеологические нормы.

2

2

.

Самостоятельная работа Слово как единица языка.

Стилистика и синонимические средства языка.

Словари русского языка и сфера их использования

8

3

Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

17

Тема 3.1. Фонетика как наука. Фонетический разбор. Орфоэпия. Графика.

Содержание учебного материала

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. 

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

Практическое занятие

Фонетика, орфоэпия, графика как разделы науки русского языка.

2

2

Тема 3.2. Правописание слов с безударными гласными.

Правописание слов с чередующимися гласными

Содержание учебного материала

Правописание безударных проверяемых гласных, чередующихся и безударных непроверяемых гласных в корне слова.

Практическое занятие

Правописание безударных гласных в корне слова.

4

2

Тема 3.3. Правописание букв после шипящих и Ц.

Правописание согласных в корне слова.

Содержание учебного материала

Правописание О/Ё после шипящих и Ц.

Правописание звонких и глухих согласных.

Практическое занятие

Правописание гласных после шипящих и Ц. правописные согласных в корне слова.

2

2

Тема 3.4. Правописание приставок на з и с. Гласные ы-и после приставок.

Содержание учебного материала

Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок.

Практическое занятие

Правописание приставок на з/с-. Гласные ы/и после приставок.

2

2

Тема 3.5. Употребление буквы Ь. Употребление Ъ после приставок.

Содержание учебного материала

Употребление буквы Ь. Буква Ъ после приставок

Практическое занятие

Употребление Ъ и Ь в словах.

2

2

Письмо и орфография.

Русское письмо и его эволюция.

Самостоятельная работа

5

3

Раздел 4. Морфемика, словообразование и орфография

13

Тема 4.1. Понятие морфемы как значимой части слова. Морфемный разбор слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ.

Содержание учебного материала

Понятие морфемы как значимой части слова. Морфемный разбор слова.

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ.

Практическое занятие

Основные способы словообразования.

2

2

Тема 4.2. Правописание приставок при-/ пре-

Содержание учебного материала

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -.

Практическое занятие

Правописание приставок при/пре

4

2

Тема 4.3. Правописание сложных слов.

Содержание учебного материала

Правописание сложных слов. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

Практическое занятие

Правописание сложных слов.

2

2

.

Самостоятельная работа Строение русского слова.

Неморфологические способы словообразования

5

3

Раздел 5. Морфология и орфография

36

Тема 5.1. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж сущ. Склонение им. сущ.

Содержание учебного материала

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.

Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных.

Практическое занятие

Имя существительное. Склонение имен существительных.

2

2

Тема 5.2. Правописание окончаний и суффиксов имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного.

Содержание учебного материала 

Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Употребление форм имен существительных в речи. Морфологический разбор имени существительного.

Практическое занятие

Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных.

4

2

Тема 5.3. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.

Содержание учебного материала 

Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Употребление форм имен прилагательных в речи. Морфологический разбор имени прилагательного.

Практическое занятие

Имя прилагательное. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных

4

2

Тема 5.4. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Содержание учебного материала 

Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Морфологический разбор имени числительного.

Практическое занятие

Имя числительное. Правописание числительных.

2

2

Тема 5.5. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Содержание учебного материала 

Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Морфологический разбор местоимения.

Практическое занятие

Местоимение. Правописание местоимений

2

2

Тема 5.6. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола

Содержание учебного материала 

Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Употребление форм глагола в речи. Морфологический разбор глагола.

Практическое занятие

Глагол. Правописание глагола.

4

2

Тема 5.7. Причастие как особая форма глагола. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Содержание учебного материала 

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Практическое занятие

Причастие как особая форма глагола. Правописание причастия.

4

2

Тема 5.8. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия

Содержание учебного материала 

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Особенности построения предложений с деепричастиями.

Практическое занятие

Деепричастие как особая форма глагола. Правописание деепричастий.

2

2

Тема 5.9. Грамматические признаки наречия. Правописание наречий.

Морфологический разбор наречия. Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния.

Содержание учебного материала 

Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Употребление наречия в речи. Морфологический разбор наречия.

Слова категории состояния. Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. 

Практическое занятие

Наречие. Слова категории состояния.

2

2

Значимые части речи в русском языке.

Вклад М.В. Ломоносова (Д.Н. Ушакова, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова и др. по выбору) в изучение русского языка.

Самостоятельная работа

10

3

Раздел 6. Служебные части речи

14

Тема 6.1. Предлог как часть речи. Правописание предлогов

Содержание учебного материала 

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Употребление предлогов в составе словосочетаний.

Практическое занятие

Предлог как часть речи. Правописание предлогов.

4

2

Тема 6.2. Союз как часть речи. Правописание союзов

Содержание учебного материала

Союз как часть речи. Правописание союзов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Практическое занятие

Союз как часть речи. Правописание союзов.

2

2

Тема 6.3. Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.

Междометия и звукоподражательные слова

Содержание учебного материала 

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Употребление частиц в речи.

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

Практическое занятие

Частица как часть речи. Междометия и звукоподражательные слова. Их правописание.

4

2

Употребление служебных частей речи в тексте

Самостоятельная работа

4

3

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация

46

Тема 7.1. Понятие о синтаксисе. Словосочетание. Предложение. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания.

Содержание учебного материала 

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.

Практическое занятие

Словосочетание, его строение и виды.

2

2

Тема 7.2. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Логическое ударение. Основа простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

Содержание учебного материала 

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим.

Практическое занятие

Простое предложение, его виды.

4

2

Тема 7.3. Второстепенные члены предложения. Односоставное и неполное предложения

Содержание учебного материала

Второстепенные члены предложения (дополнение, определение, приложение, обстоятельство).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

Односоставное и неполное предложения.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Практическое занятие

Односоставное и неполное предложение.

Второстепенные члены предложения.

2

2

Тема 7.4. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения

Содержание учебного материала 

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.

Практическое занятие

Однородные члены предложения.

2

2

Тема 7.5. Предложения с обособленными и уточняющими членами

Содержание учебного материала

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.

Практическое занятие 

Предложения с обособленными и уточняющими членами

4

2

Тема 7.6. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Синтаксический разбор простого предложения

Содержание учебного материала

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

Знаки препинания при обращении. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.

Синтаксический разбор простого предложения

Практическое занятие

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

2

2

Тема 7.7. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога.

Содержание учебного материала

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

Практическое занятие

Способы передачи чужой речи.

2

2

Тема 7.8. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Содержание учебного материала

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Практическое занятие

Сложносочиненное предложение.

2

2

Тема 7.9. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Содержание учебного материала

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

Практическое занятие

Сложноподчиненное предложение.

4

2

Тема 7.10. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Содержание учебного материала

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Практическое занятие

Бессоюзное сложное предложение.

2

2

Тема 7.11. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Содержание учебного материала

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

Практическое занятие

Сложные предложения с разными видами связи.

4

2

Русская пунктуация и ее значение.

Роль словосочетания в построении предложения. Синонимия простого предложения.

Синонимия сложного предложения

Самостоятельная работа

16

3


3.        УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины

Реализация программы дисциплины требует наличие кабинета по русскому языку. Оборудование данного кабинета включает блок теле-и видеоаппаратуры.

3.2.        Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированной по компонентам

Учебно-методический комплекс общеобразовательной дисциплины «Русский язык» включает в себя следующие материалы:

-нормативные: ФКГС по русскому языку (Минобнауки, 2004), Правоохранительная деятельность ФГОС СПО, Право и организация социального обеспечения ФГОС СПО (Минобнауки, 2010);

-общеметодические: Примерная программа по учебной дисциплине «Русский язык» (автор Воителева Т.М., ФГУ «ФИРО» Минобнауки, 2008), Рабочая программа по учебной дисциплине «Русский язык»;

-методические: материал для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля (тесты, диктанты, контрольные работы, карточки и др.).

3.3.        Информационно-коммуникационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2010.
  2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2008.
  3. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 10-е изд., испр. – М., 2011.
  4. Греков В.Ф., С.Е. Крючков, Чешко Л.А. Пособие по русскому языку. – М., 2008.

Дополнительная литература


  1. Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.
  2. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.
  3. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
  4. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
  5. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
  6. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку: Учебное пособие/ Под ред. Леканта П.А. – 3 изд., испр. и доп. – М., 2006.
  7. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001.
  8. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.
  9. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.
  10. Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.

Словари и справочники

  1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
  2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
  3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
  4. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.
  5. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
  6. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
  7. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
  8. МАС – Словарь русского языка в 4-х т./ АН СССР/ Под ред. А.П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1981 – 1984.
  9. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
  10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
  11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
  12. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
  13. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
  14. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
  15. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

Технические средства обучения

  1. Слайд-шоу по изучаемым темам
  2. Аудиодиктанты
  3. Обучающая программа-тренажёр «Фраза» (СD)
  4. Видеоматериалы по изучаемым темам

Интернет-ресурсы

1. www.gramota.ru

2. www.slovari.ru

3. www.textologia.ru

4.        КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формируемые общеучебные и общие компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать/понимать:

связь языка и истории, культуры русского и других народов; смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

языковая, лингвистическая (языковедческая);

Устный опрос

Беседа

Практическая работа

Самостоятельная работа

Доклады, сообщение, презентация

Тест

Диктант

Контрольная работа

уметь:

-осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

-использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

говорение и письмо:

-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (, социально-культурной и деловой сферах общения; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

коммуникативная

Устный опрос

Беседа

Практическая работа

Самостоятельная работа

Доклады, сообщение

Тест

Диктант

Деловая игра

Контрольная работа

-осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; развития интеллектуальных и творческих способностей, самореализации в различных областях человеческой деятельности; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; развития готовности к речевому взаимодействию, самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

культуроведческая

Устный опрос

Беседа

Практическая работа

Самостоятельная работа

Доклады, сообщение, презентация

Тест

Диктант

Деловая игра

Контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку, 5 класс: предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование// Ф...

Учебная рабочая программа по русскому языку для системы НПО

Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО на основе программы Гольцовой Н.Г....

Учебная рабочая программа по русскому языку для системы НПО

Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО на основе программы Гольцовой Н.Г....

авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи

Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...

Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"

Специальности:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, ко...

Рабочая программа по русскому языку СПО. Русский язык 11 класс

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 01 Русский язык для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе примерной рабочей программы ...