Главные вкладки

    Тема 3.7 Поиск, накопление, обработка и анализ научной информации
    план-конспект урока на тему

    Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПО

    Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

    Тема 3.7 Поиск, накопление, обработка и анализ научной информациии

    План:

    1.  Организация научно-исследовательского поиска.

    2.  Знакомство и работа с каталогами и картотеками в библиотеке.

    3.  Сбор научной информации. Релевантность и пертинентность информации.

    4.  Изучение документов и отбор материала

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Курс «Основы научно - исследовательской деятельности»                         Тема 3.7

    преподаватель СПбТБиИТ Бочкова Любовь Александровна

    РАЗДЕЛ 3. Организация научно-исследовательской работы

    Тема 3.7 Поиск, накопление, обработка и анализ научной информации

    План:

    1. Организация научно-исследовательского поиска.
    2. Знакомство и работа с каталогами и картотеками в библиотеке.
    3. Сбор научной информации. Релевантность и пертинентность информации.
    4. Изучение документов и отбор материала

    Рекомендуемая литература по теме:

    1. ГОСТ 7.60-2003 Издания. Основные виды. Термины и определения [Электронный ресурс]. – Изд. офиц. – Введ. 2004-07-01. - Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации. – Режим доступа: http://lib.nspu.ru/upload/gosts/file4.pdf. - Загл. с экрана.
    2. ГОСТ 7.73-96 Поиск и распространение информации. Термины и определения [Электронный ресурс]. – Изд. офиц. – Введ. 1998-01-01. – Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации. – Режим доступа: http://www.lib.tsu.ru/win/metod/gost/gost7.73-96.pdf. - Загл. с экрана.
    3. Алгоритм поиска научной информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ayp.ru/library/podgotovka-i-zashchita-diplomnoi-raboty/4805. - Загл. с экрана
    4. Брежнева, В.В. Информационное обслуживание [Текст]: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий / В.В. Брежнева, В.А. Минкина; СПбГУКИ. – СПб.: Профессия, 2004. – 304 с. – (Библиотека).
    5. Виноградова, Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу [Текст]: учеб. пособие / Н.А. Виноградова, Л.В. Борикова. – 8-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2010. – 95 с.
    6. Сабитов, Р.А. Основы научных исследований [Текст]: учеб. пособие / Р.А. Сабитов. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. – 138 с.
    7. Чуранов, В. Эффективный поиск информации для ведения научной деятельности [Электронный ресурс] / В. Чуранов, А. Чуранов. – Режим доступа: http://www.aselibrary.ru/digital_resources/journal/irr/2007/number_3/number_3_4/number_3_4566/. – Загл. с экрана.

    1. Начинать работу над дипломом нужно с отбора документов, их анализа и составления списка литературы. При отборе документов можно использовать различные источники: каталоги библиотек, электронные ресурсы (кроме статей «Википедии» и неавторитетных файлов). Также недопустимо использование научно-популярной литературы; учебная литература используется с большим ограничением – 1-2 названия. Хронологический охват отбора документов должен составлять последние 5 лет.

    Существует мнение, что «человек, занимающийся научной деятельностью, тратит 90% времени на поиск документов, 5% на их изучение, и всего 5% на науку»[1].

    Что нужно для организации эффективного поиска и обработки информации?

    • инструментарий, который поможет составить грамотный запрос;
    • осуществление  поиска, отталкиваясь от потребностей пользователя и уровня требуемой ему детализации результатов;
    • правильно организовать работу с найденными материалами.

    Если говорить об алгоритме поиска, то здесь можно выделить следующие аспекты[2]:

    • нужно разбить тему на разделы и подразделы;
    • определить перечень энциклопедий, словарей и справочников, к помощи которых можно обратиться за толкованием непонятных слов и понятий;
    • перевести запрос на информационно-поисковый язык (ИПЯ): выделить ключевые слова, определить языковые рамки поиска, определить хронологические рамки;
    • затем осуществляется поиск: каталоги, картотеки и базы данных библиотеки, ресурсы Интернет;
    • как заключительный этап можно отметить, что не нужно прекращать интересоваться материалами по теме после окончания работы над исследованием – желательно знать, что вышло нового в свет по вашей теме в последний месяц  или полгода.

    Исторически стратегии доступа к знаниям и информации развивались в трех областях[3]:

    • в библиотечной среде;
    • в области ИКТ;
    • в среде людей, которые пытаются внедрить информационные технологии в библиотечную среду.

    Обратимся к библиотечной среде. Библиотеки, архивы, музеи предоставляют доступ к знаниям и информации на следующих уровнях:

    • словари, где даны определения слов;
    • энциклопедии, которые дают более детальную информацию к термину или слову;
    • каталоги, которые связывают слова и термины с заголовками книг;
    • частичные содержания в форме индексов, обзоров, аннотаций к полнотекстовым ресурсам.

    Все это в комплексе составляет идеальный инструмент для ведения научной деятельности, опыт работы которым необходимо заимствовать. Но есть один большой минус данного инструмента. Правильное использование справочных залов требует специальной подготовки и длительной тренировки. Великие коллекции, такие, например, как Британская библиотека, имеют более чем 300000 книг в справочных залах.  В результате, пользователи, которые не являются специалистами в работе с библиотечными каталогами и не знают стандартного написания заголовков искомых документов, просто беспомощны в поиске нужных материалов без квалифицированных работников библиотек. Это заставляет современного человека искать альтернативные способы поиска информации и доступа к знаниям. Таким альтернативным способом является интернет[4].

    Возможность поиска информации по самым разным темам в режиме реального времени – одна из самых полезных функций глобальной сети Интернет, сегодня это настоящий кладезь текстов по любой тематике и на всех языках. НО! Нужно уметь правильно пользоваться этим ресурсом. В зависимости от того, как составить свой поисковый запрос и какой поисковой системой воспользоваться, результаты поиска могут быть совершенно разными. Также Интернет очень «нестабилен» в отношении того, что никто даже не сомневается, что понравившаяся им страничка будет теперь доступна всегда, достаточно сохранить или записать её адрес. Но бывают случаи, когда пробовать снова её найти через какое-то время, поисковик на тот же самый запрос может выдать совершенно другие результаты, или сообщить, что искомая страничка не найдена или просто удалена.  Поэтому такой, чисто практический совет: лучше сохранять не только адрес (а это нужно обязательно сделать для того, чтобы использовать его потом в списке литературы), но и скопировать сам текст к себе в компьютер в текстовый редактор.

    Еще один очень важный аспект процесса поиска связан с такими понятиями, как ширина и глубина. Часто пользователю необходимо найти значение одного слова или термина. Но  иногда, чтобы понять значение термина или темы, необходимо найти набор терминов, имеющих связь с искомым термином. Расширяя границы поиска, мы также расширяем границы информации, которая предоставляется пользователю в ответ на запрос[5].

    Благодаря доступности и простоте использования, Интернет стал едва ли не основным инструментом для получения информации. Сейчас такие поисковые системы, как Google, Yandex, хранят огромные массивы информации. Но среди нескольких тысяч страниц, выдаваемых в ответ на поисковый запрос, пользователю реально нужно лишь несколько из них. Несмотря на попытки поисковых систем оптимизировать алгоритм поиска, проблема поиска семантически верных документов так и не решена.

     


    [1] Цитата по Чуранов, В. Эффективный поиск информации для ведения научной деятельности [Электронный ресурс] / В. Чуранов, А. Чуранов. – Режим доступа: http://www.aselibrary.ru/digital_resources/journal/irr/2007/number_3/number_3_4/number_3_4566/. – Загл. с экрана.

    [2] Алгоритм поиска научной информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ayp.ru/library/podgotovka-i-zashchita-diplomnoi-raboty/4805. - Загл. с экрана

    [3] Чуранов, В. Эффективный поиск информации для ведения научной деятельности [Электронный ресурс] / В. Чуранов, А. Чуранов. – Режим доступа: http://www.aselibrary.ru/digital_resources/journal/irr/2007/number_3/number_3_4/number_3_4566/. – Загл. с экрана.

    [4] Чуранов, В. Эффективный поиск информации для ведения научной деятельности [Электронный ресурс] / В. Чуранов, А. Чуранов. – Режим доступа: http://www.aselibrary.ru/digital_resources/journal/irr/2007/number_3/number_3_4/number_3_4566/. – Загл. с экрана.

    [5] Чуранов, В. Эффективный поиск информации для ведения научной деятельности [Электронный ресурс] / В. Чуранов, А. Чуранов. – Режим доступа: http://www.aselibrary.ru/digital_resources/journal/irr/2007/number_3/number_3_4/number_3_4566/. – Загл. с экрана.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План проведения открытого урока "Технология обработки текстовой и графической информации" по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

    План проведения открытого урока по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»  Тема: "Технология обработки текстовой и графической информации" ...

    Методическая разработка урока на тему: "Машины и механизмы для обработки мяса и рыбы. Фаршемешалки: назначение, виды , устройство, принцип работы, правила безопасной эксплуатации." по предмету «Оборудование предприятий питания»

        Урок разработан для студентов по профессии  "Повар, кондитер" на тему: "Машины и механизмы для обработки мяса и рыбы. Фаршемешалки: назначение, виды , устройство, принцип раб...

    Презентация "Методы сбора, обработки и анализа информации"

    Презентация "Методы сбора, обработки и анализа информации"...

    Самообразование по теме: «Методика работы по накоплению и обогащению словарного запаса учащихся с ОВЗ»

    Особенности словарного запаса детей с ОВЗ  привлекали внимание многих авторов (В. Г. Петрова, Г. И. Данилкина, Н. В. Тарасенко, Г. М. Дульнев), которые отмечали, что нарушения познавательной деят...

    Методическая разработка открытого занятия.Тема: «Задачи оптимизации (поиск решения)»

    Методическая разработка открытого занятияна тему: «Задачи оптимизации (поиск решения)» представляет разработку занятия, технологическую карту и задания к дисциплине ЕН.02 Информатика...

    Современные технологии в работе с учебной и научной информацией. Электронный учебник.

    Цель конкретизируется следующими задачами:Увеличение словарного запаса терминов по изучаемым дисциплинам.Расширение кругозора.Развитие коммуникационных навыков.Повышение уровня профессиональных компет...

    Технологическая карта занятия по дисциплине "ИТвПД" по теме: "Поисковые системы. Поиск информации в сети Интернет"

    У людей очень часто возникает необходимость поиска требуемой информации различной тематики. Для этого можно воспользоваться нужной литературой. Но в современном мире самым эффективным и быстрым методо...