Главные вкладки

    Презентация "Методы сбора, обработки и анализа информации"
    презентация к уроку на тему

    Презентация "Методы сбора, обработки и анализа информации"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon marketing_polnyy.ppt2.78 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Воронкова Вера Анатольевна, методист ГБ ПОУ МО Яхромский колледж МЕТОДЫ СБОРА ОБРАБОТКИ И АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИИ

    Слайд 2

    Методика проведения опроса Опросом называется процесс выявления мнений и определения действий опрашиваемых путем личного диалога и респондентом (вопрос-ответ) Респондент – опрашиваемое лицо Устные опросы

    Слайд 3

    В зарубежной практике маркетинга 9/10 информации получается путем устного опроса, т.е ИНТЕРВЬЮ Методика проведения опроса

    Слайд 4

    Виды опроса (классифицированные признаки) 1. По кругу опрашиваемых: покупатели / потребители предприниматели специалисты эксперты и др .

    Слайд 5

    Виды опроса (классифицированные признаки) 2. По количеству одновременно опрашиваемых: единичное интервью групповое интервью

    Слайд 6

    Виды опроса (классифицированные признаки) 3. По количеству вопросов / тем, включенных в опросный лист: одна несколько ( последний вариант носит название ОМНИБУС )

    Слайд 7

    Виды опроса (классифицированные признаки) 4. По уровню стандартизации: свободная схема опроса жестко структурированная полностью стандартизованная

    Слайд 8

    Виды опроса (классифицированные признаки) 5. По частоте опроса: одноразовый опрос многоразовый опрос

    Слайд 9

    Методы сбора, обработки и анализа информации ТИПЫ ИНТЕРВЬЮ

    Слайд 10

    Интервьюер Респондент Вопрос Ответ Место встречи: на улице в магазине на дому у респондента на работе 1 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

    Слайд 11

    Интервьюер Респондент Вопрос Ответ Продолжительность встречи : - от нескольких минут - до нескольких часов 1 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

    Слайд 12

    Интервьюер Респондент Вопрос Ответ Выбор респондентов - случайный - заранее запланированный 1 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

    Слайд 13

    Интервьюер Респондент Вопрос Ответ Условие для проведения атмосфера доверия благожелательность 1 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

    Слайд 14

    Интервьюер Респондент Вопрос Ответ Беседа / опрос по телефону – вариант индивидуального интервью 1 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

    Слайд 15

    Интервьюер Респондент Вопрос Ответ Результат – получение запланированной информации по опроснику 1 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

    Слайд 16

    2. ГРУППОВОЕ ИНТЕРВЬЮ Место встречи : квартира аудитория общее – место, которое удобно для респондентов ответ ответ ответ ответ Папа Мама Бабушка Сын …… вопросы Система записи ответов Интервьюер 6 – 10 объединенных удобством сбора группы (соседи, друзья, класс, семья и др. Респонденты

    Слайд 17

    2. ГРУППОВОЕ ИНТЕРВЬЮ ответ ответ ответ ответ Папа Мама Бабушка Сын …… вопросы Система записи ответов Интервьюер Продолжительность встречи: от получаса до нескольких часов 6 – 10 объединенных удобством сбора группы (соседи, друзья, класс, семья и др. Респонденты

    Слайд 18

    2. ГРУППОВОЕ ИНТЕРВЬЮ ответ ответ ответ ответ Папа Мама Бабушка Сын …… вопросы Система записи ответов Интервьюер Выбор респондентов: случайно – запланированный (группу набирает респондент – инициатор) 6 – 10 объединенных удобством сбора группы (соседи, друзья, класс, семья и др. Респонденты

    Слайд 19

    2. ГРУППОВОЕ ИНТЕРВЬЮ ответ ответ ответ ответ Папа Мама Бабушка Сын …… вопросы Система записи ответов Интервьюер Условие для проведения: атмосфера доверия благожелательность обособленность группы на время интервью 6 – 10 объединенных удобством сбора группы (соседи, друзья, класс, семья и др. Респонденты

    Слайд 20

    2. ГРУППОВОЕ ИНТЕРВЬЮ ответ ответ ответ ответ 6 – 10 объединенных удобством сбора группы (соседи, друзья, класс, семья и др. Респонденты Папа Мама Бабушка Сын …… вопросы Система записи ответов Интервьюер Результат: получение запланированной информации по опроснику

    Слайд 21

    ТИПЫ ИНТРЕВЬЮ 3. ОСОБЫЕ ВИДЫ ИНТЕРВЬЮ

    Слайд 22

    Место встречи: на дому на работе 6 – 10 (50) человек вопросы ответ ответ ответ ответ Респонденты Папы Мамы Бабушки Дети …… 3.1. ГЛУБИННОЕ/НАПРАВЛЕННОЕ ИНТЕРВЬЮ Интервьюер

    Слайд 23

    6 – 10 (50) человек вопросы ответ ответ ответ ответ Респонденты Папы Мамы Бабушки Дети …… 3.1. ГЛУБИННОЕ/НАПРАВЛЕННОЕ ИНТЕРВЬЮ Интервьюер Продолжительность встречи: от часа до нескольких часов

    Слайд 24

    6 – 10 (50) человек вопросы ответ ответ ответ ответ Респонденты Папы Мамы Бабушки Дети …… 3.1. ГЛУБИННОЕ/НАПРАВЛЕННОЕ ИНТЕРВЬЮ Интервьюер Выбор респондентов : запланированный

    Слайд 25

    6 – 10 (50) человек вопросы ответ ответ ответ ответ Респонденты Папы Мамы Бабушки Дети …… 3.1. ГЛУБИННОЕ/НАПРАВЛЕННОЕ ИНТЕРВЬЮ Интервьюер Условия для проведения: -непринужденная обстановка без жесткого перечня вопросов наличие сценария или плана интервью наличие наводящих и зондирующих вопросов аудиозапись интервью

    Слайд 26

    6 – 10 (50) человек вопросы ответ ответ ответ ответ Респонденты Папы Мамы Бабушки Дети …… 3.1. ГЛУБИННОЕ/НАПРАВЛЕННОЕ ИНТЕРВЬЮ Интервьюер Результат: получение запланированной и непредвиденной информации

    Слайд 27

    3.2. НЕФОРМАЛИЗОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ Место встречи : в оборудованном помещении Интервьюер Респондент - личность Любая формулировка вопроса Любая форма ответа

    Слайд 28

    3.2. НЕФОРМАЛИЗОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ Интервьюер Респондент - личность Любая формулировка вопроса Любая форма ответа Продолжительность встречи: от получаса до нескольких часов

    Слайд 29

    3.2. НЕФОРМАЛИЗОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ Интервьюер Респондент - личность Любая формулировка вопроса Любая форма ответа Выбор респондентов: запланированный с отбором (редкие специалисты, выдающиеся личности

    Слайд 30

    3.2. НЕФОРМАЛИЗОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ Интервьюер Респондент - личность Любая формулировка вопроса Любая форма ответа Условия для проведения: атмосфера доверия благожелательность заранее определена (сфокусирована) тема интервью оплата респонденту аудио(видео) запись интервью

    Слайд 31

    3.2. НЕФОРМАЛИЗОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ Интервьюер Респондент - личность Любая формулировка вопроса Любая форма ответа Результат: получение информации относящейся к сфере индивидуальных решений, связанных с личностью респондента

    Слайд 32

    3.3.ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ (исследовательское) ИНТЕРВЬЮ Место встречи : место работы респондента Интервьюер - консультант Респондент – работник фирмы Опорные вопросы, тесты Ответы Полемика

    Слайд 33

    3.3.ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ (исследовательское) ИНТЕРВЬЮ Интервьюер - консультант Респондент – работник фирмы Опорные вопросы, тесты Ответы Полемика Продолжительность встречи: многоразовая от получаса до нескольких часов

    Слайд 34

    3.3.ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ (исследовательское) ИНТЕРВЬЮ Интервьюер - консультант Респондент – работник фирмы Опорные вопросы, тесты Ответы Полемика Условия для проведения: - атмосфера доверия интервьюер знает область деятельности фирмы (консультант) наличие опорных опросников ознакомительного(освещающего) и развивающего видов использование вспомогательных тестов

    Слайд 35

    3.3.ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ (исследовательское) ИНТЕРВЬЮ Интервьюер - консультант Респондент – работник фирмы Опорные вопросы, тесты Ответы Полемика Вспомогательные тесты: ассоциативные – используются определенные описательные ассоциации, выводящие собеседника на интересующую его проблему проецирующие и экстенсивные – специально подготовленные изображения (рисунки, фотографии, схемы, пиктограммы, символы и др.) вызывают у респондента ассоциации и ответную реакцию, связанную с изучаемой проблемой

    Слайд 36

    3.3.ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ (исследовательское) ИНТЕРВЬЮ Интервьюер - консультант Респондент – работник фирмы Опорные вопросы, тесты Ответы Полемика Результат : выявление внутрифирменных проблем

    Слайд 37

    3.4. ФОКУС - ГРУППЫ Фокус группа – объединенная по определенным критериям небольшая группа людей, способности и интеллект которых на ограниченное время сконцентрированы лидером на заданной теме Интервьюер Респонденты Полемика Мнения Беседа 5<=n<=10 обычно 7-8

    Слайд 38

    3.4. ФОКУС - ГРУППЫ Интервьюер Респонденты Полемика Мнения Беседа 5<=n<=10 обычно 7-8 Место встречи: в специально оборудованном помещении

    Слайд 39

    3.4. ФОКУС - ГРУППЫ Интервьюер Респонденты Полемика Мнения Беседа 5<=n<=10 обычно 7-8 Продолжительность встречи: от часа до нескольких часов При масштабных исследованиях создают 4 – 5 групп

    Слайд 40

    3.4. ФОКУС - ГРУППЫ Интервьюер Респонденты Полемика Мнения Беседа 5<=n<=10 обычно 7-8 Выбор респондентов : запланированный с отбором (покупатели – новаторы, покупатели – консерваторы, сторонники конкурентов и др. в зависимости от цели исследования)

    Слайд 41

    3.4. ФОКУС - ГРУППЫ Интервьюер Респонденты Полемика Мнения Беседа 5<=n<=10 обычно 7-8 Условия для проведения: общность взглядов респондентов или опыт в области изучаемой проблемы видеозапись интервью непринужденная обстановка профессионализм интервьюера наличие сценария, плана интервью наличие наводящих и зондирующих вопросов

    Слайд 42

    3.4. ФОКУС - ГРУППЫ Интервьюер Респонденты Полемика Мнения Беседа 5<=n<=10 обычно 7-8 Результат : получение запланированной и свободной информации по интересующей теме

    Слайд 43

    1. Обеспечение генерации новых идей: - свойств, дизайна тестируемого товара - степень привлекательности тестируемого товара - соответствие цены качеству товара - необходимость модернизации - формы торгового обслуживания и др. 3.4. ФОКУС - ГРУППЫ Пять главных целей проведения фокус - групп

    Слайд 44

    3.4. ФОКУС - ГРУППЫ Пять главных целей проведения фокус - групп 2. Выявление - мотивации конкретных потребностей - особенностей восприятия продукта - особенности восприятия торговой марки - отношения к методам продвижения товара и др.

    Слайд 45

    3.4. ФОКУС - ГРУППЫ Пять главных целей проведения фокус - групп 3. Уточнение и расстановка правильных акцентов на результатах проведенного исследования (иногда качественные оценки качественных покупателей) 50 ДцБ – хорошо! 150 ДцБ – плохо!

    Слайд 46

    3.4. ФОКУС - ГРУППЫ Пять главных целей проведения фокус - групп 4. Изучение эмоциональной и поведенческой реакции на различные типы рекламы 5. Изучение разговорного словаря (иногда сленга) потребителей При проведении конкретной фокус – группы может ставиться одна или несколько целей

    Слайд 47

    3.4. ФОКУС - ГРУППЫ Социально-демографические характеристики (пол, возраст, социальное положение, место проживания и т.д.) Критерии отбора респондентов в фокус - группу

    Слайд 48

    3.4. ФОКУС - ГРУППЫ Критерии отбора респондентов в фокус - группу Общие для участников события и воспоминания - турпоход - учеба в одном вузе - общее место работы - просмотренный фильм - испробованный продукт

    Слайд 49

    3.4. ФОКУС - ГРУППЫ Критерии отбора респондентов в фокус - группу Рефлексирующая группа - одинаковая реакция на события - новые товары и т.п.

    Слайд 50

    3.4. ФОКУС - ГРУППЫ Критерии отбора респондентов в фокус - группу Согласны выполнять требования и условия интервьюера – наличие общих правил

    Слайд 51

    3.4. ФОКУС - ГРУППЫ Критерии отбора респондентов в фокус - группу Полностью свободны на время проведения интервью – отсутствие негативных причин для участия в фокус - группе

    Слайд 52

    3.4. ФОКУС - ГРУППЫ Критерии отбора респондентов в фокус - группу Отсутствие предвзятых отношений к другим участникам фокус – группы, родственных связей и д.р. – не знакомы до встречи на фокус - группе

    Слайд 53

    3.4. ФОКУС - ГРУППЫ Требования к интервьюеру (модератору)

    Слайд 54

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 1.1. Индивидуальной возможности располагающая внешность умение одеваться соответствующим образом коммуникабельность хорошая память достаточно высокий культурный уровень и др. 1.2. Владение методикой и техническим средствами интервьюирования 1.3. Общая социологическая и маркетинговая подготовка 1.4. Подготовка в той предметной области, которая изучается

    Слайд 55

    2. ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 2.1. Горячее желание работать и наличие свободного времени для этого 2.2. Здоровое любопытство, желание узнать что-то новое 2.3. Наличие коммуникативных навыков терпеливо и доброжелательно выслушивать высказывания респондентов избегать критических замечаний не оказывать давления на опрашиваемых не дискутировать преодолевать нежелание или боязнь отвечать на вопросы, др.

    Слайд 56

    2. ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 2.4. Опыт общения в «рыночной среде» 2.5. Некоторые зачатки аналитических способностей 2.6. Обязательность и пунктуальность

    Слайд 57

    Тема 1.5. Методы сбора, обработки и анализа информации 1. Методика проведения опроса 1.1. Индивидуальное интервью 1.2. Групповое интервью 1.3. Особые виды интервью 1.3.1. Глубинное/направленное интервью 1.3.2. Неформализованное интервью 1.3.3. Динамическое (исследовательское) интервью 1.3.4. Фокус – группы

    Слайд 58

    Тема 1.5. Методы сбора, обработки и анализа информации 2. Методы анкетирования

    Слайд 59

    МЕТОДЫ АНКЕТИРОВАНИЯ Анкета – таблица с перечнем вопросов, на которые должен ответить респондент Анкетирование – опрос с помощь анкет

    Слайд 60

    ФОРМЫ ОПРОСА ПРИ АНКЕТИРОВАНИИ Экспедиционный – регистратор сам заполняет блок со слов респондента 2. Саморегистрации – респондент заполняет анкету собственноручно

    Слайд 61

    ТРИ ТРАДИЦИОННЫХ БЛОКА АНКЕТЫ 1. Ведение: цель опроса сведения об опрашивающих гарантии анонимности инструкция по заполнению инструкция по возврату заполненной анкеты 2. Основная часть - перечень вопросов, характеризующих предмет опроса

    Слайд 62

    ТРИ ТРАДИЦИОННЫХ БЛОКА АНКЕТЫ 3. Реквизитная часть («паспортичка») Для частных лиц пол возраст принадлежность к определенному классу род занятий семейное положение имя и адрес (географический, микрорайон и др.) Для идентификации опрашиваемых название анкеты (опросника) дата место проведения опроса фамилия интервьюера Для организаций размер месторасположение направление производственно-хозяйственной деятельности положение респондента в организации имя

    Слайд 63

    ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ АНКЕТЫ Два блока основной части 1. «Рыба» - это часть, содержащая вопросы, ради которых и затевалось исследование 2. «Детектор» - контрольные вопросы, призванные проверить внимательность, серьезность и откровенность респондентов при составлении анкеты

    Слайд 64

    2. ДЕТЕКТОР Приемы 2.1. Просьба оставить контактный телефон 2.2. Постановка «фильтрующих» вопросов Пример: «Есть ли у Вас какое-то изделие?» Если «нет», то дальнейшие вопросы оценки его свойств не для этого респондента

    Слайд 65

    2. ДЕТЕКТОР Приемы 2.3. Переформулировка вопросов – «зайти с другой стороны» Пример1: Это изделие: дорогое дешевое Переформулировка 2: На это изделие уходит следующая часть нашего бюджета 1/4 1/2 3/4

    Слайд 66

    ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ АНКЕТЫ Типы вопросов - три группы Первая группа – закрытые вопросы Вторая группа – открытые вопросы Третья группа – табличные вопросы

    Слайд 67

    ГРУППА ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ 1. Альтернативный - ответ «да» или «нет» Пример: «Являетесь ли Вы постоянным покупателем в нашем магазине» 2. Многовариантного выбора Пример: «Где Вы храните свои сбережения?» в банке в страховой компании в строительной компании дома __________________ «Нет» «Да»

    Слайд 68

    ГРУППА ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ 3.1. С оценочной шкалой Пример: Обслуживание в Вашей кампании отличное хорошее удовлетворительное плохое ужасное 3.2. Со шкалой важности Пример: Наличие собственного такси при гостинице для меня Шкальный вопрос (со степенью согласия) абсолютно важно очень важно важно не очень важно абсолютно не важно

    Слайд 69

    ГРУППА ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ 3.3. Со шкалой Лайкерта (со степенью согласия) Пример: Клиенты нашей фирмы очень солидные люди абсолютно согласен согласен не уверен не согласен неправда Шкальный вопрос (со степенью согласия)

    Слайд 70

    ОСОБЕННОСТИ Группа открытых вопросов 1. Простой открытый вопрос Пример: «Что Вы думаете о …?» _______________________ впишите свое мнение 2. Словесная ассоциация Пример: «Когда я слышу название Вашей фирмы «…», то мне приходят на ум следующие слова _______________ 3. Завершение предложения Пример: Он(она): «Дорогая(ой) в этой гостинице очень хорошие двухместные номера» Она(он): «_______________________»

    Слайд 71

    ОСОБЕННОСТИ Группа открытых вопросов 4. Завершение рассказа, рисунка Пример: Подарок для шефа (дорисуйте или поставьте стрелку от того, что Вы видите)

    Слайд 72

    ОСОБЕННОСТИ Группа открытых вопросов 5. Тематический апперцепционный тест Пример: Придумайте рассказ к этой картине Hotel

    Слайд 73

    ОСОБЕННОСТИ Формы вопросов - две группы 1 группа - вопросы о фактах или действиях 2 группа - вопросы о мнениях и намерениях

    Слайд 74

    ОСОБЕННОСТИ Вопросы о фактах и действиях Характеризуют: сделанную покупку (её вид и размер) наличие товара в пользовании респондента расходы на покупку цены на товар другое

    Слайд 75

    ОСОБЕННОСТИ Вопросы о мнениях и намерениях не могут быть жестко сформулированы разработчик при формулировке вопросов исходит из гипотезы, которую формулирует рабочая группа маркетологов В основном используются вопросы открытого типа

    Слайд 76

    ОСОБЕННОСТИ Группа табличных вопросов Табличные вопросы – соединение различных вопросов и оформление их в виде таблицы

    Слайд 77

    ТАБЛИЧНЫЕ ВОПРОСЫ Пример: В новых молочных продуктах меня привлекает до некоторой степени / не привлекает Особенности новых молочных продуктов Степень привлекательности Да До некоторой степени Нет Питательная ценность Красивая упаковка Высокие вкусовые качества Более длительный срок хранения Содержание жира Гигиеничность продукта

    Слайд 78

    ТАБЛИЧНЫЕ ВОПРОСЫ Условия ведения табличных вопросов Один общий основной вопрос Наличие нескольких характеристик, факторов, показателей которые предусматривает вопрос Возможность ранжировать ответы по разным основаниям: степень согласия (согласен, сомневаюсь, не согласен) частота использования (всегда, часто, редко, никогда) другое

    Слайд 79

    3. ПАНЕЛЬНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ 3.1. Недостатки интервью или разовой анкеты не позволяют достаточно надежно изучать динамические процессы фрагментарность, так как с помощью одного опроса решается, как правило, одна проблема, а для того, чтобы перейти к другой, приходиться опрашивать другую совокупность респондентов опросы редко дают материал, позволяющий отразить полную картину взаимосвязей и закономерностей рынка

    Слайд 80

    3. ПАНЕЛЬНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ 3.2. Определение и условия Панель – выборочное обследование / опрос совокупности респондентов, проводимое систематически или периодически Условия для проведения панельного обследования случайная или механическая технологичность выборки представительность всех типов респондентов пропорциональность представления социальных и демографических групп населения

    Слайд 81

    3. ПАНЕЛЬНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ 3.2. Условия для проведения панельного обследования представление ответов на вопросы заказчика систематически или периодически в определенное время по установленной форме оплата работы респондентов анонимность и сохранение в тайне индивидуальных ответов респондентов подбираются группы лиц или предприятий Рейтинг телеканалов определяется в результате проведения панельного обследования

    Слайд 82

    3. ПАНЕЛЬНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ 3.3. Технология панелей Типы панелей Единицы совокупности Цели формирования панели Потребительские Отдельные лица или семьи / хозяйства Систематически или периодически получать информацию о спросе и его факторах, о поведении, мнениях и предпочтениях потребителей Торговые Индивидуальные продавцы или торговые предприятия Получать непрерывную информацию о рыночной ситуации, эффективности рекламы, ценах Производственные Производственные предприятия (промышленные, аграрные и т.д.) Получать информацию о товаре, товарной политике и конкуренции, политике дистрибьюции и т.д. Сферы услуг Предприятия сферы услуг Получать информацию о ситуации на рынке услуг, об их видах, качестве и ценах на них Специалистов Группы специалистов/экспертов Получать информацию о состоянии какой-либо проблемы, а также информацию о поведении потребителей в определенной ситуации

    Слайд 83

    3. ПАНЕЛЬНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ 3.4. Составляющие методики панельного обследования 1. Необходим процесс ротации (обновления) членов панели, т.к. они меняют во времени свои характеристики: меняются возраст количество членов семьи социальный статус объемы потребления другое Различают: краткосрочные панели – 1 год; долгосрочные панели – до 5 лет

    Слайд 84

    3. ПАНЕЛЬНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ 3.4. Составляющие методики панельного обследования 2. Способы получения информации: интервьюирование респондентов самостоятельное ведение записей / дневников механические / цифровые счетчики 3. Формы панелей Традиционная – респонденты отвечают на одни и те же вопросы Омнибус – респонденты отвечают на разные вопросы в зависимости от текущей цели исследования Целесообразно сочетание этих двух форм

    Слайд 85

    3. ПАНЕЛЬНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ 3.5. Схема статистической информации, получаемой от потребительской панели Факторы Потребительские расходы Социально-профессиональная характеристика членов семьи Общая сумма потребительских расходов Число членов семьи и ее половозрастная структура Их доля в общем объеме расходов Совокупный денежный и натуральный доход семьи; источники доходов Размер и ассортиментная структура потребления и покупки продуктов и услуг (в денежных и натуральных единицах) Чистый денежный доход семьи (за вычетом обязательных платежей) Средние цены покупки Чистый денежный доход в расчете на одного члена семьи Обеспеченность жильем Прирост денежных сбережений Наличие товаров длительного пользования Жилищные условия семьи

    Слайд 86

    4. ДЕЛЬФИ – МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК 4.1. Происхождение названия Современное математическое обоснование и применение  конец 40-х годов XX века г. Дельфы Оракул

    Слайд 87

    4. ДЕЛЬФИ – МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК 4.2. Сущность метода Рабочая группа Цель 2 Конечная цель Цель 1 Цель 3 Цель n Опросный лист ____ ____ ____ ___ __ __ n . _____ Дерево целей

    Слайд 88

    4. ДЕЛЬФИ – МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК 4.2. Сущность метода Мнение экспертов + - Х : ГИПОТЕЗА Математическая обработка

    Слайд 89

    4. ДЕЛЬФИ – МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК Мнение экспертов + - Х : ГИПОТЕЗА Математическая обработка 4.2. Сущность метода Рабочая группа Цель 2 Конечная цель Цель 1 Цель 3 Цель n Опросный лист ____ ____ ____ ___ __ __ n . _____

    Слайд 90

    4. ДЕЛЬФИ – МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК 4.3. Применение и достоверность результатов Дельфи - метода Применение – прогнозы и оценки процессов, о которых нельзя или трудно собрать информацию Надежность зависит от правильного подбора экспертов: квалификация эрудиция информированность об области исследования аналитические способности

    Слайд 91

    4. ДЕЛЬФИ – МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК 4.3. Применение и достоверность результатов Дельфи - метода Точность зависит от статистической обработки результатов Количество экспертов пропорционально количеству вопросов в опросном листе Примерное количество экспертов 15 ÷ 50 человек

    Слайд 92

    4. ДЕЛЬФИ – МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК 4.4. Процедура подбора экспертов 4.4.1. Метод отбора экспертов не знают об участии друг друга 5 – 6 человек ЭКСПЕРТЫ З И К Г Н Мнение о возможных участниках экспертной группы (по 5 – 6 человек) АБВГИ АЕЖКГ БЗИКЛ АЛНПИ БЛГВИ И(4), А(3), Б(3), Л(3), Г(3) Личное мнение о составе экспертной группы (5 – 6 претендентов) Отбираются те эксперты, которые чаще встречаются в списках

    Слайд 93

    4. ДЕЛЬФИ – МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК 4.4.2. Балл компетентности эксперта, в i Разрабатывается тест для опроса экспертов Разрабатывается шкала бальных оценок под тест, соответствующих уровню компетентности 3. Эксперты тестируются 4. Подсчитывается индивидуальный балл компетентности в i Обобщенная характеристика компетентности экспертов, B , где n – число экспертов в группе

    Слайд 94

    4. ДЕЛЬФИ – МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК 4.4.3. Ранг важности эксперта, R i вводится в особых случаях учитывает: известность в ученом мире или практической области; занимаемую должность; ученое звание; опыт в изучаемой сфере стараются приравнять сумму рангов к 100 или 1, чтобы облегчить последующую математическую обработку Обобщенная характеристика компетентности экспертов, B

    Слайд 95

    4. ДЕЛЬФИ – МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК 4.4.4. Математическая обработка результатов опроса по Дельфи - методу 1. Групповое мнение экспертов определяется медианой (Ме) Медиана – значение варьирующего признака (ответа эксперта), приходящей на середину ранжированной совокупности (медиана делит ряд распределения пополам) Х 0 – нижняя граница медианного интервала d Ме – величина интервала f Ме – частота медианного интервала S Ме -1 – сумма накопленных частот в интервалах, предшествовавших медианному f i – частоты, показывающие, сколько раз встречается соответствующее значение признака у единиц совокупности

    Слайд 96

    4. ДЕЛЬФИ – МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК Пример: Имеем сгруппированные мнения экспертов по уровню заработной платы ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ РАСЧЁТНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ Уровень заработной платы, предложенный экспертами (сгруппированный в интервалы), х i , руб. Число экспертов, показавших данный уровень заработной платы, f i , чел. Накопленные частоты, S i 1175 – 1200 1200 – 1225 1225 – 1250 1250 – 1275 1275 – 1300 1300 - 1325 5 5 25 50 10 5 5 10 35 85 95 100

    Слайд 97

    4. ДЕЛЬФИ – МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК Пример: Имеем сгруппированные мнения экспертов по уровню заработной платы 1. Используя данные таблицы находим середину совокупности мнений экспертов. Её номер 2. Этому номеру соответствует медианный интервал «1200 – 1275» 3. Нижняя граница данного медианного интервала Х 0 = 1250 4. Величина интервала d Me = 1275 – 1250 = 25

    Слайд 98

    4. ДЕЛЬФИ – МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК Пример: Имеем сгруппированные мнения экспертов по уровню заработной платы 5. Сумма накопленных частот в интервалах, предшествующих медианному S М e-1 = 35 Тогда Это говорит о том, что половина экспертов считает, что уровень заработной платы равен 1257,5 руб . и ниже медианный интервал «1250 – 1275» предшествующий интервал «1225 – 1250», ему соответствуют накопленные частоты = 35

    Слайд 99

    4. ДЕЛЬФИ – МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК 2. Квартили Q , определяющие экспериментальные (несогласованные) мнения экспертов Квартили (1-й и 3-й) – варианты, отделяющие в порядке возрастания с левой и правой стороны по ¼ совокупности где, Q1 и Q3 – соответственно 1-й и 3–й квартили Х Q1 – минимальная граница интервала, содержащая 1-й квартиль (нижний), которая определяется по накопленным частотам Х Q 3 – минимальная граница интервала, содержащая 3-й квартиль (верхний), которая определяется по накопленным частотам

    Слайд 100

    4. ДЕЛЬФИ – МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК 2. Квартили Q , определяющие экспериментальные (несогласованные) мнения экспертов Квартили (1-й и 3-й) – варианты, отделяющие в порядке возрастания с левой и правой стороны по ¼ совокупности d Q1 и d Q3 – величины квартильного интервала S Q1-1 – накопленная частота интервала, предшествующего интервалу, содержащему нижний квартиль S Q 3 -1 – накопленная частота интервала, предшествующего интервалу, содержащему верхний квартиль

    Слайд 101

    4. ДЕЛЬФИ – МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК 1. Порядковый номер первого квартиля равен: Первый квартиль Q 1 Пример: Имеем сгруппированные мнения экспертов по уровню заработной платы (продолжение) 2. Этому номеру соответствует квартильный интервал «1225 – 1250» 3. Минимальная граница интервала, содержащая 1-й квартиль Х Q1 = 1225 4 . Величина интервала (квартильного) d Q1 = 1250 – 1225 = 25

    Слайд 102

    4. ДЕЛЬФИ – МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК 5 . Сумма накопленных частот в интервалах, предшествующих интервалу, содержащему нижний квартиль S Q1-1 = 10 Первый квартиль Q 1 Пример: Имеем сгруппированные мнения экспертов по уровню заработной платы (продолжение) квартильный (нижний) интервал «1225 – 1250» предшествующий интервал «1200 – 1225», ему соответствуют накопленные частоты = 10

    Слайд 103

    4. ДЕЛЬФИ – МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК 1. Порядковый номер третьего квартиля Третий квартиль Q 3 Пример: Имеем сгруппированные мнения экспертов по уровню заработной платы (продолжение) 2. Квартильный интервал «1250 – 1275» 3. Минимальная граница интервала, содержащая 3-й квартиль Х Q3 = 1250

    Слайд 104

    4. ДЕЛЬФИ – МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК 5 . Сумма накопленных частот в интервалах, предшествующих интервалу, содержащему верхний квартиль S Q3 -1 = 35 Третий квартиль Q 3 Пример: Имеем сгруппированные мнения экспертов по уровню заработной платы (продолжение) 4. Величина интервала d Q1 = 1275 – 1250 = 25

    Слайд 105

    4. ДЕЛЬФИ – МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК Ответы, «вписывающиеся» в межквартильное расстояние, считаются достаточно согласованными Мнения экспертов, которые указали сумму меньше Q 1 = 1240 руб. и сумму больше Q 3 = 1263, 25 руб. отбрасываются как экстремальные Пример: Выводы по подсчету квартилей Q 1 и Q 3

    Слайд 106

    4. ДЕЛЬФИ – МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК Для проверки степени согласованности мнений оставшихся экспертов исчисляется дисперсия ответов по следующей формуле 3. Степень согласованности. Дисперсия ответов

    Слайд 107

    4. ДЕЛЬФИ – МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК В нашем случае (продолжение примера) Вошло часть ответов в интервале «1225 – 1250» ; допустим этих ответов 10 и они имеют следующие значения Х i : 1240 1245 1245 1240 1245 1850 1250 1250 1240 1250 Вошло часть ответов в интервале «1250 – 1275» ; допустим этих ответов 20 и они имеют следующие значения Х i : 1255 1260 1260 1255 1255 1260 1260 1255 1255 1255 1260 1255 1260 1260 1255 1260 1260 1260 1260 1260

    Слайд 108

    4. ДЕЛЬФИ – МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК Тогда Чем ближе степень колебания дисперсий ответов экспертов к нулю, тем выше репрезентативность согласованной оценки

    Слайд 109

    4. ДЕЛЬФИ – МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК 4.4.5. Работа по сближению точек зрения экспертов 1. На втором этапе всех экспертов, оценки которых находятся в границах межквартильного расстояния (от Q1 до Q3 ), знакомят с обоснованиями причин расхождений мнений тех экспертов, оценки которых вышли за пределы межквартильного расстояния 2. Предоставляется право изменить свою оценку 3. Процедура подсчетов повторяется несколько раз 4. Опрос экспертов заканчивается когда показатели расброса мнений (их вариации) не снизятся до минимума

    Слайд 110

    5. Маркетинговый анализ 5.1. Определение маркетингового анализа Маркетинговый анализ – оценка, объяснение, моделирование и прогноз процессов и явлений товарного рынка и собственной инновационной и торгово–сбытовой деятельности фирмы с помощью статистических, эконометрических и других методов исследования 5.2. Направления маркетингового анализа Оперативный Стратегический связаны между собой и частично переходят друг в друга

    Слайд 111

    5.2. Направления маркетингового анализа Конъюнктурный анализ рыночной ситуации Анализ покупательского поведения, мнений и предпочтений Стратегический анализ рынка и оценка позиции фирмы на рынке Принятие стратегических решений Анализ потенциала собственной фирмы Анализ Влияния микросреды маркетинга Анализ поведения конкурентов Принятие оперативных решений 5. Маркетинговый анализ

    Слайд 112

    5.3. Оперативный маркетинговый анализ 5. Маркетинговый анализ Оценивает конъюнктурное состояние рынка сбалансированность масштаб пропорциональность развития емкость рынка валенки – 10 пар туфли женские – 10 тыс. пар тенденции развития устойчивость развития цикличность развития

    Слайд 113

    5.4. Стратегический маркетинговый анализ 5. Маркетинговый анализ 5.4.1. Особенности стратегического анализа Стратегический анализ товарного рынка фирмы выявляет комплекс взаимосвязей фирмы с окружающей средой Пример: реакция рынка на маркетинговые мероприятия Решение : увеличиваем цену что ожидает? Объем продаж? Количество покупателей? Характеристика покупателей? Как поведут себя конкуренты 1 $ 1 0$ =

    Слайд 114

    5. Маркетинговый анализ Стратегический анализ деятельности производственной фирмы предусматривает изучение инновационных процессов, качества и конкурентоспособности товара Пример: чей товар лучше? По каким параметрам? ? > < Мой Конкурента 5.4.1. Особенности стратегического анализа

    Слайд 115

    5. Маркетинговый анализ 5.4.2. Направления стратегического маркетингового анализа Анализ макросреды маркетинга фирмы Прогноз покупательского спроса Анализ и моделирование покупательского поведения на рынке, изучение мнений и предпочтений Анализ потенциала собственной фирмы Конкурентный анализ

    Слайд 116

    5. Маркетинговый анализ 5.5. Предмет маркетингового анализа деятельность фирмы процессы и явления происходящие на рынке Рассматриваются на текущее время и в динамике Т- const T – var

    Слайд 117

    5. Маркетинговый анализ 5.6. Объект маркетингового анализа А – отдельные предприятия и фирмы Б – индивидуумы В – домохозяйства / семьи Г – отрасль в целом Д – совокупность вышесказанных = А+Б; Б+В; А+Б+В; А+Б

    Слайд 118

    5. Маркетинговый анализ 5.7. Представление результатов анализа упрощенные качественные оценки точные количественные характеристики схемы и диаграммы статистические и эконометрические модели (формулы)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План проведения открытого урока "Технология обработки текстовой и графической информации" по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

    План проведения открытого урока по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»  Тема: "Технология обработки текстовой и графической информации" ...

    Тема 3.7 Поиск, накопление, обработка и анализ научной информации

    Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПОРаздел 3. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫТема 3.7 Поиск, накопление, обработка и анализ научной информациииПлан:1.  Организа...

    Методическая разработка урока по МДК 01.01 "Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации" Тема: Обработка числовой информации в MS EXCEL

    Методическая разработка урока по МДК 01.01 "Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации". Тема: Обработка числовой информации в MS EXCEL.Данный урок проведен на п...

    Перспективно-тематический план по междисциплинарному курсу МДК 01.01 «Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации» профессионального модуля ПМ 01 «Ввод и обработка цифровой информации»

    Перспективно-тематический планпо междисциплинарному курсуМДК 01.01 «Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации»профессионального модуля ПМ 01«Ввод и обработка цифровой информац...

    Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по МДК 01.01 "Технология создания и обработки цифровой мульт. информации" по профессии 09.01.03 "Мастер по обработке цифровой информации"

    Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ для студентовпо междисциплинарному курсу МДК 01.01 «Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информ...

    Презентация к уроку ПМ.01 Ввод и обработка цифровой мультимедийной информации, Нормативные документы по охране труда при работе с ПК, перефирийным, мультимедийным оборудованием и компьютерной ргтехникой

    Презентация к уроку - "Нормативные документы по охране труда при работе с ПК, перефирийным, мультимедийным оборудованием и компьютерной ргтехникой".Предмет ПМ.01 Ввод и обработка цифровой ин...