Самообразование по теме: «Методика работы по накоплению и обогащению словарного запаса учащихся с ОВЗ»
методическая разработка

Невская Марина Александровна

Особенности словарного запаса детей с ОВЗ  привлекали внимание многих авторов (В. Г. Петрова, Г. И. Данилкина, Н. В. Тарасенко, Г. М. Дульнев), которые отмечали, что нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря.

У детей с ОВЗ выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей.

Наиболее важными причинами бедности словарного запаса у этих детей является низкий уровень их умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в речевых и социальных контактах, а также слабость вербальной памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_raboty_po_nakopleniyu_i.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика работы по накоплению и обогащению словарного запаса

учащихся с ОВЗ

Особенности словарного запаса школьников с ОВЗ.

Особенности словарного запаса детей с ОВЗ  привлекали внимание многих авторов (В. Г. Петрова, Г. И. Данилкина, Н. В. Тарасенко, Г. М. Дульнев), которые отмечали, что нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря.

У детей с ОВЗ выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей.

Наиболее важными причинами бедности словарного запаса у этих детей является низкий уровень их умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в речевых и социальных контактах, а также слабость вербальной памяти.

Особенности логопедической работы по развитию словарного запаса

школьников с ОВЗ

В процессе коррекционно-логопедического воздействия ведется работа по обогащению словарного запаса, уточнению значения слов, по развитию семантики слова, формированию лексической системности и семантических полей. Особого внимания требуют предикативный словарь, глаголы и прилагательные.

В младших классах вспомогательной школы работа начинается с расширения словаря за счет наиболее употребительных глаголов с использованием заданий или игр: «Кто как передвигается», «Кто как голос подает», «Кто как ест», «Кто какие звуки издает», «Кто что делает» и т. д.

Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих основные цвета, форму, величину. В дальнейшем отрабатываются слова, обозначающие высоту, толщину, длину, ширину, вкусовые качества, качества поверхности, вес.

Затем проводится работа над прилагательными, которые образуются от существительных с помощью суффиксов, а также над прилагательными, сложными по семантике (например, оценочными, обозначающими внутренние качества человека).

Параллельно с развитием предикативного словаря продолжается работа по обогащению и уточнению номинативного словаря. Особенно важным является работа по усвоению слов обобщающего характера (мебель, одежда и т. д.), которая способствует развитию операций обобщения, аналитико-синтети-ческой деятельности детей.

Обогащение словаря осуществляется и за счет местоимений, числительных, наречий и других частей речи.

Работа по обогащению словаря предполагает и уточнение слов-синонимов.

Важное место отводится работе над значением слова с постепенным переходом от конкретного значения слова к усвоению его грамматического значения в словосочетании, предложении.

Актуализации словаря способствует и работа по звуковому анализу слова, закреплению его слухового и кинестетического образов.

Обогащение словарного запаса школьников с ОВЗ.

1. Существительное:

Обогащение словарного запаса:

  • Назвать одним словом все предметы.
  • Назвать овощи, фрукты и т.д.
  • Придумать второе слово в паре по аналогии с образцом: яблоко – фрукты, свекла – ..., чашка –..., или наоборот: фрукты – груша, посуда –....
  • Назвать животных парами  (белка - бельчонок, заяц - зайчонок, волк - волчонок, медведь -  медвежонок).

Уточнение значения слова:

  • «Назови овощ» Послушайте слова, какие из них обозначают овощи? Лук, репа, подорожник, укроп.
  • Уточнение значения слов-существительных. Логопед называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция, т. е. как используется). Например: лопата – предмет, чтобы копать землю; тяжелая, ручка деревянная, а сама из металла ...Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они пользовались этим предметом.
  • Ассоциации на функциональное назначение предмета. Логопед задает детям вопрос: «Где и для чего можно применить предмет, который я назову?»  Например, кнопка: а) для прикрепления бумаги к доске; б) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал; в) провести круг на бумаге; г) положить на стол и т. д. В качестве исходных слов предлагаются следующие: гвоздь, ботинок, помидор, шнурок, одеяло, пуговица, карандаш.
  • Отгадывание предмета по названию его частей. Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы ( грузовик ).

Расширение семантики:

  • Найти лишнюю картинку. Предъявляется несколько картинок одной группы и одна картинка другой группы. Сначала предлагаются группы семантически далекие (морковь, лук, самолет, капуста), затем семантически близкие (лук, картошка, репа, груша).
  • Разложить картинки на две группы. Сначала даются картинки на семантически далекие слова (животные, растения), затем семантически близкие (домашние и дикие животные).
  • Классификация предметов по картинкам. Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий классификации не называется). Помидор, яблоко, груша, репа, огурцы, апельсин.
  • «Разложи картинки по сходству». На доске выставляется ряд картинок: овца, дерево, корова. Детям раздаются картинки: свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца); стол, деревянные грабли, деревянные ворота или забор, стул (к картинке дерево); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке корова). У каждого ребенка по 2—3 картинки. Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из трех картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.
  • Дополнение смыслового ряда. Логопед предлагает детям догадаться, каким будет четвертое слово. Гвоздь – молоток, шуруп – ... Дом – крыша, книга – ...
  • Игра «Назови лишнее слово». Логопед называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее. Кукла, песок, ведро, юла, мяч. Стол, шкаф, ковер, кресло, диван.

2. Прилагательное:

Обогащение словарного запаса:

Придумывание детьми загадок с использованием обобщающих слов. Дети по одному выходят к столу, берут картинку и незаметно для других рассматривают ее. Затем загадывают загадку об этом предмете с использованием обобщающего слова (например: это домашнее животное, маленькое, пушистое).

Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих основные цвета (белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый), величину (большой – маленький), форму (круглый, овальный, квадратный, треугольный).

В дальнейшем отрабатываются слова, обозначающие высоту (высокий – низкий), толщину (толстый – тонкий), длину (длинный – короткий), ширину (широкий – узкий), вкусовые качества (сладкий, горький, соленый, кислый, вкусный), качества поверхности (колючий, гладкий, пушистый), вес (тяжелый, легкий).

На более поздних этапах проводится работа над прилагательными, которые образуются от существительных с помощью суффиксов (дерево – деревянный, береза – березовый, стекло – стеклянный, фарфор – фарфоровый, бумага – бумажный, железо – железный, мех – меховой и т.д.).

Уточнение значения слова:

  • Объяснение значения слов-прилагательных. Например: красный – что значит это слово?
  • Игра «Что бывает круглым?» Тут, конечно, каждый знает, Что каким у нас бывает. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)
  • «Чья голова?» Чья у зверя голова? Подскажи скорей слов. Логопед, бросая мяч кому-либо из детей, говорил: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно логопеду, заканчивал: «...воронья». Примеры: у рыси голова рысья у рыбы – рыбья у кошки – кошачья у сороки – сорочья… Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.

Расширение семантики:

  • Описание предметов (по цвету, форме, величине и т.д.). Детям предлагаются картинки и задаются вопросы. Например: "Какой помидор?", "Какой огурец?", "Какой мяч?" и т.д.
  • Отгадывание загадок: Про кого можно сказать: рыжая, пушистая, хитрая?
  • Добавление прилагательных в предложение. Детей просят закончить предложение. Используются пары картинок: Груша сладкая, а лимон ....
  • Игра «Назови лишнее слово». Логопед называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее. Грустный, печальный, унылый, глубокий. Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
  • Игра с мячом «Расскажи про зайчика». На доске картинка с изображением зайца. Логопед дает задание детям придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер». Затем логопед бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, называет слово, отвечающее на вопрос «Какой заяц?», и бросает мяч обратно логопеду. В процессе игры логопед меняет вопросы. Какой заяц? (Серый, белый, длинноухий, пугливый ). Какая шуба у зайца? (Серая летом, белая зимой, пушистая, мягкая, гладкая) Какое у зайца может быть настроение? (Веселое, грустное, хорошее, плохое) Какие зайчата бывают у зайца? (Быстрые, шустрые, веселые, длинноухие)

3. Глагол:

Обогащение словарного запаса:

  • Кто как передвигается. Человек ходит, черепаха ползает, птица летает, лягушка прыгает, заяц скачет, рыба плавает.
  • Кто как голос подает. Голубь воркует, корова мычит, воробей чирикает, кошка мяукает, петух кукарекает, собака лает, курица кудахчет, свинья хрюкает, гусь гогочет, мышка пищит, утка крякает, волк воет, кукушка кукует, медведь рычит.
  • Какие звуки издает. Дверь скрипит, ветер свистит, машина гудит, дождь шумит, листья шелестят, ручей журчит.
  • Кто как ест. Кошка лакает молоко, заяц грызет морковку, теленок сосет молоко, собака грызет кость, корова жует сено, курица клюет зерно и т.д.
  • Кто что делает. Учитель учит, доктор лечит, повар варит, уборщица убирает, маляр красит, художник рисует, продавец продает, парикмахер стрижет, шофер водит машину.
  • Назвать слово-действие. Детям задаются вопросы: Что делает человек, если он ест утром? ( Завтракает). Что делает человек, если он ест днем? (Обедает). Если он ест вечером? (Ужинает)

Уточнение значения слова:

  • Объяснение значения слов-глаголов. Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово: а) дети показывают действие с помощью движений, мимики, пантомимики; б) припоминают случаи из собственного опыта, когда они выполняли эти действия (например: шить – пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для новогоднего праздника); в) с целью актуализации припоминания событий ребенок может вспоминать мысленно («про себя»), а на бумаге фиксировать каждое действие схематичным рисунком.
  • Назвать другие действия, которые входят в состав исходного. Шить – брать иголку и нитку, продевать, втыкать, протыкать, вытаскивать, натягивать, смотреть. Прыгать – разбежаться, толкнуться, вытягивать ноги, лететь, приземляться, дышать, отдыхать.

Расширение семантики:

  • Дифференциация глаголов, близких по семантике: шить – вязать, класть – ставить, строить – чинить, чистить – подметать, нести – везти, мыть – стирать, лежать – спать, лежать – стоять.
  • Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов: умывает – умывается, купает – купается, качает – качается, прячет – прячется, обувает – обувается, причесывает – причесывается, одевает – одевается.
  • Дифференциация глаголов, противоположных по значению: одеть – снять, поднять – опустить, бросить – поймать, найти – спрятать, положить – убрать, дать – взять. (Предполагаются пары картинок по этим действиям.)
  • Игра «Назови лишнее слово». Логопед называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее. Думать, ехать, размышлять, соображать .Бросился, ринулся, накинулся, слушал.
  • Назвать слово как можно быстрее. Логопед дает детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или какое первым придет в голову)». Слова называются по одному. Предлагаются существительные конкретного и абстрактного значения, глаголы, прилагательные, наречия. Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.
  • На последующих этапах развития лексики задается вопрос: «Как вы думаете, почему припомнилось именно это слово?»