Открытый урок по истории по теме: "Крещение Руси"
план-конспект урока на тему

Курилкина Ирина Викторовна

урок - путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx28.55 КБ
Файл prezentatsiya_otkrytogo_uroka.pptx173.25 КБ
Файл putevoy_list.docx16.96 КБ
Microsoft Office document icon krossvord_po_kreshcheniyu_rusi.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина: История

Раздел: История России с древнейших времён до конца 17 века.

Тема: Крещение Руси

Цели занятия:

1.Охарактеризовать деятельность князя Владимира в деле христианизации Руси; показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства на Руси, выяснить причины возникновения христианства у восточных славян, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.

2.Создать условия для развития умений работать с текстом, публично выступать, систематизировать материал.

3.Способствовать воспитанию уважения к истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории.

Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы:  урок – путешествие; объяснение и рассказ учителя, просмотр видеороликов, работа в путевых листах, самостоятельная работа, доклады обучающихся,   тестирование, кроссворд.

Общие компетенции:

ОК 02 – организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 04 – осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач

ОК 05 – использовать информационно- коммуникативные технологии для совершенствования  профессиональной  деятельности.

ОК 06 – работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, обеспечивать её сплочение.

ОК 07 – ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и  контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

Технические средства: ноутбук, мультимедиа, экран, книга С. Скляренко «Владимир», учебник История России с древнейших времён до конца XVII века. Под. ред. А.Н. Сахарова.

Межпредметные связи:  религиоведение, литература, музыка, география.

Ход занятия

1. Организация начала занятия.

Проверка наличия обучающихся в группе и готовность их к уроку.

1.1 Сообщение темы и целей занятий.  (2  минуты)        

1.Охарактеризовать деятельность князя Владимира в деле христианизации Руси; показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства на Руси, выяснить причины возникновения христианства у восточных славян, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.

2.Создать условия для развития умений работать с текстом, публично выступать, систематизировать материал.

3.Способствовать воспитанию уважения к истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории.

2. Мотивация обучающихся.  (2 минуты)

Что я знаю?

Что я хочу узнать?

Что я узнал (а)?

-------------------------------

-----------------------------

3. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель:

  «Ой ты гой еси, люди добрые!
  Старина новизне низко кланяется.
  Собирайтесь вы, люди добрые,
  Не в дорожку-путину ближнюю,
  А в даль-далекое путешествие.
  Необычное, непривычное.
  Ох, да не за 100 верст, не за 1000
  А за 1000 лет против времени».

 Мы совершим с вами сегодня путешествие по лабиринтам русской истории. Цель нашего путешествия: узнать, как наша Русь стала христианской, сформировать представление о причинах и значении принятия христианства на Руси. В ходе путешествия мы будем останавливаться на следующих станциях:

I. Русь языческая;
II. Андрей Первозванный;
III. Князь Владимир и Корсунская легенда;
IV. Причины принятия христианства;
V. Крещение киевлян;
VI. Последствия крещения Руси.

Итак, что представляла собой Русь в IX веке?

Что произошло после смерти князя Святослава?
I станция: Русь языческая.  (с.31)
Язычество – это многобожие, вера во многих богов. В древности восточные славяне были язычники и почитали многих языческих богов:
Перун- бог грома и молнии, властелин плодородного дождя. Изображали его с серебряной головой и золотыми усами.
Даждьбог – бог Солнца (Ярило). Восход солнца встречали молитвой. Чтили живой огонь, считая, что он зажжен от солнца. При вселение в новое жилище огонь в очаге не разжигали заново, а переносили из старого дома. Родители передавали его детям, начинающим самостоятельную жизнь. Отсюда возник обычай зажигать “вечный огонь” на священных могилах, как символ памяти.
Мокошь(мокрая) – богиня земли. Ее ласково называли - “земля-матушка”, “мать - сыра земля”. Чтилась именно сырая, влажная земля, потому что она дает обильные урожаи. Землю считали святой, ее охраняли: весной запрещалось вбивать в нее колья, чтобы не повредить и не помешать ей дать хорошие урожаи. До наших дней дошли обычаи целовать землю, хранить горсть родной земли.
Славяне населяли духами все живое. Дуб - священное дерево Перуна.
Видеоролик «Сварог – главный бог восточных славян.  (время: 3,5 мин)

II станция: Андрей Первозванный.
Но были на Руси люди, которые уже знали о христианстве: воины – их походов в Болгарию и Византию; купцы, которые активно торговали с Византией.
Существует предание о путешествии на Русь в I веке от Рождества Христова апостола Андрея Первозванного:
Первые ученики Иисуса Христа – апостолы, которых было 12, стали рассказывать людям о Его учении. Вначале новое учение распространялось из уст в уста, но уже во 2-й половине I века появляются первые записи его учеников о жизни, смерти и воскрешении Иисуса Христа – Евангелия. «Евангелие» в переводе значит «Благая весть».
Из Евангелия известно, что святой Иоанн Предтеча, крестивший в водах реки Иордан Иисуса Христа, окрестил и троих рыбаков – Филиппа, Андрея и брата его Симона. И именно Андрей в будущем первым оповестит славян, наших предков, об Иисусе Христе.
Видеоролик «Андрей Первозванный» (8 минут)

III станция: Князь Владимир и Корсунская легенда.
В 963 году у Святослава Игоревича и древлянской княжны Малуши родился сын, которого нарекли Владимиром. Воспитывал его дядя, брат матери Добрыня, язычник по вере. Восьмилетним мальчиком князь Владимир стал править в Новгороде, а в 980 году, в разгар междоусобицы, взял Киев, в котором княжил старший сын Святослава Ярополк.
В пору своей юности Владимир был ярым язычником, и образ жизни вел соответствующий – у него было пять жен и многочисленные наложницы. На киевских холмах князь установил идолов шести языческих божеств: Перуна, Даждьбога, Стрибога, Хорса (солнечного коня), Мокоши и Симаргла (значение последнего неизвестно). Этим идолам приносились даже человеческие жертвы.
Но Киев в те годы был городом, открытым для миссионеров различных религий.

 Туда являлись представители от мусульман, болтар, живших в Заволжье, латинян, немцев, иудеев и греков. Князь принимал всех миссионеров лично и подолгу беседовал с ними.

Выбор князем Владимиром веры ( 3 минуты)

Владимир пришёл к выводу о необходимости принятия религии, основанной на вере в существование единого Бога.

В летописи “Повесть временных лет” описана легенда о выборе князем Владимиром веры.

Обучающийся 1.

В лето 986. Пришли болгары магометанской веры, говоря: “…Уверуй в закон наш и поклонись Магомету… Учит нас Магомет так: …не есть свинины, вина не пить… Даст Магомет каждому по семидесяти прекрасных жён…” Мусульманская вера отпугнула Владимира запретом есть свинину и пить вино “Руси есть веселие пить, не можем без того быть”.

Обучающийся 2.

Потом пришли немцы из Рима и сказали: “Пришли мы, посланные папой”…Владимир же сказал немцам: “Идите обратно, ибо отцы наши не приняли этого”.

Обучающийся 1.

…Пришли хазарские иудеи… Он же спросил: “А где земля ваша?” …И ответили те: “Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по разным странам за грехи наши, а землю отдал христианам”. И сказал на это Владимир: “Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны?”

Обучающийся 2

Затем прислали греки к Владимиру философа. Философ сказал: “Если хочешь стать с праведниками, то крестись”. Владимиру запала в сердце мысль эта, и сказал: “Подожду ещё немного, желая разузнать о всех верах…

Обучающийся 1.

Лето 987. Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и рассказал о разных верах. И сказали бояре и старцы: “Если хочешь лучше разузнать, пошли мужей, пусть проведают, у кого какая служба и кто как служит Богу”…

Вернулись посланные мужи и сказали: “Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся, нет в них веселия, только печаль…

Обучающийся 2.

И пришли мы к немцам, и видели в храмах многие их службы, а красоты никакой не видели. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали –  на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми и служба их лучше, чем в иных странах…” Сказали же бояре: “Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшая из всех людей”.

История крещения Владимира (Корсунская легенда)

Крещение Руси оказалось связано с внутриполитическим кризисом в Византийской империи.

Византийские императоры Константин и Василий просили у Владимира помощи против мятежника Варды Фоки. Владимир обещал помощь при условии, что императоры отдадут ему в жены свою сестру Анну. Императоры согласились, но потребовали, чтобы князь крестился. После разгрома Фоки они не спешили выполнять обещание. Тогда Владимир захватил город Херсонес (ныне - в черте Севастополя) и пригрозил захватом Константинополя. Императорам пришлось согласиться не только на замужество сестры, но и на то, чтобы Владимир был крещен не в Константинополе, а в Херсонесе священниками из свиты царевны.

По преданию, незадолго до этого Владимир ослеп. Анна, узнав о недуге, посоветовала жениху поспешить с принятием христианства. Обряд состоялся. При крещении Владимир получил православное имя Василий. При выходе из купели он прозрел. После крещения Владимир возвратился в Киев с венчанной женой Анной.

Крещение Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 году, положило начало широкому распространению христианства на Руси.

IV станция: Причины принятия христианства. (5 минут)

Мы побывали с вами уже на трех станциях нашего маршрута. Давайте теперь вместе из всего увиденного сделаем вывод – почему же Русь приняла христианство, и именно во время правления Владимира, именно в IX веке?

1. Начало междоусобных войн Святославичей, следовательно, стремление сплотить русский народ, чтобы сохранить государство;
2. Тесные торгово-экономические связи с Византией, установление дипломатических отношений с ней и династических браков. (862 год – Кирилл и Мефодий составили азбуку славянскую, кириллицу, и перевили на славянский язык богослужебные книги);
3. Наличие христианства в соседних государствах;
4. Личностный фактор, сила влияния князя Владимира.

V станция: Крещение киевлян.(7 минут)
Как же проходило крещение Руси?
Владимир на реке Почайне крестил киевлян. Деревянные идолы безжалостно уничтожались. Вот как описывается эта процедура

Видеоролик «Крещение»

VI станция: Последствия крещения Руси. (5 минут)
И сейчас нам предстоит определить результаты и значение этого важного события.

 Перед вами и задание, с его помощью давайте подведем итог: значение принятия христианства

Положительные и отрицательные последствия Крещения Руси (работа в группах).

  • Выберите из следующего перечня положительные и отрицательные последствия крещения Руси, поставив нужные значки «+» или «  - »      

Православная церковь прославляла женщину – мать, запрещала многожёнство.

церковь была против языческих обрядов, праздников, например, такого как Масленица.

Православная церковь выступала за единство, силу, величие Руси.

Православная церковь была против игры на народных инструментах.

 Православные священники выступали за дружную семью, за уважение

 детей к родителям, за заботу к старикам.

  На Руси стали строить Церкви и при них создавать школы,

   художественные мастерские и библиотеки

4. Закрепление полученных знаний

Итак,  давайте обобщим изученное. ( 3 минуты)

Работа в путевых листах

Вопросы для закрепления

1.Кто крестил Русь?

Святослав

Владимир

Олег

2.На какой реке произошло крещение Руси?

Дунай

Днепр

Волга

3.Из какой страны пришло христианство?

Византии

Греции

Турции

4.Когда было введено христианство?

 В 998 г

 В 988г

 В898 г

5. Рефлексия. (3 минуты)

Что нового узнали?

Кому было трудно?

-выставление оценок

6. Домашнее задание

Кроссворд «Крещение Руси»

Я думаю, что вы после этого урока станете еще более внимательны друг к другу и к свои родным. Пусть любовь поможет сохранить вашу духовную жизнь, ваши души.

Звучат стихи Н. Гумилева:

Есть Бог, есть мир,

Они живут вовек,

А жизнь людей – мгновенна и убога.

Но все в себе вмещает человек,

Который верит в мир и верит в Бога.

Спасибо за работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Крещение Руси

Слайд 2

Цели занятия: 1.Охарактеризовать деятельность князя Владимира в деле христианизации Руси; показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства на Руси, выяснить причины возникновения христианства у восточных славян, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. 2.Создать условия для развития умений работать с текстом, публично выступать, систематизировать материал. 3.Способствовать воспитанию уважения к истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории.

Слайд 3

Что я знаю? Что я хочу узнать? Что я узнал (а)?

Слайд 4

Станции I. Русь языческая; II. Андрей Первозванный; III. Князь Владимир и Корсунская легенда; IV. Причины принятия христианства; V. Крещение киевлян; VI. Последствия крещения Руси.

Слайд 5

Князь Владимир 980-1015

Слайд 6

Причины принятия христианства 1. Начало междоусобных войн Святославичей , следовательно, стремление сплотить русский народ, чтобы сохранить государство; 2. Тесные торгово-экономические связи с Византией, установление дипломатических отношений с ней и династических браков. (862 год – Кирилл и Мефодий составили азбуку славянскую, кириллицу, и перевили на славянский язык богослужебные книги); 3. Наличие христианства в соседних государствах; 4. Личностный фактор, сила влияния князя Владимира.

Слайд 7

Православная церковь прославляла женщину – мать, запрещала многожёнство. церковь была против языческих обрядов, праздников, например, такого как Масленица. Православная церковь выступала за единство, силу, величие Руси. Православная церковь была против игры на народных инструментах. Православные священники выступали за дружную семью, за уважение детей к родителям, за заботу к старикам. На Руси стали строить Церкви и при них создавать школы, художественные мастерские и библиотеки

Слайд 8

Н. Гумилев Есть Бог, есть мир, Они живут вовек, А жизнь людей – мгновенна и убога. Но все в себе вмещает человек, Который верит в мир и верит в Бога.

Слайд 9

Спасибо за урок



Предварительный просмотр:

Путевой лист

Тема: «Крещение Руси» (урок – путешествие)

Я знаю

Я хочу узнать

Я узнал (а)

Станция №1  «Русь языческая»

1. Что представляла собой Русь в 9 веке?

Язычество – это многобожие, вера во многих богов

Языческие боги

Сварог                                                                             Даждьбог ( бог солнц                                 ( бог Вселенной)             Сврожичи ( солнце и огонь)

Станция №2. «Андрей Первозванный»

Станция №3. « Князь Владимир и Корсунская легенда»

1. Биография князя Владимира.

2. Выбор князем Владимиром веры.

3. История крещения Владимира.

Станция №4. «Причины принятия христианства»

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________________________________________________________________3.___________________________________________________________________________________________________________________________________

Станция №5. « Крещение киевлян» (988 г.)

Станция №6. «Последствия крещения Руси».

Положительные и отрицательные последствия Крещения Руси (работа в группах).

  • Выберите из следующего перечня положительные и отрицательные последствия крещения Руси, поставив нужные значки «+» или « - »

Православная церковь прославляла женщину – мать, запрещала многожёнство.

церковь была против языческих обрядов, праздников, например, такого как Масленица.

Православная церковь выступала за единство, силу, величие Руси.

Православная церковь была против игры на народных инструментах.

Православные священники выступали за дружную семью, за уважение

 детей к родителям, за заботу к старикам.

На Руси стали строить Церкви и при них создавать школы,

   художественные мастерские и библиотеки

  Обобщение знаний

1.Кто крестил Русь?

Святослав

Владимир

Олег

2.На какой реке произошло крещение Руси?

Дунай

Днепр

Волга

3.Из какой страны пришло христианство?

Византии

Греции

Турции

4.Когда было введено христианство?

 В 998 г

 В 988г

 В898 г

Оцените свою работу на уроке

            «5»                         «4»                    «3»                 «2»         Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Ф. И. ________________________________________________

                             Разгадать кроссворд

По горизонтали:

5. Религия, в 988 году официально принятая на Руси

По вертикали:

1. Взяв этот город, князь Владимир продемонстрировал военную силу и вынудил византийского императора отдать свою сестру ему в жены.

 2. Православная церковь отменила кровную …

3. Византийская принцесса, с которой Владимир венчался по православному обряду.                                                                                               4. Общины монахов, принимавшие единые правила жизни («келья отшельника»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по истории на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Технологическая карта открытого урока по истории на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Методическая разработка открытого урока по истории на тему "Эпоха Петра Великого"

В методической разработке урока рассматривается проблема «ЗА  КАКИЕ  ЗАСЛУГИ  ПЕРЕД  ОТЕЧЕСТВОМ  ПЕТР I   НАЗВАН  ВЕЛИКИМ»...

открытый урок по истории средних веков. 6 класс.Тема: "Научные открытия и изобретения." учитель : Шашкова Алла Геннадьевна.

Урок изучения нового материала с использованием современных образовательных технологий....

Открытый урок по истории

"Иван Грозный тиран или реформатор"...

Методическая разработка открытого урока по истории тема : " Правители России "

Характеристики правителей России . Широкое привлечение исторической литературы и источников ....

ОТКРЫТЫЙ УРОК по истории и английскому языку на тему: «История родного края. Чехов». «The history of native land.Chekhov ».

Как вы думаете для чего современному человеку нужно знать историю своего родного края на иностранном языке?                Мн...