Открытый урок по истории Тема « Эпоха дворцовых переворотов»
методическая разработка на тему
Тип занятия: Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения: беседа.
Цель занятия:
Формирование умений:
- развивать умения характеризовать историческую личность;
- формирование умения получать и обобщать знания из различных источников.
- сравнивать и анализировать исторические процессы;
- выражать свою точку зрения по обозначенным проблемам.
Обеспечение занятия :
- Учебные места: кабинет .
- Технические средства обучения: компьютер, проектор.
- Наглядные пособия: политическая карта мира.
- Раздаточный материал: задание на практическую часть.
- Учебный фильм посвящённый 400-летию династии Романовых.
- Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории,- Москва, Дрофа, 2011г
- УчебникП.С. Самыгин. История: учебник.- Ростов н/д: Феникс,2010г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvortsovye_perevoroty_urok_nxpowerlite.ppt | 946.5 КБ |
plan-konspekt_otkrytogouroka.docx | 51.72 КБ |
tablitsa_ep.dv_.perev_.docx | 16.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Формирование умений: характеризовать историческую личность; сравнивать и анализировать исторические процессы; получать и обобщать знания из различных источников. выражать свою точку зрения по обозначенным проблемам.
Урок обобщения и систематизации знаний Вопросы: 1. Определить причины, сущность и закономерности дворцовых переворотов в России. 2. Применение логического метода исторического анализа – экстраполяции.
1725-1727гг Екатерина I А.Д. Меньшиков
1727-1730 гг. Петр II А. И. Остерман
1730-1740 гг. Э. И. Бирон Анна Иоановна
1740- 1741 гг. Анна Леопольдовна Иван VI Антонович
. Елизавета Петровна 1741- 1761 гг. А. Г. Разумовский И. И. Шувалов
1761- 1762 гг. Петр III
Екатерина II 176 2 - 17 9 6 гг. Потёмкин Г.А. Орлов Г.Г.
Павел I 17 9 6 -1801 гг.
1801-1825 гг. Александр I Сперанский М.М. Аракчеев А.А.
Дворцовые перевороты – это смена правителей на троне, которая совершалась дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков.
Домашнее задание Самостоятельная практическая работа с раздаточным материалом
Эпоха дворцовых переворотов Правитель Опора правителя Внутренняя политика Внешняя политика Екатерина I 1725-1727 Пётр II 1727- 1730 Анна Иоановна 1730-1740 Иван Антонович (Анна Леопольдовна) 1740-1741 Елизавета Петровна 1741-1761 Петр III 1761-1762 Екатерина II 1762-1796 Павел I 1796-1801 Александр I 1801-1825
Предварительный просмотр:
федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский техникум – интернат»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Методическая разработка
Открытый урок по истории
Тема « Эпоха дворцовых переворотов»
Преподаватель:
Осадчий Сергей Владимирович
2015
Предмет: История
Раздел 5. Россия в период с ХVII по ХХ век.
Тема 5.4. Россия в ХVIII веке.
Занятие 5.4.1. Эпоха дворцовых переворотов.
Время – 45 мин.
Тип занятия: Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения: беседа.
Цель занятия:
Формирование умений:
- развивать умения характеризовать историческую личность;
- формирование умения получать и обобщать знания из различных источников.
- сравнивать и анализировать исторические процессы;
- выражать свою точку зрения по обозначенным проблемам.
Обеспечение занятия :
- Учебные места: кабинет .
- Технические средства обучения: компьютер, проектор.
- Наглядные пособия: политическая карта мира.
- Раздаточный материал: задание на практическую часть.
- Учебный фильм посвящённый 400-летию династии Романовых.
- Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории,- Москва, Дрофа, 2011г
- УчебникП.С. Самыгин. История: учебник.- Ростов н/д: Феникс,2010г.
План занятия
Вступительная часть:- 3 мин.
- организационный момент.
Основная часть: - 35мин.
- объявление темы занятия;
- доведение цели и вопросов занятия;
- обобщения и систематизации знаний.
Заключительная часть: - 7 мин.
Подведение итогов работы в основной части.
Выставление оценок.
Домашнее задание - заполнить таблицу « Эпоха дворцовых переворотов ».
Ход занятия
Вступительная часть
Организационный момент. Доведение плана занятия.
( Слайд№1) Объявление темы занятия:
Эпоха дворцовых переворотов.
( Слайд № 2) Доведения цели занятия.
Формирование умений:
- характеризовать историческую личность;
- сравнивать и анализировать исторические процессы;
- получать и обобщать знания из различных источников;
- выражать свою точку зрения по обозначенным проблемам.
( Слайд № 3) Урок обобщения и систематизации знаний
Вопросы:
- 1. Определить причины, сущность и закономерности дворцовых переворотов в России.
- 2. Применение логического метода исторического анализа – экстраполяции.
Этап подготовки к ведению основной части занятия:
« Отрыв дворянства от народа» - историк Н.М.Карамзин.
«Эпоха после ПЕТРА -1 - материал уголовного дела» - писатель А.И Герцен.
« Постыдная эра женского правления и безнравственных временщиков» - декабристы.
Основная часть.
1. Определить причины, сущность и закономерности дворцовых переворотов в России.
1. Нарышкины и Милославские. Стрелецкие бунты. Софья. Хованский. Иван V - Пётр I.
2. Пётр I. – Что явилось причинами «эпохи дворцовых переворотов»
Причинами дворцовых переворотов явилась реформаторская деятельность Петра Великого.
( Слайд № 4) (генеалогическая схема)
Предваряя разговор о самих дворцовых, познакомимся с генеалогической таблицей династии Романовых и определим, кто мог претендовать на российский престол после смерти Петра Великого.
Выделим претендентов: дочери Петра – Анна и Елизавета, дочь его брата-соправителя Ивана – Анна, внук Петра Великого – Петр Алексеевич, жена – Екатерина Алексеевна.
У каждого из претендентов были свои сторонники .
( Слайд № 5) проворнее всех оказались А.Д. Меньшиков и А.И .Остерман.
Переход власти к императрице- переворотом назвать нельзя , но выстроив гвардейские полки под окнами дворца . тем самым продемонстрировал влияние силы на исход выбора претендента и передачи власти Екатерине I.
Фаворит императора, по сути, стал фактическим правителем России.Это вызвало сильное недовольство группы правящей верхушки и старого боярства, которое удержалось у власти при Петре. В результате компромисса в феврале 1726 г. был учрежден Верховный тайный совет, в который вошли представители старой и новой знати. Он стал высшим органом государственного управления,
Екатерина I родилась в 1684 г. в семье литовского обывателя Самуила Скавронского и до принятия православия звалась Мартой Скавронской. Грамоте обучена не была. В ходе Северной войны Марта, находясь в шведском обозе, попала в русский плен и была взята в услужение Б. П. Шереметеву. Петр I, увидев ее у фаворита, взял к себе она стала фактической женой царя. После крещения получила имя Екатерины Алексеевны. Современники отмечали, что Екатерина обладала здравым деятельным умом и оказывала сильное нравственное влияние на Петра I, была для него незаменимой и даже сопровождала в походах. В ее честь Петр учредил орден Святой Екатерины. У Екатерины I и Петра I родилось 11 детей. Екатерина I не отличалась аристократической изящностью, но была статной и хороша собой. Умела быть обходительной и любезной с окружающими.
( Слайд № 6)
После смерти Екатерины I, по ее завещанию, императором провозгласили 11-летнего внука Петра I – Петра I I Алексеевича (сына царевича Алексея). До его совершеннолетия устанавливалось регентство Верховного тайного совета. При новом императоре Меншиков первоначально сохранял свои позиции. Рассчитывая выдать свою дочь Марию замуж за наследника престола, светлейший князь готовился стать регентом при юном императоре вплоть до его совершеннолетия, но затем фаворитами Петра II стали князья Долгоруковы. Меншиков попал в опалу, был отправлен в ссылку, где вскоре и скончался. Это был новый дворцовый переворот, ибо в результате власть в стране перешла к иной политической силе. Эта политическая сила объединяла консервативную часть дворянства ( Долгорукие, Голицыны). Столица была перенесена в Москву. Сумасбродное и трагическое царствование внука ПетраI завершилось. После его смерти не осталось прямых потомков Романовых мужского пола. Разбуженное великими реформами российское дворянство без строгого поводыря не могло найти никакого другого применения своим силам, кроме борьбы за место у трона.
Указ Петра Великого о порядке престолонаследия открывал возможность представителям царствующего дома оспаривать друг у друга корону Российской империи. Назревал новый дворцовый переворот.
( Слайд № 7)
"Верховники" (так стали называть членов Верховного тайного совета) пригласили на российский престол дочь старшего брата Петра I Ивана V - Анну Иоанновну.Она жила в Литве (Курляндия) после смерти мужа - Курляндского герцога. Члены Верховного тайного совета надеялись, что императрица будет послушной игрушкой в руках тех, кто посадил ее на трон. У Анны явно не хватит не ума, не сил поступать по-своему.
"Верховники" разработали специальные условия - кондиции, которые ограничивали власть императрицы в пользу Верховного тайного совета. Однако Анна Иоановна при поддержке гвардии и дворянства, недовольных засильем знати, "разорвала кондиции" и объявила себя самодержавной императрицей.
Принятие кондиций, по мнению некоторых историков, могло изменить политический строй России в сторону конституционно-аристократической монархии и стать первым шагом по ограничению абсолютизма.
Анна Иоановна распустила Верховный тайный совет и восстановила Сенат. В 1731 г. был учрежден кабинет министров из трех кабинет-министров во главе с А.И. Остермином. Особую власть приобрел фаворит Анны ИоановныЭ.И.Бирон, поэтому время ее правления получило название "бироновщины". Решающую роль в управлении страной стали играть иноземцы.Восстановлена деятельность Тайной Канцелярии « слово и дело» подавляло всякое инакомыслие.
Во внешней политике этого периода основные события развернулись вокруг русско-польских и русско-турецких отношений.
Детей у Анны Иоановны небыло.
( Слайд № 8)
Племянница Анны Иоановны, Анна Леопольдовна, вышла замуж за принца Антона Брауншвейгского. Незадолго до смерти Анна Иоанновна назначила их двухмесячного сына Ивана Антоновича своим наследником, а регентом – Бирона.ОтношенияАнны с Бироном никогда не были дружественными или хотя бы уважительными Анна Леопольдовна составила заговор с фельдмаршалом Минихом, и тот арестовал Бирона. Так Анна Леопольдовна оказалась во главе государства с титулом правительницы, но реальная власть осталась в руках сначала Б.К. Миниха, а потом А.И. Остермана.
( Слайд №9)Елизавета Петровна
(1741 - 1761) (дочь Петра I и Екатерины I) была возведена на престол в результате очередного дворцового переворота.
«Православно-патриотическую» направленность можно считать особенностью произошедшего переворота при Елизавете.
Ее патриотические мотивы поддержала гвардия, русское дворянство, недовольное засильем иноземцев,а также шведская и французская дипломатия, заинтересованные в переориентации русской внешней политики. Елизавета провозгласила возвращение к порядкам своего отца.
Елизавета провозгласила отмену смертной казни. При ней был открыт Московский университет (1755) и начала свою деятельность Академия художеств в Петербурге (1757). Московский университет Царское село, Зимний дворец и Смольный монастырь.
Социальная политика Елизаветы Петровны была направлена на расширение прав и привилегий дворянства.
Главным внешнеполитическим событием периода правления Елизаветы стало участие России в Семилетней войне (1756 - 1763).
Сама императрица мало внимания уделяла государственным делам, ее правление называли временем «веселой Елизаветы».
Внутренней и внешней политикой занимались прежде всего ее фавориты и доверенные лица – А.Г. Разумовский, И.И. Шувалов, его двоюродные братья Александр и Петр Шуваловы, М.И. Воронцов.
( Слайд №10) Пётр III (1761-1762 гг.)
Елизавета Петровна оставила русский престол сыну старшей сестры Анны Петру,в возрасте 14 лет он был привезен в Россию и объявлен наследником престола.
Пётр III являлся наследником 2-х престолов – российского и шведского.Петр III не обладал необходимым для правителя огромной империи политическими качествами. Он был большим поклонником Фридриха II и прусской муштры. Внутренняя и внешняя политика Петра отличались непродуманностью и противоречивостью.
Сторонники переворота обвиняли Петра III также в невежестве, слабоумии, нелюбви к России, полной неспособности к правлению. На его фоне выгодно смотрелась Екатерина — умная, начитанная, благочестивая и доброжелательная супруга, подвергающаяся преследованиям мужа.
Политика Петра III по отношению к гвардии, намерение перестроить армию по прусскому образцу и его внешнеполитический курс вызывали недовольство у русского дворянства. Все это и предрешило его падение.
( Слайд №11) ЕкатеринаII(1762-1796гг.)
С1756 г., и особенно в период болезни Елизаветы Петровны, Екатерина вынашивала план устранения с престола будущего императора (своего супруга) путем заговора. В этих целях Екатерина, по словам историка В. О. Ключевского, «выпросила взаймы на подарки и подкупы 10 тысяч фунтов стерлингов у английского короля, обязавшись честным словом действовать в общих англо-русских интересах, стала помышлять о привлечении гвардии к делу в случае смерти Елизаветы, вступила в тайное соглашение об этом с гетманом К.Разумовским, командиром одного из гвардейских полков». В этот план дворцового переворота был посвящен и канцлер Бестужев, который обещал Екатерине содействие.
В начале 1758 г. императрица Елизавета Петровна заподозрила в измене главнокомандующего русской армией Апраксина, с которым Екатерина находилась в дружеских отношениях, а также самого канцлера Бестужева. Оба были арестованы, подверглись дознанию и наказанию; однако Бестужев успел до ареста уничтожить всю свою переписку с Екатериной, что спасло её от преследования и опалы[18]. В это же время был отозван в Англию Уильямс. Таким образом, её прежние фавориты были удалены, но начал формироваться круг новых: Григорий и Алексей Орловы и Екатерина Да́шкова.
1762 года, пока Пётр III находился в Ораниенбауме, Екатерина в сопровождении Алексея и Григория Орловых приехала из Петергофа в Санкт-Петербург, где ей присягнули на верность гвардейские части. Пётр III, видя безнадёжность сопротивления, на следующий день отрёкся от престола, был взят под стражу и погиб при невыясненных обстоятельствах.
В. О. Ключевский, «Екатерина совершила двойной переворот: отняла власть у мужа и не передала её сыну, естественному наследнику отца».
В крепости находился законный император Иван Антонович
Внутренняя политика
1. Реорганизация Сената. 2. Уложенная Комиссия. 3. Губернская реформа. 5.Экономические реформы. 6. Коррупция и фавориты.7.Национальная политика. 8. Привилегии дворянству – бесправие крестьян.
Приверженность Екатерины идеям Просвещения - философа Монтескьё, Дидро и Вольтером , однако проводила политику как «продворянскую», усиливая закрепощение крестьян, особенно после восстания Е.Пугачёва и Французкой революции. «дело Мировича» 1764г.
Внешняя политика.
1. Расширение границ империи. 2. Георгиевский трактат. 3. Война со Швецией.4. Антифранцузкаякаолиция
( Слайд №12) Павел I ( 1796-1801гг.)
Политика Павла I носла противоречивый характер. Взойдя на престол в возрасте 42 лет, он стремился многое сделать наперекор матери, Екатерине II. 5 апреля 1797 он издал новый указ о престолонаследии, по которому престол должен был переходить только по мужской линии от отца к сыну, а при отсутствии сыновей к старшему из братьев.
Став императором, Павел попытался укрепить режим путем усиления дисциплины и власти с тем, чтобы исключить все проявления либерализма и свободомыслия. Характерными чертами правления Павла I были резкость, неуравновешенность и вспыльчивость. Он считал, что все в стране должно быть подчинено установленным монархом порядкам; на первое место ставил исполнительность и точность. Были проведены законы, касающиеся положения крестьян. В 1767 г. был издан указ. Запрещающий продавать крестьян и дворовых на торгу. В 1797 г. был издан Манифест о трехдневной барщине.
Наступление на дворянские привилегии, мелочная регламентация в различных сферах жизни настроили дворянство против Павла I. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. император был убит заговорщиками в только что отстроенном Михайловском замке в Петербурге. Подготовкой заговора руководил военный губернатор Петербурга П.А. Пален. В курсе планов заговорщиков был и старший сын Павла - Александр.
( Слайд №13) Александр I ( 1801-1825гг.)
В ночь на 12 марта 1801 г., в результате последнего в истории России дворцового переворота группой заговорщиков был убит император Павел. Новым императором стал его сын Александр. В целях укрепления личного авторитета сразу по вступлению на престол Александр ликвидировал наиболее ненавистные для дворянства законы, введенные Павлом.
Александр I прошёл путь от либерала ( со Сперанским М.М.) до консерватора ( с Аракчеевым А.А.)
В своем проекте коренной государственной реформы - «Ведение к уложению государственных законов» - Сперанский предложил ввести строгое разделение властей и привлечь общество к государственному управлению. По указанию царя разрабатывались и проекты отмены крепостного права. Предложения Сперанского вызвали резкую оппозицию в верхах общества. Не был готов к идеям Сперанского и сам император. В марте 1812 г. Сперанский был отстранен от своих постов и сослан. С 1816 года наступает период реакции – Аракчеев А.А.
Декабристы: особенности первой политической оппозиции в России
Первыми носителями освободительных идей в России выступили лучшие представители привилегированного сословия - дворянства, а не лишенные политических и многих социальных прав мещане, крестьяне и купцы.
Феномен дворянской революционности во многом объясняется высокими моральными качествами передовой части русского дворянства, а также осознанием того, что понятия чести, достоинства и свободы личности, уже укоренившиеся в его духовной жизни, несовместимы с рабством большинства населения и самодержавным режимом.
Декабристские организации состояли из офицеров, а их выступление имело форму военной революции;
Декабристы не опирались и не стремились опираться на поддержку народа, хотя шли на смертельный риск во имя этого народа;
Это было первое организованное и вооруженное выступление против самодержавия и крепостничества.
Значительное количество и сходный механизм проведения дворцовых переворотов в этот период указывают на наличие ряда общих причин, которые следует искать в непосредственно предшествовавшей ему реформаторской деятельности Петра Великого.
Политическими предпосылками «эпохи дворцовых переворотов» были издание в 1722 г. «Устава о престолонаследии» и династический кризис, спровоцированный деятельностью Петра I.
Социальной предпосылкой «эпохи дворцовых переворотов» было формирование консолидированного дворянского сословия, элитных столичных вооружённых сил (гвардии) и олигархических органов государственного управления.
Дворцовые перевороты не преследовали цели радикальных изменений политического устройства, происходил лишь переход власти от одной группы дворян к другой или от одного правителя (самодержца) к другому. Следствием дворцовых переворотов становится усиление политической и экономической роли дворянства.
( Слайд №14) Дворцовый переворот – это …….
- 1725г.возведение Екатерины I на трон - дворцовый переворот
- 1728г. арест А. Меньшикова - дворцовый переворот
- 1741г. арест Э.Бирона - дворцовый переворот
- 1741г. арестАнны Леопольдовны иИвана Антоновича -дворцовый переворот
- 1762г. арест ПетраIII- дворцовый переворот
- 1801г убийство ПавлаI- дворцовый переворот
1730г. возведение Анны Иоанновну на трон при подписании кондиций - попытка гос.переворота.
- 1825г. выступление на Сенатской площади декабристов - попыткагос.переворота.
2-й вопрос.
Применение логического метода исторического анализа – экстраполяции.
- Февральская революция в России, также приведшая к ликвидации в стране монархии и созданию 14 сентября (1 сентября) 1917Российской республики.
- Октябрьская революция в России, начавшаяся с вооружённого восстания 25–26 октября (7–8 ноября) 1917 года и приведшая к установлению в России Советской республики.
Действия президента РоссииБориса Ельцина в отношении высшего органа власти — Съезда народных депутатов Российской Федерации в сентябре—октябре 1993 было квалифицировано как государственный переворот. Многие юристы (включая председателя Конституционного суда В. Зорькина), политологи, историки и государственные деятели поддержали эту оценку
После развала СССР "бархатные революции" в их своеобразной форме "цветных революций" стали происходить на постсоветском пространстве СНГ: в Украине - "оранжевая революция", в Грузии - "революция роз", в Киргизии - "тюльпанная революция". Однако необходимо отметить, что сходство этих "цветных", и мы бы добавили - "цветочных", революций с восточноевропейской моделью неполное: отсутствует такой существенный элемент перехода власти, как поиск консенсуса, взаимных договоренностей. Поэтому ситуации в этих странах на постсоветском пространстве следует квалифицировать скорее как государственный переворот, т.е. нелегитимный захват власти оппозицией.
Однако в обоих случаях обращает на себя внимание примерное совпадение по времени свершения подобных революций и принадлежность стран к определенному региону (Центральная и Восточная Европа, СНГ), а также большое сходство механизмов и технологий проведения таких революций. Последнее может объясняться влиянием одних и тех же внешних сил (в частности, некоторых западных стран, в первую очередь США).
Ряд исследователей, например доктор философских наук, профессор кафедры прикладной политологии Высшей школы экономики А.Н. Медушевский, считают, что одна из главных причин "бархатных революций" на пространстве СНГ кроется в неэффективности и утрате легитимности режимов в условиях глобализации, использованных внутренней оппозицией и внешними силами для смены правящей элиты. Это позволило реализовать новую технологию переворотов. Ее новизна определяется сочетанием массированной информационной компании по дискредитации старой власти с одновременным навязыванием ей таких демократических процедур, которые она не способна обойти традиционными мерами (например, применение административного ресурса) в условиях мобилизации всех сил и возможностей сторонников оппозиции. Приход оппозиции к власти в этих условиях оправдывается необходимостью защиты демократии от ее противников.
Речь Путина на коллегии ФСБ 25.03.2015г.
«Не прекращаются и попытки западных спецслужб использовать в своих целях общественные, неправительственные организации и политизированные объединения. Прежде всего для дискредитации власти и дестабилизации внутренней ситуации в России. Причём уже планируются акции на период предстоящих избирательных кампаний 2016–2018 годов.»
Заключительная часть:
Значительное количество и сходный механизм проведения дворцовых переворотов в этот период указывают на наличие ряда общих причин, которые следует искать в непосредственно предшествовавшей ему реформаторской деятельности Петра Великого.
- Политическими предпосылками «эпохи дворцовых переворотов» были издание в 1722 г. «Устава о престолонаследии» и династический кризис, спровоцированный деятельностью Петра I.
- Социальной предпосылкой «эпохи дворцовых переворотов» было формирование консолидированного дворянского сословия, элитных столичных вооружённых сил (гвардии) и олигархических органов государственного управления.
( Слайд №15) Домашнее задание - заполнить таблицу « Эпоха дворцовых переворотов ».
Предварительный просмотр:
Правитель | Опора правителя | Внешняя политика | Внутренняя политика |
Екатерина I 1725-1727 | Гвардейские полки, Верховный тайный совет | Война с Турцией на Кавказе (Дагестан, Грузия), | Учрежден Верховный тайный совет, открыта Академия наук, организована экспедиция В.Беринга |
Петр II 1727- 1730 | Гвардейские полки, Верховный тайный совет | Вся полнота власти перешла к Верховному тайному совету, роспуск госучреждений созданных Петром. Перенос столицы в Москву. | |
Анна 1730-1740 | Гвардейские полки, немецкое дворянство | Договор с Англией 1734г., война за «польское наследство» 1733-1735гг.,русско-турецкая война 1735-1739гг. | Создание Кабинета министров, сокращение службы для дворян, расширение привилегий. |
Иван Антонович 1740-1741 | Немецкое дворянство | ||
Елизавета Петровна 1741-1761 | Гвардейские полки, фавориты | 1741-1743гг –русско-шведская война, участие в Семилетней войне 1756-1763 гг | Отмена внутренних таможенных пошлин; открытие Московского университета и Академии художеств; начало генерального межевания земель; усиление крепостного права. |
Петр III 1761-1762 | Не имел опоры в обществе | Подписание мирного договора с Пруссией. | Манифест «О вольности дворянства»; Ликвидация тайной канцелярии. |
Екатерина II 1762-1796 | Гвардейские полки, фавориты | Расширение границ империи. Георгиевский трактат. Война со Швецией. Антифранцузкая каолиция. | Реорганизация Сената. Уложенная Комиссия. Губернская реформа. Экономические реформы. Коррупция и фавориты. Национальная политика. Привилегии дворянству – бесправие крестьян. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по истории тема : " Правители России "
Характеристики правителей России . Широкое привлечение исторической литературы и источников ....
План – конспект открытого урока по истории Тема: «Внешняя политика России во второй половине XIX в».
Цель урока: Познакомить обучающихся с основными событиями внешней политики России во второй половине XIX в.Задачи урока:- обучающие: выяснить причины и ход действий России по отмене ...
Методическая разработка по учебной дисциплине ОУД.04 «История» Тема « Эпоха дворцовых переворотов»
Методическая разработка по учебной дисциплине ОУД.04 «История» разработана в соответствии с ФГОС СПО для специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение». Да...
План открытого урока по истории "Эпоха дворцовых переворотов"
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКАТема «Эпоха дворцовых переворотов»Дисциплина: БД.04 «История»Специальность: 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»...
План-конспект урока по теме «Эпоха дворцовых переворотов в XVIII веке в России».
План-конспект урока по теме «Эпоха дворцовых переворотов в XVIII веке в России».Цель урока: Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику приемников Петра Великого, сравнить характер правления Петра ...
Социально-политическое и экономическое развитие России в эпоху «дворцовых переворотов» и правление Екатерины II
Социально-политическое и экономическое развитие России в эпоху «дворцовых переворотов» и правление Екатерины II...
3.3. Открытый урок № 3 «Эпоха дворцовых переворотов".
3.3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока)...