Современные ориентации воспитания в педагогической психологии на примере молодого поколения в пенитенциарной системе
статья на тему

Картышева Елена Анатольевна

В статье рассамтриваются проблемы правонарушений в студенческой сфере.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные ориентации воспитания в педагогической психологии на примере молодого поколения в пенитенциарной системе

(из материала посещения Жигулёвской воспитательной колонии для несовершеннолетних от 2014 года)

Картышева Елена Анатольевна

Новокуйбышевск, Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Новокуйбышевский государственный гуманитарно-технологический колледж»

Примеры прошлого «советского» воспитания, казались ранее незыблемыми, фундаментальными, но на сегодняшний день, они остались далеко в прошлом.

Выдающийся советский педагог Антон Семёнович Макаренко начинал свою работу в детской колонии имени Горького, и уже тогда, в  тысяча девятисотых годах подверг строгой критике идеи «Свободного воспитания». И предостерегал русское общество от идеалистического отношения к детям в духе «Свободного воспитания». По его мнению, данное направление способствует развитию абсолютной свободы от обязанностей, а чрезмерное сентиментальное любование своим чадом, ведёт к подавлению личности подрастающего поколения.

Сегодня бытует мнение о том, что «Дети – это цветы жизни», тогда как, Макаренко указывал, что внимание педагогов, главным образом, должно быть обращено на то, какие плоды могут развиваться из этих цветов.

Антон Семёнович считал, что: в обращении с детьми, не нужно сентиментального «заласкивания», но необходимо чувство меры любви и строгости,  ласки и суровости», а «Свободное воспитание» развивает у детей эгоизм, лень избалованность и «расхлябанность».1

В современных условиях установились тенденции ориентированные на западные педагогические приёмы воспитания: «Свободу слова», «Свободу личности», «Свободу выбора» и прочие свободы, которые в свою очередь, оказывают значительное влияние на молодое поколение.

Проблема воспитания в молодёжной среде представляется нам весьма актуальной на сегодняшний день, сейчас мы можем наблюдать рост числа социально дезориентированных подростков, с девиантным и асоциальным поведением, и подростков, обозначенных в рамки – «группа риска».

К «группе риска» принято относить студентов сирот, инвалидов, подростков из не благополучных семей, или детей и подростков, зарекомендовавших, себя асоциальным поведением. А так же подростков, с проблемами в развитии, не имеющих резко выраженной клинико - патологической характеристики; подростков, с проявлением социальной и психолого - педагогической дезадаптации; подростков, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи.

Для молодых людей  данной группы характерен  не только особый социально – психологический статус, но ещё и дополнительно возникающие пограничные  кризисные психологические состояния.

Спектр причин неблагополучия в настоящее время аналогично возрос.  В числе наиболее существенных причин следует выделить - «скрытое неблагополучие». Когда структура семьи не нарушена, материальная составляющая может  иметь место достаточный  или оптимальный уровень и взаимоотношения в семье не всегда конфликтные. Наличие недостаточного эмоционального компонента во внутрисемейном общении, либо нравственных устоев в семье, либо, негативных явлений, связанных с деградацией личности здорового человека (алкоголизм, наркомания) позволяют характеризовать семью как «группа риска». Такого рода семьи оцениваются растущими показателями правонарушений, стимулируют развитие детского и подросткового асоциального поведения.

В свою очередь, негативные социально-психологические факторы, травмирующие и разрушающие личность ребёнка, могут носить кратковременный единичный характер, а могут повторяться в течение длительного времени. Тогда, травмированный подросток нуждается в помощи специалиста и в реабилитационной работе. Однако, без соблюдения условий работы специалиста с молодым человеком, полученная травма может привести к личностным изменениям, которые с большой вероятностью могут проявиться в неадекватном поведении подростка.2

Отклоняющееся поведение в многочисленных его модификациях: в виде неадекватности, делинквентности, аддиктивности, объединяющие сирот, подростков из социально-неблагополучных семей, имеют одинаковые психологические корни. Все они в тот или иной период жизни были лишены постоянной любви и заботы значимого для них взрослого. Причина многих патологий, развивающихся по невротическому признаку, сводится к материнской депривации как к отсутствию постоянно значимого, эмоционально связанного с ребёнком лица, выступающего для него в роли матери. Без удовлетворения этой базовой потребности никакие методы и способы работы с детьми не компенсируют неблагополучных обстоятельств их жизни, нарушений в интеллекте, эмоционально-волевом и личностном развитии. Эти нарушения приводят в будущем к тому, что воспитанники закрытых учреждений не готовы к решению жизненных ситуаций во взрослой жизни. Становится практически невозможным смыкание сложившегося в прошлом образа – «Я», с будущим представлением о себе. Подобную неспособность у подростков достижения личной идентичности Э.Эриксон называл кризисом идентичности. Кризис идентичности, или ролевое смещение, чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. По мнению Э.Эриксона такие подростки ощущают свою неприспособленность, деперсонализацию, отчуждённость, и иногда кидаются в сторону «негативной идентичности», то есть девиантного поведения.

Зачастую, именно по этим причинам, психологи Жигулёвской воспитательной колонии, пытаются спроецировать сознательно на себя образ матери  для малолетних правонарушителей. Главное, по их утверждению, не отвергнуть подростка и не показать отвращения к нему, если таковое возможно.

В результате данного рода тенденций в молодёжной субкультуре, сейчас увеличился процент преступлений, совершаемых молодыми людьми и отличающихся, изощрённо – жестокими характеристиками по своей структуре.

Таким образом, субъекты, нарушившие нормы прав и порядка оказываются в местах для отбывания наказания, за совершённое преступление.

В местах заключения, у молодых людей организуются субкультуры, которые, по мнению работников колонии для несовершеннолетних правонарушителей, практически невозможно искоренить.

В процессе выяснения психологом обстоятельств пребывания в колонии несовершеннолетнего правонарушителя, зачастую, происходит намеренное утаивание и сознательное искажение сведений о себе, что позволяет предположить наличие механизма психологической защиты, который проявляется в форме механизма «вытеснения» ряда субъективно неприятных обстоятельств, связанных с содеянным им правонарушением. Преступнику свойственно нестерпимое желание оправдаться, в своём представлении и представлениях окружающих о его поступке, посредством срабатываемого механизма рационализации: «Это было необходимо», «Я за неё вступился» и прочее.

А в рассмотрении ситуации будущего подростка, после отбывания срока, многие описывают не естественные и не реальные картины, те, которые противоположны ситуации и возможностям. Некоторые подростки предполагают возможным поступление в ВУЗ. Другие же, наоборот, на основе реалистичных представлений, стараются овладеть всеми рабочими специальностями, которым обучают в колонии. С целью дальнейшего обеспечения существования по средством самоактуализации полученных в колонии профессиональных навык.

Следует отметить, что чем менее критично молодой заключённый относится к своему преступлению, тем его можно оценить как более тяжкое.

Вместе с этим, было выявлено, что в пределах семидесяти процентов воспитанников колонии имеют признаки задержки психического развития, что можно объяснить естественным процессом, потому, как период онтогенеза молодых людей и их родителей был неразрывно связан с проблемами в нашей стране.  Первоначально, развалом Советского Союза и становлением всеобщего хаоса, беспорядка, процветанием наркомании, алкоголизма и прочим. Повлёкшее за собой в последствии, разрушение культурных ценностей, моральных и этических установок и ориентиров в обществе.

Однако, замеченные тенденции, при изучении личных дел заключённых, позволяют предполагать, что подростки из благополучных семей отбывают сроки в местах лишения свободы за наиболее тяжкие преступления. Периодичность данного рода, предполагает верность теории Антона Семёновича Макаренко, о родительском воспитании. В котором говорилось о уравновешивании любви и требовательности, и о плодах, которые должны вырасти из маленьких «цветов жизни».

В свою очередь, психологические методы воспитания в колонии, основанные на трудах Макаренко, в виде непрерывного психологического сопровождения, ориентировано-направленного действия, способствуют формированию у малолетних правонарушителей позитивно - нравственных установок, позитивных настроений, навыков и умений социально – приемлемого поведения в обществе.

Тогда как, испытывающие нужду несовершеннолетние заключённые в решении проблем комплексного подхода, достигаются с помощью психологических техник: арттерапии, гештальт – терапии, эмоционально – ориентированной терапии и коррекционных трансовых методах. А также, обучении подростков способам самостоятельного эмоционального контроля, изменениями и управлением индивидуальными негативными состояниями, и устранению базового недоверия оступившихся подростков к окружающему миру и окружающим его людям.

Выдающийся педагог А.С. Макаренко когда писал о воспитании личности, предполагал путь, основанный на уважении к самой личности и её активной деятельности в коллективе и утверждал: «Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата»3.

Таким образом, весь рабочий состав колонии в г. Жигулёвск осуществляет многогранный подход в процессе воспитания несовершеннолетних осужденных. И на ряду с обучением, воспитанники получают профессиональные специальности по четырём направлениям.  А с целью предотвращения нарастания негативных эмоциональных состояний у молодёжи, периодично издаётся сборник стихотворений осужденных. Где в поэтической форме, молодые люди рассказывают о волнующем их. В параллели с умственным и трудовым образованием осужденные поют, участвуют в конкурсах. Одним из которых является, ежегодно проводимый для отбывающих заключение конкурс талантов «Калина Красная».

Следовательно, данные методы воспитания в условиях пенитенциарной системы имеют научную обоснованность и позволяют сделать предположение о снижении процента освобождённых и вновь получивших срок подростков. Потому как, значительное большинство осужденных в дальнейшем, после проведения системного подхода психолого – воспитательных мероприятий работников колонии ассоциируют себя, с личностью законопослушного гражданина нашей страны.

Библиография

1. Фестиваль педагогический идей, http://festival.1september.ru/articles/520859/

2. http://www.detskiysad.ru/red/ped137.html

3. http://vp-ch.ru/node/37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи и брака в воспитании молодого поколения.

Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни выделяется правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правов...

Воспитание доброты и гуманности на примере проведения классных часов с изучением русских сказок, чувашских легенд и восточных притч

Воспитываем доброту, гуманность, толерантное отношение к другим народам. Чувашия - республика, где проживают в мире многие национальности....

Научно-методическая работа Психологические факторы развития профессионализма педагога в условиях пенитенциарной системы.

  Принцип формирования информационной культуры педагога. Психологические факторы развития профессионализма педагога.  ...

Ссылка на видео открытого урока "Современные технологии и организация строительного производства на примере Лахта Центра в г. Санкт- Петербурге

Методическая цель урока: применение активных методов обучения с целью формирования устойчивых мотивационных установок к изучению технологии и организации строительного производства....

РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ

Аннотация. В статье описывается программа по формированию основ патриотической культуры у молодого поколения, которая была проведена в историко-литературном музее города Пушкина.Ключевые слова: патрио...

Программа «Современные педагогические технологии – как инструмент совершенствования методов обучения ,воспитания и педагогического мастерства»

Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главная задача преподава...

Методическая разработка на тему: «Проведение классных часов и групповых сборов, как средство воспитания патриотического духа и морального поведения подрастающего поколения»

Методическая разработка на тему:«Проведение классных часов и групповых сборов, как средство воспитания патриотического духа и морального поведения подрастающего поколения»...