Главные вкладки

    Программа "Круг чтения"
    проект на тему

    Кубасова Ирина Станиславовна

    Программа предназначена для внеклассной и образовательной работы со студентами Колледжа. Ежемесячные мероприятия дают возможность более многогранного развития личности, воспитывать чувство любви к родному краю, патриотизма. Носит и образовательный характер по УД "№Русский язык и литература"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Областное государственное бюджетное  образовательное учреждение "Костромской колледж бытового сервиса"

            "Утверждаю"

    Директор ОГБОУ  

    "Костромской колледж бытового сервиса"

    _______________Осипова Т.Ю.

                                                                            "___"__________2015 г.

    ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГРАМОТНОСТИ "КРУГ ЧТЕНИЯ" НА 2015-2016 уч.год

    преподаватели литературы и

    русского языка

    Кубасова Ирина

    Станиславовна,

    Иутинская Галина

    Ивановна

                                                            г.Кострома

                                                            2015 г.

    "Согласовано"

    Зам.директора по УМР

    ___________Осипова О.Ю.

    "___"_________2015 г.

    Содержание:

    1. Принципы и целесообразность  воспитательной работы        программы                 "Круг чтения"                                                                с.4

    2. Цели и функции программы                                                с.4

    3. Основные задачи и идеи  программы                                        с.5- 6

    4. Принципы построения программы                                        с.6 -  7

    5. Ожидаемые результаты                                                        с.7

    6. Личностные, социальные, профессиональные  компетенции

        программы "Круг чтения"                                                        с.7 - 8

    7. Направления программы                                                        с.8-9

    8. Система взаимодействия ресурсов                                        с.9

    9. Список использованной литературы                                        с. 10

    9. Примерный план работы программы на 2012-2013 уч.год         с.11-18

    10. Примечание                                                                        с.18

            Воспитательная система - это упорядоченная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у образовательного учреждения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности обучающегося

            Целесообразность создания программы "Круг чтения" обусловлена следующим:

    1) при использовании системного подхода происходит интеграция субъектов воспитательной деятельности, крепнет взаимосвязь компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организационно - деятельностного, оценочно-результативного). Это важно потому, что целостное развитие личности обучающегося может обеспечить только целостный воспитательный процесс;

    2) создание данной системы, включающей в себя освоенную коллективом колледжа социальную, позволяет расширить диапазон возможностей воздействия на личность;

    3) созданная система позволяет экономить время и силы педагогического коллектива учебного заведения;

    4) при построении программы специально моделируются и создаются условия для самореализации и самоутверждения личности обучающегося, преподавателя, мастера производственного обучения, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе колледжа.

    Цель программы "Круг чтения" - создать условия для развития личностных качеств обучающихся, необходимых в современном обществе, развитие грамотности обучающихся, развитие личности обучающегося.

            Основная функция программы "Круг чтения" - создание условий для формирования и развития этой личности на основании новых ФГОС.

            Программа адресована  обучающимся 1-2 курсов с привлечением старших курсов и инженерно-педагогических работников колледжа.

                            Основные задачи:

     формирование у обучающихся:

    - чувства патриотизма и гордости за страну и национальную принадлежность;

    - духовности и культуры;

    - инициативности и самостоятельности;

    - толерантности;

    - грамотности;

    - любви к родному языку и чтению;

    - способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

    -  выявить ресурсы, обеспечивающие воспитательную деятельность учреждения профессиональной сферы;

    -  выявить приоритетные качества личности обучающегося;

    -  определить направления воспитательной деятельности, способствующие развитию личностных, социальных и профессиональных качеств обучающихся;

    -  разработать индивидуальный мониторинг эффективности воспитательной и учебной  деятельности в колледже;

    -  мотивировать всех субъектов образовательного пространства на эффективную организацию воспитательной деятельности.

            Поставленные задачи направлены на то, чтобы в колледже создать доброжелательную и оптимистическую атмосферу, веру в силы и возможность каждого ребенка, его защищенности, развития, как на уроке, так и во внеурочное время.

            Основные идеи, лежащие в основе разработки программы:

    1. Обучение и воспитание должны освещаться высокой целью - развития личности. В колледже хорошо, когда в нем хорошо педагогу и подростку.

    2. Воспитание и обучение эффективны там, где есть постоянная заинтересованность взрослых в обучающемся.

    3. Высокая требовательность к обучающемуся должна органично включать в себя уважение к его человеческому достоинству. Обучение и воспитание без уважения ведут к подавлению личности.

    4. Обучение и воспитание взаимосвязаны, они, взаимно проникая одно в другое, обогащают друг друга. Обучая, воспитывать, воспитывая, обучать - в этом целостность учебно-воспитательного процесса.

    5. Обучение и воспитание - это не однонаправленное действие, а взаимодействие педагога и воспитанника, основанное на взаимопонимании, это творческое содружество единомышленников.

    6. Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны, а не шаблонны, и носят творческий характер.

    7. Воспитательный процесс разнообразен: подросток не все время находится под воздействием учебного заведения. Поэтому желательно, чтобы это воздействие было ярким, запоминающимся, воспитывающим.

    8. Ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от системы влияний. Воспитание эффективно, если оно системно.

    9. Главным инструментом воспитания в колледже является коллектив, действующий на демократических и гуманистических принципах, представляющий союз подростков и педагогов, объединенных общими целями, общей деятельностью и общей ответственностью.

            Принципы построения программы "Круг чтения" в колледже:

    1. Принцип развития и творчества личности в колледже.

    2 .Принцип гуманизации и демократизации воспитательных отношений.

    3. Принцип целеустремленности и целесообразности педагогических воздействий.

    4. Принцип опоры на интересы и потребности обучающихся, педагогов, родителей, учета и формирования социального заказа колледжу.

    5. Принцип преемственности педагогических действий и деятельности подростка в следующих периодах развития личности: в школьном, в колледже, после него.

    6. Принцип ориентации на общечеловеческие ценности и опоры на национальные, региональные и местные традиции.

    7. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания обучающихся.

    8. Принцип интеграции учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

            Сложившаяся традиционная система мероприятий, проводимых в колледже, способствует увеличению охвата обучающихся воспитательной работой. Ежегодно обучающиеся становятся участниками творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад профессионального мастерства, выставок, конференций, спортивных соревнований различного уровня.

            Для организации воспитательного процесса оптимально задействованы имеющиеся кадровые ресурсы: классные руководители, мастера производственного обучения, педагоги - предметники, социальный педагог, библиотекари и воспитатели общежития и др.

            Ожидаемыми результатами должны стать:

    - повышение грамотности письменной и устной речи;

    - умение правильно выражать свои мысли, идеи;

    -  повышение эффективности воспитательной деятельности колледжа через использование оптимальных условий, грамотного ресурсного обеспечения и достаточной полноты содержания программы "Круг чтения";

    -  высокая степень сформированности личностных качеств обучающихся учреждений профессионального образования.

            Главным субъектом воспитания является обучающийся, обладающий определённой совокупностью личностных качеств, которые обусловлены требованием общества и формируются посредством содержания воспитательной деятельности.

            Личностные компетенции        

    - культура поведения (этичность, эстетическая чувствительность, дисциплинированность, пунктуальность, аккуратность и т. д.);

    - коммуникабельность (культура речи, общительность и т. д.);

    - ответственность (умение отвечать за собственную и коллективную деятельность);

    - интеллектуальная культура (ЗУН в области умственного труда);

    - целеустремлённость;

    - самоорганизация (собранность, наблюдательность, самостоятельность, умение организовывать собственную деятельность, самоанализ и т. д.);

    - увлеченность (заинтересованность)

            Социальные компетенции        

    - физическое здоровье (следование требованиям ЗОЖ, физическая выносливость и т. д.);

    - патриотизм (любовь к Родине, приверженность национальным традициям и т. д.);

    - нравственность (уважительность, доброта, гуманность, справедливость, созидательность и т. д.);

    - гражданственность (бережное отношение к окружающему миру, семейственность, политическая активность, законопослушность, правовая грамотность, языковая грамотность, культура чтения и т. д.);

    - толерантность (терпимость, уважительность и т. д.);

    - социальная активность (инициативность в борьбе с проявлениями зла и защите гуманистических принципов).

            Профессиональная компетентность:        

    - конкурентоспособность (профессионализм, мобильность, организованность, амбициозность, уверенность в себе, стрессоустойчивость, трудолюбие, экономическая грамотность и т. д.);

    - креативность (творческость, новаторство, предприимчивость и т. д.)

            Направления программы:

            Направления деятельности определяются её целью, задачами, принципами, которые, в свою очередь, обусловлены требованиями общества к растущей личности и субъектам её формирования. В связи с этим можно выделить направления, связанные с коррекцией и развитием личностных качеств обучающихся и повышением уровня профессионализма субъектов воспитания: физическое, здоровьесберегающее, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, профессиональное, трудовое, интеллектуальное, эстетическое, экологическое, работа с педагогическими кадрами, работа с родителями. Указанная классификация направлений воспитания вследствие комплексного влияния любого воздействия на личность носит инструментальный характер и используется для осмысления сущности воспитания,  формирование научного мировоззрения и др.

            Развитие интеллекта взаимосвязано с мотивационной сферой личности: потребностями, мотивами, интересами. Средства их формирования таковы: содержание учебного и внеурочного материала, методы его подачи и организации мыслительной деятельности, создание положительных эмоций в деятельности подростков.

            В тесной связи с интеллектуальным развитием протекает процесс формирования мировоззрения обучающегося – системы философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Психология рассматривает мировоззрение как часть направленности личности. Оно является результатом воспитания.

            Взгляды и убеждения – это принятые человеком представления о мире, как достоверные и эмоционально переживаемые. Основой для формирования убеждений являются научные знания, общественный и личный жизненный опыт.

            Закон Российской Федерации «Об образовании» говорит, что содержание образования должно обеспечить в сознании обучающихся формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и ступени обучения (ст.14 п. 2). Там же сказано, что содержание образования должно «…учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений» (ст.14 п. 4).

            Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа обучающихся. Усвоение мировоззренческих аспектов знания обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой области знания и деятельности, межпредметными связями, созданием интегрированных курсов. Взгляды и убеждения формируются в общении и в собственной практической деятельности обучающихся: трудовой, общественной, художественной, технической и пр.
            Результатом интеллектуального воспитания может быть наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями, интеллектуальными умениями, наличие системы взглядов на мир, носящих мировоззренческий характер, на основе которых подросток оценивает себя и мир и строит свою жизнь и деятельность.

            Необходимым условием эффективности воспитательной деятельности является наличие информационно-методических ресурсов. К ним можно отнести:

    -  произведения художественной литературы, периодическая печать, интернет;

    -  информационно-методические материалы на бумажных, электронных, видео, аудионосителях;

    -  педагогическую и специальную литературу в образовательном учреждении;

    -  цифровые образовательные ресурсы («Эффект пружины») и др.

            Существенно расширят спектр воспитательных возможностей программы "Круг чтения" связи с учреждениями социальной, образовательно-культурной, культурно – досуговой и других сфер.

            

                                    Система взаимодействия ресурсов

            Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники. Целенаправленно влияют на развитие стремлений, ценностей обучающегося и педагоги, взаимодействующие с ним напрямую, и администраци, решающая задачи воспитания через прямые и косвенные влияния на педагогов и обучающихся.

            Особенно важно взаимодействие педколлектива  и библиотеки;        

    -  организация воспитательной деятельности по различным направлениям через проведение встреч, конференций, конкурсов, вечеров и т. д. для обучающихся учреждения;

    -  информационно-методическое сопровождение мероприятий;

    -  осуществление просветительской работы по вопросам ЗОЖ, профилактики злоупотребления ПАВ и т. д.

    Список использованной литературы:

    1. Закон об образовании РФ

    2. Устав колледжа

    3. Сёмина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия/ /Л.И.Сёмина// Семья и школа, 2001, №№11-12, стр. 36-40,

    4. Художественная литература, не входящая в программу обязательного обучения (по спискам преподавателей русского языка и литературы)

    5. Методические разработки мероприятий.

    Примерный план работы по осуществлению программы "Круг чтения"

    №№

    Мероприятие

    Дата проведения

    Ответственный

    Знакомство с обучающимися 1 курса. Входной контроль (проверочный  диктант, сочинения "Моя любимая книга")

    Сентябрь

    Преподаватели русского языка и литературы

    Библиотечные уроки (знакомство с фондами библиотек, умением ими пользоваться)

    Сентябрь

    Библиотекарь

    Подготовка и проведение "Международного Дня Грамотности"

    Сентябрь

    Преподаватели, студенты 1-2 курсов

    Знакомство с профессиями (поиск материала, выставки, связанные с профессиями портной, парикмахер).

    Сентябрь

    Преподаватели литературы, мастера п/о, студенты

    Уроки художественного чтения. Мероприятия акции «Круг чтения»: В.Бочарников

    Октябрь

    Преподаватели русского языка и литературы

    Посещение театра им.А.Н.Островского

    Октябрь

    Преподаватель русского яз. и литературы Кубасова И.С.

    Обсуждение театральной постановки.

    Октябрь

    Преподаватель русского яз. и литературы Кубасова И.С.

    Литературная гостиная, посвящённая юбилею со дня рождения С.А.Есенина

    Октябрь

    Преподаватели русского языка и литературы

    Знакомство-экскурсии в Областную научную библиотеку

    Октябрь

    Преподаватели русского языка и литературы,

    студенты 1 курса

    Подготовка и проведение конкурса чтецов в Колледже

    Октябрь

    Преподаватели русского языка и литературы, студенты 1-3 курсов

    Участие в Областном конкурсе чтецов в рамках фестиваля "Мир творчества"

    Октябрь

    Преподаватели русского языка и литературы.

    Классные часы «Жизнь - это чудо»

    Октябрь

    Кураторы групп, мастера п/о

    Участие в региональных творческих конкурсах "Я и моя профессия"

    Октябрь

    Преподаватели русского языка и литературы

    Библиотечные уроки для студентов.

    Октябрь

    Библиотекари

    Классные часы, посвященные Дню толерантности: «Толерантность - путь к миру», «Что такое толерантность?»

    Ноябрь

    Зам.директора по УВР, мастера п/о

    Знакомство с представителями литературы различных национальностей. (В 1 очередь - студентов лицея), обсуждение произведений.

    Ноябрь

    Преподаватели русского языка и литературы

    Час общения «Мы все смеемся на одном языке».

    Ноябрь

    Преподаватели русского языка и литературы

    Литературная гостиная к юбилею П.И.Чайковского и писателей, поэтов 19 в.

    Ноябрь

    Преподаватели русского языка и литературы

    Конкурс брошюрок и слоганов против курения (творческие работы обучающихся, направленные не только на работу по отказу от курения, но и развитию грамотности(

    Ноябрь

    Преподаватели русского языка и литературы

    «Мама милая моя» (мероприятие, посвященное дню матери)

    Ноябрь

    Преподаватели русского языка и литературы

    Подготовка к областному фестивалю «Мое творчество» в номинации «Искусство слова».

    Ноябрь

    Преподаватели русского языка и литературы

    Литературная гостиная "Вот и встретились осень с зимою" (в творчестве русских поэтов)

    Ноябрь

    Преподаватели русского яз. и литературы

    Выставки в кабинетах литературы:

    •        «Костромская область в периодической печати»

    •        «Наше наследие (редкие и старинные книги)».

    Декабрь

    Преподаватели русского яз. и литературы

    Посещение театра им.А.Н.Островского

    Декабрь

    Преподаватель русского яз. и литературы Кубасова И.С.

    Обсуждение спектакля (в т.ч. и письменные рецензии)

    Декабрь

    Преподаватель русского яз. и литературы Кубасова И.С.

    Отборочный тур областного фестиваля «Мое творчество» в номинации «Искусство слова».

    Декабрь

    Педагог-организатор

    Встречи с поэтами Костромы.

    Январь

    Преподаватели русского языка и литературы, библиотекарь Маслова З.Д.

    Литературный час: «Зима в лирике русских поэтов»

    Январь

    Преподаватели русского языка и литературы.

    Мероприятия акции «Круг чтения»: В.С. Высоцкий

    Январь

    Преподаватели русского языка и литературы

    Вечер отдыха «Рождественские посиделки»

    Январь

    Преподаватель истории Любимова И.В., русского языка и литературы

     День Российского студенчества «Итак, она звалась Татьяной»

    Январь

    Преподаватели русского яз. и литературы

    Посещение и обсуждение спектакля в театре им.А.Н.Островского

    Февраль

    Преподаватель русского яз. и литературы Кубасова И.С.

    Подготовка творческих работ к областному конкурсу "Арт-Профи-Форум"

    Февраль

    Преподаватели русского яз. и литературы

    Беседа: «Правильно ли мы говорим» с участием инженерно-педагогического коллектива

    Февраль

    Преподаватели русского яз. и литературы Кубасова И.С., Иутинская Г.И.

    Выставки в читальных залах:

    •        23 февраля - День защитника Отечества

    •        «Патриотизм - духовная крепость России»

    •        «О великий и могучий русский язык»

    Февраль

    Библиотекари Маслова З.Д., Боброва Н.В.

    Мероприятия акции «Круг чтения»: А.С.Пушкин.(Международный день родного языка)

    Февраль

    Преподаватели русского яз. и литературы Кубасова И.С., Иутинская Г.И.

    Участие в городской историко-патриотической акции «Ищу героя».

    Февраль

    Преподаватели русского яз. и литературы Кубасова И.С., Иутинская Г.И.,

    Неделя русской словесности.

    Март

    Преподаватели русского яз. и литературы Кубасова И.С., Иутинская Г.И.,

    Мероприятия акции «Круг чтения»: писатели и поэты Костромского края

    Март

    Преподаватели русского яз. и литературы

    Литературно-музыкальная композиция: «Широкая - Масленица»

    Март

    Преподаватели русского яз. и литературы

    Выставки в читальных залах:

    •        8 марта - День весны

    •        «Эти книги читали ваши родители»

    •        Прасковья Малинина. Вкус жизни

    Март

    Библиотекарь

    Литературная гостиная  по литературе 21 века совместно с инженерно-педагогическим коллективом.

    Март

    Преподаватели русского яз. и литературы

    Мероприятия, посвященные Международному Дню малолетних узников фашизма.

    Классные часы «Дети войны        »

    Вечер в «Лире» «Дети войны» (рассказ о судьбах Беляевой Н.А и Соловьёвой Т.В.

    Март

    Преподаватели русского яз. и литературы, преподаватель истории, библиотекарь Маслова З.Д.

    Мероприятия акции «Круг чтения»: Б.Н. Стругацкий (80 лет со дня рождения)

    Март

    Преподаватели русского яз. и литературы, иностранного языка

    Викторина «Наш любимый город - Кострома»

    Апрель

    Преподаватели русского яз. и литературы, истории

    Подготовка словаря профессиональных слов для студентов по профессиям и специальностям  колледжа

    Апрель

    Преподаватель русского яз. и литературы Иутинская Г.И., студенты

    Конкурс "Самый грамотный человек в колледже" (диктант) с участием инженерно-педагогического коллектива.

    Апрель

    Преподаватели русского яз. и литературы

    Беседа «Мы Славяне!»

    Май

    Зам.директора по УВР

    Литературная гостиная "Моя любимая книга"

    Май

    Преподаватели русского яз. и литературы Кубасова И.С., Иутинская Г.И.

    Участие  в программе "Ликбез"

    По плану программы

    Преподаватели русского яз. и литературы Кубасова И.С., Иутинская Г.И.

                                      

                                            

                                            Примечание:

            Программа может быть частично изменена или дополнена в связи с изменившимися обстоятельствами, расширения круга творческих конкурсов, пожеланий студентов.

            

    Преподаватели                                Кубасова И.С., Иутинская Г.И.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы по развитию творческого воображения учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

    Раскрывается система работы учителя . Представлены этапы работы по раскрытию творческого воображению учащихся начальной школы...

    Рабочая программа курса "Литературное чтение" в 3 классе (Система общего развития ребенка Л.В.Занкова)

    Предлагаю  вариант рабочей программы курса  "Литературное чтение" 3 класс ( система развивающего обучения Л.В.Занкова):1. Пояснительная записка2. Календарно – тематическое планирование...

    Контрольная работа для контроля навыков чтения

    а) Контрольная работа предназначена  для обучающихся 1 курса профессионального училища,  что соответствует 10 классу общеобразовательной школы;б) уровень обучающихся  соответствуе...

    Использование приемов и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок внеклассного чтения по современной литературе. Татьяна Толстая. «Любишь - не любишь». Рассказ.

    Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна   Урок 1-2 Татьяна Толстая . Рассказ «Любишь- не любишь»(Опыт прочтения текста вместе с детьми) Эпиграфы:Чем человек ум...

    Повышение интереса чтению у младших школьников на уроках литературного чтения

    Способы повышения интереса к чтению литературных произведений у младших школьников на уроках литературы в начальных классах. В статье представлены формы и виды организации работы с детьми. Из опы...

    Детское чтение в эпоху цифровых технологий. Чтение без принуждения?

    Сегодня учителю начальных классов, одна из главных предметных задач которого научить читать, пополнить ряды юных читателей, приходится специально увлекать ребенка чтением, решать новые педагогические ...