Конспект урока "В чём истинная красота человека"
план-конспект занятия на тему

Кубасова Ирина Станиславовна

На уроке используется творческая активность студентов, привлекаются различные виды деятельности, имеется возможность использовать обширный материал, провести параллели с современностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: В чем истинная красота человека (по роману Л.Н. Толстого

 «Война и мир»).

Цели урока: 1. Провести синтез и углубление знаний в образе главной

 героини романа.

 2. Определить позицию Л.Н. Толстого на роль женщины в

 обществе, выражение писателем веры в человека, в

 возможность утверждения подлинно человеческих отношений

 на земле.

 3. Обобщить в образе Наташи Ростовой типичные черты

 женщин в русской литературе XIX века.

 4. Создать атмосферу доверительности, лирического настроя.

Оборудование: фрагменты видеофильма, иллюстрации Л. Пастернака,

 Шмаринова, соната Бетховена «Лунная соната», дневниковые

 записи,

 Сущность ее жизни – любовь.

 Л.Н. Толстой.

В образе Наташи Ростовой воплощается одна из главных идей романа: красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды.

 (На экране демонстрируются тема урока, эпиграфы и два портрета: слева- Л.Н. Толстого, справа- Наташи Ростовой).

Ход урока.

^ I. Вступительное слово учителя.

 Перевернута последняя страница романа «Война и мир», но мы вновь и вновь перечитываем сцены, которые навсегда остаются в нашей памяти. Мы продолжаем разговор о персонажах романа Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих». Героиня сегодняшнего урока – Наташа Ростова.

(На экране – два высказывания: «Женщины тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание».

Л.Н. Толстой.

«Наташа Ростова равнодушна к проблемам женского освобождения, эмансипации».

^ Статья «Наши бабушки» Цебрякова.

- Кто прав: автор романа или критик? Почему?

II. Беседа.

 - С какими женскими образами мы встречались при изучении литературы XIX века? (Татьяна Ларина А.С. Пушкин «Евгений Онегин», тургеневские девушки, Ольга Ильинская «Обломов» И.А. Гончаров).

 - ^ Каков идеал женщины у Тургенева, Пушкина? Как эти писатели представляли ее роль в обществе?

 (Идеалом писателей и поэтов XIX века была свободная женщина, способная любить и быть любимой, которая была союзницей своего мужа. Она сама могла найти свое место в жизни и определить свою судьбу, готова пойти на самопожертвование).

 Мы знаем, что Толстой больше всех других героинь любил Наташу. «Люди как реки»,- замечал автор.

 - Как вы это понимаете?

^ III. Знакомство с новой темой.

 Образ Наташи Ростовой, главной героини романа, охватывает все этапы ее духовного развития от полудетского возраста до полной зрелости, замужества и материнства. Характер Наташи – это художественное открытие писателя, увидевшего в обыкновенной русской девушке то душевное богатство, ту подлинную человечность, ту истинную красоту, тот дар любви, близость к народу, ко всему русскому, к родной природе. В чем же сила ее характера, сущность ее жизни?

 Остановимся на сценах, которые показывают героиню в самые яркие моменты ее жизни, когда особенно ощутима «диалектика души».

^ 1. Первая встреча с Наташей.

 (На экране – иллюстрация Шмаринова «Дети Ростовых).

 - Зачитывается описание портрета Наташи.

 - Красива ли она?

 (Нет, Толстой это несколько раз подчеркивает).

 - В чем, по-вашему, ее обаяние?

 (В простоте, естественности. Она в движении, живая, непосредственная, радостная, смеющаяся, покоряющая смелостью, эмоциональностью).

^ 2. Ночь в Отрадном.

 Ночь, проведенная в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Балконского.

Индивидуальное задание. Ученик рассказывает этот эпизод и на фоне музыки «Лунная соната» Бетховена зачитывает отрывок, в котором описывается восхищение Наташи летней ночью.

 - Каким нравственным критерием оценивает автор своих героев?

 (Для них характерна близость к природе, к народу. Никого: ни Элен, ни Жюли мы не видим на фоне природы).

 - В каком еще эпизоде мы видим близость Наташи к народу, природе?

^ 3. «У дядюшки».Пляска Наташи..

 (Просмотр фрагмента).

4. В просмотренном эпизоде мы увидели, как Толстой раскрывает одну из главнейших идей: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым: «Сущность ее жизни – любовь», - пишет Толстой. Любовь определяет ее жизненный путь и тогда, когда она только живет, ожидая ее, и тогда, когда становится женой и матерью.

 Одна из самых ярких сцен романа – первый бал Наташи.

 (Демонстрация эпизода видеофильма «Первый бал Наташи Ростовой»).

 Волнение, тревога, первый выход в свет и первая любовь.

5. Нравственный идеал Толстого раскрылся в романе «Война и мир» глубоко и разносторонне. Автор сталкивает с высшим светом, где царит бездушие, моральная деградация, отчужденность, свою любимую героиню. Один раз это столкновение приносит ей радость, счастье – любовь Андрея Болконского, другой раз оно подвергло ее в муки, унижение, страдания – увлечение Анатолием Курагиным.

 - Какое первое испытание? Как переживала отъезд Андрея?

 - Почему Наташа увлеклась Анатолием Курагиным?

 - Как вы расцениваете поступок Наташи?

 - В праве мы судить ее?

^ 6. Свидание Наташи с раненым князем Андреем.

 (иллюстрация Л.Пастернака).

Индивидуальное задание. Описание сцены «Наташа у постели умирающего Андрея Болконского».

 В мировой литературе нет сцены свидания, равной по силе, глубине, чистоте чувств той, что произошла в полутемной тихой избе у постели умирающего Андрея. И после этого свидания Наташа, охваченная желанием отдать всю себя, ухаживала за Болконским, с необыкновенной чуткостью угадывая его желания, принося ему радость и успокоение одним своим присутствием. Во всем этом в полной мере раскрылось духовное богатство героини, ее дар любви к людям.

^ 7. Возрождение Наташи к жизни.

 - Что возрождает Наташу к жизни?

 (Побеждает любовь к жизни, к людям, желание быть вместе с ними).

8. Как Толстой доказывает, что Наташа Ростова – это настоящий русский характер, настоящая русская душа?

 (Близость к народу, патриотизм, любовь к природе, к людям, родине, доброта, простота, нравственность).

9. Чего же добилась в жизни Наташа?

^ IV. На иллюстрации–  «Наташа Ростова».

 «Я не жил прежде. Теперь только я живу».

 (Андрей).

 «У нее и характер плохой, и ума нет. И эдакое…».

 (Берг).

 «Эта девушка такое сокровище… Это родная девушка…»

 (Пьер).

V. Итог. Говоря о том, что сущность жизни Наташи – это любовь, мы отметим, что любовь, не требующая неустанного проявления, удовлетворения, пробуждающая все лучшее в душах других людей. Нас покоряет ее внутренняя красота, душевная щедрость, доброта, чутье к чужой боли, вера в жизнь. В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа: красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды.

Домашнее задание. Сочинение-миниатюра «Что же делает красивыми любимых героев Толстого?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по Информатике ФГОС "Человек и информация" с элементами робототехники, Н.В.Матвеева, 3 класс

Конспект урока по информатике для 3 класса по программе Н.В. Матвеевой построен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок содержит практическую работу по изучению работы датчиков Lego WeDo....

конспект урока на тему: «Человек и общество»

конспект урока на тему: «Человек и общество»...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: "ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЖИВОТНЫХ"

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по биологии, включающий в себя основные этапы урока: мотивационный этап, этап актуализации знаний, этап изучения нового материала, закр...

статья "МУЗЫКА КАК САМЫЙ ЧИСТЫЙ И ВОЗВЫШЕННЫЙ СИМВОЛ СТРЕМЛЕНИЯ ТОЛСТОГО И ЕГО ГЕРОЕВ К ИСТИНЕ, КРАСОТЕ И СОВЕРШЕНСТВУ"

Данная статья предназначена для студентов и преподавателей. В ней рассказывается о роли музыки в жизни Л.Н.Толстого, героев романа-эпопеи "Война и мир", романа "Анна Каренина"...

Конспект урока по биологии на тему «Основные этапы происхождения человека»

Тема : «Основные этапы происхождения человека»План1. Доказательства происхождения человека от животных2. Эволюция человека3. Предшественники человека4. Первые люди5.Современные люди6 .Чело...

Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.

Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении  и работе лёгких.На изучение данной темы в программе отводи...