Организация поисково-исследовательской деятельности обучающихся на уроках истории.
статья на тему

Безгина Надежда Михайловна

Раскрывается опыт работы поисково-исследовательской деятельности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_poiskovo-issledovatelskoy_deyatelnosti.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Щигровский филиал ОБОУ «Советский социально-аграрный техникум»

 им. В.М. Клыкова

Организация поисково-исследовательской деятельности

обучающихся на уроках истории.

Преподаватель истории и обществознания:

 Безгина Н.М.

Поисково-исследовательская деятельность способствует развитию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, формированию у них критического и творческого мышления, умения работать с информацией, что в полной мере отвечает современной задаче воспитания социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

Современная государственная образовательная политика ориентирует ОУ, педагогов на новый результат их деятельности. В концепции модернизации российского образования указано, что «развивающемуся» обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, прогнозировать по возможности их последствия, способны к сотрудничеству, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Для решения задач воспитания и образования обучающихся важны сегодня не только содержание образовательных программ, но и используемые технологии обучения. Поисково-исследовательская работа позволяет строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуя его с личным интересом, личными ценностями. Эффективность поисково-исследовательской работа значительно повышается при сочетании с информационными технологиями. Уроки с использованием ИКТ, кроме учебных целей по предмету, имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся: получение знаний, позволяющих, перерабатывать, осмысливать, оценивать большие потоки информации и умений оперировать ею. Овладение современными информационными технологиями как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.

Работая с компьютером, обучающиеся создают демонстрационные, поисков-исследовательские, творческие проекты. Наиболее часто в учебном процессе используются компьютерные презентации Power Point. Компьютерная презентация Power Point – это яркий, наглядный, отражающий главные тезисы материал, который сопровождает выступление докладчика. Студенты готовят мини-проекты, краткосрочные проекты с презентацией, получая опережающее задание к уроку. В одних случаях при использовании ресурсов «Интернет» создаются информационные проекты с презентациями-иллюстрациями по выбранной теме, где существует необходимость ярких, зрительных образов. Подобные проекты с презентациями учащиеся создают и по вопросам, которые выносятся на повторительно-обобщающие уроки. После таких уроков изученный материал надолго остается в памяти обучающихся, как яркий образ и помогает преподавателю стимулировать познавательную активность воспитанников. А внутренний результат такой работы, опыт деятельности становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания, умения, компетенции и ценности.

Значительная часть работы по предмету связана с краеведением. Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включается в себя элементы исследования, её обязательной частью является непосредственное участие в поисково-исследовательской деятельности и создание проекта. Сочетание ИКТ и проектной технологии в преподавании предмета дает неплохие результаты. Конечно, презентации – лишь один из большого числа элементов ИКТ.

Поисково-исследовательская работа с использованием информационных технологий, предоставляет преподавателю большие возможности для совершенствования форм и методов своей работы, выводя её на качественный уровень.

Темы для проектно-исследовательской деятельности обучающих выбираю такие, которые имеют не только учебное, но и большое личностное, социальное значение, пронизывают российскую, региональную историю и историю края. Для целенаправленного поиска важна общественная значимость исследования и наличие достаточного количества материала. И таким был проект «Великая Отечественная война».

Цели поисково-исследовательской деятельности:

  1. Выявление и поддержка учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью.
  2. Развитие интеллектуальных, творческих способностей обучающихся.
  3. Развитие личности, способностей к самоактуализации, самореализации, самоутверждению в постоянно изменяющихся социокультурных условиях.
  4. Формирование и развитие у студентов навыков исследовательской работы.
  5. Развитие компетенции у обучающихся, имеющих интерес к исследовательской деятельности.

Работаю с обучающими поэтапно. Самым трудным этапом является выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской деятельностью, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, анализ полученных результатов, рефлексия. Уровень сотрудничества преподавателя и студентов - это одно из условий успеха в поисково-исследовательской работе с учащимися. Оформление выполненных исследований доставляют большое удовольствие обучающимся. Когда трудный путь исследования закончен, они преступают к оформлению своих работ. Особо отмечу поисково-исследовательскую работу «Простые истории Великой Победы», посвященную 70 – летию Великой Отечественной войне, родственникам студентов, принимавшим в ней участие.

На своем опыте я убедилась, что обучающимся трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают жгучий интерес, и решила через изучение истории родного края, близкого и понятного студентам, изучать историю России, проводя между ними параллели. Местный материал стал неотъемлемой и обязательной частью при изучении отечественной истории.

Используя краеведческий материал на уроках истории, я заметила, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании студентов. Обучающиеся погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму времени. Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью и, когда на уроке истории они сталкиваются с материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что исторический материал ложится на уже подготовленную базу знаний. Краеведческий подход позволяет вести студентов от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки, т.е. организовывать процесс познания наиболее естественным и доступным путем.

Использование краеведческого материала на уроках истории открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия, создания творческих работ. И наоборот, знания, полученные на уроках истории России, поднимают научный уровень местного материала. Собранный материал может быть тем больше и лучше использован, чем он подробнее изучен методически обработан.

Исследование краеведческой, на мой взгляд, наиболее значимо, так оно позволяет обучающемуся познакомиться с важнейшими событиями Российской и всемирной истории через историю своей малой Родины, через историю своей семьи и биографические данные своих земляков. Именно поэтому концепцию развития способностей студентов я основываю на поисково-исследовательской деятельности, которая делает акцент на развитие умения самому ставить перед собой проблемы и решать их. Ребята сами принимают решение о том, что сознательно будут работать на собой в тесном сотрудничестве с преподавателем, обеспечивающим сопровождение их индивидуального развития и продвижения.

Студенты не только изучают историю, но и раскрывают свой творческий потенциал, открывают малоизвестные страницы родного края, историю отдельной семьи, отдельных фактов для более широкого использования. Таким образом, создается основа для творческой самореализации обучаемого.

Обучающиеся получают возможность самореализации через исследовательскую деятельность, приобретают знания об особенностях работы с историческими источниками, о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту. Закономерным итогом подобной работы становится приобретение и развитие новых знаний, умений, навыков, а также формирование опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к происходившим в мире (стране, крае, городе) историческим событиям.

Наряду с содержанием краеведческого материала мной определена и система работы по овладению студентами разнообразными исследовательскими методиками, навыками.  Стараюсь научить ребят творческому сотрудничеству с людьми, которые могут дать интересную историческую информацию.

Стараюсь, чтобы ребята научились выполнять литературно-художественные, информационно-реферативные, исследовательские работы в определенной общепринятой последовательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе изучения материала прослеживается последовательное изучение истоков русской государственности, русской духовности, русской литер...

Публикация на тему: "Духовно - нравственное воспитание обучающихся на уроках истории" (из опыта работы)

В данной публикации хочется сказать, что мы должны помнить наши исторические корни, которые непосредственно связаны с православной культурой. Мы должны научиться жить, не разрушая памятники, не разруш...

Тема самообразования: «Развитие познавательных способностей обучающихся на уроках истории».

На уроках истории осуществляется познавательная деятельность обучающихся с помощью различных видов работы с историческими источниками, которые были представлены мною в данной методической разработке. ...

Духовно- нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности

В статье "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности"  автор поднимает проблемы воспитания  патриотизма и духовно -...

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках информатики

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках информатики...

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка

laquo;Организация исследовательской деятельности обучающихсяна уроках русского языка»Я.А.Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Природа  всё производит из корня и ...