Методичекие рекомендации по выполнению ПР по дисциплине Управление качеством
методическая разработка на тему

Луцык Нелли Ивановна

Дисциплина «Управление качеством» является общепрофессиональной, раскрывающей проблемы качества, методологические основы управления им, нормативно-правовую базу, стандарты, стандартизацию и сертификацию систем обеспечения качества, специальные знания в области управления качеством в организациях разных форм собственности и видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_pr_po_uk_2012-2013_g.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА  МОСКВЫ    

  «КОЛЛЕДЖ  ПОЛИЦИИ»

Методические рекомендации

по выполнению практических работ

по дисциплине: «Управление качеством»

     

Москва 2016 г


   

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

комиссией дисциплин профессиональных модулей специальности  Право  и организация социального обеспечения

           наименование комиссии

                     

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 (030912) Право и организация социального обеспечения

код, наименование специальности

Протокол №________

от «____»__________2016 г.

Председатель предметной (цикловой) комиссии

_____________/Авдеева Е.А./

           подпись                           Ф.И.О.

Заместитель директора по учебной работе

_____________/Журавлева Л.Г./

Подпись                                 Ф.И.О.

Составитель (автор):_Луцык Нелли Ивановна, преподаватель _________

                                              Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ

Рецензент:________________________________________________________

                                          Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная  записка                                                                4

Структура и содержание учебной дисциплины                                        6

Перечень тем практических работ (занятий)                                        7

Практическая работа № 1                                                                8

Практическая работа № 2                                                                9

Практическая работа № 3                                                                10

Практическая работа № 4                                                                10

Практическая работа № 5                                                                12

Практическая работа № 6                                                                13

Практическая работа № 7                                                                14

Практическая работа № 8                                                                15

Практическая работа № 9                                                                16

Практическая работа № 10                                                                17

Практическая работа № 11                                                                18

Практическая работа № 12                                                                19

Практическая работа  №  13                                                                20

Практическая работа  №  14                                                                21

Вопросы к зачету                                                                                22

КОС по учебной дисциплине                                                                24

Список использованной литературы                                                26


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данные методические рекомендации предлагаются курсантам для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Управление качеством».

 При изучении дисциплины «Управление качеством» основное внимание следует обратить на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. Наряду с этим, необходимо систематически пользоваться записями лекций, учебниками и учебными пособиями.

Дисциплина «Управление качеством» является общепрофессиональной, раскрывающей проблемы качества, методологические основы управления им, нормативно-правовую базу, стандарты, стандартизацию и сертификацию систем обеспечения качества, специальные знания в области управления качеством в организациях разных форм собственности и видов деятельности.

Дисциплина входит в общеобразовательный цикл (ОП.21) и реализует следующие общие компетенции:

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность  и качество.

ОК 5.Использовать информационно – коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК  6.Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться  с коллегами, руководством, потребителями.

Целью дисциплины «Управление качеством» является обучение курсантов методам обеспечения качества при управлении хозяйственной деятельностью в рыночных условия; приобретение и закрепление навыков обращения  с нормативными документами, освоение способов улучшения деятельности организации на основе применения современных систем менеджмента качества.

Задачей дисциплины  является понимание качества, как фактора успеха предприятия в условиях рыночной экономики, овладение методологией и терминологией управления качеством, знаниями рекомендаций российских и международных стандартов по обеспечению качества на предприятиях, о процедурах сертификации продукции и систем управления качеством, овладение профессиональными подходами к проектированию систем обеспечения качества и организации управления качеством продукции.

В результате освоения учебной дисциплины «Управление качеством» курсант  должен

знать:

- основные термины и определения  в области качества и управления качеством;

- сущность и категории качества;

- методы управления качеством;

- факторы, влияющие на качество продукции;

- развитие советских систем управления качеством;

- научная организация работ по повышению моторесурса двигателей;

- комплексная система управления качеством продукции;

- государственные и международные стандарты и системы качества;

- основные этапы формирования затрат на качество;

- методы контроля качества;

- современные проблемы качества;

- основные этапы формирования затрат на качество;

- методы контроля качества;

- современные проблемы качества;

уметь:

- использовать необходимую информацию при решении вопросов качества;

- использовать полученные знания в повседневной и профессиональной деятельности;

 - овладеть методами групповой работы при решении конкретных производственных проблем;

 - пользоваться терминологией, используемой при решении вопросов качества;

- определять показатели оценки качества;

- определить политику в области качества, сформулировать общие задачи и направления деятельности организации в отношении качества;

- анализировать затраты на качество продукции, брак и потери от брака;

- применять методы контроля качества;

- оценивать уровень качества продукции.

Материал дисциплины ориентирован на получение теоретических и практических навыков в области управления качеством.

Построение учебного процесса по дисциплине основывается на усвоении курсантами основных положений в области управления качеством,  закрепления их на практических занятиях.

Практические занятия проводятся в виде опроса по вопросам самоподготовки (самоконтроля), решения ситуационных задач, самостоятельного выполнения исследований по определению уровня качества и конкурентоспособности продукции, организации.

1.4.Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 час., в том числе:

   обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часа;

   самостоятельной работы обучающегося 27 час.


2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

81

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

54

В том числе:

практические занятия

28

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

27

в том числе:

на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на углубление и расширение знаний по дисциплине, необходимой в будущей профессиональной деятельности

Итоговая аттестация в форме

зачет


3.ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ (ЗАНЯТИЙ)

№ п/п

Тема практической работы

Количе-

ство часов

1

2

3

1

Недобросовестная конкуренция и качество функционирования предприятия

2

2

Оценка качества продукции разных производителей

2

3

Определение конкурентоспособности предприятия

2

4

Система управления качеством на предприятии

2

5

Экономические взаимоотношения в процессе сертификации

2

6

Ответственность за нарушение правил выполнения работ по сертификации

2

7

Совершенствование процедуры сертификации

2

8

Документирование системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000

2

9

Основные принципы построения стандартов ИСО серии 9000

2

10

Законодательные основы подтверждения соответствия

2

11

Информационное обеспечение стандартизации

2

12

Система органов и служб стандартизации в РФ

2

13

Применение стандартов в РФ

2

14

Международное сотрудничество в области обеспечения качества

2

Всего

28


 Раздел 1. «Понятие качества и управление качеством»

Тема: Недобросовестная конкуренция и качество функционирования предприятия

Практическое занятие № 1

Цель занятия:

- изучение основных понятий конкуренции и конкурентоспособности;

- рассмотрение  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Учебно-методическое обеспечение: конспект, учебник, Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», раздаточный материал.

Основной задачей практического занятия является:

- рассмотрение конкуренции, как элемента рыночного механизма;

- изучение понятий «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара»;

- рассмотрение конкуренции с такой стороны, как  недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов по более низким ценам (пиратства).

Курсант должен

знать:

  • понятия конкуренции;
  • предмет и объект конкуренции;
  • виды и методы конкуренции;

уметь:

- раскрывать формы конкуренции (внутриотраслевая и межотраслевая);

- сопоставлять качество продукции от разных производителей;

- раскрывать внутренние и внешние факторы, влияющие на качество продукции.

Методические рекомендации:

  1. Записать номер практической работы, тему и цель работы.
  2. Раскрыть следующие понятия: конкуренция, конкурентоспособность, способ оценки конкурентоспособности продукции.
  3. Рассмотреть основные показатели состояния рынка;  перечислить преимущества и недостатки конкуренции.
  4. Конспектировать ст.5 Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ.

Контрольные вопросы:

1.Определение конкуренции и ее сущность.

2.Факторы, которые влияют на качество продукции.

3.Определение конкурентоспособности.

4.Что понимают под конкурентоспособностью предприятия и конкурентоспособностью товара?

5.Основные факторы конкурентоспособности.

6.Способы оценки конкурентоспособности.

Тема: Оценка качества продукции разных производителей

Практическое занятие № 2

Цель занятия:

- сопоставление качества продукции от разных производителей;

- изучение уровня конкурентоспособности и способов его повышения;

- выявление приемов конкурентной борьбы.

Учебно-методическое обеспечение: конспект, учебник, раздаточный материал.

Основной задачей практического занятия является:

- рассмотрение показателей качества;

- изучение критерий оптимального уровня качества продукции;

- изучение конкурентных стратегий.

Курсант должен

знать:

  • уровень качества продукции;
  • показатели, характеризующие уровень качества продукции;
  • показатели  качества;

уметь:

- раскрывать формы конкуренции (внутриотраслевая и межотраслевая);

- сопоставлять качество продукции от разных производителей;

- раскрывать внутренние и внешние факторы, влияющие на качество продукции.

Методические рекомендации:

1.Записать номер практической работы, тему и цель работы.

2.Дать полные ответы на вопросы:

Как конкурируют предприятия, фирмы (компании) на международном рынке?

Какую выбирают конкурентную стратегию предприятия, компании?

Назовите главные ее моменты конкурентной стратегии.

3.Раскрыть структуру  каждой отрасли экономики, важность структуры отрасли в международной конкуренции, возможность повышения качества продукции (услуг, работ) на предприятии.

4.Раскрыть основные факторы конкурентоспособности, насыщенность товарами, осведомленность потребителя  и изменчивость через прогресс, соперничество, методики повышения эффективности управления ресурсами, основные группы ресурсов (материальные, финансовые, кадровые, информационные).  

Контрольные вопросы по теме:

1.Определение конкурентной стратегии для организаций.

2.Факторы, которые влияют на качество продукции.

3.Определение конкурентоспособности предприятия.

4.Определение конкурентоспособности товара.

5.Структура отрасли и процесс ее изменения.

Тема: Определение  конкурентоспособности предприятия

Практическое занятие № 3

Цель занятия:

- изучение показателей, характеризующих конкурентоспособность предприятия.

Учебно-методическое обеспечение: конспект, учебник, раздаточный материал.

Основной задачей практического занятия является:

- изучение внутренних и внешних факторов, влияющих на качество продукции;

- рассмотрение факторов конкурентоспособности и  способы ее оценки.

Курсант должен

знать:

  • сущность конкуренции;
  • основные показатели состояния рынка;
  • способы оценки конкурентоспособности продукции;

уметь:

- охарактеризовать факторы конкурентоспособности;

- раскрывать основные понятия конкурентоспособности.

Методические рекомендации:

1.Записать номер практической работы, тему и цель работы.

2. Последовательно раскрыть следующее:

как конкурируют предприятия, фирмы (компании) на международном рынке;

как выбирают конкурентную стратегию и главные ее моменты;

структуру  любой отрасли экономики;

важность структуры отрасли в международной конкуренции;

возможность повышения качества продукции (услуг, работ) на предприятии.

Контрольные вопросы по теме:

1.Определение конкурентной стратегии для организаций.

2.Факторы, которые влияют на качество продукции.

3.Определение конкурентоспособности предприятия.

4. Определение конкурентоспособности товара.

5.Структура отрасли и процесс ее изменения.

Тема: Система управления качеством на предприятии

Практическое занятие № 4

Цель занятия:

- изучение оценки деятельность предприятия.

Учебно-методическое обеспечение: конспект, учебник, раздаточный материал.

Основной задачей практического занятия является:

- рассмотрение методического и творческого подхода к системному исследованию управления качеством;

- изучение функций и принципов управления;

- рассмотрение международного опыта управления качеством.

Курсант должен

знать:

-        основные методы управления качеством;

  • сфера приложения методов управления качеством;
  • контроль качества на предприятии;
  • методы контроля качества;
  • категории управления качества продукции;
  • основные понятия: конфигурация, административное управление конфигурацией, управление конфигурацией;
  • виды систем управления качеством продукции;
  • виды премий в области качества;
  • уметь:
  • раскрывать основные этапы жизненного цикла товара;
  • сопоставлять системы управления качеством продукции на предприятии.  

Методические рекомендации:

1.Записать номер практической работы, тему и цель работы.

2. Ознакомиться с теоретической частью.

3. На основании раздаточного материала следует раскрыть, что собой представляет система управления качеством (способ), программу разработки системы УК с учетом конкретной деятельности предприятия и проведении определенной политики.

4.Законспектировать следующее:

 подходы в области системы качества (делятся на два класса: системы по стандартам ИСО серии 9000 и «общефирменные» системы качества), целевую установку этой системы качества.

5.Раскрыть план внедрения системы качества и задачи,  которые она позволяет решить на предприятии, системы, которые позволяют вносить необходимые корректировки в процесс управления предприятием.

6.Конспектировать следующее:

системы управления качеством продукции на предприятии (БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, КСУКП, КСУКП и ЭИР, КСПЭП) и в каком году и где они были внедрены, какая система УК используется на российских предприятиях, какие различают этапы жизненного цикла товара, методы контроля качества и их применение по видам продукции.

Контрольные вопросы теме:

1.Что собой представляет система управления качеством?

2.Назовите системы УК.

3.Назовите два класса, на которые делятся все системы качества.

4.Основные правила работы по стандартам ИСО серии 9000.

5.Как разрабатывается система управления качеством?

Раздел 2.  «Сертификация продукции и систем качества»

Тема: Экономические взаимоотношения в процессе сертификации продукции

Практическое занятие № 5

Цель занятия:  

- изучение  схемы сертификации продукции, их особенности и условия применения;

- получение представлений о структуре органов по сертификации;

- рассмотрение основных направлений деятельности.

Учебно-методическое обеспечение: конспект, учебник, Федеральный закон от  27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", раздаточный материал.

Основной задачей практического занятия является:

- рассмотрение порядка проведения обязательной сертификации;

- рассмотрение порядка проведения добровольной сертификации;

- рассмотрение порядка проведения работ по подтверждению соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Курсант  должен

 знать:

  • процедуру проведения сертификации продукции;
  • сертификацию производств и систем качества;
  • виды систем сертификации продукции;

уметь:

- анализировать порядок проведения сертификации продукции и услуг;

- конспектировать основные понятия.

Методические рекомендации:

1.Записать номер практической работы, тему и цель работы.

2.Работа с Федеральным законом от  27.12.2002 N 184-ФЗ (ст.2, Глава 4 (ст.8-27)):

форма подтверждения соответствия на территории России, которая носит добровольный или обязательный характер, основные понятия;

процедура подтверждения соответствия продукции, цели, принципы подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

система сертификации, которая базируется  на стандартах, национальный орган по сертификации, участников сертификации, организационную структуру государственной системы сертификации.

Контрольные вопросы по теме:

1.Добровольное подтверждение соответствия (добровольная сертификация).

2.Обязательное подтверждение соответствия (обязательная сертификация).

3.Формы подтверждения соответствия.

4.Законодательная база сертификации.

5.Основные понятия в области сертификации (сертификация, сертификат соответствия, система сертификации, орган по сертификации, заявитель).

Тема: Ответственность за нарушение правил выполнения работ по сертификации

Практическое занятие № 6

Цель занятия:

- ознакомление с информацией о несоответствии продукции требованиям технических регламентов.

Учебно-методическое обеспечение: конспект, учебник, Федеральный закон от  27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", раздаточный материал.

 Основной задачей практического занятия является:

- изучение основных понятий;

- изучение главы 6 «Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов»;

- изучение главы 7 «Информация о нарушении требований технических регламентов и отзыв продукции».

Курсант  должен

 знать:

  • процедуру проведения сертификации продукции;
  • органы государственного контроля  (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
  • ответственность за нарушение правил выполнения работ по сертификации;

уметь:

- работать с нормативными документами.

Методические рекомендации:

1.Записать номер практической работы, тему и цель работы.

2.Работа с Федеральным законом от  27.12.2002 N 184-ФЗ.

3.Раскрыть особенности систем менеджмента качества на малых предприятиях; проследить процесс использования стандартов ИСО серии 9000  при разработке и внедрении систем менеджмента качества.

4.Изучить стадии формирования качества, «Петля качества», систему менеджмента качества, ее составные элементы; взаимосвязь между процессами системы.

Контрольные вопросы по теме:

1.Перечислите основные виды документации по качеству, применяемые предприятиями/ компаниями.

2.Перечислите виды нормативных документов в РФ в области сертификации.

3.Что представляет собой сертификация продукции и услуг?

4.Каков порядок проведения сертификации продукции?

5.Какие органы входят в организационную структуру сертификации?

6.Ответственность за несоответствие продукции требованиям технических регламентов.

7.Ответственность за нарушение правил выполнения работ по сертификации.

Тема: Совершенствование процедуры сертификации

Практическое занятие № 7

Цель занятия:

- ознакомление с порядком проведения сертификации продукции.  

Учебно-методическое обеспечение: конспект, учебник, Федеральный закон от  27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", раздаточный материал.

Основной задачей практического занятия является:

- изучение нормативно-правовых основ сертификации;

- рассмотрение порядок проведения сертификации продукции и услуг;

- рассмотрение системы аккредитации.

Курсант  должен

 знать:

  • основные термины и понятия сертификации;
  • схемы сертификации;
  • процедуру проведения сертификации продукции и услуг;
  • определение сертификата соответствия;
  • виды сертификации;

уметь:

- работать с нормативными документами.

Методические рекомендации:

1.Записать номер практической работы, тему и цель работы.

2.Работа с Федеральным законом от  27.12.2002 N 184-ФЗ.

3.Рассмотреть историю возникновения сертификации; рассмотреть необходимость создания национальной системы сертификации.

4.Раскрыть сертификацию систем менеджмента качества, порядок проведения сертификации продукции и услуг, получение изготовителем продукции сертификата соответствия и его срок действия, систему органов и служб сертификации в РФ, аккредитацию.

Контрольные вопросы по теме:

1.Определение сертификата соответствия.

2.Определение сертификации и сертификации продукции.

3.Определение знака соответствия.

4.Виды сертификации.

5.Понятие обязательной и добровольной сертификации.

6.Принципы и цели подтверждения соответствия.

Тема: Документирование системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000

Практическое занятие № 8

Цель занятия:

- рассмотрение требований  ГОСТ Р ИСО 9001- 2008 к системам менеджмента качества организации.

Учебно-методическое обеспечение: конспект, учебник, Федеральный закон от  27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", ГОСТ Р ИСО 9001- 2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь, раздаточный материал.

Основной задачей практического занятия является:

- изучение модели системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе;

- изучение  политики и цели в области качества, документации СМК.

Курсант должен

знать:

  • основные положения систем менеджмента качества;

- взаимосвязь процессов, образующих модель.

уметь:

- устанавливать последовательность процессов управления качеством.

Методические рекомендации:

1.Записать номер практической работы, тему и цель работы.

2.Работа с ГОСТ Р ИСО 9001- 2008.

3.Рассмотрение организационных структур для разработки и внедрения систем менеджмента; перераспределение  полномочий и ответственности между руководителями и работниками.

4.Рассмотрение  документального оформления процедур (управление документами); управление несоответствующей        продукцией, управление записями; требования к формам, видам и объемам документации.

Контрольные вопросы по теме:

1.Назовите основные элементы качества по ИСО.

2.Требования к системе менеджмента качества.

3.Стадии формирования качества.

4.Петля качества.

5.Использование стандартов ИСО серии 9000 при разработке системе менеджмента качества.

6.Особенности систем менеджмента качества на малых предприятиях.

7.Персонал в системе менеджмента качества.

Тема: Основные принципы построения стандартов ИСО серии 9000

Практическое занятие № 9

Цель занятия:

- ознакомиться со структурой стандартов ИСО серии 9000 и изучить область их использования и изучение принципов менеджмента качества, приведенные в ГОСТ Р ИСО 9000-2001.  

Учебно-методическое обеспечение: конспект, учебник, Федеральный закон от  27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", раздаточный материал.

Основной задачей практического занятия является:

- рассмотреть требования по управлению качеством на основе стандартов ИСО 9000;

- изучить структуру стандартов ИСО 9000;

- рассмотреть внедрение стандартов и требования заказчиков.

Курсант должен

знать:

  •  основные преимущества реализации  принципов менеджмента качества для ее разработчика.

уметь:

- анализировать требования стандартов ИСО серии 9000.

Методические рекомендации:

1.Записать номер практической работы, тему и цель работы.

2.Работа с ГОСТ Р ИСО 9000-2001.

3.Раскрыть историю создания стандартов качества, основную задачу Международной организации по стандартизации (ИСО), о философию стандартов ИСО 9000, которая основывается на экономически эффективном применении «правила доверия» и что собой представляет ИСО 9000; основные положения международных стандартов ИСО 9000 и целевую установку систем качества, внедрение стандартов и процедуру управления.

4.Ознакомиться с принципами  менеджмента качества и их содержанием.

5.Изучить те положения семейства стандартов ИСО 9000:2000, которые отражают направления реализации данных принципов (ориентация на потребителя, лидерство руководителя, вовлечение работников, процессный подход, системный подход к менеджменту, неизменная цель, принятие решений на основе фактов, взаимовыгодные отношения с поставщиками).

Контрольные вопросы по теме:

1.История создания стандартов качества.

2.Область применения стандартов.

3.Цели стандартизации, определяемые законом.

4.Уровень стандартизации.

5.Требования заказчиков.

6.Принципы менеджмента качества.

Тема: Законодательные основы подтверждения соответствия

Практическое занятие № 10

Цель занятия:

- изучение нормативно-правовых основ сертификации.

Учебно-методическое обеспечение: конспект, учебник, Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Федеральный закон от  27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", раздаточный материал.

Основной задачей практического занятия является:

- изучение нормативно-правовых актов в  области сертификации;

- рассмотрение прав потребителей и ответственность изготовителей.

Курсант должен

знать:

  • основные понятия;
  • права и обязанности изготовителя;
  • порядок финансирования в области технического регулирования.

уметь:

- раскрывать сущность сертификации;

- анализировать Федеральный Закон РФ «О техническом регулировании».

Методические рекомендации:

1.Записать номер практической работы, тему и цель работы.

2.Работа с Федеральный закон от  27.12.2002 N 184-ФЗ.

3.Организационная система сертификации включает (скорректируйте при необходимости):

аккредитирующие органы;

управляющие органы;

сертифицирующие.

4.Сертификация включает следующие этапы (скорректируйте при необходимости):

планирование;

подготовку;

собственно сертификацию;

заключительные операции.

5.Что является объектом сертификационной деятельности?

проектная продукция;

…… (дополните).

6.Перечислите виды нормативных документов в РФ в области сертификации.

Контрольные вопросы по теме:

1.Определение сертификата соответствия.

2.Определение сертификации и сертификации продукции.

3.Определение знака соответствия.

4.Виды сертификации.

5.Понятие обязательной и добровольной сертификации.

6.Принципы и цели подтверждения соответствия.

Тема: Информационное обеспечение стандартизации

Практическое занятие № 11

Цель занятия:

- изучение информационных ресурсов;

- правила разработки и утверждения национальных стандартов.

Учебно-методическое обеспечение: конспект, учебник, Федеральный закон от  27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", раздаточный материал.

Основной задачей практического занятия является:

- изучение основных понятий и определений в области стандартизации;

- изучение цели и принципов стандартизации;

- рассмотрение структуры регистра систем качества.

Курсант должен

знать:

  • категории стандартов;
  • определение стандарта и технических условий;
  • цели и принципы стандартизации;
  • виды документов в области стандартизации;
  • структура регистра систем качества;

уметь:

- раскрывать основные понятия стандартизации;

- анализировать основные направления развития стандартизации в РФ.

Методические рекомендации:

1.Записать номер практической работы, тему и цель работы.

2.Работа с Федеральный закон от  27.12.2002 N 184-ФЗ.

3.Раскрыть основные понятия и определения в области  стандартизации; цели стандартизации, определяемые законом.

4.Рассмотреть правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, национальные стандарты.

5.Составьте схему информационного обеспечения стандартизации, метрологии и сертификации.

Контрольные вопросы по теме:

  1. Каковы цели, задачи, принципы стандартизации?
  2. Охарактеризуйте основные направления развития стандартизации.
  3. Охарактеризуйте  основные принципы стандартизации согласно ГСС РФ.
  4. Какую роль играют стандарты в области управления качеством?
  5. В чем заключаются особенности версии стандартов ИСО 9000:2000? Каковы сложности перехода к данной версии стандартов?
  6. В чем заключается взаимосвязь подходов в организации системы качества по стандартам серии 9000  с системами управления окружающей средой по стандартам ИСО серии 14000?
  7. Перечислите основные виды нормативных документов в области стандартизации продукции?

Тема: Система органов и служб стандартизации в РФ

Практическое занятие № 12

Цель занятия: 

- рассмотрение  структуры органов по стандартизации в РФ;

- основные направления деятельности; действующую систему стандартов в РФ.

Учебно-методическое обеспечение: конспект, учебник, Федеральный закон от  27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", раздаточный материал.

Основной задачей практического занятия является:

- знание государственной системы стандартизации;

- изучение взаимодействия с международными стандартами;

-  знание организационных основ стандартизации.

Курсант должен

знать:

  • единые государственные системы стандартов;
  • нормативно-техническую и организационно-методическую основу производства конкретных видов продукции;

уметь:

- охарактеризовать органы по стандартизации.

Методические рекомендации:

1.Записать номер практической работы, тему и цель работы.

2.Работа с Федеральный закон от  27.12.2002 N 184-ФЗ.

1.Записать номер практической работы, тему и цель работы.

2.Работа с Федеральный закон от  27.12.2002 N 184-ФЗ.

3.Раскрыть Государственную систему стандартизации, перечислить службы и органы по стандартизации в РФ и их функции, Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов.

4.Раскрыть основные  методы и виды стандартизации, информацию о технических регламентах и документах по стандартизации.

Контрольные вопросы по теме:

1.Определение стандарта и стандартизации.

2.Виды стандартов и стандартизации.

3.Цели и объекты стандартизации.

4.Принципы и основные методы стандартизации.

5.Основные категории нормативных документов.

6.Пять основополагающих стандартов, которые включены в Государственную систему стандартизации.

Тема: Применение стандартов в РФ

Практическое занятие № 13

Цель занятия: 

- изучение системы стандартов и их применение.

Учебно-методическое обеспечение: конспект, учебник, Федеральный закон от  27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", раздаточный материал.

Основной задачей практического занятия является:

- изучение видов нормативных документов (НД);

- изучение форм применения нормативных документов в практике РФ.

Курсант должен

знать:

  • процедуру разработки национального стандарта;
  • основные закономерности процесса разработки стандартов;

-        категории стандартов;

-        определение стандарта и технических условий;

-        цели и принципы стандартизации;

-        виды документов в области стандартизации;

-        структура регистра систем качества;

уметь:

- раскрывать основные понятия стандартизации;

- анализировать основные направления развития стандартизации в РФ.

Методические рекомендации:

1.Записать номер практической работы, тему и цель работы.

2.Работа с Федеральный закон от  27.12.2002 N 184-ФЗ.

3.Раскрыть понятие стандарт, его виды и требования, которые устанавливают порядок разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов.

4.Раскрыть понятие стандартизация, принципы стандартизации, нормативные документы по стандартизации, объекты стандартизации.

Контрольные вопросы по теме:

1.Приведите примеры государственных стандартов, используемых в области охраны окружающей среды?

2.Перечислите организации в области стандартизации и охарактеризуйте их деятельность.

3.Назовите виды стандартов.


Тема: Международное сотрудничество в области обеспечения качеством

Практическое занятие № 14

Цель занятия: 

- рассмотрение основных международных организаций по стандартизации.

Учебно-методическое обеспечение: конспект, учебник, раздаточный материал.

Основной задачей практического занятия является:

- изучение правового регулирования качества;

- изучение роли стандартизации в обеспечении качества товаров и услуг.

Курсант должен

знать:

  • международные стандарты на системы качества;
  • краткую информацию о содержании документов;

уметь:

- охарактеризовать международные организации по стандартизации

Методические рекомендации:

1.Записать номер практической работы, тему и цель работы.

2.Ответьте на контрольные вопросы.

3.Охарактеризуйте: Международное сотрудничество в области стандартизации (межгосударственная система стандартизации (МГСС); международные организации по стандартизации; организация работ по стандартизации в рамках ЕС);  роль стандартизации в развитии международной торговли и сотрудничества.

Контрольные вопросы по теме:

1.Основные международные организации.

2.Международные стандарты на системы качества (ИСО серии 9000).

4.Охарактеризовать функции международных организаций по качеству.

5.Назовите основные законодательные акты, касающиеся стандартизации.


Вопросы к зачету

  1. Понятие качества, продукции и управления качества.
  2. Определение петли качества.
  3. Назовите заинтересованные стороны, которые различают в системе качества.
  4. Показатели, характеризующие качество изделия.
  5. Классификация показателей качества.
  6. Назовите основные аспекты качества.
  7. Определение конкуренции и конкурентоспособности.
  8. Назовите факторы, которые влияют на качество продукции.
  9. Что понимают под конкурентоспособностью предприятия и  конкурентоспособностью товара.
  10. Способы оценки конкурентоспособности.
  11. Основные факторы конкурентоспособности.
  12. Чем выражается суть конкуренции.
  13. Основные показатели рынка.
  14. Назовите категории управления качеством продукции.
  15. Основные методы управления качеством.
  16. Определение конфигурации и административного управления конфигурацией.
  17. Что собой представляет жизненный цикл товара.
  18. Назовите основные стадии ЖЦТ.
  19. Определение сертификации.
  20. Виды сертификации и систем сертификации.
  21. Основная задача Международной организации по стандартизации.
  22. Область применения стандартов ИСО серии 9000.
  23. Назовите принципы менеджмента качества.
  24. Определение стандартов и стандартизации.
  25. Виды стандартов и стандартизации.
  26. Объекты стандартизации.
  27. Основные методы стандартизации.
  28. Проблемы  управления качеством.
  29. Определение затрат на качество.
  30.  Назовите категории затрат на качество.
  31. Основные показатели объема производства.
  32. Определение валовой и товарной продукции.
  33.  Что представляет собой служба маркетинга.
  34. Что собой представляет маркетинговая деятельность.
  35.  Определение оценки качества.
  36. Как определяется удовлетворенность потребителя.
  37. От чего зависит качество продукции.
  38. Определение уровня качества продукции.
  39. Назовите пять основных этапов управления качеством.
  40. В каком году учреждена Международная организация по стандартизации.
  41. Из стольких стран она объединяет представителей.
  42. Что понимают под управленческим учетом.
  43. Что понимают под бюджетированием.
  44. Назовите формы системы бюджетирования.
  45. Что собой представляет система мотиваций.
  46. Методы и факторы мотивации.
  47. Что собой представляет мотивационный процесс.
  48. Что представляет собой система менеджмента качества.
  49. Принципы и цели стандартизации.
  50. Нормативные документы по стандартизации.

КОС по учебной дисциплине

«Управление качеством»

код, наименование профессии/специальности

40.02.01 (030912) Право и организация социального обеспечения

Результаты обучения (освоенные умения,

усвоенные знания)

ПК, ОК

Наименование тем практических

 занятий

1

2

3

- основные термины и определения  в области качества и управления качеством;

- сущность и категории качества;

- факторы, влияющие на качество продукции;

ОК 1

Недобросовестная конкуренция и качество функционирования предприятия

использовать необходимую информацию при решении вопросов качества;

- использовать полученные знания в повседневной и профессиональной деятельности;

ОК 5

Оценка качества продукции разных производителей

- сущность и категории качества;

- методы управления качеством;

- факторы, влияющие на качество продукции;

ОК 2

Определение конкурентоспособности предприятия

- комплексная система управления качеством продукции;

ОК 2

Система управления качеством на предприятии

- сущность и категории качества;

- методы управления качеством;

ОК 1

Экономические взаимоотношения в процессе сертификации

- основные термины и определения  в области качества и управления качеством;

ОК 1

Ответственность за нарушение правил выполнения работ по сертификации

- комплексная система управления качеством продукции;

ОК 2

Совершенствование процедуры сертификации

- государственные и международные стандарты и системы качества;

- основные этапы формирования затрат на качество;

- методы контроля качества;

- современные проблемы качества;

ОК 5

Документирование системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000

основные термины и определения  в области качества и управления качеством;

ОК 1

Основные принципы построения стандартов ИСО серии 9000

- государственные и международные стандарты и системы качества;

- основные этапы формирования затрат на качество;

- методы контроля качества;

- современные проблемы качества;

ОК 5

Законодательные основы подтверждения соответствия

- определить политику в области качества, сформулировать общие задачи и направления деятельности организации в отношении качества;

ОК 6

Информационное обеспечение стандартизации

- использовать необходимую информацию при решении вопросов качества;

- использовать полученные знания в повседневной и профессиональной деятельности;

ОК 5

Система органов и служб стандартизации в РФ

- основные этапы формирования затрат на качество;

- методы контроля качества;

- современные проблемы качества;

ОК 6

Применение стандартов в РФ

- определить политику в области качества, сформулировать общие задачи и направления деятельности организации в отношении качества.

ОК 6

Международное сотрудничество в области обеспечения качества


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники

  1. Зекунов А.Г., Иванов В.Н., Мишин В.М., Пазюк Ю.В./иУпавление качеством: учебник и практикум для СПО/ Под ред. Зекунова А.Г. – М.: Издательство Юрайт, 2016
  2. Кузнецова Н.В./ Управление качеством/ Учебное пособие - М.: Флинта: МПСИ,  2010
  3. Кошевая И.П., Канке А.А./ Метрология, стандартизация и сертификация: учебник.- М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009

Дополнительные источники

1.Баумгартен Л.В./ Управление качеством в туризме. Практикум: учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2008  

2.Деева В.А., Кобиашвили Н.А., Кобулов Б.А./ Управление качеством: Учебное пособие.- М.: ИД «Юриспруденция», 2009

3.Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством/ Учебник-2-е изд.-
М.: Омега-Л, 2008

4.Мишин В.М. Управление качеством/ Учебник для студентов вузов, 2-
е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012

5.Просветов Г.И./ Управление качеством: Задачи и решения: Учебно-практическое пособие.- М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2009

6.Ржевская С.В./ Управление качеством: практикум: учебное пособие.- М.: Университетская книга, Логос, 2009

7.Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»

8.Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184 – ФЗ «О техническом регулировании»

Интернет ресурсы

1.Информационно - правовой сервер ГАРАНТ -  http://www.garant.ru

2.Общероссийская сеть распространения правовой информации Консультант Плюс -  http://www.consultant.ru

3.Информационное агентство по экономике и правоведению - http://www.akdi.ru

4.Законодательство России -  http://www.systema.ru/

5.Комментарии к законодательству РФ -  http://www.labex.ru/page/about.html

6. Общий портал правовой информации – новости  и последние изменения - http://www.legis.ru/news/news.asp

7. МВД России - http://www.mvd.ru

8.Поисковая система по праву различных стран- http://www.loc.gov/law/guide/nations.html

9. Путеводитель по правовым источникам в Интернете -  www.ilrg.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к выполнению ВСР по дисциплине "Операционные системы"

Методические рекомендации содержат указания по деятельности студента при выполнении внеаудиторных самостоятельных работ ....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ. Дисциплина "Документационное обеспечение управления"

Методические рекомендации  содержат конкретные материалы в помощь студентам по выполнению  практических занятий по дисциплине "Документационное обеспечение управления"....

Методичекие рекомендации по выполнению внеаудиторных (самостоятельных) работ по дисциплине Управление качеством

Данные методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Управление качеством» предназначены для курсантов, обучающихся по специальности 40.02.01 (030912) Право и орга...

Учебно-методическое пособие для самостоятельных работ по дисциплине «Управление качеством»

Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы, подготовки к практическим занятиям и их проведению по дисциплинам «Управление качеством», «Системы управле...

Презентация по теме "Стандарты серии ИСО 9000-2000" по дисциплине "Управление качеством"

Презентация по теме "Стандарты серии ИСО 9000-2000" по дисциплине "Управление качеством"...

Программа по дисциплине "Управление качеством"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автом...

Методические рекомендации и примеры заданий для курсового проектирования по дисциплинам "Управление качеством" и подобным

Методические рекомендации по выполнению курсового проекта для обучающихся специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)  ПМ 01. МДК.01.01  Организаци...