Технологическая карта занятия: "Холодная война"- противостояние СССР и США.
план-конспект занятия на тему

Лазарева Ирина Юрьевна

Тема: «Холодная война» - противостояние СССР и США.

 

Преподаватель: Лазарева Ирина Юрьевна.

Образовательное учреждение: ГБПОУ РО «ЗернПК».

Дисциплина, её место в основной профессиональной образовательной программе: УД «История», относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

Форма урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала, средствами технологии развития критического мышления, через анализ исторических документов.

Образовательная:

-                 усвоить понятие «холодная война»;

-                      выяснить причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики.

Развивающая:

-                   развивать мыслительные навыки: формулировать понятие, выделять существенные признаки, анализировать исторические события;

-                 развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

-                 отрабатывать навыки работы с историческими источниками.

Воспитательная:

-                   воспитание уважительного отношения к товарищам и их мнению;

содействовать формированию стремления к расширению своего кругозора через самостоятельную познавательную деятельность;

Планируемые результаты (универсальные учебные действия УУД)

Личностные:

-                 умение интерпретировать собственное отношение к позициям ведущих держав;

-                 умение работать в группе;

-                 умение логически оформлять свои суждения по теме, соблюдать правила диалога;

-                   умение отбирать необходимую информацию в различных источниках.

Метапредметные:

-                 проводить аналогию исторических событий на протяжении времени применительно к прошлому «холодной войны» и нынешним международным конфликтам;

-                   понимать роль понятия человеческой толерантности во взаимоотношениях цивилизованного мира;

-                   осознать опасность ядерной войны как уничтожающего фактора для всего человечества.

Предметные:

-                 понимать место СССР в мире в период «холодной войны»;

-                 хронологически систематизировать этапы «холодной войны»;

-                 уметь анализировать исторические источники;

-                 видеть влияние внешнего противостояния двух систем на развитие всех сфер жизни общества.

Основные понятия:

«Холодная война», «гонка вооружения», экспансия, конфронтация, «железный занавес», доктрина

Трумэна, план Маршалла

Оборудование и дидактический материал:

-                 презентация «Холодная война»;

-                 презентация «Ю.А.Гагарин - биография»;

-                 документальный фильм «Первый в космосе»;

-                 тексты исторических документов;

-                 учебный текст;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Содержание учебного материала

Формы

организации

учебной

деятельности

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

УУД

 

1.0рганизационный момент (2м.)

Приветствие, организация внимание

Фронтальная

Проверяет готовность студентов к уроку

Проверяют готовность к уроку

Метапредметные

2. Актуализация темы (6м.)

Вопросы:

1 .Какой урок вынесло человечество из Второй мировой войны?

2.Что было сделано для сохранения мира после Второй мировой войны?

З.Как изменилось соотношение сил на международной арене в результате войны?

Фронтальная

Организует дифференцированну ю проверку домашнего задания.

Отвечают на

поставленные

вопросы.

Предметные

 

 

3. Стадия вызова(10м.)

В течении четырёх десятилетий между двумя сверх державами существовали напряжённые и конфликтные отношения, получившие название «холодная война». Как вы понимаете термин «холодная война»?

Формулировка проблемы:

Холодная война случайность или закономерность?

Кто виновен в развязывании холодной войны?

Существовали ли возможности избежать холодной войны?

Фронтальная

Объясняет новую тему, задаёт вопрос.

Формулирует

проблему.

Слушают объяснение новой темы, отвечают на вопрос.

Слушают

формулировку

проблемы.

Метапредметные, предметные

 

 

 

4. Стадия осмысления

Текст учебника Всемирная история: XX век, автор Загладин Н.В.

Тексты исторических документов:

1.                   Из       меморандума Объединенного разведывательного комитета №329

от 9 сентября 1945 г.

2.               Из       фултонской речи У. Черчилля 5 марта 1946 г.

3.               Из       интервью И.В. Сталина газете «Правда» о речи Черчилля в Фултоне 14 марта 1946 г.

4.               Из       речи Трумэна на заседании Конгресса 12 марта 1947 г.

5.               Из       воспоминаний В.М.Молотова.

6.               Из       речи Дж. Маршалла 5 июня 1947г. в Гарвардском Университете.

7.               Из       Директивы Совета национальной безопасности США 20/1 «Цели США в войне против России» от 18 августа 1948 года (план Даллеса).

8.               Из       доклада Л.П. Берия и И.В. Курчатова на имя И.В. Сталина 30 августа 1949 г. о результатах испытания атомной бомбы.

На основе проведённого анализа текстов исторических документов, привести:

1.               Аргументы, подтверждающие вину США в развязывании «холодной войны».

2.               Аргументы, подтверждающие вину СССР в развязывании «холодной войны».

 

Групповая

Организует деятельность  группах

Работают в группах с текстами документов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах, приводят аргументы в пользу той или иной гипотезы, делают выводы, оформляют на доске в виде кластера

 Предметные, личностные

 

По результатам анализа текстов студенты        делают вывод, что виновными в развязывании войны были обе стороны и причинами войны можно считать: амбиции сверх держав; взаимное недоверии; страх Запада перед распространением коммунизма; установление контроля СССР над странами Восточной Европы; авторитарный режим СССР.

 

На следующем этапе студентам предлагается проанализировать возможные варианты воздействия «холодной войны» на послевоенную мировую историю.

 

 

Одним из вариантов противостояния в холодной войне, между СССР и США, было противостояние в космосе. Гонка вооружений подталкивала к научным открытиям не только в военной сфере, но и самых разных областях, в том числе в освоении космоса и атомной энергетики. Мы не можем сегодня не вспомнить, первого человека покорившего космос, нашего соотечественника Ю.А.Гагарина, которому 9 марта исполнилось бы 80 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа с показом презентации и фильма о первом космонавте Ю.А. Гагарине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводит фронтальный опрос

 

 

 

 

 

 

 

Организует просмотр презентации и фильма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступают со своими вариантами ответов на поставленный вопрос

 

 

 

Группа студентов организовывает показ презентации и фильма.

 

 

Вернёмся к событиям «холодной войны» и рассмотрим её заключительный этап

 

Продолжает объяснение новой темы

Слушают продолжение объяснение новой темы

 

5. Стадия рефлексии (10 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Домашнее задание

(самостоятельная работа студентов)

Итог нашей работы подведём с помощью составления схем Ялтинско-Потсдамской и Современной международных систем.

Студентам предлагается ответить на вопрос: Можно ли провести аналогию событий «холодной войны» с нынешними международными конфликтами?

Сегодня на учебном занятии мы:

1. Узнали..................................................

2. Проанализировали..............................

3. Сделали выводы..................................

4. Увидели................................................

5. Составили представление………….

6. Сравнили……………………………..

7. Создали продукт……………………..

 

 

 

Подготовить сообщения о политических деятелях эпохи «холодной войны»

Групповая

Включает студентов в рефлекию

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментирует самостоятельную работу студентов

Работают в группах над составлением схем, комментируют их, отвечают на вопросы

Оценивают результаты и процесс деятельности

 

 

Фиксируют  задания самостоятельной работы в тетрадях

 

Метапредметные, личностные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_holodnaya_voyna.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Холодная война» - противостояние СССР и США.

Преподаватель: Лазарева Ирина Юрьевна.

Образовательное учреждение: ГБПОУ РО «ЗернПК».

Дисциплина, её место в основной профессиональной образовательной программе: УД «История», относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

Форма урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала, средствами технологии развития критического мышления, через анализ исторических документов.

Образовательная:

  • усвоить понятие «холодная война»;
  • выяснить причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики.

Развивающая:

  • развивать мыслительные навыки: формулировать понятие, выделять существенные признаки, анализировать исторические события;
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • отрабатывать навыки работы с историческими источниками.

Воспитательная:

  • воспитание уважительного отношения к товарищам и их мнению;

содействовать формированию стремления к расширению своего кругозора через самостоятельную познавательную деятельность;

Планируемые результаты (универсальные учебные действия УУД)

Личностные:

  • умение интерпретировать собственное отношение к позициям ведущих держав;
  • умение работать в группе;
  • умение логически оформлять свои суждения по теме, соблюдать правила диалога;
  • умение отбирать необходимую информацию в различных источниках.

Метапредметные:

  • проводить аналогию исторических событий на протяжении времени применительно к прошлому «холодной войны» и нынешним международным конфликтам;
  • понимать роль понятия человеческой толерантности во взаимоотношениях цивилизованного мира;
  • осознать опасность ядерной войны как уничтожающего фактора для всего человечества.

Предметные:

  • понимать место СССР в мире в период «холодной войны»;
  • хронологически систематизировать этапы «холодной войны»;
  • уметь анализировать исторические источники;
  • видеть влияние внешнего противостояния двух систем на развитие всех сфер жизни общества.

Основные понятия:

«Холодная война», «гонка вооружения», экспансия, конфронтация, «железный занавес», доктрина

Трумэна, план Маршалла

Оборудование и дидактический материал:

  • презентация «Холодная война»;
  • презентация «Ю.А.Гагарин - биография»;
  • документальный фильм «Первый в космосе»;
  • тексты исторических документов;
  • учебный текст;


Этапы урока

Содержание учебного материала

Формы

организации

учебной

деятельности

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

УУД

1.0рганизационный момент (2м.)

Приветствие, организация внимание

Фронтальная

Проверяет готовность студентов к уроку

Проверяют готовность к уроку

Метапредметные

2. Актуализация темы (6м.)

Вопросы:

1 .Какой урок вынесло человечество из Второй мировой войны?

2.Что было сделано для сохранения мира после Второй мировой войны?

З.Как изменилось соотношение сил на международной арене в результате войны?

Фронтальная

Организует дифференцированну ю проверку домашнего задания.

Отвечают на

поставленные

вопросы.

Предметные

3. Стадия вызова(10м.)

В течении четырёх десятилетий между двумя сверх державами существовали напряжённые и конфликтные отношения, получившие название «холодная война». Как вы понимаете термин «холодная война»?

Формулировка проблемы:

Холодная война случайность или закономерность?

Кто виновен в развязывании холодной войны?

Существовали ли возможности избежать холодной войны?

Фронтальная

Объясняет новую тему, задаёт вопрос.

Формулирует

проблему.

Слушают объяснение новой темы, отвечают на вопрос.

Слушают

формулировку

проблемы.

Метапредметные, предметные

4. Стадия осмысления

Текст учебника Всемирная история: XX век, автор Загладин Н.В.

Тексты исторических документов:

  1. Из        меморандума Объединенного разведывательного комитета №329

от 9 сентября 1945 г.

  1. Из        фултонской речи У. Черчилля 5 марта 1946 г.
  2. Из        интервью И.В. Сталина газете «Правда» о речи Черчилля в Фултоне 14 марта 1946 г.
  3. Из        речи Трумэна на заседании Конгресса 12 марта 1947 г.
  4. Из        воспоминаний В.М.Молотова.
  5. Из        речи Дж. Маршалла 5 июня 1947г. в Гарвардском Университете.
  6. Из        Директивы Совета национальной безопасности США 20/1 «Цели США в войне против России» от 18 августа 1948 года (план Даллеса).
  7. Из        доклада Л.П. Берия и И.В. Курчатова на имя И.В. Сталина 30 августа 1949 г. о результатах испытания атомной бомбы.

На основе проведённого анализа текстов исторических документов, привести:

  1. Аргументы, подтверждающие вину США в развязывании «холодной войны».
  2. Аргументы, подтверждающие вину СССР в развязывании «холодной войны».

Групповая

Организует деятельность  группах

Работают в группах с текстами документов

Работают в группах, приводят аргументы в пользу той или иной гипотезы, делают выводы, оформляют на доске в виде кластера

 Предметные, личностные

По результатам анализа текстов студенты          делают вывод, что виновными в развязывании войны были обе стороны и причинами войны можно считать: амбиции сверх держав; взаимное недоверии; страх Запада перед распространением коммунизма; установление контроля СССР над странами Восточной Европы; авторитарный режим СССР.

На следующем этапе студентам предлагается проанализировать возможные варианты воздействия «холодной войны» на послевоенную мировую историю.

Одним из вариантов противостояния в холодной войне, между СССР и США, было противостояние в космосе. Гонка вооружений подталкивала к научным открытиям не только в военной сфере, но и самых разных областях, в том числе в освоении космоса и атомной энергетики. Мы не можем сегодня не вспомнить, первого человека покорившего космос, нашего соотечественника Ю.А.Гагарина, которому 9 марта исполнилось бы 80 лет.

Фронтальная

Групповая работа с показом презентации и фильма о первом космонавте Ю.А. Гагарине

Проводит фронтальный опрос

Организует просмотр презентации и фильма

Выступают со своими вариантами ответов на поставленный вопрос

Группа студентов организовывает показ презентации и фильма.

Вернёмся к событиям «холодной войны» и рассмотрим её заключительный этап

Продолжает объяснение новой темы

Слушают продолжение объяснение новой темы

5. Стадия рефлексии (10 мин.)

6. Домашнее задание

(самостоятельная работа студентов)

Итог нашей работы подведём с помощью составления схем Ялтинско-Потсдамской и Современной международных систем.

Студентам предлагается ответить на вопрос: Можно ли провести аналогию событий «холодной войны» с нынешними международными конфликтами?

Сегодня на учебном занятии мы:

1. Узнали        

2. Проанализировали        

3. Сделали выводы        

4. Увидели        

5. Составили представление………….

6. Сравнили……………………………..

7. Создали продукт……………………..

Подготовить сообщения о политических деятелях эпохи «холодной войны»

Групповая

Включает студентов в рефлекию

.

Комментирует самостоятельную работу студентов

Работают в группах над составлением схем, комментируют их, отвечают на вопросы

Оценивают результаты и процесс деятельности

Фиксируют  задания самостоятельной работы в тетрадях

Метапредметные, личностные

Предметные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"

Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...

Методическая разработка «Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях» Номинация «Технологическая карта учебного занятия по МДК.01.01»

В  условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их...

Задание 2 .05.05.2022 Технологическая карта сварки .переписать и зарисовать карту в конспект

Технологическая карта по сварке должна содержать следующие данные: 1.Сведения о основном металле. 2. Сведения о качестве и подготовке соединения под сварку: данные о разделке (величина зазора, вел...

Технологическая карта урока по учебной дисциплине ОУДБ.05 История «Великая Отечественная война… Отгремело. Отболело?»

создать условия для формирования у обучающихся знаний об основных периодах Великой Отечественной войны, дать представление о масштабности и глобальности войны, раскрыть человеческий фактор в войне; фо...

Технологическая карта по теме "Призма в задачах технологического профиля"

Технологическая карта урока с профессиональной направленностью по теме: "Призма в задачах технологического профиля"...