Методическая разработка открытого урока МДК 01.04. Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов для специальности 46.02.01
методическая разработка на тему

Белокрылова Светлана Борисовна

Методическая разработка учебного занятия по МДК 01.04.Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов разработана в соответствии с рабочей программой по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.

Изучение темы «Обеспечение сохранности архивных документов» является составляющим раздела «Обеспечение сохранности документов в государственных (муниципальных) архивах».

         Обеспечение сохранности документов - основная задача государственных и муниципальных  архивов. Сложность решения задачи определена тем, что никто и никогда не создавал документы для «вечного» хранения.  В основе современного подхода к решению данной проблемы лежит принцип постепенного перехода к дифференцированному, избирательному принципу обеспечения сохранности архивных документов, с учетом их ценности, физического состояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_2016_g.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение

«Кунгурский техникум-интернат» Министерства труда и

 социальной защиты Российской Федерации

Методическая разработка

открытого  урока

МДК 01.04.  Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов

для специальности  46.02.01

Обеспечение сохранности архивных документов

                                                                                                                          Преподаватель

                                          Белокрылова С.Б.

2016

Пояснительная записка

Методическая разработка учебного занятия по МДК 01.04.Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов разработана в соответствии с рабочей программой по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.

Изучение темы «Обеспечение сохранности архивных документов» является составляющим раздела «Обеспечение сохранности документов в государственных (муниципальных) архивах».

        Обеспечение сохранности документов - основная задача государственных и муниципальных  архивов. Сложность решения задачи определена тем, что никто и никогда не создавал документы для «вечного» хранения.  В основе современного подхода к решению данной проблемы лежит принцип постепенного перехода к дифференцированному, избирательному принципу обеспечения сохранности архивных документов, с учетом их ценности, физического состояния.

        Предлагаемая форма проведения учебного занятия направлена на овладение студентами историко-теоретическими знаниями и первичными профессиональными навыками работы в области сохранности архивных документов.  Это  позволит развить следующие компетенции учащихся, таких как:

     - применять нормативные правовые акты в управленческой деятельности;

- разбираться в современных проблемах обеспечения сохранности документов в государственных и муниципальных архивах.;

- находить и использовать дополнительную информацию, в разных источниках.

Для организации деятельности студентов были выбраны следующие методы проведения урока: элементы информационных технологий, индивидуальная работа, самостоятельная работа, практическая работа. Считаю эти методы оправданными и современными для студентов, осваивающих данную проблему.


План-конспект учебного занятия

Тема:  Обеспечение сохранности архивных документов ( слайд 1)

Цель урока: обобщение и систематизация теоретических знаний и практических навыков по обеспечению нормативных условий хранения архивных документов.  (слайд 2)

Задачи урока:

- проверить  теоретические знания при выполнении практических заданий;

- воспитывать ответственное отношение к обеспечению сохранности архивных документов. (слайд 2)

Тип урока:   повторительно-обобщающий, систематизация знаний и умений.

Материальное обеспечение урока:  Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ, и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях российской Академии наук, 2007 г.; ФЗ от 22.10.2004 № 125 «Об архивном деле в РФ;   Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.11.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.12.2014);  ФЗ  РФ от0 7 июля 2006 г. № 149-ФЗ «О информации, информационных технологиях и о защите информации»;  ФЗ  РФ  от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

На столах у каждого студента лежит пакет с раздаточным материалом (Приложение  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7). Студенты обращаются к ним по ходу урока в тот момент, когда скажет преподаватель.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока:

1. Организационный момент:

- приветствие, проверка отсутствующих;

- проверка готовности студентов к уроку, настрой студентов на работу.

2.   Мотивация учебной деятельности учащихся.

В ходе занятия вы должны   все теоретические знания, полученные на учебных занятиях  применить на практике по обеспечению сохранности архивных документов.

3.  Обобщение и систематизация знаний.

           Архивист в настоящее время – первый, кто имеет дело с информацией, созданной в прошлом. Он обязан её отобрать и сохранить.

Обеспечение сохранности документов - основная задача государственных архивов. Сложность решения задачи определена тем, что никто и никогда не создавал документы для «вечного» хранения. При этом архивы ежегодно пополняются новыми фондами, а реставрационные возможности остаются скромными. В основе современного подхода к решению данной проблемы лежит принцип постепенного перехода к дифференцированному, избирательному принципу обеспечения сохранности архивных документов, с учетом их ценности, физического состояния.

 

       Сегодня мы повторим основные моменты, касающиеся  вопроса сохранности архивных документов, т.к. вы в будущем,  если будите работать по специальности,  с решением этой проблемы вы столкнетесь вплотную.

4. Вопросы к аудитории:

1. Какими законами и нормативными актами,  вы, как  будущие работники архивной службы, будете руководствоваться при организации работы по обеспечению сохранности документов?

Слайд 3

Работа с нормативными документами.

Слайд 4

- ФЗ № 125 «Об архивном деле в РФ». 2004 г.;

- Закон об архивном деле в Пермском крае.  2007 г.;

- Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ в государственных и муниципальных архивах. 2007 г.

2. В каком нормативном документе прописана ответственность за несоблюдение должностными лицами сохранности документов?

Слайд 4

3. В каком документе установлены административные санкции за уничтожение документов без соблюдения сроков их хранения?

Слайд 4

4. Что входит в нормативные условия хранения архивных документов? (Эти условия и прописаны в каждом из названных документах)

 Слайд 5

( Сделать запись в оценочном листе).

Выполнение практического задания.

5. Перечислите требования  к зданиям и помещениям архива

Слайд 6

6.  Архивохранилище должно быть максимально удалено от каких помещений архива?

Слайд 6

7.  Какие необходимо использовать материалы для покрытия стен, потолков полов в архивохранилище?

Слайд 6

8.  Архивохранилище должно иметь какую вентиляцию?

Слайд 6

( Сделать запись в оценочном листе).

Выполнение практического задания.

Переходим к требованиям, которые предъявляются к оборудованию архивохранилищ: Слайд 7

9.  Какими стеллажами оборудуется архивохранилище?

Слайд 8

10.  Из чего изготавливаются стеллажи для архивохранилища?

Слайд 8

11. Допускается эксплуатация смешанных стеллажей?

Слайд 9

( Сделать запись в оценочном листе).

Выполнение практического задания.

Переходим к рассмотрению режимов хранения документов:

12. Назовите нормативные режимы хранения архивных документов?

Слайд 10

- противопожарный

- охранный

- температурно-влажностный

- световой

- санитарно-гигиенический

1. Противопожарный режим:

- Какими огнетушителями оборудуется архив и архивохранилища?

- Какие огнетушители допускаются, но…

-  Какие огнетушители нельзя применять в архивохранилищах и почему?

Слайд 11

2. Охранный режим:

- Какая сигнализация должна быть в архиве и архивохранилище?

- Кто имеет доступ в архивохранилище в рабочее время?

- архивохранилища  оборудуются какими дверями?

-Какие помещения архива подлежат обязательному опечатыванию?

Слайд 12

3.  Температурно-влажностный режим:

-  Назовите температура воздуха в архивохранилище, где хранятся документы на бумажной .

- Назовите влажностные параметры для архивохранилища с документами на бумажных носителях.

 

Температурно-влажностные параметры воздуха для  хранения документов на различных носителях должны соответствовать нормам, приведенным в таблице, которая лежит перед вами.

Слайд 13

Слайд 14

4. Световой режим:

-Хранение архивных документов осуществляется при каком световом режиме? 

- Это обеспечивается хранением архивных документов в

- Какие шторы для окон в архивохранилище допускаются?

- Какие лампы для освещения в архивохранилище применяются?

Слайд 15

5. Санитарно-гигиенический режим:

 

- С какой периодичность производят влажную уборку в архивохранилище?  

- С какой периодичность производят обеспыливание документов?

- В какой одежде и обуви  нельзя находиться в архивохранилище?

Слайд 16

Найдите ошибки.

Слайд 17

Слайд 18

( Сделать запись в оценочном листе).

Выполнение практического задания.

Сейчас повторим нормы установления в архивохранилищах стационарных стеллажей.  (Слайд 19)

13. Стационарные стеллажи и шкафы устанавливаются в архивохранилище с соблюдением следующих норм: 

- расстояние между рядами стеллажей (главный проход) – 120 см

- расстояние  между стеллажами в ряду – 75 см

- расстояние  между наружной стеной здания  и первым рядом стеллажей – 75 см

-  расстояние  между полом и нижней полной стеллажа не на цокольном этаже – 15 см

-   расстояние  между полом и нижней полной стеллажа  на цокольном этаже – 30 см

(Слайд 20)

14.  Рассмотрим порядок нумерации оборудования и помещений архива:

- Что подлежит нумерации в архиве?

-  Назовите правило  нумерации стеллажей в архивохранилище.

- Назовите правило  нумерации  полок на стеллажах  в архивохранилище.

(Слайд 21)

15.  В целях закрепления места хранения и поиска архивных документов в архивохранилище составляются указатели, какие?

(Слайд 22)

Топографические указатели

( Сделать запись в оценочном листе).

Выполнение практического задания.

Переходим к повторению предельных сроков  временного хранения архивных документов  на стадии ведомственного  хранения.

16. Устанавливаются следующие предельные сроки временного хранения архивных документов в организациях:

- Архивные документы федеральных органов государственной власти;

- архивные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

-  документы  учреждений, организаций и предприятий федерального и республиканского подчинения.

- Архивные документы органов государственной власти краев, областей;

-  документы городов федерального значения;

-  документы государственных учреждений, организаций и предприятий краевого и областного подчинения.

- Архивные документы органов местного самоуправления;

- документы  учреждений, организаций, предприятий городского и районного подчинения;

- документы  предприятий сельского хозяйства.

- Записи актов гражданского состояния.

- Документы по личному составу;

-  записи нотариальных действий;

- судебные дела;

- Научная, технологическая и патентная документация.

- Конструкторская документация.

-Проектная документация по капитальному строительству.

- Кинодокументы, фонодокументы и видеофонограммы.

- Фотодокументы.

- Документы на машинных носителях.

(Слайд 23)

15 лет

10 лет

5 лет

100 лет

75 лет

10 лет

15 лет

25 лет

3 года

5 лет

В необходимых случаях сроки временного хранения документов могут быть изменены по согласованию с соответствующим органом управления архивным делом.  

17. В какую сторону можно изменить сроки хранения на стадии ведомства?

( Сделать запись в оценочном листе).

Выполнение практического задания.

18. С какой целью обеспечивается сохранность архивных документов?

(Слайд 24)

5. Подведение итогов.

При подведении итогов учитывать:

- правильность и полноту данных ответов;

- активность и самостоятельность при выполнении всех видов работ на учебном занятии.

Вывод: На сегодняшнем занятии в ходе работы вы показали достаточные знания и умения  в организации  обеспечения сохранности архивных документов, что вам в будущем пригодится как специалистам – документоведам.  Спасибо за хорошую работу.

6. Домашнее задание:

Написать сочинение-рассуждение на тему   «Для какой цели  обеспечивается сохранность архивных документов?»

Возможны корректировки по ходу учебного занятия.

Преподаватель                                                        С.Б. Белокрылова

5. Подведение итогов.

При подведении итогов учитывать:

- правильность и полноту данных ответов (количество красных и зеленых жетонов);

- активность и самостоятельность при выполнении всех видов работ на уроке.

Вывод: На сегодняшнем занятии в ходе работы вы показали достаточные знания и умения по оформлению записей в трудовой  книжке, что вам в будущем пригодится как специалистам – документоведам.  Спасибо за хорошую работу.