Г.В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель"
материал на тему

Ставицкая Юлия Юрьевна

В опубликованном сценарии дан текст повести А.С. Пушкина с сокращениями, который может быть прочитан преподавателем или распределен между учениками. Текст сопровождается компьютерной презентацией на экране, (номера слайдов написаны в сценарии), а также произведениями из цикла "Музыкальные иллюстрации  " Г.В. Свиридова в записи или исполнении фортепианным ансамблем для одного фортепиано в 4 руки (ПереложениеК Титаренко). В исполнении музыки может участвовать весь класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий48.5 КБ
Office presentation icon Презентация1.71 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий

литературно-музыкальной композиции

по повести А.С. Пушкина «Метель».

Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова

                                                                                                           

                                                                                                                 Кони мчатся по буграм,

                                                                                                                 Топчут снег глубокой…

                                                                                                                  Вот в сторонке божий храм

                                                                                                                  Виден одинокой.

                                                                                                                   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

                                                                                                                   Вдруг метелица кругом;

                                                                                                                   Снег валит клоками;                          

                                                                                                                   Черный вран, свистя крылом,

                                                                                                                    Вьется нал санями;

                                                                                                                    Вещий стон гласит печаль!

                                                                                                                    Кони торопливы

                                                                                                                    Чутко смотрят  в темну даль,

                                                                                                                     Воздымая гривы…

                                                                                                                                            Жуковский

                                                                                                               ( пьеса «Тройка» полностью)

     В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р**. Он славился по всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою, Прасковьей Петровною, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу. Она считалась богатой невестою, и многие прочили ее за себя и за сыновей.

                                                                                       (пьеса «Вальс» полностью)

     Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне.

     Наши любовники были в переписке, и всякий день видались наедине в сосновой роще и у старой часовни.  Переписываясь и разговаривая таким образом они, (что весьма естественно) дошли до следующего рассуждения: если друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее? Разумеется, что эта счастливая мысль пришла сперва в голову молодому человеку и что она весьма понравилась романическому воображению Марьи Гавриловны.

                                                                                            (пьеса «Весна и осень»)

     Наступила зима и прекратила их свидания; но переписка сделалась тем живее. Владимир Николаевич в каждом письме умолял ее предаться ему, венчаться тайно, скрываться несколько времени, броситься потом к ногам родителей, которые конечно будут тронуты наконец героическим постоянством и несчастием любовников и скажут им непременно: Дети! Придите в наши объятия.

     Марья Гавриловна долго колебалась; множество планов побега было отвергнуто. Наконец она согласилась. Девушка ее была в заговоре; обе они должны были выйти в сад через заднее крыльцо, за садом найти готовые сани, садиться в них и ехать за пять верст от Ненарадова в село Жадрино, прямо в церковь, где уж Владимир должен был их ожидать.

                                                                                               (пьеса «Романс» полностью)

     Уже давно смеркалось. Владимир отправил своего надежного Терешку в Ненарадово со своею тройкою и подробным, обстоятельным наказом, а для себя велел заложить маленькие сани в одну лошадь, и один без кучера отправился в Жадрино, куда часа через два должна была приехать и Марья Гавриловна. Дорога была ему знакома, а езды всего двадцать минут.

                                                                                                 (Пьеса «Тройка»  фоном, 16 тактов)

     Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала на удачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Он ехал, ехал, а Жадрина было не видать… Пели петухи и было уже светло, как достиг он Жадрина. Церковь была заперта. На дворе тройки его не было. Какое известие ожидало его!

                                                                                                    (Пьеса «Пастораль» полностью)

     Но возвратимся к добрым ненарадовским помещикам и посмотрим, что-то у них делается.

     А ничего.

     День прошел благополучно, но в ночь Маша занемогла. Послали в город за лекарем. Он приехал к вечеру и нашел больную в бреду. Открылась сильная горячка, и бедная больная две недели находилась у края гроба. Никто в доме не знал о предположенном побеге.

                                                                                    (Пьеса «Пастораль», фоном, последние 13 тактов)

     Между тем, барышня стала выздоравливать. Владимира давно не видно было в доме Гаврилы Гавриловича. Он был напуган обыкновенным приемом. Положили послать за ним и объявить ему неожиданное счастие: согласие на брак. Но каково было удивление ненарадовских помещиков, когда в ответ на их приглашение получили они от него полусумасшедшее письмо! Он объявлял им, что нога его не будет никогда в их доме, и просил забыть о несчастном, для которого смерть остается единою надеждою. Через несколько дней узнали они, что Владимир уехал в армию. Это было в 1812 году.

     Долго не смели объявить об этом выздоравливающей Маше. Она никогда не упоминала о Владимире.

                                                                                          (Пьеса «Марш» полностью)

     Между тем война со славою была кончена. Полки наши возвращались из-за границы.

     Владимир уже не существовал: он умер в Москве, накануне вступления французов.

     В это блистательное время Марья Гавриловна жила с матерью в *** губернии (Гаврила Гаврилович скончался, оставя ее наследницей всего имения) и не видала, как обе столицы праздновали возвращение войск.

 Марья Гавриловна все по-прежнему окружена была искателями. Но все должны были отступить, когда явился в ее замке раненый гусарский полковник Бурмин, с Георгием в петлице и с интересной бледностию, как говорили тамошние барышни. Ему было около двадцати шести лет. Он приехал в отпуск в свои поместья, находившиеся по соседству деревни Марьи Гавриловны. Марья Гавриловна очень его отличала.

     Молчание молодого гусара более всего подстрекало ее любопытство и воображение. Она не могла не сознаваться в том, что она очень ему нравилась; вероятно, и он, с своим умом и опытностию, мог уже заметить, что она отличала его: каким же образом до сих пор не видала она его у своих ног и еще не слыхала его признания? Что удерживало его? Соседи говорили уже о свадьбе, как о деле уже конченном, а добрая Прасковья Петровна радовалась, что ее дочь наконец нашла себе достойного жениха.

                                                                                              (Пьеса «Отзвуки вальса», фоном ,52 такта)

     Старушка сидела однажды одна в гостиной, как Бурмин вошел в комнату и тотчас осведомился о Марье Гавриловне. «Она в саду, - отвечала старушка, - подите к ней, а я вас буду здесь ожидать». Бурмин пошел, а старушка подумала: авось дело сегодня же кончится!

     Бурмин нашел Марью Гавриловну у пруда. «Я вас люблю, - сказал Бурмин, -  я вас люблю страстно… Теперь уже поздно противиться судьбе моей; но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность, открыть вам ужасную тайну и положить между нами неодолимую преграду…»  - «Она всегда существовала,  -  прервала с живостию Марья Гавриловна, - я никогда не могла быть вашею женою…»

     «Добрая, милая Марья Гавриловна! не старайтесь лишить меня последнего утешения: мысль, что вы бы согласились сделать мое счастие, если бы…Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но – я несчастнейшее создание…я женат! Я женат, - продолжал Бурмин, - я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли  свидеться с нею когда-нибудь!

                                                                                          (Пьеса «Венчание», 45 тактов)

     В начале 1812 года, - сказал Бурмин, - я спешил в Вильну, где находился наш полк. Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою, и таким образом очутились мы в незнакомой стороне. Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда. Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь. Церковь была отворена, за оградой стояло несколько саней; по паперти ходили люди.  Я молча выпрыгнул из саней и вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви; другая терла ей виски. Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?»  – «Начинайте, начинайте, батюшка» - ответил я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна…

     Непонятная, непростительная ветреность… я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали.

                                                                                          (Пьеса «Венчание», последние 7 тактов)

     «Поцелуйтесь», - сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать… Она вскрикнул «Ай, не он! не он!» - и упала без памяти. Свидетели устремили на меня испуганные глаза. Я повернулся, вышел из церкви безо всякого препятствия, бросился в кибитку и закричал: «Пошел!»

     - Боже мой, боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, - так это были вы! И вы не узнаете меня?

     Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…

                                                                                             Пьеса «Зимняя дорога», 60 тактов, фоном)

Сквозь волнистые туманы                             По дороге зимней, скучной

Пробирается луна.                                          Тройка борзая бежит,

 На печальные поляны                                    Колокольчик однозвучный

 Льет печально свет она.                                 Утомительно гремит…   

                                                                                             А.С. Пушкин «Зимняя дорога»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рэгтайм". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "Музыкальное искусство эстрады"

"Рэгтайм". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальност...

"Блюз". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "Музыкальное искусство эстрады"

"Блюз". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "...

Тестирование по музыкальной литературе (для исполнительских отделений музыкальных училищ). Автор - Нагорная Л.Н. (Московское военно-музыкальное училище).

Тестирование по музыкальной литературе (для исполнительских отделений музыкальных училищ). Автор - Нагорная Л.Н. (Московское военно-музыкальное училище)....

«Обработка иллюстраций: изготовление двустороннего флайера»

Лабораторная работа для студентов специальности "Гостиничный сервис"Задание. Изготовить рекламные флайеры хостела и ресторана. Название и статус хостелаи ресторана придумать самостоятельно. Готовые фл...

Текстовый процессор Word: Вставка объектов: рисунков, клипов, формул, диаграмм, организационных схем и т. д. Создание и редактирование иллюстраций средствами встроенного графического редактора Microsoft Office

Текстовый процессор Word: Вставка объектов: рисунков, клипов, формул, диаграмм, организационных схем и т. д. Создание и редактирование иллюстраций средствами встроенного графического редактора M...

сценарий литературно-музыкальной композиции "А зори здесь тихие..." по мотивам одноименной повести Б. Васильева

Сценарий литературно-музыкальной композиции "А зори здесь тихие..." по мотивам одноименной повести Б. Васильева. Сценарную разработку можно использовать в концерте к Дню Победы, к Дню Защитн...

Методическая разработка урока "Набор словарных статей с использованием иллюстраций"

Методическая разработка урока учебной практики на тему  "Набор словарных статей с использованием иллюстраций" для студентов 1 курса по профессии "Оператор электронного набора и вер...