Интеграция региональной/локальной и мировой истории в отечественную на примере фрагмента урока в соответствии с нормами ФГОС и ИКС
план-конспект урока на тему

Муравьева Анна Валерьевна

Фрагмент урока истории "Культура в меняющемся мире"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_integratsiya.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент урока на тему

«Культура в меняющемся мире»

(и конкретно его часть, связанную с архитектурой, в том числе г. Москвы)

Тема урока рассчитана на 2 часа.

Цели и задачи урока:

- создать полное представление о многообразии стилей и направлений в искусстве к. XIX – н. XX века; познакомиться с основными достижениями культуры к. XIX – н. XX века;

- развивать познавательные УУД: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из разных источников; устанавливать причинно–следственные связи; описывать и сопоставлять произведения искусства, определять их особенности и характерные черты; составлять сравнительную таблицу;

- продолжать развитие информационных компетенций студентов: поиск необходимой информации и библиотеке, электронных энциклопедиях, Интернете; создание мини - проектов в Power Paint;

- содействовать развитию коммуникативных компетенций: участвовать в обсуждении и диалоге, формулировать выводы; использовать выразительные средства знаковых систем (таблица, визуальный ряд);

- личностные УУД: выработать принципы личностного понимания сути изобразительного искусства данного периода; развитие эстетического вкуса; воспитание интереса к культурным ценностям человечества;

-содействовать формированию умения оценивать свою работу на уроке (рефлексия)

Педагогические технологии: подводящий к проблеме диалог, метод проблемного изложения, эвристическая беседа, сообщения студентов и презентация, работа с учебником, описание, сопоставление, составление сравнительной таблицы.

Планируемые результаты:

личностные

предметные

метапредметные

Инициатива, находчивость, активность при решении проблем. Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности. Сотрудничество со сверстниками и преподавателем

Формируется целостное представление о направлениях в изобразительном искусстве в  к.XIX- н.XX века, одновременно с чем идёт формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД.

Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных проблем. Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. Работать с информацией, использовать знаково-символические средства.

Проблемный вопрос:

«Почему модерн является символом нового мировоззрения?»

Ответить на вопрос вы сможете в том случае, если:

-выявите, какими характерными чертами обладает стиль модерн, в чем его отличие от других художественных стилей.

-выясните, с какими идеями, историческими процессами и изменениями в мировоззрении было связано зарождения стиля модерн в Москве.

- исследуйте здания стиля модерн, представьте внутренние интерьеры здание, декоративное оформление торговых залов, парадных входов и других объектов.

    Студенты получили опережающее задание, они выступают с презентациями (примеры слайдов прикреплены - Приложение), организуется обсуждение, составляется сравнительная таблица с пошаговой проверкой на основании материала презентаций и материала соответствующих параграфов учебника (В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков История –для СПО §75, 84)

Направление в искусстве XIX-XX века

Где и когда возникло?

Основные этические и философские принципы направления

Имена и произведения, относящиеся к данному направлению.

Отличительные черты

 

 

 

 

Россия

Западная Европа

Краткое содержание материала + Приложение.

РубежXIX-XX веков – время постоянных контрастов и противоречий во всех сферах жизни человека. Перемены очень ярко нашли свое отражение в мировом и отечественном искусстве того времени. Желание соединить красоту и практичность в единое целое дало возможность показать миру такое творение как модерн (от фр. modera – новейший, современный).

Сложная и необычайно напряженная духовна жизнь русского общества в начале XX века, заставляла зодчих, художников, музыкантов, актеров, поэтов упорно искать новые формы выражения, новые приемы синтеза искусств.

Основные признаки модерна принято считать – свободная планировка, новые строительные материалы: это - натуральное дерево, неотесанный камень, стекло, металл. Тонкий фарфор, цветное стекло, керамика, ткани своеобразного цветового рисунка, расписное стекло.

 Главная задача архитекторов – целостное представление о едином архитектурном стиле, основанном на синтезе искусств. Здание – это не просто жилище, а символ единения с природой, символ красоты, заключенной в природе исполненный через образы цветов, животных, птиц.

В стиле модерн преобладают асимметрия основных и второстепенных объемов зданий. Можно отметить тесную связь экстерьера и интерьера в архитектурных замыслах художника. Архитекторы в стиле модерн нашли свое самовыражение через такие формы зданий как доходные и торговые дома, особняки, вокзалы, школы. Взгляд зрителя приковывают как детали декора здания, так и само архитектурное строение в целом.

У Москвы никогда не было единого архитектурного стиля — ее облик складывался на протяжении столетий, и каждое откладывало свой отпечаток на зданиях. Одним из самых ярко проявленных стилей стал модерн. Расцвет архитектуры стиля модерн в России связан с именем Федора Шехтеля (1859–1926 гг.). Работы признанного мастера и сегодня во многом определяют лицо города. Он строил необычайно много — городские особняки, банки, торговые дома, промышленные здания, типографии и даже бани. Строил для ситцевых, фарфоровых, водочных королей, мечтавших пустить пыль в глаза. Никто не умел так удивлять, как Шехтель. «Он работал полушутя, жизнь в нем бурлила, как бурлит бутылка откупоренного шампанского…» — писал один из современников.

Хотя творчество Шехтеля тесно связано с Москвой, родился он в Петербурге, детство провел в Саратове, а немалую роль в его вхождении в московский художественный круг сыграл Павел Третьяков. Шестнадцатилетний Франц-Альберт (ставший потом Федором Осиповичем) переехал в Москву с матерью и двоюродной теткой. Благодаря дальнему родству, семейство поселилось в доме Третьяковых, где мать Шехтеля была экономкой, а будущий архитектор оказался под опекой устроителя художественной галереи. Там же, у Третьяковых, Шехтель познакомился с видным архитектором Александром Каминским, сыгравшим в его судьбе значительную роль. Шехтель начал работать в его мастерской и даже выполнил вместе с мэтром конкурсный проект фасада Исторического музея (который, впрочем, не был реализован).

Подведение итогов:

-Какие идеи времени нашли отражения в стиле модерн?

-Как проявил себя стиль модерн в искусстве Москвы?

-Каким образом стиль модерн находит отражение в окружении человека – интерьерах, фасадах жилых домов, предметов того времени?

-Способен ли стиль повлиять на облик человека, его мировоззрение – его внешний вид, манеру поведения и как сам человек способен повлиял на формирующейся новый стиль?

- Какие характерные черты позволяют вам утверждать, что модерн является новейшим стилем на рубеже веков?

- Удалось ли нам ответить на основной (проблемный) вопрос?

Домашнее задание по данному блоку урока: Самый лучший способ подробно узнать о чём-то это увидеть самому, подробно рассмотреть и прикоснуться. На многочисленных улочках и переулках Москвы, тут и там прячутся необычные здания архитектуры модерна - отделённые от внешнего мира витьеватыми оградами, никогда не повторяющие одной и той же формы ассиметричные постройки. Поэтому можно предложить прогулку по Москве и создание тематических фотоальбомов и видеороликов (можно организовать экскурсию, например, прогуляться по Китай-городу, где сохранилось много работ Шехтеля).

Рефлексия (в конце урока):

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Методические рекомендации посвящены специфике современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Внеклассное мероприятие по истории и спецтехнологии Познавательная конференция: «Разработка и внедрение сварочных технологии во время Второй Мировой и Великой Отечественной войн»

2015 год – год семидесятилетия окончания Великой Отечественной войны. В дело Великой победы огромный вклад внесли наука и специалисты сварочного дела по разработке и внедрению новых сварочных технолог...

Целеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованием ФГОС

      Одним  из  важнейших  принципов  эффективного  урока  на  современном  этапе  является принцип личностного целеполагания ученик...

Методические разработки по истории и философии для студентов 2 курса в соответствии с ФГОС

Методические разработки составлены по дисциплинам " История" и " Основы философии" для студентов 2 курса....

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС и ГТО

Анализ   урока  в соответствии с требованиями  ФГОС и ГТО...

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС...