КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ТВОРЧЕСТВУ ТОЛСТОГО Л.Н.
план-конспект урока на тему

Баранова Татьяна Николаевна

КОНСПЕКТ

 

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ,

 

ПОСВЯЩЕННОГО ТВОРЧЕСТВУ ТОЛСТОГО Л.Н.

 

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 

 

 

ТЕМА:   ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПИСАТЕЛЯ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: БАРАНОВА Т.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_tolstomu_l.n.docx85.74 КБ

Предварительный просмотр:

ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ,

ПОСВЯЩЕННОГО ТВОРЧЕСТВУ ТОЛСТОГО Л.Н.

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:  ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

ТЕМА:   ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПИСАТЕЛЯ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: БАРАНОВА Т.Н.

Описание картины Ивана Крамского «Портрет Льва Толстого»

СИМФЕРОПОЛЬ, 2016

Дисциплина: «Русский язык и литература»

Специальность: 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Группа: НО-16

Количество обучающихся: 25 человек

Форма обучения: дневная

Время: 2 часа

Тема занятия: «Жизненный и творческий путь великого русского писателя Льва Николаевича Толстого»

Тип занятия: лекция

Цель: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, его философскими и нравственными исканиями, проблематикой творчества.

Задачи:

образовательные:

  • систематизировать знания обучающихся о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, гения русской и мировой литературы;
  • разъяснить суть его философских и нравственных исканий, проблематику творчества;
  • определить значение творчества великого писателя в деле духовного, нравственного становления каждого человека, знакомящегося с его произведениями;

развивающие:

  • формировать навыки ведения конспекта;
  • развивать умение в ходе лекции отбирать основной материал и связно его записывать, не искажая факты;
  • формировать навыки выразительной речи и чтения;
  • развивать коммуникативные компетенции;
  • развивать память, внимание, логичность мышления и речи;

воспитательные:

  • воспитывать гуманизм, патриотизм, стремление к самообразованию, постоянному нравственному совершенствованию.

Межпредметные связи: литература, русский язык, история, география, философия, психология, педагогика.

Оборудование: интерактивная доска; презентации.

Методы и приемы: словесный, наглядный.

План лекции.

  1. Детство. Отрочество. Юность.
  2. Служба на Кавказе. Начало литературной деятельности.
  3. Участие в обороне Севастополя. Сборник «Севастопольские рассказы».
  4. Отставка. Заграничное путешествие. Школа в Ясной Поляне.
  5. Работа над романами «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». Перелом в мировоззрении.
  6. Последние годы жизни.
  7. Презентация «Крымские дороги Толстого».

        Литература:        

Азарова Н.И. Л.Н. Толстой в жизни и творчестве. М., 2014.

Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1978.

Гулин А.В. Лев Толстой и пути русской истории. М., 2004.

Зверев А.М., Туниманов В.А. Лев Толстой. М., 2006.

Камянов В.И. Поэтический мир эпоса. М., 1978.

Кандиев Б.И. Роман-эпопея Л. Толстого «Война и мир»: комментарий. М., 1967.

Капитанова Л.А. Л.Н. Толстой в жизни и творчестве. М., 2003.

Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: книга для учителя. М.,1987.Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. Л., 1989.

Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1983.

Электронные ресурсы

  1. Сайт, посвященный творчеству Л.Н. Толстого: http://www.tolstoy.ru/; http://www.tolstoy.lit-info.ru; http://www.library.ru/2/ lit/sections.php?a_uid=6.
  2. Роман-эпопея»Война и мир»: http://www.rvb.ru/ tolstoy/toc.htm.
  3. Дарственный музей Л.Н. Толстого ( Москва, ул. Пречистенка, д.11) http:// tolstoymuseum.ru.
  4. Государственный мемориальный  и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» (Тульскаяобл., Щекинский район, п/о «Ясная Поляна») http://www.yasnayapolyana.ru.

Лев Толстой прожил долгую жизнь.

Он родился через три года после восстания декабристов, когда в России ещё существовало крепостное право. Он родился ещё при жизни Пушкина (кстати, они были родственниками), а умер на десятом году нового, XX века; ни один из выдающихся русских писателей не прожил так долго, как Толстой. И никто не сказал так много, как он.

«А вот как прожить без Толстого? Можно ли в наше время быть образованным, не читая Толстого? Да и вообще, можно ли быть человеком?» - рассуждает сельский учитель, герой повести В. Быкова «Обелиск».  Увы, можно. Но это означает сознательно лишить себя великой радости приобщения к лучшим достижениям человеческой культуры.

  1. Детство. Отрочество. Юность.

Родился 28 августа 1828 года «в Ясной Поляне на кожаном диване». Флигель, где он родился, позднее был снесен, но Толстой на этом месте посадил сад; он примерно рассчитал, где был диван, место, где он родился, «какая веточка  какого дерева этому месту соответствовала». Часто подводил гостей к этому дереву, трогал веточку и шутливо говорил: «Вот на этой веточке я родился».

Ясная Поляна! Кто хотя бы раз побывал здесь, тот никогда не забудет ни дома Толстого, ни старинного парка, ни белых башенок у въезда в парк, ни тихих прудов, ни вековых дубов и сосен, ни нарядных берез в лесах, окружающих усадьбу. Сколько здесь солнца, воздуха, светлых просторов! Не здесь ли,  в родной русской природе, истоки того жизнелюбия, которым проникнуты произведения Толстого? И не отсюда ли пришли на страницы многие из картин природы, без которых невозможно представить ни «Детства», ни «Отрочества», ни «Войны и мира», ни «Анны Карениной».

«Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и моё отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его». Ясная Поляна была его колыбелью. Здесь проходила жизнь его семьи, здесь с детских лет он видел жизнь народа. Подобно Константину Левину, он «с молоком бабы-кормилицы» впитал уважение и любовь к трудовому крестьянству. «Его самой юной любовью», как не раз говорил сам Толстой, был простой русский мужик. «У народа, - записал он в дневнике, - есть своя литература, прекрасная, неподражаемая; но она не подделка, она выливается из среды самого народа». Не случайно, составляя список книг, которые в детстве произвели на него наибольшее впечатление, на первом месте поставил сказки, а силу впечатления от них определил словом «огромное».

Родители, Мария Николаевна и Николай Ильич, имели 5 детей (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев, Мария). Стремились дать детям воспитание свободное, гуманное, патриотическое. Нравственный и интеллигентный облик родителей, их семейное счастье–всё это определяло нравственную атмосферу Ясной Поляны.  (Мария Николаевна – троюродная сестра декабристов С. Волконского и А.И. Одоевского).  В 1830 г. умерла мать. В 1837 г. семья переехала в Москву. В 1838 г. умерла бабушка, Пелагея Николаевна, а в 1837 г. неожиданно скончался отец. Осиротевшие дети переехали в Казань, где жила их опекунша, тетка П.И. Юшкова. Воспитанием детей занималась их тетя Татьяна Александровна Ергольская, «третье (после отца и матери) и самое важное лицо в смысле влияния на мою жизнь», Некоторые черты ее характера Толстой придал Соне, а история её любви к Николаю Ильичу, отцу Толстого, напоминает любовь Сони к Николаю Ростову.

Все дети рано проявили литературную одаренность. Издавали рукописный         журнал «Детские забавы».

В 1837 г. семья переехала в Москву.  «Был хороший день, и я помню свое восхищение при виде московских церквей и домов, восхищение, вызванное тем тоном гордости, с которым отец показывал мне Москву». В его ученической тетради сохранилось сочинение «Кремль», где описание Московского Кремля проникнуто патриотическими чувствами.

1841 – 1847 – казанский период жизни Толстого.  Юшкова, богатая и знатная дама, была опекуншей детей.

Это была пора его отрочества и юности. Два с половиной года готовится к поступлению в университет, получая домашнее образование. Решив стать дипломатом, поступает на факультет восточных языков. Профессор Казембек, который занимался с Толстым турецким и татарским языками, находил его способности к языкам необыкновенными. Он изучил много языков: свободно владел английским, французским, немецким, читал по-итальянски, по-польски, по-чешски, по-сербски, знал латынь, греческий, украинский, татарский, старославянский, изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки. Все эти познания приобрел упорным трудом, с детских лет много читал и размышлял над прочитанным. За склонность к размышлению и самоанализу получил в юности прозвище «Философ».

Юный философ приучал себя «спокойно переносить неприятности жизни». Например, в «Отрочестве» описано, как он разогревал около печки руки и потом высовывал их в форточку на мороз, брал тяжелые лексиконы и держал их на вытянутых руках до тех пор, пока «жилы, казалось, готовы были оборваться». Или уходил в чулан и стегал себя хлыстом по голым плечам так, что кровяные рубцы выступали на коже. Все это он проделывал для того, чтобы приучить себя переносить тепло и холод, боль; приучал себя к физическому труду.

Любимая тетушка, Т.А. Ергольская, в своих письмах с тревогой писала, что он дни и ночи занимается философией и не обращает никакого внимания ни на окружающих, ни на внешний вид. Скроил и сшил для себя парусиновый халат, который носил днем, а ночью превращал в одеяло, для чего приделал к нему петли. Ходил в туфлях на босу ногу. В это время, - писала С.А. Толстая, - Лев Николаевич старался быть похожим на Диогена, как он это сам рассказывал». (Диоген – древнегреческий философ, около 323-404  веков до нашей эры, проповедовал лишь минимальное удовлетворение потребностей человека).

Возможно, в этих увлечениях было и наивное, и смешное, но за всеми этими чудачествами крылась громадная работа ума.

С девятнадцатилетнего возраста Толстой начал вести дневник и вел его до самой смерти. «По дневнику весьма удобно судить о самом себе». Это летопись его жизни, труда, развития, образования, постоянной работы над собой.

«Лев Николаевич на балах был всегда рассеян, танцевал неохотно и вообще имел вид человека, мысли которого далеко от окружающего, и оно его мало занимает. Вследствие этой рассеянности многие барышни даже находили его скучным кавалером, и едва ли кто из нас тогда думал, что из такого сонного юноши выйдет такой гений, равного которому теперь нет во всей Европе», - писала одна из знакомых Толстого по казанскому периоду его жизни.

А юноша уже задумывался о смысле и назначении человеческой жизни, подвергал окружающее критическому анализу. Он скоро разочаровался в университете, перешел на юридический факультет, но казенная система преподавания не нравилась. В апреле 1847 г. подал прошение об отчислении из университета, где проучился три года. В нем начинает пробуждаться сознание того, что барство, в котором он воспитан, не соответствует его идеалам нравственности, он уже чувствовал противоположность идеалов comme il faut (комильфо) – поведение в соответствии с приличиями света тем моральным правилам, что он для себя формировал, читая Руссо, Монтескье; его острый аналитический - ум обнаруживал за внешним блеском светской жизни отвратительную изнанку. («После бала», 1903 год; веселый казанский бал, юная красавица Варенька, её танец с отцом – и сцена экзекуции).

В 1847 г. оставляет университет и Казань и отправляется в Ясную Поляну, доставшуюся ему по наследству.»Просто изумительно, как много мыслил этот человек о нравственности, добре и истине и с каких ранних пор».(Анненков, друг Толстого).

1848 – 1851 г.г. – деревенское уединение чередовалось с периодами шумной, «безалаберной» столичной жизни – в Москве, Петербурге. Балы, музыкальные вечера, высший свет. Принимали ласково как сына достойных родителей, о которых сохранилась добрая память. Влюблен в Сонечку, дочь декабриста Колошина.

  1. Служба на Кавказе. Начало литературной деятельности.

Недовольство собою. Желание поехать в Сибирь. Стремление к настоящему делу. Итог – поездка на Кавказ (1851 год). Туда он приехал со старшим братом Николаем, офицером-артиллеристом, возвращавшимся в полк. Толстой сначала служит волонтёром (добровольцем), затем зачислен прапорщиком, младшим артиллерийским офицером. Шла война с горцами, объединившимися под предводительством Шамиля. Толстой избирает нелегкую службу офицера-артиллериста.

Начал писать повесть «Казаки» (закончил в 1861 г.). Казачий быт.С 1851 г. пишет «Детство». Мучительные раздумья: «Мне уже 24 года, а я еще ничего не сделал. Я чувствую, что недаром вот уже 8 лет, что я борюсь с сомнениями и страстями, но на что я назначен? Это откроет будущность» («Дневник», 28 августа 1852 г., в свой день рождения).

А на следующий день получил письмо от Н.А. Некрасова, где была похвала его рукописи «Детства». На Кавказе сделал выбор: стал писателем. Пишет о буднях армии – «Набег», «Рубка леса». Непоказная храбрость солдат, преданность воинскому долгу. Кавказ будет тревожить душу, он обратится к этой теме еще раз, в поздний период жизни, создав замечательную повесть «Хаджи – Мурат».

  1. Участие в обороне Севастополя. Сборник «Севастопольские рассказы».

1853 год – война России с объединенными силами Англии, Франции, Турции. Толстой в это время служил в штабе офицером, подал прошение в действующую армию. Переведен в Дунайскую армию, участвовал в осаде крепости Силистрия. «Россия или должна пасть или совершенно преобразоваться», - писал он в Дневнике. Следуя за Дунайской армией в Севастополь, Толстой в своем Дневнике отмечает патриотизм народа, массовый героизм матросов, солдат – и бездарность царских генералов, их неспособность руководить; «грустное положение и войска, и государства». «Пером, словом и силою» Толстой решает действовать против того, что считал злом.

1854-1855 г. – «Севастопольские рассказы». Они потрясли современников суровой правдой о войне. В 1902 г., в Крыму, во время тяжелой болезни, он повторял в бреду: «Севастополь горит! Севастополь горит!»

«На днях все мы,  литераторы, были обрадованы приездом из Крыма графа Толстого, известного по статьям из Севастополя», - писал Дружинин, сотрудник «Современника».

Рассказы о защитниках Севастополя поразили современников не эффективными описаниями сражений, не громкими фразами об одержанных победах, а строгой правдой и простотой, с которыми показан тяжелый, будничный и в то же время героический труд матросов, солдат, артиллеристов четвертого бастиона, сестер милосердия, жителей города. Толстой сумел увидеть и понять причину, которая заставляла жертвовать собой. «И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, - любовь к родине». Толстой понимал, что уроки Крымской войны не пройдут даром. «Те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражданами России и не забудут своей жертвы».

Участвуя в обороне, Толстой проявил недюжинное мужество. Командовал батареей на 4 бастионе – одном из самых опасных участков. Был награжден орденом Анны 4-ой степени и медалями «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853-1855 г.г.»  «Товарищи, - вспоминал один из сослуживцев, - любили его за безумную смелость и чудный покладистый характер».

В ноябре 1855 г. Толстой отправлен курьером в Петербург. Останавливается на квартире у И.С. Тургенева. И.С. Тургенев ввел Толстого в круг петербуржских литераторов, способствовал его литературному успеху. Толстой сближается с группой «Современника». Некрасов, Чернышевский способствовали возмужанию его реалистического таланта. Тургенев настойчиво советует оставить военную службу.

«Что это за милый человек, а уж какой умница!... Милый, энергический, благородный юноша-сокол!... а может быть и – орел…». Толстой установил дружеские отношения с Некрасовым, Тургеневым, Гончаровым, Григоровичем, Островским.

  1. Отставка. Заграничное путешествие. Школа в Ясной Поляне.

1856 год – отставка. Приходит к выводу, что крепостничество – тормоз, зло жизни. Обличению его посвятил рассказ «Утро помещика» (1857 год). В Петербурге он в «котле» горячих споров об общественном переустройстве России.

1857 г. – совершает заграничное путешествие: через Варшаву в Париж. Франция, Италия, Германия. Знакомился с культурой, социальным строем. Многое нравилось, но видел и нищету, и ужасную бедность. Видит, что «лучшее благо мира – деньги».

По возвращении открыл школу в Ясной Поляне (1859г.). В 1860 г. – второе путешествие в Западную Европу с целью ознакомления с системой образования. Кроме Франции, Германии, Швейцарии, посетил Англию, Бельгию.

Он назвал эту поездку «путешествие по школам Европы». «Я мог бы написать целые книги о том невежестве, которое видал в школах Франции, Швейцарии и Германии» (палочная дисциплина, телесные наказания). Зубрежка. Будучи в Англии, присутствует на лекции Ч, Диккенса, своего любимого писателя; знакомится с Герценом. С интересом читает вольную русскую прессу за границей – «Колокол», «Полярную звезду», но революционные идеи не приемлет.

  1. Работа над романами «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение».

1862 год – женитьба на Софье Андреевне Берс, дочери московского врача. Ему было 34 года, ей – 18 лет. Она стала его другом и помощником. «Я дожил до 34 лет и не знал, что можно так любить и быть таким счастливым». Она заботилась о создании в Ясной Поляне такой обстановки, при которой ничто бы не отвлекало его от труда. Тогда это ей удавалось. Толстой вел уединенную жизнь, начал работу над «Войной и миром» (1863 – 1869 г.г.). «Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я еще никогда не писал и не обдумывал», - писал он, приступая к работе над романом.

В.Г. Короленко говорил, что , когда он впервые читал роман, ему было страшно за Толстого. Ведь «его герой – целая страна, борющаяся с нашествием врага». Надо изобразить движение сотен и тысяч людей. Справится ли Толстой с поднятой им стихией? «Но Толстому под силу то, под чем упал бы всякий другой». «И все эти образы, трепещущие жизнью, движением, кипящие человеческими страстями… … созданы в полном соответствии с творчеством жизни… И все это отмечено печатью духа, светится внутренним светом необыкновенного воображения и никогда не устающей доброй мысли».

Роман раскупался нарасхват. В газетах появились сообщения о его блистательном успехе. 1875 г. «Азбука» для детей. 1873 – 1877 г. – работа над  романом  «Анна Каренина». Новое произведение произвело на современников громадное впечатление. Суровая правда жизни, «нечестной действительности» испугала реакционную  критику.Завершая роман, Толстой приходит к крутому перелому в своих взглядах, который назревал давно.

«Со мной случился переворот, который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга – богатых, ученых – не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл… Действия же трудящегося народа, творящего жизнь, представились мне единым настоящим делом». «Я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь…». («Исповедь», 1881 г.).

1882 г. – по зимам семья живет в Москве. Куплен дом в Хамовническом переулке. Сыновья учатся, дочери выезжают в свет. 80-е годы – работа над «Исповедью», запрещена цензурой (духовной), издана за границей. 1889 – 1899 – «Воскресение» - простая жизнь в столкновении с высшей». Каждой страницей обличает суд, церковь, правящий класс.

«Воскресение» - один из поводов отлучения Толстого от церкви. Читатель оказывается  и в Москве, и в Петербурге, и в Сибири, в тюрьме, в суде, в больнице, в церкви, в дворянских усадьбах, и везде – безнравственность, нищета, вымирание народа. История Катюши – «самая обыкновенная история». 24 февраля 1901 года – определение святейшего Синода об отлучении Толстого от церкви.

  1. Последние годы жизни.

Последние годы жизни Толстого очень трудные. В 1901 – 1902 г.г. тяжело болел, врачи опасались за его жизнь. Более полугода лечился в Крыму, где встречался с Чеховым. « Я ни одного человека не любил так, как его…» (Чехов). Виделся в Крыму с Горьким, Короленко, Шаляпиным.

Разлад с семьей. «Вместе – врозь»-слова Толстого. Он хотел, чтобы его земли были отданы крестьянам, чтобы его произведения издавались свободно и безвозмездно, но семья была против.

28 октября 1910 г. в глухую осеннюю ночь тайно от семьи Толстой навсегда покинул Ясную Поляну. Хотел уехать на юг и поселиться в крестьянской семье. По дороге заболел и должен был сойти на маленькой станции Астапово. Здесь в доме начальника станции провел последние  7 дней жизни, борясь со смертью.

7 ноября Толстой скончался. Известие о его смерти молнией облетело Россию. «Получена телеграмма, - писал Горький из Италии – и в ней обыкновеннейшими словами сказано – скончался. Это ударило в сердце, заревел я от обиды и тоски».

Похоронен в Ясной Поляне. «… нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного». М. Горький.

  1. Заве Презентация «Крымские дороги Толстого».

СМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого урока по творчеству М.И.Цветаевой

План-конспект открытого урока по творчеству М.И. Цветаевой....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА, ПОСВЯЩЕННОГО ТВОРЧЕСТВУ А.С. ПУШКИНА

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА, ПОСВЯЩЕННОГО ТВОРЧЕСТВУ А.С. ПУШКИНА    СПЕЦИАЛЬНОСТЬ  «ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»    ТЕМА:   ЛИРИКА А...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА, ПОСВЯЩЕННОГО ТВОРЧЕСТВУ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ

Познакомить учащихся с биографией М.И. Цветаевой, процессом формирования ее мировоззрения, тематикой и идейным содержанием произведений; воспитывать в будущих педагогах патриотизм, гуманизм, благородс...

Методическая разработка открытого занятия посвященная дню Конституции.

Открытое занятие-игра  "Правовой турнир"1.Первый конкурс   «Разминка»2.Второй конкурс  «Юридическая  консультация»3. Третий конкурс...

Конспект открытого занятия по литературе на тему «ТЕМА ТВОРЧЕСТВА И НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»

Конспект открытого занятия по литературе на тему «ТЕМА ТВОРЧЕСТВА И НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»...

конспект открытого урока на тему: "Творчество Б.Л. Пастернака"

Очень интиересная разработка открытого урока....