Практические работы по истории
методическая разработка на тему

Жукова Елена Сергеевна

Сборник методических указаний предназначен  для  выполнения практических работ по дисциплине «История».

Тематика практических работ составлена в соответствии с рабочей программой по истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ШАХТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ДИЗАЙНА И СЕРВИСА «ДОН-ТЕКС»

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине

«История»

(I курс)

Автор: Жукова Е.С.,

 преподаватель истории и обществознания

Пояснительная записка

Сборник методических указаний предназначен  для  выполнения практических работ по дисциплине «История».

Тематика практических работ составлена в соответствии с рабочей программой по истории.  

Каждая  практическая  работа  включает  цель,  методические  указания  и

критерии оценки, формируемые компетенции.    Задания, предлагаемые в практических работах, нацелены на формирование  учебных  умений: анализировать  информацию,  сравнивать,  выявляя  общие  черты  и различия, распознавать  и  правильно  употреблять историческую  терминологию в различных контекстах, описывать социальные, экономические, политические  явления  и  объекты,    пояснять  изученные  теоретические положения на собственных примерах, анализировать практические ситуации и решать задачи.

Предлагаемые в сборнике задания способствуют формированию общих  компетенций обучающихся.

ОК 2.  Организовывать собственную деятельность,  выбирать  типовые методы  и  способы  выполнения  профессиональных  задач,  оценивать  их

эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.  Осуществлять  поиск  и  использование  информации,  необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Отчёты студентов по практическим работам должны содержать: название темы практической работы, подробные аргументированные ответы на поставленные вопросы и выводы.  

Критерии оценки:  

Оценка «отлично» выставляется, студент    даёт полные ответы  на  все  

вопросы, показывает при этом глубокое овладение материалом, проявляет умение самостоятельно и аргументировано излагать материал и давать аргументированные  пояснения    своего  ответа  на  вопросы,  может  привести примеры,  анализировать  информацию,  делать  самостоятельные  обобщения  и выводы, свободно применяет полученные знания на практике.

Оценка «хорошо» выставляется при условии соблюдения следующих требований: даны ответы на все вопросы, изложения материала логическое, обоснованное фактами и примерами, студент обнаружил теоретические знания, но недостаточно владеет  умением    анализировать  информацию,    в  ответах допущены  неточности,  некоторые  незначительные  ошибки,  имеет  место недостаточная  аргументированность  при  изложении  материала,  80%    задач решено верно.

Оценка «удовлетворительно»выставляется  в  том  случае,  когда  студент

недостаточно овладел сутью материала по данной теме, ответил на половину вопросов, но ответы  даны  краткие,  без    аргументированного  пояснения  или допущены  ошибки  при  освещении  теоретического  материала,  решена  верно половина задач.

Оценка «неудовлетворительно»выставляется  в  случае,  когда  студент обнаружил  несостоятельность  осветить  вопросы  или    вопросы освещены неправильно,  бессистемно,  с  грубыми  ошибками, отсутствуют  понимание основной  сути  вопросов,  неумение  делать  выводы,  обобщения,  задачи  не решены или решены неправильно.



Предварительный просмотр:

Практическая раб № 1

Тема: «Неолитическая революция»

Цель: выявить характерные черты неолитической революции.

Порядок выполнения работы:

1 Записать в тетрадь число и тему практической работы

2 Повторить основные понятия при помощи учебника

3 выполнить задания и аргументировать свою точку зрения

4 Итогом практической работы, должен являться вывод

Учебно-методическое обеспечение: учебник «История» В.В. Артёмов, часть 1, параграф № 2

Понятия для усвоения неолит, палеолит, матриархат, патриархат

Задания

1. Дайте определение неолитической революции и определите в чем заключается суть революции.

2. Выявите основные причины неолитической революции.

3. Выявите, как зарождалось производящее хозяйство.

4. Перечислите первые результаты производящего хозяйства.

5. Укажите последствия неолитической революции для дальнейшего развития человечества.

6 Прочитайте текст. Что, по мнению В. О. Ключевского, является предметом изучения исторической науки? Приведите конкретные примеры.

… Историка занимают два основных предмета, которые он старается разглядеть в волнистом потоке исторической жизни, как она отражается в источниках. Накопление опытов, знаний, потребностей, привычек, житейских удобств, улучшающих, с одной стороны, частную личную жизнь отдельного человека, а с другой — устанавливающих и совершенствующих общественные отношения между людьми, — словом, выработка человека и человеческого общежития — таков один предмет исторического изучения...Другой предмет исторического наблюдения — это природа и действие исторических сил, строящих человеческие общества, свойства тех многообразных нитей, материальных и духовных, помощью которых случайные и разнохарактерные людские единицы с мимолетным существованием складываются в стройные и плотные общества, живущие целые века.



Предварительный просмотр:

Практическая раб № 2

Тема: «Особенностей цивилизаций Древнего мира».

Цель: определить особенности цивилизаций Древнего мира.

Порядок выполнения работы:

1 Записать в тетрадь число и тему практической работы

2 Повторить основные понятия при помощи учебника

3 выполнить задания и аргументировать свою точку зрения

4 Итогом практической работы, должен являться вывод

Учебно-методическое обеспечение: учебник «История» В.В. Артёмов параграф № 3, часть первая

Понятия для усвоения: деспотия, колония

Задания

   1. Укажите первые признаки зарождения цивилизаций

2 На какие две группы были поделены цивилизации Древнего мира

3. Заполнить таблицу характеристик Древних цивилизаций

Государство

Географическое положение

Экономическое развитие

Политическое развитие



Предварительный просмотр:

Практическая раб № 3

Тема: «Великие державы древнего Востока»

Цель: выяснить причины появления великих держав древности, рассмотреть организацию управления в этих державах

Порядок выполнения работы:

1 Записать в тетрадь число и тему практической работы

2 Повторить основные понятия при помощи учебника

3 выполнить задания и аргументировать свою точку зрения

4 Итогом практической работы, должен являться вывод

Учебно-методическое обеспечение: учебник «История» В.В. Артёмов параграф 43 стр. 41-46, карта «Древнейшие государства»

Понятия для актуализации: деспотия

Задания

1 В чём причины появления Великих держав Древнего Востока?

2 Поработайте с картой в учебнике «Ближний Восток в Древности.

3 Дайте характеристику каждой державе по следующим направлениям:

- название державы

- географическое положение

- основные занятия населения-

- как складывались отношения между правителем и народом

- внешняя политика        

- причины гибели державы



Предварительный просмотр:

Практическая раб № 4

Тема: «Римская империя»

Цель: выяснить причины перехода от республики к империи, рассмотреть способ управления в римской империи; охарактеризовать этапы римской империи

Порядок выполнения работы:

1 Записать в тетрадь число и тему практической работы

2 Повторить основные понятия при помощи учебника

3 выполнить задания и аргументировать свою точку зрения

4 Итогом практической работы, должен являться вывод

Учебно-методическое обеспечение: учебник «История» В.В. Артёмов параграф 6 стр. 60-62, карта «Древнейшие государства»

Понятия для актуализации: республика, монархия, империя, магнаты, колоны.

Задания

1 Прочитайте параграф 6 (пункты: 5,6,7)

2 в конце 6 параграфа ответьте на вопросы 5-8



Предварительный просмотр:

Практическая раб № 8

Тема: «Феодальная раздробленность в Европе»

Цель: познакомить с причинами феодальной раздробленности, задачами и особенностями государства в период раздробленности; показать связь между укреплением собственности феодалов на землю и переходом к ним функций государственной власти

Порядок выполнения работы:

1 Записать в тетрадь число и тему практической работы

2 Повторить основные понятия при помощи учебника

3 выполнить задания и аргументировать свою точку зрения

4 Итогом практической работы, должен являться вывод

Учебно-методическое обеспечение: учебник «История» В.В. Артёмов (часть I) параграф 13 стр. 60-62, карта «Древнейшие государства»

Понятия для актуализации: феодал, вассал, сеньор, феодальная лестница, натуральное хозяйство

Задания

1 Прочитайте текст

2 Перечислите причины феодальной раздробленности причины феодальной раздробленности

3 Назовите последствия феодальной раздробленности

4 Дайте определение междоусобным войнам

На месте распавшейся империи Карла Великого к концу IX века образовались три больших государства: Франция, Германия и Италия. В в IX-X веках, результате частых войн их территории непрерывно изменялись.

В X веке германские феодалы во главе со своим королём начали совершать грабительские походы в Италию. Захватив часть Италии с городом Римом, германский король объявил себя римским императором. Новое государство позднее стали называть «Священной Римской империей». Но это было очень слабое государство. Крупные феодалы Германии не подчинялись императору. Население Италии не прекращало борьбы с захватчиками. Каждому новому германскому королю приходилось совершать поход за Альпы, чтобы вновь покорить страну. Несколько столетий подряд германские феодалы грабили и разоряли Италию.

Государства Западной Европы не были едиными. Каждое из них распадалось на большие феодальные владения, которые дробились на множество мелких. В Германии, например, было около 200 мелких государств. Некоторые из них были настолько малы, что в шутку говорили: «Голова правителя, когда он ложится спать, лежит на его земле, а ноги приходится вытягивать во владения соседа».

Почему государства Западной Европы были раздробленными? При натуральном хозяйстве не было и не могло быть прочных торговых связей между отдельными частями страны, не было связей даже между отдельными поместьями. В каждом поместье население жило своей обособленной жизнью и мало общалось с людьми из других мест. Почти всю жизнь люди проводили в своей деревне. Да им и незачем было куда-нибудь ходить: ведь всё необходимое производилось на месте.

Каждое феодальное владение было почти независимым государством. Феодал имел отряд воинов, собирал налоги с населения, творил над ним суд и расправу. Он мог сам объявлять войну другим феодалам и заключать с ними мир. Кому принадлежала земля, у того была и власть.

Крупные феодалы - герцоги и графы - мало считались с королём. Они утверждали, что король лишь «первый среди равных», то есть считали себя, не менее знатными, чем король. Многие крупные феодалы сами были не прочь захватить королевский трон.

Господство натурального хозяйства приводило к раздробленности государств Западной Европы. Королевская власть в IX - X вв. была очень слабой.

 Во времена раздробленности феодалы непрерывно воевали между собой. Эти войны назывались междоусобными воинами

. Из-за чего же вспыхивали междоусобные войны? Феодалы стремились отнять друг у друга землю вместе с жившими на ней крестьянами. Чем больше у феодала было крепостных, тем он был сильнее и богаче, так как за пользование землёй крепостные крестьяне несли повинности.

Желая подорвать силы своего врага, феодал разорял его крестьян: выжигал деревни, угонял скот, вытаптывал посевы.

От междоусобных войн больше всего страдали крестьяне; феодалы же могли отсидеться за крепкими стенами своих замков.

 

Во времена раздробленности феодалы непрерывно воевали между собой. Эти войны назывались междоусобными воинами.



Предварительный просмотр:

Практическая раб № 9

Тема: «Структура и сословия средневекового общества»

Цель: определить особенности структуры средневекового общества

 

Порядок выполнения работы:

1 Записать в тетрадь число и тему практической работы

2 Повторить основные понятия при помощи учебника

3 выполнить задания и аргументировать свою точку зрения

4 Итогом практической работы, должен являться вывод

Учебно-методическое обеспечение: учебник «История» В.В. Артёмов часть 1 параграф 14

Понятия для актуализации: феодал, феодализм, трёхполье

Задания

1. Дайте определение термину «Феодализм».

2. Составьте схему «Феодальной лестницы».

3. Составьте схему сословий феодального общества:

 

4. На стр. 98 выполните задание №5



Предварительный просмотр:

Практическая раб № 12

Тема: «Предпосылки и причины образования древнерусского гос.»

Цель: определить предпосылки и причины образования древнерусского гос.

 

Порядок выполнения работы:

1 Записать в тетрадь число и тему практической работы

2 Повторить основные понятия при помощи учебника

3 выполнить задания и аргументировать свою точку зрения

4 Итогом практической работы, должен являться вывод

Учебно-методическое обеспечение: учебник «История» В.В. Артёмов часть 1 параграф 18

Понятия для усвоения: 862 г., полюдье, повоз

Задание

1. Определить, какие мнения высказывают ученые по вопросу о времени и месте появления славян.

2. Выявить особенности условий развития славянского народа.

3. Перечислить предпосылки образования Древнерусского государства.

4. Определить, как были объединены Киев и Новгород и какова роль князя Олега в этом процессе.

5. Познакомьтесь с концепциями возникновения Рус. Государственности.

Какую поддерживаете вы, ответ обоснуйте

Концепции возникновения русской государственности:

  1. Норманская теория.
    Создатели теории: (нем. Ученые на рус. Службе) Байер, Миллер, Шлёцер.
    Государственность на Русь принесли варяги, приглашенные в 862г. на княжение в Новгород. Варяжская династия Рюриковичей объединила северную и южную Русь, создала систему сбора дани, управления и судопроизводства на огромной территории.
  2. Антинорманская теория.
    Основатель – М.В. Ломоносов. Наиболее активные сторонники в 19 в.: историки Иличевский, Беляев, Забелин.
    Государственность на Руси существовала в виде локальных образований и до сер.9 в. восточные славяне смогли организовать себя сами, без помощи варягов. Современные историки говорят о наличие на Руси до 9 в. трёх центров гос-ти: Куяба, Славия, Артания.




Предварительный просмотр:

Практическая раб № 13

Тема: «Владимиро-Суздальское княжество»

Цель: охарактеризовать особенности развития Владимиро-Суздальского княжества.

 

Порядок выполнения работы:

1 Записать в тетрадь число и тему практической работы

2 Повторить основные понятия при помощи учебника

3 выполнить задания и аргументировать свою точку зрения

4 Итогом практической работы, должен являться вывод

Учебно-методическое обеспечение: учебник «История» В.В. Артёмов часть 1 параграф 21, карта «Феодальная раздробленность на руси»

Понятия для актуализации: феодальная раздробленность, боярская республика

Задания

1. Определить местоположение Владимиро-Суздальского княжества.

2. Выявить какими были взаимоотношения между князьями и другими сословиями княжества.

3. Заполните таблицу «Владимиро-суздальское княжество

Князь

Политика правления (цели правления, результаты)

Андрей Боголюбский

Всеволод Большое Гнездо

4. Выгодным ли было местоположение княжества на Руси?

5. Какие положительные и отрицательные последствия раздробленности на Руси?



Предварительный просмотр:

Практическая раб № 15

Тема: «Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию»

Цель: актуализировать представления студентов о событиях в России первой четверти 18 веке.

Порядок выполнения работы:

1 Записать в тетрадь число и тему практической работы

2 Повторить основные понятия при помощи учебника

3 выполнить задания и аргументировать свою точку зрения

4 Итогом практической работы, должен являться вывод

Учебно-методическое обеспечение: учебник «История» часть I В.В. Артёмов параграф 43 стр. 256-263

Понятия для актуализации: абсолютизм, северная война, сенат, синод, меркантилизм, протекционизм

Задания

1.Операясь на летописи, приведённые ниже, заполните таблицу «Последствия монгольского завоевания»

Экономические

Политические

Социальные

Культурно-бытовые

 

         

 

 

Лаврентьевская летопись

“В лето 1239. Того лета татары взяли Переславль Русский и епископа убили и людей перебили, а город сожгли и, захватив много людей и имущества, ушли…Того же лета взяли татары Чернигов…и город сожгли, и людей перебили, и монастыри пограбили…Того же лета зимой взяли татары Мордовскую землю и Муром сожгли и по Клязьме воевали, и город…Гороховец сожгли и вернулись в станы свои…”.

Ипатьевская летопись

“…В лето 1240.Пришел Батый к Киеву с великой силой, со множеством силы своей, и окружил город, и обнес его частоколом, и был город в великом стеснении. И Батый был у города, и воины его окружали город, нельзя было слышать от скрипения множества телег его, от рева верблюдов его, от ржания стад коней его. И была вся Русская земля наполнена ратными людьми.

Киевляне же взяли в плен татарина, именем Товрула, и тот рассказал им про всю силу их…

…Орудия били беспрестанно день и ночь и пробили стены ,и тут было видно, как ломались копья и щиты разбивались в щепки, стрелы помрачали свет для побежденных…

…Горожане же построили новую стену около церкви Богородицы Десятинной. На другой же день татары пошли приступом на них, и был между ними сильный бой. Люди же взбежали на церковь и на церковные своды со своим имуществом, и церковные стены от тяжести рухнули. И взят был город воинами. Дмитра же татары взяли в плен раненым и не убили ради его храбрости.”

Слово о погибели Русской земли,13 в.(30-40гг.)

…О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская!Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о праверная вера христианская!....”

Обучающиеся знакомятся и делают свои выводы.

2. На основе заполненной таблицы, сделайте выводы о последствиях завоевания.
- Как вы считаете, монголо-татарское иго задержало развитие Руси или остановило его совсем?
 



Предварительный просмотр:

 

Практическая работа № 16

Тема: «Опричнина»

   Цель:

-характеризовать опричнину и причины её введения;

-проанализировать итоги опричнины

-продолжить работу по формированию причинно-следственных связей

Вопросы для актуализации:

1 Дайте определение земского собора

2 Назовите основные мероприятия внутренней политики Ивана Грозного

3 Причины, основные события, тог Ливонской войны

4 устный терминологический диктант

Порядок выполнения работы:

1 Записать в тетрадь число и тему практической работы

2 Прочитать текст

3 Выполнить задания и аргументировать свою точку зрения

4 Итогом практической работы должен являться вывод

Понятия для усвоения: опричнина, земщина

Задание

1 Определит причину жестокости гос. власти

2 На какие территории Иван Грозный разделил страну для усиления своей единоличной власти.

Охарактеризуйте каждую.

3 Приведите яркие примеры опричнины

4 Как звали руководителя опричнины

5 Назовите символы опричников

6 С какой целью была создана опричнина

Иван IV, человек с непомерно развитым властолюбием, со временем стал тяготиться людьми с самостоятельными взглядами. Опасным непокорством считал царь всякую самостоятельность в суждениях. Недаром впоследствии он обвинял Сильвестра и Адашева в том, что они отняли у него всю власть. Напряженными были отношения Сильвестра и Адашева с родственниками первой и любимой жены царя Ивана - Анастасии Захарьиной-Юрьевой. Когда царица умерла, Иван IV обвинял своих бывших любимцев в пренебрежении к своей "юнице". Были внешнеполитические разногласия: Адашев был против беспеспективной войны в Ливонии.

 Но самыми тяжелыми были внутриполитические разногласия. Избранная рада проводила серьезные, глубокие реформы, рассчитанные на длительный период. Царь Иван стремился к немедленным результатам. Но при неразвитости аппарата государственной власти быстрое движение к централизации было возможно только при помощи террора. Царь пошел именно по этому пути, Избранная рада на него не соглашалась.

Для установления своей единоличной власти и уничтожения сепаратизма феодальной знати, царь в 1565 г. разделил страну на земщину (вотчины князей и бояр), управляющуюся Боярской думой, и опричнину, где царь может править по своему усмотрению.

В опричнину забирались лучшие земли,  в том числе принадлежавшие князьям и боярам. Всё это сопровождается обманом и насилиями, грабежами и убийствами. «Избранная тысяча» дворян составила основу опричных войск, эмблемой которых были метла и голова пса, символизирующие преданность царю, готовность вымести измену из страны и уничтожить врагов государства. Жертвами опричнины становились преимущественно дворяне и горожане, а позже и сами опричники. Начались многочисленные казни, ссылки. На Земском соборе 1566 г. часть депутатов-дворян просили отменить опричнину. В ответ царь казнил до двухсот челобитчиков.

В декабре 1564 г. Иван IV в сопровождении заранее подобранных бояр и дворян отправился из Москвы на богомолье. Но из Троице-Сергиева монастыря он поехал дальше - в свое охотничье село Александровскую слободу (ныне г. Александров Владимирской обл.). В начале января 1565 г. гонец привез в Москву два послания царя, оглашенные на Красной площади. В первом царь сообщал, что он "положил гнев и опалу" на высшее духовенство и всех феодалов (он тщательно перечислил все категории класса феодалов): на бояр и детей боярских - за их нежелание воевать против недругов и насилия над народом, на духовенство - поскольку оно заступается за "изменников". Царь, "не хотя их многих изменных дел терпети", решил оставить государство и "вселитися, идеже его, государя, Бог наставит". В грамоте, обращенной к посадским людям Москвы, Иван IV заверял их, что "гневу на них и опалы никоторые нет". Это был рассчитанный демагогический жест: царь ловко противопоставил феодалов и посадских людей, выдавая себя за защитника простых людей от насилий феодалов. Московские черные люди потребовали, чтобы бояре и духовенство уговорили царя вернуться на престол, угрожая, что они "государьских лиходеев и изменников" сами "потребят".

Через несколько дней царь принял в Александровской слободе делегацию духовенства и бояр и согласился вернуться на престол, но лишь за тем, чтобы казнить "изменников" по своему усмотрению и учредить опричнину. Опричниной издавна назывался удел, который выделялся вдове князя, "опричь" (т. е. кроме) всей земли.  Указ предусматривал, чтобы феодалы, не принятые в опричнину, лишались поместий и вотчин в опричных уездах и получали возмещение в земских. Однако значение этой меры нельзя преувеличивать: многие местные феодалы вошли в опричнину, а выселение остальных было проведено лишь частично; пострадали в основном родственники опальных, которым туго пришлось бы и в земщине. В опричнину была взята тысяча служилых людей (к концу опричнины число опричников выросло примерно до 6 тыс.). Они составили отдельные от земских полки, возглавлявшиеся опричными воеводами. В опричнине действовала и своя Боярская дума. Приказы остались в земщине, но часть дьяков Иван IV взял в опричнину.

Опричное руководство по своему социальному составу почти не отличалось от старого Государева двора. Там было много князей, отпрысков старых боярских родов, существовало и местничество. Роль опричнины определял не ее состав, а тот факт, что опричники были личными слугами царя и пользовались полной безнаказанностью. Тем самым усиливались и самодержавие, и его деспотические черты. Свою слабость, обусловленную неразвитостью государственного аппарата, власть пыталась компенсировать жестокостью.

Опричнина не изменила структуру феодальной собственности на землю. Ведь выселение земских из опричных уездов фактически осталось на бумаге, а ссылка под Казань князей ряда родов (Ярославских, Ростовских, Стародубских) закончилась через год их амнистией и возвращением вотчин. В результате опал и казней изменился персональный, но не социальный состав феодалов-землевладельцев. Крупное феодальное, в том числе княжеское, землевладение пережило опричнину.

Но тем не менее опричнина серьезно подорвала пережитки удельной старины в стране, хотя вряд ли царь ставил перед собой именно эту задачу: он стремился лишь к усилению своей личной власти. 

Главным политическим соперником Иван IV считал Владимира Андреевича Старицкого. В 1566 г. царь отобрал у удельного князя отцовский удел с преданными ему служилыми людьми и заменил новыми землями. Вскоре он решил расправиться с ним окончательно. Повар царя донес, что Владимир подговаривал его отравить царя. Ложный донос был, вероятно, инспирирован самим Иваном: ведь и повара вскоре казнили. Осенью 1569 г. царь приказал Владимиру Андреевичу, его жене и младшей дочери принять яд, а мать князя казнили в Горицком монастыре.

Осенью 1569 г. в руки царя попал донос о том, что новгородцы хотят изменить: царя извести, на престол посадить Владимира Андреевича, а самим - перейти под власть польского короля. Донос пришелся кстати: Ивану Грозному давно хотелось разделаться с Новгородом, в котором не только жила некоторая симпатия к старицким князьям, но и сохранялись пережитки времен самостоятельности и воспоминания об этом времени. В декабре 1569 г. войско опричников во главе с Иваном Грозным выступило в поход на русский город. Путь опричников к Новгороду был отмечен зверскими массовыми казнями, насилиями над женщинами. Под Тверью Малюта Скуратов, любимый царский палач, который выдвигается в ряды главных руководителей опричнины, задушил митрополита Филиппа. В самом Новгороде погром длился 6 недель. Погибли тысячи жителей, многих сбросили под лед Волхова, часто перед смертью их подвергали жестоким пыткам. Все церкви были ограблены. Город был опустошен. Опричники грабили и убивали без разбора и в Новгородской земле. Многие насильно вывозили в свои владения крестьян. 

После новгородского погрома начались казни и самих опричников. Смерть Марии Темрюковны ускорила гибель боярской группировки, создавшей опричнину. Погибли отец и сын Басмановы, М. Т. Черкасский с женой и шестимесячным сыном, князь Афанасий Вяземский. Во главе опричнины стали теперь Малюта Скуратов и другой палач - Василий Грязной. Они вошли в Боярскую думу в качестве думных дворян: это был появившийся в годы опричнины чин для незнатных членов Думы.

Летом 1570 г. на Красной площади в Москве изощренным казням было подвергнуто несколько десятков человек. Казнили и сам царь, и его приближенные. Опричнина окончательно выродилась в банду грабителей и убийц с высокими титулами. В Александровской слободе царь создал нечто вроде опричного монастыря, где сам был игуменом. Во время многочасовых молебнов, перемежавшихся разгульными пьяными пирами, отдавались Приказания о казнях и пытках. Опричники в черных одеяниях с мрачными символами верной службы царю (метла - чтобы выметать измену, собачья голова - чтобы выгрызать) наводили ужас на страну.

Поводом к отмене разорившей страну опричнину стали трагические события лета 1571 г., когда крымский хан разграбил 30 городов, сжёг московские посады (Кремль он взять не смог). У России не было сил противостоять неприятелю. В 1572 г. войска опричнины и земщины были объединены для отпора крымским татарам. В этом же году опричнина была отменена (вернее преобразована в «государев двор», но террор уже не принимал прежних масштабов).

Именно последствия опричнины стали причиной ужесточения и окончательного складывания системы крепостного права. Соединившись с бедствиями Ливонской войны (1558-1583 гг.) и страшной эпидемии чумы в 70-е годы, она привела к запустению центральных уездов России. Их население частично вымерло, а частично разбежалось в более безопасные окраинные места. Результатом был хозяйственный кризис. Центр и северо-запад были опустошены. Села и деревни стояли заброшенными, зарастала лесом пашня: одни крестьяне умерли от голода и эпидемий, другие были убиты вражескими войсками или царскими опричниками. Наконец, многие бежали из разоренных родных мест - на юг (в район Орла, Тулы, Курска и т. д.), в Среднее Поволжье, в Приуралье, а в самом конце века - и в Западную Сибирь. Стремясь сохранить остатки населения и укрепить материальное положение дворянства, правительство в 80-е годы было вынуждено пойти на отмену Юрьева дня и окончательно прикрепить крестьян к земле. 1581- 1582 г. впервые был объявлен "заповедным", в этот год отменялся Юрьев день и запрещался переход крестьян (Вот тебе. Бабушка, и Юрьев день). "Заповедными" стали и последующие годы. В 90-е годы был установлен 5-летний срок сыска беглых крестьян. Это стало причиной массовых крестьянских восстаний в начале XVII в.

Своей опричниной и её кровавыми оргиями царь, несомненно, достиг укрепления режима личной. С её помощью подавил всякую оппозицию, ликвидировал очаги удельного сепаратизма, остатки, и без того невеликие, самостоятельности и независимости в словах и действиях подданных. Характер царской власти Ивана Грозного приобретал самодержавные черты, важнейшие государственные вопросы он предпочитал решать самостоятельно. При этом самодурство в действиях монарха зачастую превалировало над целесообразностью.

Эпоха Ивана Грозного оставила тяжёлое наследство и привела к печально знаменитому в истории Отечества Смутному времени.



Предварительный просмотр:

Практическая раб № 17

Тема: «Освободительная борьба против интервентов»

Цель: показать роль первого и второго ополчения в освобождении России от шведско-польской интервенции

 

Порядок выполнения работы:

1 Записать в тетрадь число и тему практической работы

2 Повторить основные понятия при помощи учебника

3 выполнить задания и аргументировать свою точку зрения

4 Итогом практической работы, должен являться вывод

Учебно-методическое обеспечение: учебник «История» В.В. Артёмов часть 1 параграф 27, стр. 174-177, карта «Образование Российского централизованного гос.»

Понятия для актуализации: первое ополчение, второе ополчение

Задания

1 Как поляки захватили Москву?

2 Почему стали создаваться ополчения?

3 Какие цели ставили перед собой ополченцы?

4 В каком году и где было создано первое ополчение? Кто его возглавлял?

5 Итоги первого ополчения

6 В каком году и где было создано второе ополчение? Кто его возглавлял?

6 Итоги второго ополчения

7 Почему царём России был избран Михаил Романов?



Предварительный просмотр:

Практическая раб № 18

Тема: «Народные движения»

Цель: Рассмотреть причины и основные события восстаний 17 века

 

Порядок выполнения работы:

1 Записать в тетрадь число и тему практической работы

2 Повторить основные понятия при помощи учебника

3 выполнить задания и аргументировать свою точку зрения

4 Итогом практической работы, должен являться вывод

Учебно-методическое обеспечение: учебник «История» В.В. Артёмов часть 1 параграф 27, стр. 174, 28 стр. 182-184 карта «Образование Российского централизованного гос.»

Понятия для актуализации: протекционизм, мануфактура, соборное уложение

Задания

Заполните таблицу «Народные движения»

Событие, дата

Причины восстания

Состав участников, основные события

Итог

Значение

Восстание Болотникова

Стр. 174

Соляной бунт

Стр. 182

Медный бунт

Стр.183

Восстание Степана Разина

Стр. 182-183



Предварительный просмотр:

Практическая работа № 8

Тема: «Высокое возрождение в Италии»

Цель: рассмотреть основные идеи, взгляды гуманизма; познакомится с деятельностью гуманистов раннего нового времени и высокого возрождения в Италии

Порядок выполнения работы:

1 Записать в тетрадь число и тему практической работы

2 Повторить основные понятия при помощи учебника

3 выполнить задания и аргументировать свою точку зрения

4 Итогом практической работы, должен являться вывод        

Учебно-методическое обеспечение: учебник «История» Артёмов В.В. Часть I параграф 33, стр.210

Вопросы для актуализации:

1 Что такое мануфактура?

2 Виды мануфактуры?

3 Раскройте понятия: колония, метрополия, гуманизм

4 Причины географических открытий

5 значение географических открытий.

Понятия для изучения: «ренесанс», гуманизм, секуляризация

Задания

1 Заполните таблицу «Деятели просвещения» на стр. 210

2 На стр. 210 ответьте на вопрос 1



Предварительный просмотр:

Практическая раб № 20

Тема: «Развитие европейской культуры и науки в 17-18 веке». Эпоха просвещения

Цель: познакомится с культурой и наукой 17-18 веков, эпохой просвещения

 

Порядок выполнения работы:

1 Записать в тетрадь число и тему практической работы

2 Повторить основные понятия при помощи учебника

3 выполнить задания и аргументировать свою точку зрения

4 Итогом практической работы, должен являться вывод

Учебно-методическое обеспечение: учебник «История» В.В. Артёмов часть 1 параграф 40, стр. 238-240

Понятия для актуализации: классицизм, романтизм, сентиментализм

Задания

1 Охарактеризуйте стили в искусстве

2 Дайте характеристику идейно-художественным направлениям

3 На стр. 242 заполните таблицу



Предварительный просмотр:

Практическая раб № 21

Тема: «Итоги преобразования Петра Великого»

Цель: актуализировать представления студентов о событиях в России первой четверти 18 веке.

Порядок выполнения работы:

1 Записать в тетрадь число и тему практической работы

2 Повторить основные понятия при помощи учебника

3 выполнить задания и аргументировать свою точку зрения

4 Итогом практической работы, должен являться вывод

Учебно-методическое обеспечение: учебник «История» В.В. Артёмов, часть I параграф 43 стр. 256-263

Понятия для актуализации: абсолютизм, северная война, сенат, синод, меркантилизм, протекционизм

Задания

1. Охарактеризуйте социально-экономическое развитие в начале XVIII в. Отметьте черты, которые зародились в XVII в. (рост мануфактурного производства, развитие товарно-денежных отношений, торговли, расширение посевных территорий).

2.Главным итогом реформ Петра I было утверждение абсолютизма в России. Отметьте предпосылки перехода к абсолютизму, которые возникли еще во второй половине XVII.

3.Когда была введена паспортная система. С какой целью она была введена.

4.Заполните таблицу: «Восстание К. Булавина»

Дата

Причина

Итог

Значение

5. Укажите основные и значимые для России даты

Дата

Событие

Значение события

6. Напишите рассказ «жизнь и быт дворянина». Включите в план: соц. происхождение, учёбу, службу в армии или чиновником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические работы по истории

Разработаны задания по разделу 7 "Россия в конце XVII - XVIII вв: от царства к империи"....

Практическая работа по истории

Разработаны задания для практического занятия по разделу №5 "Россия в XVI - XVII веках: от великого княжества к царству"....

Практические работы по истории 1-2 курс НПО

Методическая разработка практических работ по истории для 1-2 курса НПО...

Практические работы по Истории для специальности35.02.05

Практические работы по Истории  для специальности35.02.05...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ИСТОРИИ

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной предмету ОУД.05 разработаны в соответствии с рабочей программой учебного предмета ОУД.05 История и Федерального государственного о...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ИСТОРИИ

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной предмету ОУД.05 разработаны в соответствии с рабочей программой учебного предмета ОУД.05 История и Федерального государственного о...

Практические работы по истории База 9

Данный материал предназначен для самостоятельной работы студентов в рамках дистанционного обучения...