Практическая работа по истории
учебно-методический материал на тему

Людмила Александровна Талипова

Разработаны задания для практического занятия по разделу №5 "Россия в XVI - XVII веках: от великого княжества к царству".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_razdel_5.docx618.44 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Миасский педагогический колледж»

Л.А.Талипова

ИСТОРИЯ

РАЗДЕЛ 5 «Россия в XVI – XVII веках:  от великого княжества к царству»

Практические работы

Миасс

2017

Уважаемые студенты!

Перед вами методическое пособие предназначено для выполнения  практических работ  по истории (учебник «История», П.С.Самыгин, ООО «Феникс»,2015, Артемов П.П, История,2017г, интернет библиотека). Задания, включенные в пособие, соответствует программе по дисциплине «История» для студентов 1 курса. Практические задания расположены в соответствии с изучением тем по дисциплине.

Оценка работы.

-все задания выполнены правильно – «5»;

-выполнено 70% работы                    - «4»;

-выполнено 50% работы                     - «3»

-менее 50%; работы                             -«2»

Пособие предназначено для студентов педагогического колледжа по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

  Правила выполнения практических работ

  1. Прежде чем приступить к выполнению задания, прочтите рекомендации по работе с данным пособием.
  2. Ознакомьтесь с перечнем рекомендуемой литературы.
  3. Повторите теоретический материал, относящийся к теме работы.
  4. Закончив выполнение практической работы, Вы должны сдать результат преподавателю.
  5. Если возникнут затруднения в процессе работы, обратитесь к преподавателю.
  6. Практические работы выполняются индивидуально каждым студентом.
  7. Оценка практических работ учитывает полноту ответов на поставленные задания и сроки сдачи работы.
  8. В случае несвоевременного выполнения практических работ, конечный срок сдачи работы устанавливается предпоследней неделей семестра. В противном случае студент будет не допущен к итоговой аттестации по дисциплине.

Талипова Л.А, преподаватель ОГСЭ дисциплин,

высшая категории

Содержание                                                                                                       Стр.

1.Пояснительная записка                                                                                        4

2.Требования к результатам освоения дисциплины                                             5

3.Основные виды деятельности студента                                                             6            

3.Практические работы:

№1. Россия в правление Ивана Грозного                                                              7                                                                                                                    

№2. Смутное время начала XVII века                                                                 10                                                                                                       №3.Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники.               12

№ 4.Внешняя политика России в XVII в.                                                            13                                                        №5.Реформы патриарха Никона.  Церковный раскол.                                       14

№ 6.Культура России в XVII веке.                                                                       15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Историческое  образование в России продолжает формирование и развитие ориентиров самоидентификации молодых людей в современном мире, их гражданской позиции, патриотизма  и толерантности.

      Данное пособие составлено на основе требований ФГОС  среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История»,  в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральной  политики в сфере подготовки стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования

( письмо Департамента государственной политики сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

     Данный сборник практических работ по истории (раздел 4 «От Древней Руси к Российскому государству») представляет собой учебно-методическое пособие к учебнику «История» (П.С.Самыгин (ООО «Феникс»,2015г.Москва) для обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

    Выполнение практических работ способствует овладению умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации, составлению схем и таблиц, формированию исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, критически анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, представлять результаты изучения исторического материала в виде таблиц и схем.

 Задания позволяют определить уровень кругозора студентов.

 Практические работы включают в себя различные типы заданий.

     Задания репродуктивного характерадают возможность  обучающимся устанавливать причины, последствия, значения событий. Дать определение понятиям. Критерием оценки является правильность и полнота ответа.

     Заполнение таблиц позволяет определить уровень усвоения материала из разных источников. Таблицы заполняются полностью. Критерием оценки является правильность и полнота заполнения граф таблицы.

Схемы составляются на основе текста учебника или документа. Схемы могут быть вертикальными и горизонтальными. Оценка составления схемы зависит от полноты и правильности взаимосвязи между ее элементами.

     Задания по работе с источниками, документами. Внимательно прочитав источник, нужно выполнить сформулированное задание. В данном случае оценивается правильность и полнота ответа.

     Комплекс заданий позволит студентам полнее освоить материал учебника и лучше ориентироваться в исторических событиях прошлого и современности.

Пособие предназначено для студентов педагогического колледжа по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

2.Требования к освоению дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь и

знать:

У 1- проводить поиск исторической информации в источниках разного

типа;

У 2- критически анализировать источник исторической информации

(характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели

его создания);

У 3- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

У 4- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

У5- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,

пространственные и временные рамки изучаемых исторических

процессов и явлений;

У 6- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

У 7- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

З 1- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

З 2- периодизацию всемирной и отечественной истории;

З 3- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

З 4- историческую обусловленность современных общественных

процессов;

З 5- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе

В результате освоения дисциплины обучающейся должен обладать следующими общими и профессиональными компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать  методы и способы выполнения учебных  задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.  Осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения учебных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

3.Основные виды  учебой деятельности студентов

Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству

Россия в правление Ивана Грозного

        Объяснение значений понятий: «Избранная рада», «приказ», «Земский собор», «Стрелецкое войско», «опричнина», «заповедные года», «урочные лета», «крепостное право».

       Характеристика внутренней политики Ивана IV в середине XVI века, основных мероприятий и значения реформ 1550-х годов.

       Раскрытие значения присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, Западной Сибири к России.

       Объяснение причин, сущности и последствий опричнин.

        Обоснование оценки итогов правления Ивана Грозного.

Смутное время начала XVII века

      Объяснение смысла понятий: «Смутное время», «самозванец», «крестоцеловальная запись», «ополчение», «национально-освободительное движение».

      Раскрытие того, в чем заключались причины Смутного времени.

      Раскрытие значения освобождения Москвы войсками ополчения для развития России.    

Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Народные движения.

      Использование информации исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII веке.

     Раскрытие причин народных движений  в России

     Систематизация исторического материала в форме таблицы « Народные движения в России XVII веке.

Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в XVII веке.

      Объяснение смысла понятий: «абсолютизм», «церковный раскол», «старообрядцы».

     Анализ объективных и субъективных причин и последствий раскола в Русской православной церкви.

     Объяснение того, в чем заключаются цели и результаты внешней политики России в XVIIвеке

Культура Руси конца XIII– XVII веков.

      Составление систематизированной таблицы о достижениях культуры Руси.

      Описание памятников культуры.

Практическое занятие  № 1.

Россия в правление Ивана Грозного

Цель:рассмотреть пути формирования власти в годы правления Ивана IV Грозного. 

Задачи:

1.Сформировать представление о становлении государственной власти в России.

2.Развитие навыков работы с документами.

3.Воспитание интереса к истории страны.

Литература:

Артемов В.В. История - М..Издательский цент «Академия»,2015

Самыгин П.С.  История, ООО «Феникс»,2015).

Интернет-ресурсы.

1.Заполнить таблицу

                

        а)_____________________________________

        б)_____________________________________

        _______________________________________

        ________________________________________

        _________________________________________________

       

        _______________________________________________

2.Задание.

1.Заменив выделенные слова, приведите текст документа в соответствии с оригиналом.

2.Как Иван Грозный объяснял наличие своей власти?

Второе послание Ивана Грозного князю Курбскому

«Всемогущей и вседержительной десницей господа бога и спаси нашего Иисуса Христа… милостью своей позволил нам, смиренным и недостойным рабам своим, удержать скипетр Российского царства, пишем мы, великий государь, царь и великий князь Иван Владимирович всея Руси… бывшему нашему дворянину и воеводе князю Ивану Михайловичу Курбскому…

Писал ты нам, вспоминая свои обиды… писал ты что я растлен разумом…

Не из гордости…мы  написали тебе лишь немногое из многого… Вы ли растлены разумом или я? Разве я похитил престол или захватил его через войну и кровопролитие?...По народному изволению с рождения был я предназначен к царству…

Вы которые не только не захотели повиноваться мне и слушать меня, но сами мною владели, захватили мою власть и правили, как хотели, а меня устранили от власти: не на словах я был государь, а на деле

И я такие оскорбления стерпеть не смог – и стал за самого себя. И вы тогда начали против меня еще меньше выступать и изменять, и я потому еще мягче начал выступать против вас.

В чем была моя вина перед вами с самого начала?...Народ дает власть, кому захочет…И вы…рассердившись на человека, восстали на Земский Собор

Написали это мы тебе не…из надменности…чтобы…ты о спасении жизни своей подумал.

Писано в нашей отчизне Ливонской земле, в городе Киеве…»

3.О чем рассказывает памятник культуры?

1.        https://kollegatv.ru/wp-content/uploads/2015/04/Pervopechatnik-Ivan-Fedorov.jpgДомострой   2

               

3.http://tomatoz.ru/uploads/posts/2010-12/1292822886_591a39b1d9a6t.jpg         4  https://ic.pics.livejournal.com/30rus/10299882/55211/55211_original.jpg

     

Практическое занятие № 2.

Смутное время начала XVII века

Цель: закрепление знаний о периоде смутного времени.

Задачи:

1.Расширение словарного запаса студентов.

2.Развитие навыков работы с документами.

3.Воспитание интереса к истории страны.

Литература:

Артемов В.В. История - М..Издательский цент «Академия»,2015

Самыгин П.С.  История, ООО «Феникс»,2015).

Интернет-ресурсы.

1.Соотнести термины и определения

1

Избранная рада

А

высшее сословно-представительское учреждение Русского царства с середины XVI до конца XVII века

2

Приказы

Б

Совокупность юридических норм, закрепляющих запрет на уход крестьянина от своих земельных наднлов без разрешения

3

Земский Собор

В

Служилые люди, составлявшие первое постоянное войско

в русском государстве

4

Стрелецкое войско

Г

Неофициальное правительство Ивана IV в. установленное в 1540-х гг.

5

Опричнина

Д

 высшее сословие на Руси X – XVII веков (наряду с великими и удельными князьями)

6

Заповедные года

Е

Часть государственной политики государства в1565 – 1572гг

7

Урочные лета

Ж

Органы центрального управления в России в XVI –XVIII вв.

8

Крепостное право

З

Связанный с реформами патриарха Никона

9

Церковный раскол

К

Срок давности, до истечения которого владельцы крепостных крестьян имели право обратиться в суд для возвращения им ушедших от них крестьян

10

Бояре

Л

Годы, в течении которых в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день

2.Работа с документами.

Документы:

I. Из документов времен Смуты:

  • “… А будет вы от того вора и от Марины и от сына ее не отстаните, и с нами и со всею землею будете не в соединеньи, и враги наши польские и литовские люди царствующий град Москву и все грады Московского государства до конца разорят, и всех вас и нас конечно погубят, и землю нашу пусту и безпамятну учинят, и того всего взыщет Бог на вас, что мы своим развратаньем с нами не в соединеньи, да окрестныя все государства назовут вас предатели своей вере и отечеству. Но и паче всего, каков вам о том дати ответ на втором пришествии пред праведным Судиею? Молим вас, господа, и просим со слезами единородную братью свою, православных христиан, пощадите себя и свои души, отступите от такого злапагубного начинания, и отстатьте от вора и от Марины и от сына ее, и будьте с нами и со всею землею в соединеньи…”

Из грамоты II ополчения с призывом отстать от “воровства”. 1612 год.

  • “… Разделился народ надвое и бысть тогда велия беда во всех градех, и во святых обителях, и в селех, и на путех: везде убо друг друга стрежаху и брат брата, послушающе, кто речет, яко расстрига Гришка Отрепьев царь, а не Дмитрий царевич, и без розыску и без испытания те вси смерть примаху”.

Из повести “История о первом патриархе Иове”.

  • “Стоять за истину всем безизменно, к начальникам быть во всем послушными и покорливыми и не противиться им ни в чем; на жалованье ратным людям деньги давать, а денег не достанет – отбирать не только имущество, а и дворы, и жен, и детей закладывать, продавать, а ратным людям давать, чтоб ратным людям скудости не было”.

Из приговора нижегородцев о создании II ополчения.

Вопросы.

  1. О каком периоде Смуты говорится в документе?
  2. Дайте краткую характеристику герою документа.

3.О ком говорится в тексте?

« С возвращением………..в Москву здесь начинается двоевластие; были два великих государя,…………..и отец его святейший патриарх и это была не одна форма; все дела докладывались обоим государям, решались обоими, послы иностранные представлялись обоим вместе…… Хотя…………….и стало прежде имени отца его, но понятно, что опытный  и твердый………..имел очень большую долю и правлении при малоопытным, молодым и мягким……….

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.,1991.с.334-350.

4.Кому поставлен памятник и где?

1 http://histrf.ru/uploads/media/person/0001/04/thumb_3663_person_big.jpeg                         2.http://wiki.iteach.ru/images/0/0b/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%83_%D0%B8_%D0%9F%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83.jpg

Практическое занятие № 3.

Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники.

Цель: анализ социальных движений в России в  XVII в.

Задачи:

-выявить причины народных выступлений в России;

- развитие навыков работы с таблицами;

- воспитание культуры труда.

Литература:

Артемов В.В. История - М..Издательский цент «Академия»,2015

Самыгин П.С.  История, ООО «Феникс»,2015).

Интернет -ресурсы.

1.Заполнить таблицу.

Дата события

Территория

Причины

Участники

Итоги

Вывод.

Практическое занятие № 4.

Внешняя политика России в XVII в.

Цель: формирование представлений о времени правления Ивана Грозного как о процессе централизации государственной власти; понимание определения основных направлений внешней политики.

Задачи:

-закрепить умения навыков   работы с  текстом  учебником.

-определить роль Ивана IV во внешней политике.

-формировать интерес учащихся к историческому прошлому своей страны.

Литература:

Артемов В.В. История - М..Издательский цент «Академия»,2015

Самыгин П.С.  История, ООО «Феникс»,2015).

Интернет-ресурсы.

1. Заполнить таблицу                                                                                                

Народ (или земли), вошедшие в состав России

Расширение территории русского государства при Иване Грозном

Год включения в состав России

Насильственный и добровольный путь вхождения в состав России

Имена исторических деятелей, сыгравших роль в период присоединения

2.Заполнить контурную карту. Задание на контурной карте.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=6071644b4b9c8f6def4d2a91db00da48-l&n=13

Задание 3.Исправить ошибки в тексте.

Внимательно прочитайте рассказ и исправьте исторические ошибки.

25 августа 1533 года в семье Великого князя Василия IV Ивановича появился второй сын Иван. Иван Васильевич родился в Москве. После смерти отца в 5-ти летнем возрасте в 1538 году малолетний Иван оказался на престоле. В первые годы от имени Ивана страной правила его мать Великая княгиня Елена Юрьевна Глинская. После её смерти у власти, сменяя друг друга, оказались соперничавшие между собой дворянские группировки. 16 января 1550 года Великий князь Московский Иван IV Васильевич венчался на царство в Софийском соборе Московского кремля. Главной задачей внутренней политики Ивана Грозного было укрепление республиканской формы правления. Весьма удачной была внешняя политика Ивана IV. В годы своего правления Иван Грозный на востоке присоединил к Российской империи Казанское, Астраханское, Сибирское и Крымское ханства; на западе территорию Ливонии. Больших успехов достигла русская культура в период правления Ивана Грозного. В Москве в память взятия Казани был построен Казанский собор. Знаменитый мастер литейного дела Иван Фёдоров в 1568 году отлил знаменитый Царь-колокол. Пётр Мстиславец создал первую печатную книгу для обучения детей грамоте – «Азбуку».

Практическое занятие № 5.

Реформы патриарха Никона.  Церковный раскол.

Цель: рассмотреть события, связанные с реформами патриарха Никона изменения в жизни страны.

Задачи:  

-проанализировать преобразования в результате проведения реформ;

-развитие навыков работы с документами;

-воспитание интереса к истории страны.

Литература:

Артемов В.В. История - М..Издательский цент «Академия»,2015

Самыгин П.С.  История, ООО «Феникс»,2015).

Интернет-ресурсы.

Задание 1.    

«Русская православная церковь до и после реформы Никона».

До преобразований Никона

После преобразований Никона

Задание 2.Прочитать документы и ответить на вопросы.

Вопросы

1.Почему Аввакум был столь категоричен?

2.Можно ли объективно оценивать о решениях того времени, исходя из наших представлений о свободе совести и плюрализме?

Документ 1.

К началу лета 1663г.Аввакум, возвращаясь из ссылки добрался до Тобольска. Ссыльный католик – панславист Юрий Крижанич решил с ним встретиться, но Аввакум не позволил ему войти и не дал ему благословения.

Документ 2.

В 1697 г. объявил о своих симпатиях католицизму юный дьякон Петропавловской церкви в Москве Петр Артемьев. Донос на него подал священник той же церкви, добавивший что « И многие вослед него уклонились». Новоявленный католик, в числе прочего, выступал против пыток старообрядцев. Патриарх Адриан, как кажется, не хотел раздувать дела. Начав с угрожающего: «Если таков и отец (Артемьева),каков сын, то обоих доводится сжечь»,он затем передал Петра на исправление его родителю – суздальскому священнику: «Добрый человек, сказывают, отец у него». Петр, однако, не унимался и был сослан в монастырь. Собравшийся церковный Собор приговорил отступника к вечному заточению. В итоге молодой Артемьев попал в земляную тюрьму Соловецкого монастыря и в 1700г в Москву сообщили о его смерти «в твердом узилище».

Практическое занятие № 6.

Культура России в XVIIв.

Цель: знакомство с культурными памятника России в XVIIв.

Задачи:

-познакомить с архитектурными памятниками данного периода;

-развитие навыков анализа произведений;

- воспитание интереса к литературным памятникам.

Литература:

Артемов В.В. История - М..Издательский цент «Академия»,2015

Самыгин П.С.  История, ООО «Феникс»,2015).

Интернет-ресурсы.

Задание 1. Записать даты построения  архитектурного памятника.

Название памятника

Дата построения

Теремной дворец в Московском кремле

Сухарева башня в Москве

Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе

 храм Покрова в Филях

церковь Знамения в Дубровицах

Задание 2. Ответьте на вопрос: Какие две оригинальные живописные школы возникли в конце XVIв.? Чем они отличались друг от друга?_________________________________

____________________________________________________________________________

Задание 3. Кто такой Симон Ушаков?___________________________________________

_________________________________________________________________________

Задание 4.Как вы понимаете эту пословицу? Подберите еще 2-3 пословицы XVII века.

Лучше грозный царь, чем семибоярщина.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература.

Артемов В.В. История - М..Издательский цент «Академия»,2015

Самыгин П.С.  История, ООО «Феникс»,2015).

Интернет-ресурсы.

Интернет – библиотека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические работы по истории

Сборник методических указаний предназначен  для  выполнения практических работ по дисциплине «История».Тематика практических работ составлена в соответствии с рабочей программой по истории....

Практические работы по истории

Разработаны задания по разделу 7 "Россия в конце XVII - XVIII вв: от царства к империи"....

Практические работы по истории 1-2 курс НПО

Методическая разработка практических работ по истории для 1-2 курса НПО...

Практические работы по Истории для специальности35.02.05

Практические работы по Истории  для специальности35.02.05...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ИСТОРИИ

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной предмету ОУД.05 разработаны в соответствии с рабочей программой учебного предмета ОУД.05 История и Федерального государственного о...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ИСТОРИИ

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной предмету ОУД.05 разработаны в соответствии с рабочей программой учебного предмета ОУД.05 История и Федерального государственного о...

Практические работы по истории База 9

Данный материал предназначен для самостоятельной работы студентов в рамках дистанционного обучения...