Практическая работа по истории
учебно-методический материал на тему
Разработаны задания для практического занятия по разделу №5 "Россия в XVI - XVII веках: от великого княжества к царству".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 618.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Миасский педагогический колледж»
Л.А.Талипова
ИСТОРИЯ
РАЗДЕЛ 5 «Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству»
Практические работы
Миасс
2017
Уважаемые студенты!
Перед вами методическое пособие предназначено для выполнения практических работ по истории (учебник «История», П.С.Самыгин, ООО «Феникс»,2015, Артемов П.П, История,2017г, интернет библиотека). Задания, включенные в пособие, соответствует программе по дисциплине «История» для студентов 1 курса. Практические задания расположены в соответствии с изучением тем по дисциплине.
Оценка работы.
-все задания выполнены правильно – «5»;
-выполнено 70% работы - «4»;
-выполнено 50% работы - «3»
-менее 50%; работы -«2»
Пособие предназначено для студентов педагогического колледжа по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Правила выполнения практических работ
- Прежде чем приступить к выполнению задания, прочтите рекомендации по работе с данным пособием.
- Ознакомьтесь с перечнем рекомендуемой литературы.
- Повторите теоретический материал, относящийся к теме работы.
- Закончив выполнение практической работы, Вы должны сдать результат преподавателю.
- Если возникнут затруднения в процессе работы, обратитесь к преподавателю.
- Практические работы выполняются индивидуально каждым студентом.
- Оценка практических работ учитывает полноту ответов на поставленные задания и сроки сдачи работы.
- В случае несвоевременного выполнения практических работ, конечный срок сдачи работы устанавливается предпоследней неделей семестра. В противном случае студент будет не допущен к итоговой аттестации по дисциплине.
Талипова Л.А, преподаватель ОГСЭ дисциплин,
высшая категории
Содержание Стр.
1.Пояснительная записка 4
2.Требования к результатам освоения дисциплины 5
3.Основные виды деятельности студента 6
3.Практические работы:
№1. Россия в правление Ивана Грозного 7
№2. Смутное время начала XVII века 10 №3.Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. 12
№ 4.Внешняя политика России в XVII в. 13 №5.Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. 14
№ 6.Культура России в XVII веке. 15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Историческое образование в России продолжает формирование и развитие ориентиров самоидентификации молодых людей в современном мире, их гражданской позиции, патриотизма и толерантности.
Данное пособие составлено на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральной политики в сфере подготовки стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования
( письмо Департамента государственной политики сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Данный сборник практических работ по истории (раздел 4 «От Древней Руси к Российскому государству») представляет собой учебно-методическое пособие к учебнику «История» (П.С.Самыгин (ООО «Феникс»,2015г.Москва) для обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Выполнение практических работ способствует овладению умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации, составлению схем и таблиц, формированию исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, критически анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, представлять результаты изучения исторического материала в виде таблиц и схем.
Задания позволяют определить уровень кругозора студентов.
Практические работы включают в себя различные типы заданий.
Задания репродуктивного характерадают возможность обучающимся устанавливать причины, последствия, значения событий. Дать определение понятиям. Критерием оценки является правильность и полнота ответа.
Заполнение таблиц позволяет определить уровень усвоения материала из разных источников. Таблицы заполняются полностью. Критерием оценки является правильность и полнота заполнения граф таблицы.
Схемы составляются на основе текста учебника или документа. Схемы могут быть вертикальными и горизонтальными. Оценка составления схемы зависит от полноты и правильности взаимосвязи между ее элементами.
Задания по работе с источниками, документами. Внимательно прочитав источник, нужно выполнить сформулированное задание. В данном случае оценивается правильность и полнота ответа.
Комплекс заданий позволит студентам полнее освоить материал учебника и лучше ориентироваться в исторических событиях прошлого и современности.
Пособие предназначено для студентов педагогического колледжа по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
2.Требования к освоению дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь и
знать:
У 1- проводить поиск исторической информации в источниках разного
типа;
У 2- критически анализировать источник исторической информации
(характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели
его создания);
У 3- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
У 4- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
У5- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,
пространственные и временные рамки изучаемых исторических
процессов и явлений;
У 6- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
У 7- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
З 1- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
З 2- периодизацию всемирной и отечественной истории;
З 3- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
З 4- историческую обусловленность современных общественных
процессов;
З 5- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе
В результате освоения дисциплины обучающейся должен обладать следующими общими и профессиональными компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения учебных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения учебных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
3.Основные виды учебой деятельности студентов
Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству | |
Россия в правление Ивана Грозного | Объяснение значений понятий: «Избранная рада», «приказ», «Земский собор», «Стрелецкое войско», «опричнина», «заповедные года», «урочные лета», «крепостное право». Характеристика внутренней политики Ивана IV в середине XVI века, основных мероприятий и значения реформ 1550-х годов. Раскрытие значения присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, Западной Сибири к России. Объяснение причин, сущности и последствий опричнин. Обоснование оценки итогов правления Ивана Грозного. |
Смутное время начала XVII века | Объяснение смысла понятий: «Смутное время», «самозванец», «крестоцеловальная запись», «ополчение», «национально-освободительное движение». Раскрытие того, в чем заключались причины Смутного времени. Раскрытие значения освобождения Москвы войсками ополчения для развития России. |
Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Народные движения. | Использование информации исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII веке. Раскрытие причин народных движений в России Систематизация исторического материала в форме таблицы « Народные движения в России XVII веке. |
Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в XVII веке. | Объяснение смысла понятий: «абсолютизм», «церковный раскол», «старообрядцы». Анализ объективных и субъективных причин и последствий раскола в Русской православной церкви. Объяснение того, в чем заключаются цели и результаты внешней политики России в XVIIвеке |
Культура Руси конца XIII– XVII веков. | Составление систематизированной таблицы о достижениях культуры Руси. Описание памятников культуры. |
Практическое занятие № 1.
Россия в правление Ивана Грозного
Цель:рассмотреть пути формирования власти в годы правления Ивана IV Грозного.
Задачи:
1.Сформировать представление о становлении государственной власти в России.
2.Развитие навыков работы с документами.
3.Воспитание интереса к истории страны.
Литература:
Артемов В.В. История - М..Издательский цент «Академия»,2015
Самыгин П.С. История, ООО «Феникс»,2015).
Интернет-ресурсы.
1.Заполнить таблицу
а)_____________________________________
б)_____________________________________
_______________________________________
________________________________________
_________________________________________________
_______________________________________________
2.Задание.
1.Заменив выделенные слова, приведите текст документа в соответствии с оригиналом.
2.Как Иван Грозный объяснял наличие своей власти?
Второе послание Ивана Грозного князю Курбскому
«Всемогущей и вседержительной десницей господа бога и спаси нашего Иисуса Христа… милостью своей позволил нам, смиренным и недостойным рабам своим, удержать скипетр Российского царства, пишем мы, великий государь, царь и великий князь Иван Владимирович всея Руси… бывшему нашему дворянину и воеводе князю Ивану Михайловичу Курбскому…
Писал ты нам, вспоминая свои обиды… писал ты что я растлен разумом…
Не из гордости…мы написали тебе лишь немногое из многого… Вы ли растлены разумом или я? Разве я похитил престол или захватил его через войну и кровопролитие?...По народному изволению с рождения был я предназначен к царству…
Вы которые не только не захотели повиноваться мне и слушать меня, но сами мною владели, захватили мою власть и правили, как хотели, а меня устранили от власти: не на словах я был государь, а на деле…
И я такие оскорбления стерпеть не смог – и стал за самого себя. И вы тогда начали против меня еще меньше выступать и изменять, и я потому еще мягче начал выступать против вас.
В чем была моя вина перед вами с самого начала?...Народ дает власть, кому захочет…И вы…рассердившись на человека, восстали на Земский Собор…
Написали это мы тебе не…из надменности…чтобы…ты о спасении жизни своей подумал.
Писано в нашей отчизне Ливонской земле, в городе Киеве…»
3.О чем рассказывает памятник культуры?
1. 2
3. 4
Практическое занятие № 2.
Смутное время начала XVII века
Цель: закрепление знаний о периоде смутного времени.
Задачи:
1.Расширение словарного запаса студентов.
2.Развитие навыков работы с документами.
3.Воспитание интереса к истории страны.
Литература:
Артемов В.В. История - М..Издательский цент «Академия»,2015
Самыгин П.С. История, ООО «Феникс»,2015).
Интернет-ресурсы.
1.Соотнести термины и определения
1 | Избранная рада | А | высшее сословно-представительское учреждение Русского царства с середины XVI до конца XVII века |
2 | Приказы | Б | Совокупность юридических норм, закрепляющих запрет на уход крестьянина от своих земельных наднлов без разрешения |
3 | Земский Собор | В | Служилые люди, составлявшие первое постоянное войско в русском государстве |
4 | Стрелецкое войско | Г | Неофициальное правительство Ивана IV в. установленное в 1540-х гг. |
5 | Опричнина | Д | высшее сословие на Руси X – XVII веков (наряду с великими и удельными князьями) |
6 | Заповедные года | Е | Часть государственной политики государства в1565 – 1572гг |
7 | Урочные лета | Ж | Органы центрального управления в России в XVI –XVIII вв. |
8 | Крепостное право | З | Связанный с реформами патриарха Никона |
9 | Церковный раскол | К | Срок давности, до истечения которого владельцы крепостных крестьян имели право обратиться в суд для возвращения им ушедших от них крестьян |
10 | Бояре | Л | Годы, в течении которых в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день |
2.Работа с документами.
Документы:
I. Из документов времен Смуты:
- “… А будет вы от того вора и от Марины и от сына ее не отстаните, и с нами и со всею землею будете не в соединеньи, и враги наши польские и литовские люди царствующий град Москву и все грады Московского государства до конца разорят, и всех вас и нас конечно погубят, и землю нашу пусту и безпамятну учинят, и того всего взыщет Бог на вас, что мы своим развратаньем с нами не в соединеньи, да окрестныя все государства назовут вас предатели своей вере и отечеству. Но и паче всего, каков вам о том дати ответ на втором пришествии пред праведным Судиею? Молим вас, господа, и просим со слезами единородную братью свою, православных христиан, пощадите себя и свои души, отступите от такого злапагубного начинания, и отстатьте от вора и от Марины и от сына ее, и будьте с нами и со всею землею в соединеньи…”
Из грамоты II ополчения с призывом отстать от “воровства”. 1612 год.
- “… Разделился народ надвое и бысть тогда велия беда во всех градех, и во святых обителях, и в селех, и на путех: везде убо друг друга стрежаху и брат брата, послушающе, кто речет, яко расстрига Гришка Отрепьев царь, а не Дмитрий царевич, и без розыску и без испытания те вси смерть примаху”.
Из повести “История о первом патриархе Иове”.
- “Стоять за истину всем безизменно, к начальникам быть во всем послушными и покорливыми и не противиться им ни в чем; на жалованье ратным людям деньги давать, а денег не достанет – отбирать не только имущество, а и дворы, и жен, и детей закладывать, продавать, а ратным людям давать, чтоб ратным людям скудости не было”.
Из приговора нижегородцев о создании II ополчения.
Вопросы.
- О каком периоде Смуты говорится в документе?
- Дайте краткую характеристику герою документа.
3.О ком говорится в тексте?
« С возвращением………..в Москву здесь начинается двоевластие; были два великих государя,…………..и отец его святейший патриарх и это была не одна форма; все дела докладывались обоим государям, решались обоими, послы иностранные представлялись обоим вместе…… Хотя…………….и стало прежде имени отца его, но понятно, что опытный и твердый………..имел очень большую долю и правлении при малоопытным, молодым и мягким……….
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.,1991.с.334-350.
4.Кому поставлен памятник и где?
1 2.
Практическое занятие № 3.
Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники.
Цель: анализ социальных движений в России в XVII в.
Задачи:
-выявить причины народных выступлений в России;
- развитие навыков работы с таблицами;
- воспитание культуры труда.
Литература:
Артемов В.В. История - М..Издательский цент «Академия»,2015
Самыгин П.С. История, ООО «Феникс»,2015).
Интернет -ресурсы.
1.Заполнить таблицу.
Дата события | Территория | Причины | Участники | Итоги |
Вывод.
Практическое занятие № 4.
Внешняя политика России в XVII в.
Цель: формирование представлений о времени правления Ивана Грозного как о процессе централизации государственной власти; понимание определения основных направлений внешней политики.
Задачи:
-закрепить умения навыков работы с текстом учебником.
-определить роль Ивана IV во внешней политике.
-формировать интерес учащихся к историческому прошлому своей страны.
Литература:
Артемов В.В. История - М..Издательский цент «Академия»,2015
Самыгин П.С. История, ООО «Феникс»,2015).
Интернет-ресурсы.
1. Заполнить таблицу
Народ (или земли), вошедшие в состав России | Расширение территории русского государства при Иване Грозном | Год включения в состав России | Насильственный и добровольный путь вхождения в состав России | Имена исторических деятелей, сыгравших роль в период присоединения |
2.Заполнить контурную карту. Задание на контурной карте.
Задание 3.Исправить ошибки в тексте.
Внимательно прочитайте рассказ и исправьте исторические ошибки.
25 августа 1533 года в семье Великого князя Василия IV Ивановича появился второй сын Иван. Иван Васильевич родился в Москве. После смерти отца в 5-ти летнем возрасте в 1538 году малолетний Иван оказался на престоле. В первые годы от имени Ивана страной правила его мать Великая княгиня Елена Юрьевна Глинская. После её смерти у власти, сменяя друг друга, оказались соперничавшие между собой дворянские группировки. 16 января 1550 года Великий князь Московский Иван IV Васильевич венчался на царство в Софийском соборе Московского кремля. Главной задачей внутренней политики Ивана Грозного было укрепление республиканской формы правления. Весьма удачной была внешняя политика Ивана IV. В годы своего правления Иван Грозный на востоке присоединил к Российской империи Казанское, Астраханское, Сибирское и Крымское ханства; на западе территорию Ливонии. Больших успехов достигла русская культура в период правления Ивана Грозного. В Москве в память взятия Казани был построен Казанский собор. Знаменитый мастер литейного дела Иван Фёдоров в 1568 году отлил знаменитый Царь-колокол. Пётр Мстиславец создал первую печатную книгу для обучения детей грамоте – «Азбуку».
Практическое занятие № 5.
Реформы патриарха Никона. Церковный раскол.
Цель: рассмотреть события, связанные с реформами патриарха Никона изменения в жизни страны.
Задачи:
-проанализировать преобразования в результате проведения реформ;
-развитие навыков работы с документами;
-воспитание интереса к истории страны.
Литература:
Артемов В.В. История - М..Издательский цент «Академия»,2015
Самыгин П.С. История, ООО «Феникс»,2015).
Интернет-ресурсы.
Задание 1.
«Русская православная церковь до и после реформы Никона».
До преобразований Никона | После преобразований Никона |
Задание 2.Прочитать документы и ответить на вопросы.
Вопросы
1.Почему Аввакум был столь категоричен?
2.Можно ли объективно оценивать о решениях того времени, исходя из наших представлений о свободе совести и плюрализме?
Документ 1.
К началу лета 1663г.Аввакум, возвращаясь из ссылки добрался до Тобольска. Ссыльный католик – панславист Юрий Крижанич решил с ним встретиться, но Аввакум не позволил ему войти и не дал ему благословения.
Документ 2.
В 1697 г. объявил о своих симпатиях католицизму юный дьякон Петропавловской церкви в Москве Петр Артемьев. Донос на него подал священник той же церкви, добавивший что « И многие вослед него уклонились». Новоявленный католик, в числе прочего, выступал против пыток старообрядцев. Патриарх Адриан, как кажется, не хотел раздувать дела. Начав с угрожающего: «Если таков и отец (Артемьева),каков сын, то обоих доводится сжечь»,он затем передал Петра на исправление его родителю – суздальскому священнику: «Добрый человек, сказывают, отец у него». Петр, однако, не унимался и был сослан в монастырь. Собравшийся церковный Собор приговорил отступника к вечному заточению. В итоге молодой Артемьев попал в земляную тюрьму Соловецкого монастыря и в 1700г в Москву сообщили о его смерти «в твердом узилище».
Практическое занятие № 6.
Культура России в XVIIв.
Цель: знакомство с культурными памятника России в XVIIв.
Задачи:
-познакомить с архитектурными памятниками данного периода;
-развитие навыков анализа произведений;
- воспитание интереса к литературным памятникам.
Литература:
Артемов В.В. История - М..Издательский цент «Академия»,2015
Самыгин П.С. История, ООО «Феникс»,2015).
Интернет-ресурсы.
Задание 1. Записать даты построения архитектурного памятника.
Название памятника | Дата построения |
Теремной дворец в Московском кремле | |
Сухарева башня в Москве | |
Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе | |
храм Покрова в Филях | |
церковь Знамения в Дубровицах |
Задание 2. Ответьте на вопрос: Какие две оригинальные живописные школы возникли в конце XVIв.? Чем они отличались друг от друга?_________________________________
____________________________________________________________________________
Задание 3. Кто такой Симон Ушаков?___________________________________________
_________________________________________________________________________
Задание 4.Как вы понимаете эту пословицу? Подберите еще 2-3 пословицы XVII века.
Лучше грозный царь, чем семибоярщина.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература.
Артемов В.В. История - М..Издательский цент «Академия»,2015
Самыгин П.С. История, ООО «Феникс»,2015).
Интернет-ресурсы.
Интернет – библиотека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/22/picture-905046-1674379337.jpg)
Практические работы по истории
Сборник методических указаний предназначен для выполнения практических работ по дисциплине «История».Тематика практических работ составлена в соответствии с рабочей программой по истории....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/11/picture-993760-1515652576.jpg)
Практические работы по истории
Разработаны задания по разделу 7 "Россия в конце XVII - XVIII вв: от царства к империи"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/20/picture-444820-1579506199.jpg)
Практические работы по истории 1-2 курс НПО
Методическая разработка практических работ по истории для 1-2 курса НПО...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/29/picture-1052033-1535518483.jpg)
Практические работы по Истории для специальности35.02.05
Практические работы по Истории для специальности35.02.05...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/20/picture-1229073-1584704378.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ИСТОРИИ
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной предмету ОУД.05 разработаны в соответствии с рабочей программой учебного предмета ОУД.05 История и Федерального государственного о...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/20/picture-1229073-1584704378.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ИСТОРИИ
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной предмету ОУД.05 разработаны в соответствии с рабочей программой учебного предмета ОУД.05 История и Федерального государственного о...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/25/picture-1164193-1585135563.jpg)
Практические работы по истории База 9
Данный материал предназначен для самостоятельной работы студентов в рамках дистанционного обучения...