Практические работы по истории
методическая разработка на тему
Разработаны задания по разделу 7 "Россия в конце XVII - XVIII вв: от царства к империи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 504.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Миасский педагогический колледж»
Л.А.Талипова
ИСТОРИЯ
Раздел 7 «Россия в конце XVII – XVIII веков:
от царства к империи»
Практические работы
Миасс
2017
Уважаемые студенты!
Перед вами методическое пособие предназначено для выполнения практических работ по истории (учебник «История», П.С.Самыгин, ООО «Феникс»,2015, Артемов П.П, История,2017г, интернет библиотека). Задания, включенные в пособие, соответствует программе по дисциплине «История» для студентов
1 курса. Практические задания расположены в соответствии с изучением тем по дисциплине.
Оценка работы.
-все задания выполнены правильно – «5»;
-выполнено 70% работы - «4»;
-выполнено 50% работы - «3»
-менее 50%; работы -«2»
Пособие предназначено для студентов педагогического колледжа по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Правила выполнения практических работ
- Прежде чем приступить к выполнению задания, прочтите рекомендации по работе с данным пособием.
- Ознакомьтесь с перечнем рекомендуемой литературы.
- Повторите теоретический материал, относящийся к теме работы.
- Закончив выполнение практической работы, Вы должны сдать результат преподавателю.
- Если возникнут затруднения в процессе работы, обратитесь к преподавателю.
- Практические работы выполняются индивидуально каждым студентом.
- Оценка практических работ учитывает полноту ответов на поставленные задания и сроки сдачи работы.
- В случае несвоевременного выполнения практических работ, конечный срок сдачи работы устанавливается предпоследней неделей семестра. В противном случае студент будет не допущен к итоговой аттестации по дисциплине.
- Для выполнения работы можно использовать следующую литературу:
Артемов В.В. История - М..Изд. цент «Академия»,2017
Самыгин П.С. История, ООО «Феникс»,2015).
Интернет-ресурсы.
Интернет – библиотека.
Содержание Стр.
1.Пояснительная записка 4
2.Требования к результатам освоения дисциплины 5
3.Основные виды деятельности студента 6
3.Практические работы:
№1. Итоги и цена преобразований Петра Великого 7
№2. Восстание под предводительством Емельяна 8 № 3. Русская культура в XVIII в. 9 №4. Историческая наука в России в XVIII в. 10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Историческое образование в России продолжает формирование и развитие ориентиров самоидентификации молодых людей в современном мире, их гражданской позиции, патриотизма и толерантности.
Данное пособие составлено на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральной политики в сфере подготовки стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования
( письмо Департамента государственной политики сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Данный сборник практических работ по истории (раздел 7 «Россия в концеXVII – XVIII веков: от царства к империи») представляет собой учебно-методическое пособие к учебнику «История» (П.С.Самыгин (ООО «Феникс»,2015г. Москва) для обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Выполнение практических работ способствует овладению умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации, составлению схем и таблиц, формированию исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, критически анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, представлять результаты изучения исторического материала в виде таблиц и схем.
Задания позволяют определить уровень кругозора студентов.
Практические работы включают в себя различные типы заданий.
Задания репродуктивного характера дают возможность обучающимся устанавливать причины, последствия, значения событий. Дать определение понятиям. Критерием оценки является правильность и полнота ответа.
Заполнение таблиц позволяет определить уровень усвоения материала из разных источников. Таблицы заполняются полностью. Критерием оценки является правильность и полнота заполнения граф таблицы.
Схемы составляются на основе текста учебника или документа. Схемы могут быть вертикальными и горизонтальными. Оценка составления схемы зависит от полноты и правильности взаимосвязи между ее элементами.
Задания по работе с источниками, документами. Внимательно прочитав источник, нужно выполнить сформулированное задание. В данном случае оценивается правильность и полнота ответа.
Комплекс заданий позволит студентам полнее освоить материал учебника и лучше ориентироваться в исторических событиях прошлого и современности.
Пособие предназначено для студентов педагогического колледжа по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».
2.Требования к освоению дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь и
знать:
У 1- проводить поиск исторической информации в источниках разного
типа;
У 2- критически анализировать источник исторической информации
(характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели
его создания);
У 3- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
У 4- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
У5- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,
пространственные и временные рамки изучаемых исторических
процессов и явлений;
У 6- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
У 7- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
З 1- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
З 2- периодизацию всемирной и отечественной истории;
З 3- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
З 4- историческую обусловленность современных общественных
процессов;
З 5- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе
В результате освоения дисциплины обучающейся должен обладать следующими общими и профессиональными компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения учебных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения учебных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
3.Основные виды учебной деятельности студентов
Россия в конце XVII – XVIII веке: от царства к империи | |
Россия в эпоху петровских преобразований | Систематизация мнений историков о причинах петровских преобразований. Представление характеристики реформ Петра I: -в государственном управлении; -в экономике и социальной политике; -в военном деле; -в сфере культуры и быта. Систематизация материала о ходе и ключевых событиях, итогах Северной войны. Характеристика отношения различных слоев российского общества к преобразовательской деятельности Петра I, показ на конкретных примерах, в чем оно проявлялось. |
Экономическое и социальное развитие в XVIII веке. Народные движения. | Характеристика основных черт социально – экономического развития России в середине – второй половине XVIII века. Рассказ с использованием карты о причинах, ходерезультатах восстания под предводительством Е.И.Пугачева. |
Внутренняя и внешняя политика России в середине – второй половине XVIII века. | Систематизация материала о дворцовых переворотах (причинах, событиях, участниках, последствиях). Сопоставление политики «просвещенного абсолютизма» в России и других европейских странах. Характеристика личности и царствования Екатерины II. Объяснение, чем вызваны противоречивые оценки личности и царствования ПавлаI; высказывание и аргументация своего мнения. Раскрытие с использованием исторической карты, внешнеполитических задач, стоящих перед Россией во второй половине XVIII века; характеристика результатов внешней политики данного периода. |
Русская культура XVIII века. | Систематизация материала о развитии образования в России в XVIII веке, какие события играли в нем ключевую роль. Сравнение характерных черт российского и европейского Просвещения, выявление в них общего и различного. Рассказ о важнейших достижениях русской науки и культуры в XVIII веке, подготовка презентации на эту тему. Подготовка и проведение виртуальной экскурсии по залам музея русского искусства XVIII века. |
Практическая работа № 1
Итоги и цена преобразований Петра Великого
Цель: закрепление знаний о реформах Петра I, умение работать с таблицами.
Литература:
Артемов В.В. История - М..Издательский цент «Академия»,2017
Самыгин П.С. История, ООО «Феникс»,2015).
Интернет-ресурсы.
Интернет библиотека.
Задание 1. Соотнести понятия и определения.
1 | Абсолютизм | А | экономическая политика, выражавшаяся в активном государственном вмешательстве в хозяйственную жизнь и проявлявшаяся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства. |
2 | Вотчинные мануфактуры | Б | прямой единый налог, введенный Петром I с начала 1720-х гг. для большей части мужского населения страны. |
3 | Коллегии | В | неограниченная власть монарха. |
4 | Меркантилизм | Г | центральные государственные учреждения |
5 | Подушная подать | Д | в России 18-19 веков мануфактуры, принадлежавшие дворянам. |
Задание 2. Заполните таблицу:
Экономические реформы | Военные реформы | Реформы в сфере культуры | Реформы в сфере образования | Административные реформы |
Задание 3. Написать эссе «Петр I – преобразователь или разрушитель русской культуры ?»
Практическая работа № 2
Восстание под предводительством Емельяна
Цель:
1.Определите основные причины восстания под предводительством Емельяна Пугачева.
2.Охарактеризовать основные этапы восстания под предводительством Емельяна Пугачева.
3.Показать значение восстания под предводительством Емельяна Пугачева.
Литература:
Артемов В.В. История - М..Издательский цент «Академия»,2017
Самыгин П.С. История, ООО «Феникс»,2015).
Интернет-ресурсы.
Интернет библиотека.
Задание 1. Заполните таблицу.
Даты восстания | |
Причины восстания | |
Цели восстания | |
Участники восстания | |
Основные события | |
Даты | Событие |
1. | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
11 | |
12 |
Каковы итоги восстания под предводительством Е.И.Пугачева?
Какие изменения произошли на Урале после восстания Е.Пугачева?
Какие памятные места на Урале связаны с именем Е.Пугачева?
Практическая работа № 3
Русская культура в XVIII в.
Цель: обобщение знаний по теме «Русская культура в XVIII в.»
Задание 1.
Укажите верные утверждения:
а) в профессиональных учебных заведениях обучались дети низших слоев;
б) независимо от сословия люди получали образование;
в) сентиментальные произведения написаны Карамзиным;
г) была введена нумерация домов по улицам;
д) западноевропейскую одежду носили только высшие слои населения;
Задание 2. Соотнесите автора и произведение
1 | А.П. Радищев | А | «Трутень» |
2 | Д.И.Фонвизин | Б | «Юности честное зерцало» |
3 | Н.М.Карамзин | В | «Слово похвальное Петру Великому...» |
4 | М.В.Ломоносов | Г | «Бедная Лиза» |
5 | епископ Рязанский и Муромский Гавриил (Бужинский) | Д | «Горе от ума» |
6 | Новиков Н. И. | Е | «Путешествия из Петербурга в Москву» |
Задание 3
В какой области культуры оставили след
1) В. И Баженов, 2) В. Л. Боровиковский 3)В. В. Растрелли
4) Ф. Г. Волков 5) Ф. С. Рокотов 6) Д. С. Бортянский
7) Ф. И. Шубин
Задание 4. О ком идет речь?
Кому А. С. Пушкин посвятил эти строчки: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятий обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».
Практическая работа № 4
Развитие культуры в России в XVIII в.
Цель: сравнить развитие культуры в Европейских странах, знание произведений культуры
Задание 1.Сравнить характерные черты российского и европейского Просвещения.
Просвещение в России | Просвещение в Европе |
Что общего | |
1 | |
2 | |
3 | |
В чем различие | |
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 3 |
4 | 4 |
Задание 2. Как называется памятник, кто автор и где он находится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/22/picture-905046-1674379337.jpg)
Практические работы по истории
Сборник методических указаний предназначен для выполнения практических работ по дисциплине «История».Тематика практических работ составлена в соответствии с рабочей программой по истории....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/11/picture-993760-1515652576.jpg)
Практическая работа по истории
Разработаны задания для практического занятия по разделу №5 "Россия в XVI - XVII веках: от великого княжества к царству"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/20/picture-444820-1579506199.jpg)
Практические работы по истории 1-2 курс НПО
Методическая разработка практических работ по истории для 1-2 курса НПО...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/29/picture-1052033-1535518483.jpg)
Практические работы по Истории для специальности35.02.05
Практические работы по Истории для специальности35.02.05...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/20/picture-1229073-1584704378.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ИСТОРИИ
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной предмету ОУД.05 разработаны в соответствии с рабочей программой учебного предмета ОУД.05 История и Федерального государственного о...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/20/picture-1229073-1584704378.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ИСТОРИИ
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной предмету ОУД.05 разработаны в соответствии с рабочей программой учебного предмета ОУД.05 История и Федерального государственного о...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/25/picture-1164193-1585135563.jpg)
Практические работы по истории База 9
Данный материал предназначен для самостоятельной работы студентов в рамках дистанционного обучения...