Презентация по теме "Методы научного исследования"
презентация к уроку по теме

Ерёмина Елена Анатольевна

Презентация по теме "Методы научного исследования" для студентов СПО по дисциплине "Основы учебно-исследовательской деятельности" и задание для самостоятельной работы "Язык науки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Язык науки. Специфика научной терминологии

Как в эмпирическом, так и в теоретическом исследовании особую роль играет язык науки, обнаруживающий ряд особенностей по сравнению с языком обыденного познания. Существует несколько причин, по которым обыденный язык оказывается недостаточным для описания объектов научного исследования:

- его лексика не позволяет зафиксировать информацию об объектах, выходящих за сферу непосредственной практической деятельности человека и его обыденного познания;

- понятия обыденного языка отличаются расплывчатостью и многозначностью;

- грамматические конструкции обыденного языка складываются стихийно, содержат в себе исторические напластования, носят зачастую громоздкий характер и не позволяют четко выразить структуру мысли, логику мыслительной деятельности.

В силу указанных особенностей научное познание предполагает выработку и использование специализированных, искусственных языков. Количество их постоянно возрастает по мере развития науки. Первым примером создания специальных языковых средств служит введение Аристотелем символических обозначений в логику.

Потребность в точном и адекватном языке привела в ходе развития науки к созданию специальной терминологии. Наряду с этим необходимость совершенствования языковых средств в научном познании обусловила появление формализованных языков науки.

Особенности языка науки:

- ясность и однозначность понятий;

- наличие четких правил, определяющих значение исходных терминов;

- отсутствие культурно-исторических напластований.

В языке науки различают объектный язык и метаязык.

Объектный (предметный) язык – язык, выражения которого относятся к некоторой области объектов, их свойств и отношений. Напр., язык механики описывает свойства механического движения материальных тел и взаимодействия между ними; язык арифметики говорит о числах, об их свойствах, операциях над числами; язык химии — о химических веществах и реакциях и т. д. Вообще любой язык обычно используется, прежде всего, для того, чтобы говорить о каких-то внеязыковых объектах, и в этом смысле каждый язык является объектным. 

Метаязык – это язык, используемый для выражения суждений о другом языке, языке-объекте. С помощью метаязыка изучают структуру выражений языка-объекта, его выразительных свойствах, об отношении его к др. языкам и т. п. Пример: в учебнике английского языка для русских русский язык является метаязыком, а английский — языком-объектом. Наряду с этим необходимость совершенствования языковых средств в научном познании обусловила появление формализованных языков науки.

Конечно, в естественном языке объектный язык и метаязык соединены: мы говорим на этом языке, как о предметах, так и о самих выражениях языка. Такой язык называется семантически замкнутым. Языковая интуиция обычно помогает нам избегать парадоксов, к которым приводит семантическая замкнутость естественного языка. Но при построении формализованных языков тщательно следят за тем, чтобы объектный язык был четко отделен от метаязыка.

Научная терминология – совокупность слов с точным, единственным значением в рамках данной научной дисциплины.

Основу научной терминологии составляют научные определения.

Выделяют два смысла термина «определение»:

1) определение – операция, позволяющая выделить некоторый предмет среди других предметов, однозначно отличить его от них; это достигается путем указания на признак, присущий этому, и только этому, предмету (отличительному признаку) (например, для выделения квадрата из класса прямоугольников указывается на такой признак, который присущ квадратам и не присущ другим прямоугольникам, как равенство сторон);

2) определение – логическая операция, дающая возможность раскрыть, уточнить или сформировать смысл одних языковых выражений при помощи других языковых выражений (например, десятина – это площадь, равная 1,09 га – поскольку человеку понятен смысл выражения «1,09 га», для него становится понятным смысл слова «десятина».

Определение, дающее отличительную характеристику некоторого предмета, называется реальным. Определение, раскрывающее, уточняющее или формирующее смысл одних языковых выражений с помощью других, называется номинальным. Эти два понятия не исключают друг друга. Определение выражения может быть одновременно определением соответствующего предмета.

Номинальное:

- явное (классическое и генетическое или индуктивное);

- контекстуальное.

В науке определения играют существенную роль. Давая определение, мы получаем возможности для решения ряда познавательных задач, связанных, во-первых, с процедурами именования и распознавания. К этим задачам относится:

- установление смысла незнакомого языкового выражения с помощью выражений знакомых и уже осмысленных (регистрирующие определения);

- уточнение терминов и, одновременно, выработка однозначной характеристики рассматриваемого предмета (уточняющие определения);

- введение в научный оборот новых терминов или понятий (постулирующие определения).

Во-вторых, определения позволяют строить выводные процедуры. Благодаря определениям слова приобретают точность, ясность и однозначность.

Вместе с тем значение определений не стоит преувеличивать. Нужно иметь в виду, что они не отображают всего содержания рассматриваемого предмета. Фактическое изучение научной теории не сводится к овладению сумой определений, которая в них заключена. Вопрос о точности терминов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы научного исследования, их использование

Слайд 2

1. Методы и техника научных исследований Метод (от греческого - путь к чему-либо) - в самом общем случае означает средство достижения цели, способ исследования явления, определяющий планомерный подход к их научному познанию и установлению истины. Научный метод – это способ познания явлений действительности в их взаимосвязи и развитии, способ достижения поставленных целей и задач исследования и отвечает на вопрос: «Как познавать?»

Слайд 3

Методика исследования – это система правил использования методов, приемов и способов для проведения какого-либо исследования.

Слайд 5

Д иалектический метод- фундаментальный, обобщенный метод познания Диалектический подход позволяет обосновать причинно-следственные связи, процессы дифференциации и интеграции, постоянную противоречие между сущностью и явлением, содержанием и формой, объективность в оценке действительности. Диалектика выступает как орудие познания во всех областях науки и на всех этапах научного исследования. Она определяет позиции исследователя, становится основой интерпретации объекта и субъекта познания, процесса познания и его результатов.

Слайд 6

Методы эмпирического исследования Наблюдение – это систематическое целенаправленное, специально организованное восприятие предметов и явлений объективной действительности, которые выступают объектами исследования. Сравнение – это процесс сопоставления предметов или явлений действительности с целью установления сходства или различия между ними, а также нахождение общего, присущего, что может быть присуще двум или нескольким объектам исследования.

Слайд 7

Обобщение – логический процесс перехода от единичного к общему или от менее общего к более общему знанию, а также продукт мыслительной деятельности, форма отображения общих признаков и свойств объективных явлений . Измерение – это процедура определения числового значения определенной величины с помощью единицы измерения.

Слайд 8

Эксперимент – апробация знаний об изучаемых явлений в контролируемых или искусственно созданными условиях . Эксперимент проводят : - при необходимости отыскать у объекта ранее неизвестные свойства; - при проверке правильности теоретических построений; - при демонстрации явления. Преимущества экспериментального изучения объекта по сравнении с наблюдением состоят в том, что: во время эксперимента является возможность изучать явление «в чистому виде», устранив побочные факторы, скрывающие основной процесс; в экспериментальных условиях можно исследовать свойства объектов; существует возможность повторяемости эксперимента, то есть проведения испытания столько раз, сколько в этом есть необходимость .

Слайд 9

На первом этапе сбора фактического материала и его первичной систематизации используют методы: опрос (анкетирование, интервьюирование, тестирование ), экспертных оценок , лабораторные эксперименты (в физике, химии).

Слайд 10

На втором этапе исследования используют методы для обработки полученных данных, установление зависимости количественных и качественных показателей анализа, интерпретации их содержания. На данном этапе широко используются методы статистического анализа : Корреляционный анализ – это процедура для изучения соотношения между независимыми переменными. Связь между этими величинами оказывается во взаимной согласованности наблюдаемых изменений. Вычисляется коэффициент корреляции. Факторный анализ дает возможность установить многомерные связи переменных величин по нескольким признакам. Метод импликационных шкал – это наглядная форма измерения и оценки полученных данных, градуируемых по количеству или интенсивности признаков.

Слайд 11

Методы исследований на эмпирическом и теоретическом уровнях Абстрагирование (от латинского термина, означающего отвлечение) – это мысленное отвлечение от неодушевленных, второстепенных признаков предметов и явлений, связей и отношений между ними и выделение нескольких сторон, интересующих исследователя. Отождествление – образование понятий путем объединения предметов, связанных отношениями типа равенства в особый класс (отвлечение от некоторых индивидуальных свойств предметов)

Слайд 12

Изоляция - выделение свойств и отношений, неразрывно связанных с предметами, и обозначение их определенными названиями; Конструктивизация – отвлечение от неопределенности границ реальных объектов (останавливается непрерывное движение т.п.); Актуальной бесконечности – отвлечение от незавершенности (и завершенности) процесса образования бесконечного множества, от невозможности задать его полным перечнем всех элементов (такое множество рассматривается как существующее); Потенциальной осуществимости - отвлечение от реальных границ человеческих возможностей, обусловленных ограниченностью продолжительности жизни во времени и в пространстве (бесконечность выступает уже как потенциально осуществимая).

Слайд 13

Анализ – это метод познания, позволяющий разделить предмет на части с целью его детального изучения. Синтез , наоборот, является следствием соединения отдельных частей или рис предмета в единое целое.

Слайд 14

Индукция представляет собой умозаключение от частного к общему, от отдельных фактов к обобщениям, когда на основе знаний о части предметов класса делается вывод о классе в целом. Дедукция – это такое умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основе знания об общих свойствах всего множества.

Слайд 15

Моделирование – косвенный, опосредованный метод научного исследования объектов познания (непосредственное изучение которых невозможно, затруднено или нецелесообразно), основанный на применении модели как средства исследования. Суть моделирования заключается в замещении изучаемого объекта другим, специально для этого созданным. Под моделью понимают воображаемую или материально реализованную систему, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна заместить его так, что она сама становится источником информации об объекте познания. Модели могут быть физические, математические, естественные, достаточно адекватные исследуемому явлению, процессу.

Слайд 16

Методы теоретических исследований Восхождение от абстрактного к конкретному – это одна из форм научного познания. Согласно этому методу, мышления берет свое начало от конкретного в действительности к абстрактному в мышлению и от него - к конкретному в мышлении. Метод идеализации – мысленное конструирование объектов, которых нет в действительности, или которые практически невыполнимы. Цель идеализации: лишить реальные объекты некоторых присущих им свойств и наделить (мысленно) эти объекты определенными нереальными и гипотетическими свойствами.

Слайд 17

Формализация – метод изучения различных объектов путем отражения их структуры в знаковой форме с помощью искусственных языков, например языком математики.

Слайд 18

Общенаучные методы исторический и логический методы исследования позволяют мысленно воспроизвести исследуемый объект со всей его объективной конкретностью, представить и понять его в развитии . математические методы ( шкалирование и рейтинг) аксиоматический метод статистические методы

Слайд 19

Домашнее задание Знать классификацию и характеристику методов. Самостоятельно проработать текст «Язык науки. Специфика научной терминологии», составить конспект. http:// nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2017/04/10/prezentatsiya-po-teme-metody-issledovaniya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема 1.2 Наука и научное исследование

Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПОРаздел 1. НАУКА И ЕЁ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕТема 1.2 Наука и научное исследованиеПлан:1.  История развития науки.2.  Определени...

Тема 2.1 Методология научного исследования

Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПОРаздел 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙТема 2.1 Методология научного исследованияПлан:1.  Понятие «методология».2.  ...

Тема 2.2 Методы научного исследования и их классификация

Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПОРаздел 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙТема 2.2 Методы научного исследования и их классификацияПлан:1.  Методы эмпирическ...

Тема 3.1 Общая схема хода научного исследования

Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПОРаздел 3. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫТема 3.1 Общая схема хода научного исследованияПлан:1.  Виды исследовательских рабо...

Научное исследование "Внедрение маркетинговых мероприятий на базе Профессионального лицея №12".

Исследование проводилось Профессиональным лицеем №12 совместно с центром занятости населения г. Улан-Удэ. Цели исследования:§  Выявление наиболее востребованных профессий в г. Улан-Удэ на пр...

Региональная научно-практическая конференция студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные научные исследования: экономика, управление и право»

26 мая 2016 г. в Курском институте социального образования (филиал) ФГБОУ ВПО РГСУ состоялась Региональная научно-практическая конференция студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные научные иссл...

Актуальные научные исследования: от теории к практике. Материалы Международной научно-практической конференции. 26 ноября 2019 года. г. Кишинев, Молдавия.

Статья. Завьялова С.В., Завьялова А.А. Урок по теме: "Территориально-административное устройство и население Нижегородской губернии на рубеже XIX - начале XX веков". Материалы Международной ...