Тема 2.1 Методология научного исследования
план-конспект урока по теме

Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПО

Раздел 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Тема 2.1 Методология научного исследования

План:

1.  Понятие «методология».

2.  Методы исследования. Метод как нормативная модель исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курс «Основы научно-исследовательской деятельности»

преподаватель СПбТБиИТ Бочкова Любовь Александровна

РАЗДЕЛ 2. Методологические основы научных исследований

Тема 2.1 Методология научного исследования

План:

  1. Понятие «методология».
  2. Методы исследования. Метод как нормативная модель исследовательской деятельности.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2007. – 128 с.
  2. Бондарев, В. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс] / В.Бондарев. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/bond/02.php. - Загл. с экрана.
  3. Крампит, А.Г. Методология научных исследований [Текст]; учеб. пособие / А.Г. Крампит, Н.Ю. Крампит. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Томск: Изд-во Томского политех. ун-та, 2008. – 164 с.
  4. Саврушева, М. Философия науки и техники [Электронный ресурс] / М. Саврушева. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/savrush2/16.php. - Загл. с экрана.
  5. Философия [Текст]: энциклопед. словарь / под ред. А. А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004. – 1072с.

  1. Развитие науки идёт от сбора фактов, их изучения, систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к логически стройной системе научных знаний, которая позволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые. Но факты сами по себе ещё не наука. Они становятся частью научных знаний лишь в систематизированном, обобщённом виде[1].

Важнейшим составным звеном в системе научных знаний являются научные законы – отражающие наиболее существенные, устойчивые, повторяющиеся, объективные связи в природе, обществе и мышлении. Законы выступают в форме определённого соотношения понятий, категорий.

Наиболее высокой формой обобщения и систематизации является теория. Теория – это учение об обобщённом опыте (практике), формулирующие научные принципы и методы, которые позволяют познать существующие процессы и явления, проанализировать действия различных факторов и предложить рекомендации по практической деятельности[2].

Научное познание невозможно без использования соответствующих средств – способов действия и орудий для осуществления какой-либо деятельности. Основным средством науки были и остаются её методы. А наука, изучающая методы, называется методологией. Методологию понимают и определяют по-разному. Мы, прежде всего, будем говорить о методологии научного познания. 

Методология – это систематический анализ методов, применяемых для получения научного знания и тех общих принципов, которыми направляется научное исследование.[3]

Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели. Методология науки даёт характеристику компонентов научного исследования – его объекта, предмета анализа, задачи исследования, совокупности исследования средств, необходимых для решения задачи данного типа. Наиболее важной точкой методологии является постановка проблемы, построение предмета исследования, построение научной теории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности.

Важно сказать о том, что различают несколько уровней методологии. Первый уровень — философские знания. Второй — общенаучная методология (системный подход, характеристика разных типов научных исследований, их этапы и элементы: гипотеза, объект и предмет исследования, цель, задачи и т.д.). Третий уровень — конкретно-научная методология, т. е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине, например в педагогике. Методология специальной науки включает в себя проблемы, специфические для научного познания в данной области (например, соотношение педагогики и психологии), а также вопросы, рассматриваемые на предыдущих уровнях, например системный подход или моделирование в применении к педагогике. Некоторые ученые выделяют также четвертый уровень, образуемый методикой и техникой исследования[4].

Современная методология – наиболее стойкая и сопротивляющаяся изменениям сфера. За ней закреплена функция определения стратегии научного познания, но и она за последние десятилетия получила существенное развитие, т.к. методология осознает ограниченную универсальность своих традиционных методов – они подвергаются принципиальному переосмыслению и критике. Усилилась ее направленность на помощь исследователю, на формирование у него специальных умений в области исследовательской работы. Важной задачей становится методологическое обеспечение исследовательской работы. Без методологических знаний невозможно грамотно провести педагогическое или любое другое исследование. Можно сказать, что методология рассматривается как учение об организации деятельности. Также можно говорить о том, что в современной методологии, начиная с ХХ века, сформировался новый системный подход – междисциплинарное философско-методологическое и специально-научное направление, обладающее высоким исследовательским потенциалом.


[1] Крампит, А.Г. Методология научных исследований [Текст]; учеб. пособие / А.Г. Крампит, Н.Ю. Крампит. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Томск: Изд-во Томского политех. ун-та, 2008. – С.33

[2] Крампит, А.Г. Методология научных исследований [Текст]; учеб. пособие / А.Г. Крампит, Н.Ю. Крампит. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Томск: Изд-во Томского политех. ун-та, 2008. – С.33

[3] Философия [Текст]: энциклопед. словарь / под ред. А. А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004. – 1072с.

[4] Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2007. – С. 46


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема 1.2 Наука и научное исследование

Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПОРаздел 1. НАУКА И ЕЁ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕТема 1.2 Наука и научное исследованиеПлан:1.  История развития науки.2.  Определени...

Тема 2.2 Методы научного исследования и их классификация

Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПОРаздел 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙТема 2.2 Методы научного исследования и их классификацияПлан:1.  Методы эмпирическ...

Тема 3.1 Общая схема хода научного исследования

Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПОРаздел 3. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫТема 3.1 Общая схема хода научного исследованияПлан:1.  Виды исследовательских рабо...

Региональная научно-практическая конференция студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные научные исследования: экономика, управление и право»

26 мая 2016 г. в Курском институте социального образования (филиал) ФГБОУ ВПО РГСУ состоялась Региональная научно-практическая конференция студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные научные иссл...

Презентация по теме "Методы научного исследования"

Презентация по теме "Методы научного исследования" для студентов СПО по дисциплине "Основы учебно-исследовательской деятельности" и задание для самостоятельной работы "Язык науки"...

Контрольно - оценочные средства для проведения дифференцированного зачета по ОП.12 Методология научного исследования

Контрольно - оценочные средства предназначены  для проведения дифференцированного зачета по специальности Сестринское дело. Включают пояснительную записку, инструкцию к выполнению заданий. предст...

Актуальные научные исследования: от теории к практике. Материалы Международной научно-практической конференции. 26 ноября 2019 года. г. Кишинев, Молдавия.

Статья. Завьялова С.В., Завьялова А.А. Урок по теме: "Территориально-административное устройство и население Нижегородской губернии на рубеже XIX - начале XX веков". Материалы Международной ...