Тема 1.2 Наука и научное исследование
план-конспект урока по теме

Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПО

Раздел 1. НАУКА И ЕЁ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Тема 1.2 Наука и научное исследование

План:

1.  История развития науки.

2.  Определение науки. Классификация наук.

3.  Роль науки в жизни общества.

4.  Деятельность в сфере науки – научное исследование. Классификация научных исследований.

5.  Научное мировоззрение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курс «Основы научно-исследовательской деятельности»

преподаватель СПбТБиИТ Бочкова Любовь Александровна

РАЗДЕЛ 1. Наука и её роль в современном обществе

Тема 1.2 Наука и научное исследование

План:

  1. История развития науки.
  2. Определение науки. Классификация наук.
  3. Роль науки в жизни общества.
  4. Деятельность в сфере науки – научное исследование. Классификация научных исследований.
  5. Научное мировоззрение.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. О науке и государственной научно-технической политике [Электронный ресурс]: федер. закон от 23 авг. 1996г. №127-ФЗ: принят Гос. Думой 12 июл. 1996г.: одобр. Советом Федерации 7 авг.1996г. – Режим доступа: http://www.garant.ru/. – Загл. с экрана.
  2. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры [Электронный ресурс]: энциклопед. словарь педагога / В.С. Безрукова. – Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-110372.html?page=46. – Загл. с экрана.
  3. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2007. – 128 с.
  4. Евтушенко, В.С. Научное мировоззрение и философия [Электронный ресурс]: по статье В.И. Вернадского «О научном мировоззрении»: конф. «Вернадские чтения», ДонНТУ, апр.2010 г. / В.С. Евтушенко. – Режим доступа: http://masters.donntu.edu.ua/2010/feht/evtushenko/library/article2.html. - Загл. с экрана.
  5. Исследовательская деятельность [Текст]: словарь / авт. – сост. Е.А. Шашенкова. – М.: Перспектива, 2010. – 88 с.
  6. Философия [Текст]: энциклопед. словарь / под ред. А. А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004. – 1072с.

1. До определенного момента наука (как познание закономерностей природы и общества) развивалась медленно и не оказывала существенного влияния на жизнь общества. Наука возникла в Древней Греции в VI – IV вв. до н. э., но как своеобразная форма познания, специфический тип духовного производства и социальный институт она появилась лишь в XVI – XVIII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства. До этого времени существовали научные знания, а не наука. Наука, в отличие от научных знаний – систематизированные, классифицированные знания.

До XVII в., если люди хотели решить какую-нибудь проблему или понять что-то, они просто читали все, что было об этом написано или спрашивали мнение властей.

Вскоре после 1600 года Галилео Галилей основал новый метод. Он начал испытывать вещи и наблюдать, что с ними происходит. Другими словами, он проводил эксперименты. Постепенно все больше и больше людей стали испытывать вещи и записывать полученные результаты. Чем больше фактов становилось известно, тем чаще приходили к выводам, что некоторые из них взаимосвязаны. Эти взаимосвязи были объединены в научные принципы и использованы как руководство для других экспериментов.

Роль науки стала быстро возрастать, начиная с научной революции XVI–XVII вв., т. е. с возникновения естествознания. Становление естествознания происходило совместно с развитием капиталистического способа хозяйствования. Капитализм рационализирует производство, а новая наука дает знания, позволяющие рационально управлять материальными и человеческими факторами производства. Наука перестала быть частным делом, побуждаемым лишь любознательностью. С этого времени она начинает развиваться относительно самостоятельно. Дальнейшему усилению роли науки в общественной жизни в значительной мере поспособствовали промышленный переворот последней трети XVIII–XIX вв. и научно-техническая революция, начавшаяся в середине XX в.

Впервые термин «наука» в 1840 году ввел Уильям Уэвелл.  Есть много определений науки, но не следует утверждать, что только одно из них является правильным. Нужно выбирать, а выбор подходящего определения опирается на специфику задачи, которая решается с помощью данного определения. В рамках данной дисциплины мы ставим  конкретную задачу. Она связана с анализом структуры, методов и логики научного познания в одной из сфер человеческой деятельности — в образовании, поэтому в данном случае мы можем сказать, что наука — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении[1].


[1] Философия [Текст]: энциклопед. словарь / под ред. А. А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004. – 1072с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема 2.1 Методология научного исследования

Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПОРаздел 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙТема 2.1 Методология научного исследованияПлан:1.  Понятие «методология».2.  ...

Тема 2.2 Методы научного исследования и их классификация

Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПОРаздел 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙТема 2.2 Методы научного исследования и их классификацияПлан:1.  Методы эмпирическ...

Тема 3.1 Общая схема хода научного исследования

Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПОРаздел 3. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫТема 3.1 Общая схема хода научного исследованияПлан:1.  Виды исследовательских рабо...

Научное исследование "Внедрение маркетинговых мероприятий на базе Профессионального лицея №12".

Исследование проводилось Профессиональным лицеем №12 совместно с центром занятости населения г. Улан-Удэ. Цели исследования:§  Выявление наиболее востребованных профессий в г. Улан-Удэ на пр...

Региональная научно-практическая конференция студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные научные исследования: экономика, управление и право»

26 мая 2016 г. в Курском институте социального образования (филиал) ФГБОУ ВПО РГСУ состоялась Региональная научно-практическая конференция студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные научные иссл...

Презентация по теме "Методы научного исследования"

Презентация по теме "Методы научного исследования" для студентов СПО по дисциплине "Основы учебно-исследовательской деятельности" и задание для самостоятельной работы "Язык науки"...

Актуальные научные исследования: от теории к практике. Материалы Международной научно-практической конференции. 26 ноября 2019 года. г. Кишинев, Молдавия.

Статья. Завьялова С.В., Завьялова А.А. Урок по теме: "Территориально-административное устройство и население Нижегородской губернии на рубеже XIX - начале XX веков". Материалы Международной ...