КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «СУПРУЖЕСТВО БЕЗ БРАКА»
классный час на тему

Классный час для студентов 3 курса. 

Форма проведения: дискуссия, ролевая игра. 

Цель классного часа:

  • расширить представление детей о семье как о важнейшем социальном институте, имеющем высокую личностную и общественную значимость;
  • формировать позитивные представления о семейных ценностях, воспитывать уважение к ценностям национальной культуры;
  • побуждать молодых людей к прогнозированию своей семейной жизни, к воспитанию у себя качеств, необходимых для семейной жизни, к изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл supruzhestvo_bez_braka.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

НА ТЕМУ: «СУПРУЖЕСТВО БЕЗ БРАКА».

Цель классного часа:

  • расширить представление детей о семье как о важнейшем социальном институте, имеющем высокую личностную и общественную значимость;
  • формировать позитивные представления о семейных ценностях, воспитывать уважение к ценностям национальной культуры;
  • побуждать молодых людей к прогнозированию своей семейной жизни, к воспитанию у себя качеств, необходимых для семейной жизни, к изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности.

Место проведения: 12 кабинет

Группа: 33-Б

Время проведения: 45 минут

Форма проведения: дискуссия, ролевая игра.

План классного часа

Введение

I.Организационный момент

II. Основная часть

1. Вступительное слово.

2. Работа с понятиями «семья», «брак», «супружество».

3. Дискуссия по теме «Гражданский брак - "за" и "против"».

4. Ролевая игра «Совет да любовь».

III. Подведение итогов классного часа

Заключение

Введение

В России сейчас распадается каждый второй брак. Каждый третий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. На учете в полиции состоят 276000 родителей. Ежегодно рассматривается 35000 заявлений о лишении родительских прав, а среднестатистический россиянин - это человек, который, скорее всего, живет в гражданском браке.

И в то же время, по ряду исследований ценностей подростков, проведенных в последнее время, счастливую семейную жизнь и взаимопонимание в семье подростки поставили на первое место. Эти же ценности подростки определили и как самые недостижимые.

Предлагаемый классный час - это час общения на актуальную тему. Ключевые понятия - семья, брак, супружество. В ходе обсуждения дается нравственная и юридическая оценка такого явления, как гражданский брак.

 

I. Организационный момент.

Добрый день уважаемые студенты! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, браке, супружестве.

 

II. Основная часть

Вступительное слово.

Классный руководитель делит группу на 3 подгруппы. Перед каждой подгруппой ставит вопрос.

Первая подгруппа

Какое определение семьи вам кажется более точным и почему?

Семья - это социальная группа людей, любящих и заботящихся друг о друге.

Семья - это «общность людей, связанных отношениями супружества, родительства и родства на основе совместного домохозяйства, которая выполняет функции воспроизводства населения и социализации детей, а также содержания (поддержания существования) членов семьи»

Вторая подгруппа

Русское слово «брак» происходит от слова «брать». Кого или что берут в браке? Мужа, жену, взаимные обязательства? Что сейчас называют «гражданским браком»? Какие обязательства берут на себя в таком браке?

Третья подгруппа

«Супруги» - значит «вместе спряженные», т. е. 2 человека, которые тянут вместе свой жизненный воз. В каком случае эта «упряжка» приедет к счастливой семейной жизни? А при каких условиях будет «буксовать»?

 

Классный руководитель. Как вы думаете, какие ценности у современных подростков на первом месте: богатство, здоровье, любовь, дружба, карьера и активная жизнь, семья? (Студенты высказываются.)

Несколько лет назад этот же вопрос задали российским подросткам ученые в ходе большого исследования. И, к удивлению ученых, самой большой ценностью для подростков оказалась «счастливая семейная жизнь». Еще удивительней, что именно семейная жизнь попала и в число недостижимых ценностей. Ученые дали свое объяснение этому явлению. А как бы объяснили это вы?

 

Ответы студентов:

  • У многих детей нет нормальной семьи. Родители с утра и до вечера зарабатывают на жизнь.
  • Многие родители даже в полных семьях общаются с детьми по принципу «уйди, не до тебя!».
  • Сейчас много неполных семей, дети страдают от развода родителей, счастливая семейная жизнь им кажется недостижимым чудом.
  • Многие не верят, что смогут обеспечить семью. А без материальной базы какое же счастье?
  • Подростки понимают, что они будут так же «вкалывать» на свои семьи, и так же точно будут далеки от своих детей.

 

Классный руководитель. Примерно такие объяснения дали этому феномену ученые: вечная занятость и усталость родителей, их нежелание и неспособность заниматься воспитанием собственных детей, отчуждение между членами семьи. Это очень остро ощущают современные подростки. Но самое грустное, что они не верят в возможность семейного счастья.

Может быть, и не нужно к нему стремиться, может быть, институт семьи вообще стал анахронизмом? Зачем вообще люди вступают в брак?

 

Ответы студентов:

  • Для продолжения рода.
  • Чтобы вести совместное хозяйство.
  • Жить друг без друга не могут.
  • По традиции, чтобы быть не хуже других.
  • В поисках материальной выгоды.
  • Чтобы достичь каких-то благ (сделать карьеру, разбогатеть, получить квартиру).

 

Классный руководитель. Слово «брак» употребляется в другом смысле - как изъян, порок, неисправность. А любители каламбуров даже шутят, что «хорошее дело браком не называют». Попробуем разобраться. Что такое брак, каким он был раньше и каким должен быть в наше время.

 

II. Работа с понятиями «семья», «брак», «супружество»

 

Классный руководитель. Говоря о семье, мы употребляем такие слова: «семья», «брак», «супружество». Предлагаю уточнить смысл этих слов в результате групповой работы (делит класс на группы). (Работа по карточкам. В течение 5 мин студенты обсуждают вопросы.)

Ответы студентов:

Первая подгруппа

Первое определение слишком широкое, под него попадают и пары с нетрадиционной ориентацией, второе определение более точное.

Вторая подгруппа

В браке супруги берут взаимные обязательства, которые при свидетелях скрепляются их росписью и печатью госучреждения. Гражданский брак - это совместная жизнь мужчины и женщины без официальной регистрации брака. В гражданском браке люди не берут на себя никаких обязательств.

Третья подгруппа

Брак будет крепким, когда они вместе тянут общий груз, идут в одном направлении, объединены общими целями и задачами, если цели в жизни у них разные, направления движения разные, взгляды на жизнь разные, семейная повозка будет «буксовать».

Классный руководитель. Считаете ли вы, что, вступая в брак, создавая семью, будущие супруги должны договориться о терминах, выяснить, что они понимают под словами «брак», «семья», «супружество»?

 

Ответы студентов:

Конечно, если они будут считать, что семья - это просто совместное проживание, а брак - только штамп в паспорте, супруг - просто синоним слова «муж» или «жена», то они быстро разбегутся.

 

Классный руководитель. Семья, брак, супружество - это необходимые составляющие формулы семейного счастья, когда мужчина и женщина объединены общим пониманием семьи, общими целями супружества и взаимными официальными обязательствами брака.

 

III.Дискуссия по теме «Гражданский брак - "за" и "против"»

 

Классный руководитель. В наше время семьи зачастую создаются без оформления брачных отношений, а браки – без создания семьи. Прочитайте тему нашего часа. В ней заключена двусмысленность. Супружество без брака. Как можно понимать это словосочетание? (Супружество без изъянов, без ошибок и супружество без обязательств.)

В каком смысле это словосочетание применимо к понятию «гражданский брак»? (Супружество без обязательств.)

Когда-то гражданским браком называли именно брак, зарегистрированный в государственном учреждении - в противовес церковному. Сейчас так называют совместную жизнь мужчины и женщины без официальной регистрации брака. Хорошо это или плохо? Предлагаю высказать аргументы «за» и против» гражданского брака. Сначала послушаем защитников гражданского брака.

 

Ответы студентов:

  • Это дает возможность присмотреться друг к другу, проверить чувства.
  • Это вроде теста, возможность оценить, справишься ли ты с ролью мужа или жены.
  • Если у молодых нет денег на свадьбу, можно жить гражданским браком.
  • В гражданском браке люди живут именно по любви, а не из-за штампа в паспорте, когда любовь закончится, разбегутся - полная свобода!

 

Классный руководитель. Теперь слово противникам.

 

Ответы студентов:

  • Браком это можно назвать только в смысле «ошибка», «изъян», потому что никто не берет ответственности, никаких обязательств, а значит, никакого брака там нет.
  • И супругами нельзя назвать тех, кто живет в гражданском браке: они не в одной упряжке, каждый держится за свою свободу.
  • Если, к примеру, эта пара живет в квартире мужа, и вдруг с ним что-то случилось, жена просто окажется на улице. Но если он не хочет об этом думать, то какая же это любовь? Тут и проверять нечего.
  • А вдруг в этом браке появится ребенок, а партнеры уже решили, что не подходят друг другу?
  • Это нельзя назвать браком, потому что в этом союзе, как правило, никто не берет особых обязательств в отношении того, с кем живет. И ни перед кем в такой ответственности «не расписывается». При появлении ребенка мужчина не чувствует ответственности за его жизнь, он даже может усомниться, его ли это ребенок, ведь в этом браке все было основано на свободе, клятвы верности никто не давал.

 

Классный руководитель. Скептики презрительно кивают на «штампик в паспорте», который не является гарантией любви. Но такая малость, как «штампик в паспорте», защищает имущественные и прочие права супругов и их детей. Каковы последствия гражданского брака для личности и общества?

 

Ответы студентов:

  • Плавно перетекает в официальный брак.
  • Этот брак распадается, и партнеры вступают в официальный брак с другими.
  • Потерянное время, разочарование в семейной жизни, ненависть к представителям противоположного пола, одиночество.
  • Сокращение населения, нехватка рабочей силы, приток мигрантов, активизация фашизма.

 

Классный руководитель. В России сейчас распадается каждый второй брак. А сколько разрушается незарегистрированных союзов - этого уже никто не считал. Что делать, чтобы укрепить семью, уменьшить количество гражданских браков?

 

Ответы студентов:

  • Нужно давать молодым дешевые кредиты, чтобы можно было купить дом, машину, все необходимое для семейной жизни.
  • Нужно хорошо платить мужчинам, чтобы женщина не работала, а воспитывала детей.
  • Нужно объявлять выговоры, штрафовать.
  • Вернуться к истокам, к вере.
  • Просвещать молодежь, родителей, повышать престиж нормальной семьи.

 

Классный руководитель. Брачные отношения между супругами - это, прежде всего обязательства. Следовательно, отказывающиеся от брака, от супружества, отказываются, прежде всего, от взаимной ответственности.

 

IV. Ролевая игра «Совет да любовь»

 

Классный руководитель. Прежде чем послать экипаж на орбиту, космонавтов проверяют на психологическую совместимость. А супругам, которые впряглись в семейный воз, приходится выстраивать отношения по ходу движения, когда семейный корабль уже вышел на орбиту. Что значит «быть в одной упряжке»? Попробуем разобраться в этом в ходе игры, которую мы назвали «Совет да любовь».

В игре принимают участие 3 пары добровольцев. Им предстоит всего за 5 мин. решить трудную семейную задачу. Сегодня эта задача предстает перед ними и в виде головоломки из детского конструктора. Каждая пара должна собрать определенную фигуру из деталей головоломки. Какая пара лучше всех справится с задачей? На этот вопрос предстоит ответить зрителям. Итак, прошу добровольцев к доске.

(Выходят 3 пары добровольцев. Учитель предлагает им выйти за дверь, чтобы подготовить материалы для игры.)

Пользуясь отсутствием игроков, я хочу объяснить вам критерии оценки. Для нас важно оценить, может ли данная пара успешно работать именно «в упряжке», насколько они понимают, уважают друг друга. Поэтому внимательно присмотритесь, как они общаются друг с другом, есть ли у них лидер, глава, способны ли они идти на взаимные уступки или у них нет взаимопонимания и каждый действует сам по себе и даже стремится подавить другого. Чтобы ничего не упустить, предлагаю каждому ряду сосредоточить внимание на одной паре (первый ряд - на первой, второй - на второй и т. д.)(Затем учитель приглашает пары в кабинет, предлагает занять места и объясняет суть задания.) Задания получены, начинаем игру.(В течение 5 мин. участники игры собирают головоломки. Зрители внимательно следят за ходом работы, отмечают их реплики, жесты, манеру отношений.)

Спасибо нашим уважаемым добровольцам за участие в игре. Но теперь я открою секрет, что в этом нехитром испытании проверялись не быстрота и сноровка, а именно умение сотрудничать. Ведь об одних семьях говорят: «живут душа в душу», «понимают друг друга с полуслова», а о других говорят: «живут как кошка с собакой», «тянут воз в разные стороны». Послушаем, что скажут о наших парах зрители.

(Зрители комментируют действия игроков.)

Способность к взаимопониманию, взаимоуважение. Именно на этих качествах держится семья. Недаром лучшее пожелание молодоженам - «Совет да любовь!». От этих неуловимых качеств зависит и благополучие, и моральный климат в семье. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже, а кто-то учится этому всю жизнь.

Подведение итогов

Классный руководитель. Итак, мы сегодня выяснили, что супружество без брака быть не может. Как-то я слышала фразу одного православного священника, который сказал: «Мне кажется удивительным не то, что семья терпит такой кризис, а то, что она у нас все еще сохраняется. Я не верю в такие прогнозы, что через 50 лет в России будет 50 млн человек (к тому же пенсионеров), а в соседней Турции - 150 млн молодых ребят. Я верю, что такие прогнозы не исполнятся». Современные подростки уже мечтают о счастливой семейной жизни. Но недаром же говорят, что мечты материальны. Если очень сильно захотеть, они обязательно сбудутся. А значит, к середине XXI в. в России будут миллионы счастливых многодетных семей.

 

Заключение

Классный руководитель. Разделяете ли вы оптимизм священника? Что дало вам уточнение понятий «семья», «брак», «супружество»? Изменилось ли ваше отношение к гражданскому браку? Считаете ли вы, что при создании семьи нужно руководствоваться не модой, а опытом предыдущих поколений?

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...

Классный час на тему: «Воспитатели ДОУ. Какие они?»

Первый классный час куратора со студентами первого курса специальности "Дошкольное образование"Цель: повышение мотивации к избранной специальности....

Урок по теме "Правовые основы брака и семьи"

Урок по теме "Правовые основы брака и семьи" разработан с применением модульной технологии обучения. Может быть проведен как при преподавании  предмета "Основы права", так и в курсе преподавания ...

Методическая разработка урока по обществознанию на тему: «Семья и брак»

Урок по теме: «Семья и брак» представляет собой занятие с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - трансляции, что способствует индивидуализации обуче...

Разработка тематического классного часа на тему: Тема: Моё здоровье – моё богатство!

- тематика классного часа, беседы о вреде алкоголя, табака и наркотиков в колледже является актуальной и оправданной. Ведь одной из главных задач образовательного учреждения вырастить здоровое поколен...

Классный час на тему "Правила поведения на льду в весенний период". 2 марта в группе № 48 прошёл классный час «Правила поведения на льду в весенний период»

Цель: расширение представления обучающихся о правилах поведения на льду.Задачи:Повторить правила поведения на воде.Обучить правилам безопасного поведения на льду.Учить способам самоспасения.Обучить сп...