Рабочая тетрадь для выполнения практических заданий и самостоятельной работы по дисциплине МЕНЕДЖМЕНТ для специальности 40.02.01. ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
методическая разработка на тему

Бажуткина Наталья Николаевна

Материаль для практических и самостоятельных работ обучающихся   по ОПД Менеджмент для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения разработан в соотвествии ФГОС СПО  (2014) и рабочей программой дисциплины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ  

«САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

для выполнения практических заданий и самостоятельной работы по дисциплине

МЕНЕДЖМЕНТ

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

40.02.01. ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

г.о.САМАРА, 2016

Печатается по решению

научно-методического совета

ГБПОУ Самарской области

«Самарский социально – педагогический колледж»

Материал по организации практических занятий и самостоятельной работы по дисциплине «Менеджмент» для специальности: 40.02.01. Право и организация социального обеспечения; - /Бажуткина Н.Н.– Самара, 2016. – 57 с. – 30 экз.

Автор-составитель – Бажуткина Н.Н., преподаватель общепрофессиональных дисциплин, методист ГБПОУ «ССПК»


Пояснительная записка

Материалы для практической и самостоятельной работы по ОПД Менеджмент разработаны для обучающихся по специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения. Материалы составлены в соответствии с ФГОС СПО по специальности (2014г.) и рабочей программой по дисциплине.

Цель учебного пособия – закрепить полученные знания и сформировать практические умения обучающихся в области управленческой деятельности, расширяющие их представления о будущей профессии.

Задачами выполнения практических и самостоятельных работ является:

1) обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины Менеджмент;

2) формирование умений применять полученные знания при решении поставленных задач, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;

3) формирование умений использовать различные информационные ресурсы, в том числе и теоретический материал;

4) развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.

5) выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Дисциплина изучается на 2 курсе обучения в объеме 48 часов, в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 32 часа.

Перечень практических и самостоятельных работ соответствует учебной программе, и формирует у обучающихся знания и умения в соответствии с требованиями ФГОС.

Формируемые умения:

- направлять деятельность структурного подразделения организации на достижение общих целей;

- принимать решения по организации выполнения организационных задач, стоящих перед структурным подразделением;

- мотивировать членов структурного подразделения на эффективное выполнение работ в соответствии с делегированными им полномочиями;

- применять приемы делового общения в профессиональной деятельности.

Закрепляемые знания:

- особенности современного менеджмента;

- функции, виды и психологию менеджмента;

- основы организации работы коллектива исполнителей;

- принципы делового общения в коллективе;

- особенности организации менеджмента в сфере профессиональной деятельности;

- информационные технологии в сфере управления.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 11 Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 12 Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 13 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

Работа с материалом предполагает выполнение обучающимися практических заданий на уроках и внеаудиторную самостоятельную работу. Все задания необходимо выполнять в соответствии с инструкцией, осуществлять анализ полученных в ходе занятия результатов по приведенной методике.

Критерии оценки: оценивание  выполненных заданий осуществляется по следующим критериям:

5 баллов – задание выполнено в полном объеме, подробно, логически правильно с теоретическим обоснованием и использованием практических приемов.

4 балла -  задание выполнено в недостаточно полном объеме, правильно с теоретическим обоснованием и использованием практических приемов, либо в выполненных заданиях содержатся неточности.

3 балла – задание выполнено с несущественными ошибками.

2 балла – задание не выполнено, выполнено неправильно, работу необходимо переделать.

Количеств часов, отведенное на практические занятия

Количеств часов, отведенное на самостоятельное изучение

10

17


Рекомендуемая литература

Обязательные источники:

  1. Драчева Е.Л. Юликов Л.И. Менеджмент: Учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. образования/Е.Л.Драчева, Л.И.Юликов– М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  2. Ермаков В.В. Менеджмент организации: Учеб. пособие /В.В.Ермаков – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.
  3. Стуканова И.П. Менеджмент:Уч. Пособие/И.П.Стуканова – М.: МГИУ, 2006.
  4. Цыпкин Ю.А. Менеджмент  /Ю.А.Цыпкин, А.Н.Люкшинов, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  5. Резник С.Д. Персональный менеджмент: Учебник/С.Д.Резник - М.: ИНФРА-М, 2008.

 Дополнительные источники:

  1. Альбастова Л.Н. Технология эффективного менеджмента  /Л.Н Альбастова– М., 1998.
  2. Вачугова Д.Д. Курс менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов/Д.Д. Вачугова – Ростов-на-Дону: Из-во «Феникс», 2003.
  3. Веснин, В.Р. Основы менеджмента  /В.Р. Веснин–М.:ООО «Т.Д. «Элит-2000»», 2003.
  4. Вершигора Е.Е. Менеджмент : уч.пособие для студентов ССУЗов. / Е.Е Вершигора–М.: Инфра-М, 2008.
  5. Виханский О.С. Менеджмен: Человек, стратегия, организация, процесс. / О.С.Виханский., А.И.Наумов– М., 1995.
  6. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения  / Н.Л. Карданская– М.: ЮНИТИ, 1999.
  7. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ./М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури – М.: Дело, 1998.
  8. Радугин А.А. Основы менеджмента  /А.А. Радугин–М.: Центр, 1997.
  9. Рамендик Д.М. Управленческая психология: Учебник/ Д.М. Рамендик– М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.
  10. Румянцева З.П. Менеджмент организации  /З.П Румянцева, Н.А.Саломатин, Р.З. Акбердин– М.: ИНФРА – М, 1995.
  11. Тутушкина М.К. Практическая психология для менеджеров  /М.К.Тутушкина–М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.

Интернет-ресурсы:

  1. Журнал «менеджмент в России и за рубежом» [Электронный ресурс]: http://www.mevriz.ru
  2. Бизнес-портал для руководителей, менеджеров, маркетологов, финансистов и экономистов предприятий [Электронный ресурс]:http://www.aup.ru
  3. Бизнес – Творчество Сообщество эффективных предпринимателей. [Электронный ресурс]: http://5055093.ru/
  4. Проект testua.ru. Тесты. [Электронный ресурс]:http://testua.ru/menedzhment/
  5. Тесты. [Электронный ресурс]:http://www.samsdam.net/management/


Тема 1.1. Теоретические основы менеджмента

Практическое занятие №1 (2 час)

Задание: Изучите параграф 1.3. «Зарубежный опыт менеджмента» первого рекомендованного обязательного источника и заполните таблицу.

Система менедж-та

Характеристика модели

Форма ответ-ти

Стиль руков-ва

Продвижение по службе

Подготовка кадров

Пенсионное обеспечение

Япония

США

ФРГ

Самостоятельная работа №1 (2 часа)

Реализация научных подходов и принципов менеджмента

Задание:

  • Наполните содержанием 14 принципов управления, сформулированные Анри Файолем:
  1. Разделение труда _______________________________________

____________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

  1. Полномочия и ответственность _________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

____________________________________________________________

  1. Дисциплина ____________________________________________

____________________________________________________________

__________________________________________________________

___________________________________________________________

  1. Единоначалие __________________________________________

____________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

  1. Единство действий _____________________________________

___________________________________________________________

____________________________________________________________

  1. Подчиненность интересов _______________________________

____________________________________________________________

___________________________________________________________

____________________________________________________________

  1. Вознаграждение персонала ______________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

____________________________________________________________

  1. Централизация _________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

____________________________________________________________

  1. Скалярная цепь _________________________________________

___________________________________________________________

____________________________________________________________

  1. Порядок _______________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

____________________________________________________________

11. Справедливость __________________________________________

___________________________________________________________
___________________________________________________________

____________________________________________________________

12. Стабильность персонала _________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

____________________________________________________________

13. Инициатива _____________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

____________________________________________________________

14. Корпоративный дух_______________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

  • Ознакомьтесь с содержанием ниже приведенного интервью.
  • Отметьте в тексте соответствующими номерами принципов (1-14) факты, подтверждающие их реализацию в данной фирме.

«Консультант Самара»: «Развивая свой коллектив, мы развиваем компанию»

 Дегтярева Юлия Геннадьевна, исполнительный директор ООО «Консультант Самара».

– Расскажите о компании «Консультант Самара». Как проходило ее становление и развитие?

– В области справочно-правовых систем наша группа компаний работает на рынке с 2000 года. Наши представительства расположены в Смоленске, Белгороде, Самаре, Симферополе, Севастополе.

 «Консультант Самара» работает с 2005 года. Становление и развитие нашей компании обусловлено небывалым ростом объема информационных ресурсов. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. Информация и знания становятся все более важным фактором производства, движущей силой экономического развития и процветания общества. Объем информационного потока настолько велик, что индивидуальные человеческие возможности не справляются с его обработкой.

– Какой продукт представляет на рынке компания «Консультант Самара»?

– Компания «Консультант Самара» представляет на рынке справочно-правовую систему «КонсультантПлюс». Это база данных, содержащая нормативные документы органов власти, а также документы, разъясняющие или иллюстрирующие их применение. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» помогает специалистам в области бухгалтерского и финансового учета, юриспруденции, карового делопроизводства. Данный продукт рассчитан как на отдельного сотрудника, так и на компанию в целом, так как дает возможность адаптироваться, приспосабливаться к изменениям, вырабатывать новые стратегии ведения бизнеса. Это неоднократно отмечалось клиентами, которые регулярно выражают свою благодарность нашей компании.

– Что, помимо надежного продукта, обеспечивает развитие и успех компании «Консультант Самара»?

– Главным фактором успеха является профессиональная команда. Именно она занимается продвижением бренда «КонсультантПлюс» и обеспечивает качественный сервис нашим клиентам.

– Сколько человек работают в компании?

– Наша команда в Самаре – это более 150 молодых, активных, сплоченных сотрудников.

– Расскажите о том, какие качества ценятся в сотрудниках. Как стать частью команды компании «Консультант Самара»?

– Прежде чем попасть на работу в «Консультант Самара», необходимо пройти несколько этапов собеседования. Наш сотрудник должен обладать определенными личностными и профессиональными качествами. Многие люди приходят к нам без опыта работы в продажах и клиентском сервисе, В рамках компании они становятся настоящими профессионалами. Главное для нас – желание работать с клиентами и совершенствоваться в этом деле.

 Некоторые думают, что клиенты сами придут и позаботятся о совершении сделки. Это неправильно: Магомед должен идти к горе, а не наоборот. Поэтому главная черта человека, работающего с клиентами – это общительность. Менеджер должен быть тонким психологом. Обладать такими качествами, как внимательность, корректность, стрессоустойчивость, активность, настойчивость. Если вы именно такой – мы принимаем вас в штат и начинаем ваше обучение.

– Какое обучение проходят сотрудники?

– У нас самая действенная и многоуровневая система обучения сотрудников. Перед тем как приступить к работе, сотрудники проходят обучение продукту и услугам компании, узнают об особенностях работы с клиентами, приобретают необходимые знания и навыки, которые помогут в работе.

 Квалификация наших сотрудников постоянно повышается. Участие в этом принимают непосредственные руководители, наставники, тренеры. Проводятся постоянные мастер-классы, практикумы, тренинги, аттестации по самым различным темам. Это способствует профессиональному развитию и достижению результатов, получению удовлетворения от рабочих процессов.

– О каких преимуществах работы в компании вы могли бы рассказать?

– Что касается плюсов, то, несомненно, стоит сказать о заработной плате. «Консультант Самара» – одна из немногих компаний, которая выплачивает большие проценты от сделок с клиентами. Мы также устраиваем конкурсы среди сотрудников с достойными подарками и поощрениями, выделяем лучших по итогам месяца. Каждому сотруднику предоставляется полный социальный пакет.

– Расскажите о возможностях роста, существующих у сотрудников компании «Консультант Самара».

– Наша компания заинтересована, чтобы люди развивались, достигали своих целей и целей компании, росли внутри компании. Историй успеха у нас много, так как 80% руководящего состава – это сотрудники, которые ранее были просто менеджерами и качественно выполняли свою работу.

– Несколько слов о корпоративной культуре.

– Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает! В нашей компании существует традиция отмечать праздники – активно, красиво, тематически, с участием всего коллектива. Это здорово, ведь компании небезразличен эмоциональный настрой и культура сотрудников, поэтому на проведение совместных мероприятий денег мы не жалеем.

 Развивая свой коллектив, мы развиваем компанию. Мы даем возможность нашим сотрудникам быть лучше, чем они были вчера, достигать большего, чем это было возможно раньше. Но это не игра в одни ворота, это взаимный процесс. Поэтому, если сотрудник готов работать над собой, мы приглашаем его в наш коллектив, которым гордимся и любим!

Самостоятельная работа №2 (4 часа)

Задание: Работа с рекомендованными источниками и Интернет-ресурсами. Заполните таблицу «Современные организационно-правовые формы предприятий в Российской Федерации», содержащую характеристики современных предприятий РФ различных форм собственности.

 

ОПФ

Модели условий (параметры предприятия, особенности коллектива, руководителя), при которых целесообразен выбор данной ОПФ

Численность и полномочия участников

Преимущества

Недостатки

Полное товарищество

Товарищество на вере

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

Общество с дополнительной ответственностью

Акционерное общество (АО)

Открытое акционерное общество (ОАО)

Закрытое акционерное общество (ЗАО)

Производственный кооператив (артель)

Муниципальное предприятие

Индивидуальный предприниматель (ИП)

Фонды

Учреждения

Общественные и религиозные организации

Кредитные организации (банки)

Концерны и холдинги

Практическое занятие №2 (1 час)

Анализ и моделирование организационных структур управления

Задание:

  1. Внимательно изучите предлагаемое штатное расписание организации.
  2. Изобразите ее структуру в виде схемы.
  3. Охарактеризуйте структуру, указав ее тип и количество управленческих уровней.

ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ

ПО ЦЕНТРУ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОЗАВОДСКОГО Р-НА

Г. ТОЛЬЯТТИ

Наименование структурных подразделений и должностей

Штатная численность

1

2

Аппарат центра

Директор Центра

Заместитель директора

Главный бухгалтер

Бухгалтер

Кассир

Заведующий хозяйством

Специалист по социальной работе

Специалист по кадрам

Секретарь-машинистка

Сторож

Уборщик служебных помещений

Слесарь-сантехник

Уборщик территории

Водитель автомобиля

1

1

1

2

1

1

28

1

1

4

2

1

1

1

Отделение социального обслуживания на дому

Заведующий отделением

Социальный работник

Водитель автомобиля

2

61

1

Отделение срочной социальной помощи

Заведующий отделением

Юрисконсульт

Специалист по социальной работе

Социальный работник

Мастер по ремонту

1

1

2

3

1

Отделение дневного пребывания

Заведующий отделением

Медицинская сестра

Культорганизатор

Инструктор по трудовой терапии

Санитарка

1

1

1

1

1

Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому

Заведующий отделением

Социальный работник

Медицинская сестра

Младшая медицинская сестра по уходу

1

14

7

5

Отделение психологической помощи

Заведующий отделением

Психолог

Врач психотерапевт

Специалист по социальной работе

1

1

1

5

Отделение по материально-бытовому обеспечению

Заведующий отделением

Специалист по социальной работе

Социальный работник

Водитель автомобиля

Сторож-вахтер

1

6

4

1

1

ВСЕГО:

167


Структура

Центр социального обслуживания

Тип структуры:____________________________________________________

Количество управленческих уровней________

Тема 1.2. Управляющие функции в менеджменте

Практическое занятие №3 (1 час)

Определение приоритетности выполняемых дел

Задание:

  • Ознакомьтесь с перечнем дел, которые намечены начальником отдела сбыта к выполнению на ближайший период.

п/п

Перечень дел, намеченных к выполнению в течении дня

Критерии

Группа

Решение в отношении делегирования дел

срочность

(да, нет)

Важность

(да, нет)

Доработка докладной записки по результатам изучения рынка сбыта готовой продукции

Участие в совещании по экстренной оценке нового проекта

Консультация у юриста

Посещение выставочного центра

Работа с текущей корреспонденцией

Подготовка документов для сдачи в архив

Передача документов в архив

Проведения совещания по организации рекламной компании

Подготовка к совещанию по вопросам повышения эффективности сбытовой деятельности

Прием сотрудников по личным вопросам

Изучение нормативных документов

Встреча с представителем фирмы «Smit and Brok»

Подготовка проекта приказа по премированию сотрудников

Собеседование с кандидатом на вакантное место ведущего инженера

  • Разделите приведенные в таблице дела по критериям срочности и важности и отметьте в таблице словами да (нет).
  • Отнесите каждое дело к той или иной категории:
  1. срочные/важные;
  2. срочные/менее важные;
  3. менее срочные/важные;
  4. менее срочные/менее важные.
  • Примите решение в отношении порядка выполнения дел (лично, делегирование по возможности, делегирование). В случаях делегирования дел укажите должности исполнителей.

Дела группы 1 руководитель должен выполнять сам, причем в первую очередь.

Дела группы 2 должны быть делегированы другим исполнителям.

Дела группы 3 сначала перепроверяются по степени важности, далее определяется возможность их делегирования (полностью или частично) другим исполнителям.

Дела группы 4 не входят в компетенцию руководителя, от них следует воздержаться.

  • Составить перечень причин недостаточного использования метода делегирования в управлении на основе анализа информационных источников.

Вы можете использовать полезные ссылки:

http://hrm.ru/iskusstvo-delegirovanija

http://5055093.ru/put/instrumenty_razvitiya_biznesa/delegirovanie/

Причины недостаточного использования метода делегирования:

____________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

____________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическое занятие №4 (1 час)

Мотивационная направленность работников

Задание:

  • Изучите ситуацию «Вечер встречи» и заполните таблицу.
  • Найдите в поведении героев ситуации-подтверждения идеям содержательных теорий мотивации.

Имя участника

Потребности

удовлетворенные

неудовлетворенные

Сергей

Андрей

Ольга

Глеб

Вечер встречи

Университетские друзья Сергей, Андрей, Ольга и Глеб, которые не виделись с тех пор, как окончили университет пять лет назад, после вечера встречи однокурсников решили побеседовать, вспомнить жизнь в университете, и рассказать о том, как у них идут дела сейчас. Воспоминания не заняли слишком много времени, разговор о текущей жизни представлял гораздо больший интерес.

«Мне ужасно надоела моя работа», - сказал Глеб. «Сначала, когда я пришел в издательство, казалось, что меня ждет интересная и разнообразная деятельность. Кстати, все так и было, пока я не стал начальником отдела. Теперь я потонул в море административной работы, должен отдавать команды подчиненным, что мне доставляет мало удовольствия. И домой прихожу, когда мои уже спят. С друзьями встретиться некогда. Я согласен меньше получал», лишь бы быть более свободным и иметь меньше, ответственности. Может быть, кому-то и нравится командовать. Но это видно не для меня».

«Не знаю, достаточно ли тебе твоей зарплаты. А я совсем не удовлетворена тем, сколько мне платят. Хотя денег мне на жизнь хватает. Но ни в этом самое главное. Я уже работаю пять лет в институте, все меня знают, участвовала в написании двух монографий, а получаю столько же, сколько и племянник директора, который только в этом году пришел к нам после окончания заочного института. И вообще, я сделала вывод для себя в последнее время, что руководство мало обращает внимание на то, кто сколько дает институту. Я надеялась сделать быструю карьеру. Но почта не вижу никакого движения кадров. На руководящие должности в основном принимают со стороны. При первой  же возможности получить продвижение на стороне – уйду».

«Я тоже пытался сделать карьеру, - перебил Ольгу Сергей,. - Старался из последних сил. Й даже дорос до позиции маленького начальника. А потом понял, что перспектив роста у меня практически нет, и решил начать трудиться простым рабочим, деныу заколачивать. И получается совсем неплохо. Зарплата у меня приличная. Отработал свое и отдыхай, живи в свое удовольствие. Семьи я своей не завел, зато друзей много. По воскресениям мы ходим, в футбол гоняем. Бывает, что вместе вечером на стадион ходим. И отпуск вместе на лодках проводим. Уха, костер, свежий воздух, песни поем. Что еще надо. Так что я своей работой доволен»».

«Удивительные вы все люди. Все о деньгах, да о карьере. Как будто ничего другого на работе нет. Конечно, когда я сразу после университета гроши получал, было плохо. Но сейчас зарплата нормальная, однако радости я от этого не испытываю. Сидит пять человек в тесной комнате, мой сосед курит беспрерывно и выходить из комнаты не собирается. Начальник вечно лезет со своими рекомендациями. Я его голос уже слышать не могу Единственное, что удерживает, так это то, что работа интересная, а также то, что в последнее время получаю хорошие результаты. Ну и жена будет против, если я захочу уйти. Как никак садик, больница и путевки в санаторий во время отпуска всегда обеспечены» Так что приходится мириться. А что поделаешь, надо думать о будущем», - так закончил свой монолог Андрей.

Самостоятельная работа №3 (1 час) 

Принятие рациональных решений

Задание:

  • Осуществите самоанализ умения принимать рациональные решения, отмечая в ключе теста ваши варианты ответов.
  • Определите суммарное количество баллов и выделите соответствующий результат.

Тест «Умеете ли Вы принимать рациональные решения?»

Чтобы работа была продуктивной и эффективной, каждый менеджер должен считаться с мнением своих коллег. Хороший специалист может вовремя прийти на помощь и не вмешиваться в посторонние дела, если этого не требует ситуация.

1. Вы отправляетесь за границу отдыхать, но не говорите ни на одном иностранном языке. Ваши действия:

а) нанимаете переводчика;

б) не выпускаете словаря из рук и сами пытаетесь объясниться;

в) не выходите из отеля.

2. Начальник уехал в командировку, оставив номер телефона гостиницы, в которой остановился. Ваши действия:

а) постоянно названиваете ему, чтобы согласовать различные вопросы;

б) звоните, чтобы узнать как добрался;

в) спросите его, когда вернется.

3. Вылет Вашего рейса откладывается, и пассажиры вынуждены сидеть в самолете. Ваши действия:

а) знакомитесь с окружающими пассажирами и рассказываете анекдоты;

б) смиряетесь с ситуацией, но просите дополнительный обед в качестве компенсации за моральный ущерб;

в) берете стюардессу в заложники.

4. В походе с приятелем Вы отстаете от основной группы. Ваши действия:

а) берете командование на себя, если не Вы, то кто же найдет дорогу;

б) одному даете изучать карту, другого отправляете изучать местность: одна голова хорошо, а две лучше;

в) не волнуетесь, Вы-то не пропадете.

5. У соседа в общежитии Вы в первую очередь спросите:

а) только имя;

б) есть ли общие знакомые;

в) ничего не спросите: если что-нибудь понадобится, сам подойдет.

6. Пару дней Вы болели и немного запустили дела. Вернувшись на работу, Вы:

а) не поднимая головы, разбираетесь с делами;

б) просите коллег помочь;

в) не паникуете: все знают, что Вы болели.

7. Вы решили купить квартиру. Ваши действия:

а) звоните в агентство недвижимости;

б) покупаете газету объявлений;

в) решаете, как пройдет новоселье.

8. У друга намечается вечеринка, он Вас пригласил. Ваши действия:

а) интересуетесь, чем сможете помочь;

б) просто приветствуете эту идею;

в) закупаете все необходимое, лишним не будет.

Ключ к тестовому заданию «Умеете ли Вы принимать рациональные решения?»

От 8 до 14 баллов Вы действительно берете на себя слишком много. Будьте осторожнее, это может плохо повлиять на Ваше здоровье. Научитесь правильно принимать решения и распределять полномочия.

От 15 до 17 баллов Ваше умение использовать свои сильные и слабые стороны достойны подражания! Вы замечательно играете в команде и понимаете, что общая работа приносит больший результат, чем личная победа. Вы внимательны к другим и не боитесь, что Вас подведут, выбираете тех, на кого можно положиться. Когда надо, Вы выходите вперед, когда надо – уступаете дорогу. Не обещаете лишнего, уравновешены. Все это только укрепляет Ваши позиции лидера.

От 18 до 24 баллов не будьте слишком пассивны в принятии решений. Это уж точно не скажется благотворно на результатах вашей деятельности!

  • Примите рациональное решение по выбранной, актуальной для вас проблеме, опираясь на этапы процесса принятия решения:
  1. Формулирование проблемы: ____________________________________________________________

2.Определение критериев решения проблемы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Разработка и оценка альтернатив по выделенным критериям:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выбор альтернативы:

____________________________________________________________

Самостоятельная работа №4 (2 часа)

Мотивация

Задание:

  • Воспользуйтесь указанным адресом в сети Интернет http://www.iaim.ru/test-po-maslou/, чтобы пройти тест по Маслоу, на определение ведущих потребностей. Сделайте самостоятельные выводы об уровне и степени ваших потребностей.
  • Укажите по пять наиболее важных, по вашему мнению, мотиваторов, для следующих лиц:

вас  лично на обучение в колледже:

  1. _______________________________________________________
  2. _______________________________________________________
  3. _______________________________________________________
  4. _______________________________________________________
  5. _______________________________________________________

молодого специалиста организации, окончившего СУЗ по специальности «Право и организация социального обеспечения»:

  1. _______________________________________________________
  2. _______________________________________________________
  3. _______________________________________________________
  4. _______________________________________________________
  5. _______________________________________________________

квалифицированного юриста с опытом работы:

  1. _______________________________________________________
  2. _______________________________________________________
  3. _______________________________________________________
  4. _______________________________________________________
  5. _______________________________________________________
  • Составьте перечень современных методов удовлетворения потребностей высших уровней работников.

 

Потребности

Методы удовлетворения

социальные

в уважении

в самовыражении

Тема 2.1.Осуществление коммуникационных процессов

Практическое занятие №5 (1 час)

Публичное выступление

Задание: 

  • Выберите  тему публичного выступления, которая вам ближе всего, по которой вы можете придумать свои примеры, использовать собственный опыт.

Темы для публичного выступления:

1. Доброта делает человека красивым.

2. О любви к "братьям нашим меньшим".

3. Быть порядочным хорошо или плохо?

4. Умеем ли мы дружить?

5. Чем опасен равнодушный человек?

6. О человеческой жадности.

7. О необходимости уважительного отношения к людям.

8. "Путь милосердия согревает нашу жизнь!"

9. Хорошо ли быть богатым?

10. Качества, которые я ценю в человеке.

  1. Культура поведения обучающихся колледжа.
  2. Соблюдение обучающимися правил внутреннего распорядка.
  3. Развитие карьеры юриста.
  • При подготовке воспользуйтесь следующими рекомендациями:

Поработай над содержанием своего публичного выступления (задавай себе вопрос: соответствует ли данная мысль, довод теме выступления?).

Продумай интересные примеры, факты из собственной жизни, вспомни примеры из художественных произведений. Все это будет способствовать тому, что твое выступление будут внимательно слушать.

Написав вступление своего публичного выступления, еще раз внимательно его прочитай. Может быть, можно предложить что-нибудь интересное?

Постарайся придумать интересное заключение. Твоя цель - сделать свое выступление незабываемым.

Попробуй выступить со своей темой перед родителями, бабушкой или дедушкой (можно выступить и перед зеркалом). Все это будет способствовать тому, что ты будешь чувствовать себя увереннее.

Подумай, с какой интонацией ты будешь произносить ту или иную фразу.

Постарайся одно и то же предложение читать с разной интонацией. От этого будет зависеть то, как твое выступление будет воспринимать публика.

Помни, что сегодня ты выступаешь перед одногруппниками, перед теми людьми, с которыми ты знаком уже несколько лет. А завтра ты можешь оказаться перед совершенно незнакомыми людьми. И тогда твое умение выступать выразительно, эмоционально, твое умение логически выражать свои мысли помогут тебе.

Варианты вступления

а) Уважаемые студенты! Хочу поделиться с вами своими размышлениями о …

б) Очень часто в своей жизни мы сталкиваемся с ситуациями, выход из которых ставит человека перед выбором: как поступить?..

в) Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что …

  • Запишите план (или тезисы) своего выступления.

Тема выступления: _________________________________________

___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

Практическое занятие №6 (1 час)

Деловой разговор по телефону

Задание:

  • Ознакомьтесь с примером телефонного разговора и перечислите правила, которые были соблюдены в данной деловой беседе.

Пример делового телефонного разговора

А. Алло. Центр «Интерконгресс».

Б. – Здравствуйте. Радиотехнический университет. Миронова Ольга. Я вам вчера звонила относительно симпозиума.

А. – Добрый день. Слушаю вас.

Б. – Вы можете предоставить нам помещение на сто тридцать – сто сорок человек?

А. – Да. Мы можем забронировать для вас конференц-зал на сто пятьдесят мест.

Б. – Это нам подходит, спасибо. А как оформить аренду мебели?

А. – В заявке нужно точно указать названия всех предметов и их количество.

Б. – Как отправить вам заявку?

А. – Вы должны отправить на наш адрес гарантийное письмо. В нем вы и укажете все виды услуг и их стоимость.

Б. – Понятно. Письмо можно отправить и по почте, и по факсу.

А. – Да.

Б. – И через сколько дней вы его получите?

А. – Письмо идет обычно два-три дня.

Б. – Это довольно долго.

А. – Можно послать с нарочным, тогда оно придет к нам в течение двух часов.

Б. – Так мы и сделаем. Спасибо большое за исчерпывающую информацию.

А. – Пожалуйста. Всего доброго.

Перечень использованных правила деловой беседы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Проведите самоанализ телефонного общения с помощью теста.
  • Выделите получившийся вариант ответа.

Тест «Культура телефонного общения»

В тесте даются формулировки наиболее распространенных правил телефонного общения. Если вы всегда соблюдаете данное правило, то запишите себе 2 балла, иногда – 1 балл, никогда – 0.

1. Я набираю номер телефона только тогда, когда твердо уверен в его правильности.

2 Я тщательно готовлюсь к деловому телефонному разговору, добиваясь максимальной краткости.

3 Перед особо ответственными телефонными переговорами делаю нужные записи на листке бумаги.

4. Если предстоит долгий разговор, спрашиваю собеседника, располагает ли он достаточным временем и, если нет, переношу разговор на другой, согласованный, день и час.

5. Добившись соединения по телефону с нужным учреждением, называю себя и свое место работы или учебы.

6. Если я «не туда попал», прошу извинить меня, а не вешаю молча трубку.

7 На ошибочный звонок вежливо отвечаю: «Вы ошиблись номером» и кладу трубку.

8. Работая над важным документом, выключаю телефон.

9. В деловых телефонных переговорах «держу себя в руках», даже если до этого был чем-то раздосадован.

10. В качестве отзыва на телефонный звонок называю свою фамилию или организацию.

11. Во время продолжительного монолога собеседника по телефону время от времени подтверждаю свое внимание краткими репликами.

12. Завершая деловой разговор по телефону, благодарю собеседника и желаю ему успеха.

13. Если коллега, которого спрашивают по телефону, отсутствует, спрашиваю, что ему передать, и оставляю записку на его столе.

14. Если во время разговора с посетителем звонит телефон, я, как правило, прошу перезвонить позже.

15. В присутствии сотрудников стараюсь говорить по телефону вполголоса.

16. Если собеседника плохо слышно, прошу говорить громче или перезвонить.

Ответы

25 баллов и более – вы вполне владеете культурой телефонной беседы.

20-24 баллов – в целом, вы владеете искусством телефонного разговора, но есть еще резервы для совершенствования.

менее 20 баллов – целесообразно еще раз изучить правила.

Самостоятельная работа №5 (2 час) 

Типы собеседников

Задание: Изучите параграф 8.2. «Типы собеседников» первого рекомендованного обязательного источника и заполните таблицу:

№ п/п

Тип собеседника

Краткая характеристика

Рекомендации по общению

Нигилист

Позитивный человек

Всезнайка

Болтун

Трусишка

Хладнокровный

Незаинтересованный

Важная птица

Почемучка

Самостоятельная работа №6 (1 час)

Тренировка умения слушать собеседника

Задание:

  • Определить ваше умение слушать собеседника, пройдя тест. Как Вы обычно (чаще всего) слушаете собеседника? Ответьте, пожалуйста, ДА или НЕТ.

Тест «Умение слушать»

  1. Обычно я быстро понимаю, что мне хотят сказать, и дальше слушать уже неинтересно.
  2. Я терпеливо жду, когда собеседник закончит рассказ.
  3. Мое внимание полностью сосредоточено на рассказе.
  4. Я стараюсь понять, что собеседник при этом хочет скрыть от меня и почему.
  5. Я перебиваю собеседника, чтобы уточнить детали, интересующие меня факты.
  6. Если тема мне неинтересна, я стараюсь перевести разговор в другое русло.
  7. Я невольно отмечаю ошибки в речи и поведении говорящего.
  8. Не каждый человек заслуживает моего внимания.
  9. Я стараюсь из каждой беседы извлечь максимум информации.
  10. Я могу спокойно выслушать до конца мнение, с которым категорически не согласен.
  11. Когда понял суть рассказа, я начинаю обдумывать то, что я скажу в свою очередь.
  12. Мне трудно слушать до конца длинные и подробные объяснения.
  13. Я стараюсь запомнить важную информацию и необходимые подробности.
  14. Чаще всего я слушаю из вежливости.
  15. Я ставлю себя на место говорящего, чтобы понять его чувства и намерения.
  16. Услышав противоположную точку зрения, я обязательно высказываю свою.
  17. В разговоре я чаще говорю собеседнику «ДА» (выражая понимание), чем «НЕТ».
  18. Обычно я прямо отвечаю на вопросы, стараясь не уклоняться от ответа.
  19. Люди охотно беседуют со мной.
  20. Выслушав собеседника, я обязательно выскажу собственное мнение.
  21. Я избегаю вступать в разговор с незнакомым человеком, даже если он стремится к этому.
  22. Большую часть времени я смотрю в глаза рассказчику.
  23. Я всегда помню, что у меня и моего собеседника могут быть разные взгляды на одни и те же проблемы.
  24. Большую часть времени я делаю вид, что слушаю, а сам думаю о своих проблемах и заботах.
  25. Обычно решение проблемы приходит мне в голову гораздо раньше, чем собеседник закончит говорить.
  26. Я всегда помню, что я и мой собеседник можем по-разному понимать смысл одних и тех же слов.
  27. Я поправляю ошибки в речи собеседника (ударения, термины, вульгаризмы).
  28. Я не буду слушать человека, которого не уважаю или считаю глупым, некомпетентным, слишком молодым.
  29. Обычно я получаю удовольствие от общения с людьми, даже малознакомыми.
  30. Обычно я больше слушаю других, чем говорю сам.

  • Подсчитайте сумму баллов:

Вы получаете по 1 баллу за ответ «ДА» на вопросы: 2, 3, 4, 9, 10, 13, 15, 17, 18, 19, 22, 23, 26, 29, 30. Также вы получаете по 1 баллу за ответы «НЕТ» на вопросы: 1, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 14, 16, 20, 21, 24, 25, 27, 28.

  • Выделите получившийся вариант.

25-30 баллов: Вы просто идеальный слушатель, за что пользуетесь заслуженной любовью и уважением окружающих. Вы до тонкостей постигли это сложное искусство, и у Вас есть чему поучиться. Наде емся, Вы объективно и честно оценили свое умение слушать.

20-24 балла: Вы — хороший слушатель, но допускаете отдельные ошибки. Желаю успехов в овладении этим искусством.

15-19 баллов: Вероятно, Вы считаете себя хорошим слушателем, но Вас можно, скорее, отнести к числу посредственных. Вы допускаете довольно много ошибок, которые раздражают других людей и мешают Вам овладеть искусством слушания.

10-14 баллов: Вас следует отнести к людям, плохо умеющим слушать. Кое-что Вы делаете правильно, и это позволяет Вам не быть в полном одиночестве. Но гораздо больше Вы делаете неправильно, и это отталкивает Ваших собеседников.

Меньше 9 баллов: Вы не умеете слушать других людей. Советую внимательно проанализировать свои ошибки. Неумение слушать лишает Вас величайшего удовольствия в жизни, мешает сделать карьеру и может привести к одиночеству. Не лучше ли измениться?

  • Ознакомьтесь с основными правилами, которые  помогут вам научиться слушать людей и сделают сам процесс слушания максимально полезным для вас.
  • Выделите те правила, которые являются приоритетными для вас.
  1. Тренируйте свои уши. Сознательно практикуйте «аналитическое слушание». Оно состоит в возвращении себя в «природное состояние», в котором ваш мозг и уши настроены на все звуки окружающей среды, в то же время, концентрируясь на самом важном.
  2. Слушайте сознательно. Убедите себя, что умение слушать становится одной из ваших отличительных особенностей. Слушая, добивайтесь действительно активного состояния ума и тела, а не симулируйте внимание.
  3. Слушайте дольше. Часто говорят: чем мудрее человек, тем меньше он говорит и больше слушает. Каждый раз, слушая, попытайтесь воздержаться от суждения, пока говорящий не окончит говорить и вы не добьетесь полного понимания. Старайтесь избегать делать выводы до тех пор, пока у вас не будет полной картины.
  4. Умение слушать предполагает сопереживание собеседнику. Для этого посмотрите на вещи его глазами, попытайтесь встать на его место. Только так можно лучше понять говорящего и точнее выявить смысл его речи. Недаром говорится: чтобы слушать, нужны оба уха: одно - воспринимать смысл, другое - улавливать чувства говорящего.
  5. Судите о содержании, а не о способе его подачи. Когда вы слушаете, старайтесь избавиться от «комплекса превосходства» относительно любой не адекватности подачи и стиля, которые, возможно, присущи оратору. Полностью сконцентрируйтесь на содержании.
  6. Слушайте критически. Даже когда вам приходится слушать что-то скучное (на ваш взгляд), пытайтесь найти для себя ответ на вопрос: «Что здесь может быть для меня интересно?», а не просто автоматически отбрасывайте это. Довольно часто там, где мы меньше всего ожидаем найти для себя нечто ценное, обнаруживается что-то полезное для нас.
  7. Избегайте во время разговора мыслей о том, что вы скажете, когда ваш собеседник прервется. Если вы начинаете лихорадочно думать о том, что бы вам такое сказать или как дать правильный совет, рискуете пропустить важную информацию.
  8. Слушайте оптимистически. Если вы слушаете с надеждой, верой и внутренней установкой на то, что приобретете что-то полезное, то значительно увеличите вероятность того, что ваш ум найдет ценные взаимосвязи. Кроме того, весь процесс слушания станет намного более приятным.
  9. Прислушивайтесь к мыслям. Ваш мозг работает более эффективно, если он может схватывать общую идею. Поэтому прислушивайтесь к центральным темам, а не к отдельным фактам. Если вы последуете этому совету, то факты сами о себе позаботятся, легко увязываясь с главной структурой, которую конструирует ваш мозг, воспринимая эти идеи.
  10. Напрягайте свой мозг. Вы можете стимулировать свой мозг, а также улучшить свои знания и умение слушать, время от времени подвергая его воздействию более сложного материала. Старайтесь не поддаваться унынию и внутренне не сопротивляйтесь такому трудному материалу, а погрузитесь в него с энтузиазмом.
  11. Чтобы научиться слушать собеседника используйте синестезию. Синестезия — это ваша умственная способность объединять различные каналы, по которым поступает информация. Когда вы слушаете, пытайтесь «включить» и другие ваши органы чувств (особенно зрение). Чем больше каналов вы можете связать единой целью, тем лучше будет ваш слух, внимание, понимание и общее знание.
  12. Используйте свое воображение. Хотя слушание связано, казалось бы, только с восприятием слов, контролируемых левым полушарием мозга, в действительности же это процесс, затрагивающий весь мозг. Поэтому, когда вы слушаете слова, попытайтесь представить, насколько это возможно, умственные образы идей, воспринимаемых вами.
  13. Держите ум открытым. Когда произносятся слова, которые действуют на вас как эмоциональные раздражители, старайтесь интерпретировать их в наиболее объективном свете и понять перспективу, о которой говорит оратор. Даже если вы не согласны, представьте себе, что точка зрения, услышанная вами, конечно, так же заслуживает право на существование, как и ваша собственная.
  14. Используйте скоростные качества мозга. Ваш мозг может думать в десять раз быстрее, чем льется речь среднего человека. Поэтому, пока вы слушаете, воспользуйтесь вашими исключительными умственными способностями, чтобы предвидеть, организовать, обобщить, взвесить и сравнить аргументы, услышанные между строк, и выразить их человеческим языком. При особенно медленной речи вы можете более полно развивать это искусство — вместо того, чтобы впадать в дрёму и утрачивать внимание.
  15. Не заостряйте внимания на рассеянности. Если вы страдаете рассеянностью, не сосредоточивайтесь на этом. Осознайте, что это исправимо, и еще раз напомните себе, что ваш ум имеет способность блокировать, если пожелает, практически всё, на что не хочет обращать внимания. Сконцентрируйтесь на позитивном.
  16. Делайте перерывы. Когда это возможно, обеспечьте себе перерывы в процессе слушания через каждые тридцать — шестьдесят минут. Эти перерывы дадут вашему мозгу время, которое ему потребуется для обобщения, создавая при этом больший эффект свежести и новизны информации.
  17. Практикуйтесь в навыках разговорного общения. Если вы тренируете навыки разговорного общения, то есть перспектива, что вас тоже будут слушать. Это поможет вашему всестороннему развитию и благотворному завершению любого процесса.
  18. Слушайте в удобной позе. Когда вы слушаете, принимайте позу равновесия и внимания, подобную той, которую принимают животные. Напряженная и неудобная поза автоматически уменьшает качество слухового восприятия.
  19. Поддерживайте общее физическое здоровье. Латинская поговорка: «В здоровом теле — здоровый дух» является правильным наблюдением. Если вы поддерживаете хорошую общую физическую форму, то все ваши чувства, включая слух, будут улучшаться.

Тема 2.2.Принятие управленческих решений

Практическое занятие №7 (3 часа)

Разработка и принятие управленческого решения

Задание:

  • На основе документальных данных и результатах социологического обследования, приведенных ниже, выберите из 4 кандидатур на должность директора предприятия АПК наиболее достойную, использовав при этом ниже приведенную технологию анализа кандидатур.
  • Составьте сопроводительную записку, в которой следует перечислить все положительные стороны выбранного кандидата и указать слабые стороны данной кандидатуры, на устранение которых ему следует обратить внимание.

Исходные данные

Предприятие АПК, для которого подбирается кандидатура на должность директора, по своим экономическим показателям является передовым. Вместе с тем, в нем большая текучесть кадров, часто возникают конфликты по производственным вопросам.

Документальные данные кандидатур на должность директора предприятия АПК приведены в таблице 1.1.

Результаты проведенного на предприятии социологического обследования позволили выявить следующие, наиболее типичные мнения руководителей, коллег и подчиненных о рассматриваемых кандидатурах.

Волков Л.Н.

Мнение руководителей. Обладает очень высокой профессиональной подготовкой. Много работает над изучением и внедрением передового опыта. Возникающие в процессе работы вопросы решает быстро и оперативно. Решения любит принимать самостоятельно, часто игнорируя при этом мнение вышестоящих руководителей. Работоспособен, однако не любит оставаться на работе после окончания рабочего дня. Эмоционально сдержанный человек, не любит вступать в публичные споры. Общественные поручения выполняет неохотно.

Мнение подчиненных. Хороший специалист. Все важные вопросы решает только лично. С подчиненными вежлив. Не любит решать вопросы, которые не носят производственный характер. Не пропускает и не прощает нарушений в работе.

Мнение коллег по работе. Скучный человек, занимается только работой, жизнью коллектива не интересуется. Не имеет близких друзей. Излишне сдержан, замкнут.

Иванов И.Н.

Мнение руководителей. Хороший общественник, умеет строить отношения с людьми, часто выступает арбитром во всякого рода конфликтах. Дисциплинирован. При выполнении важной работы не считается со своими личными интересами. Правильно воспринимает критику в свой адрес. Пользуется известностью и уважением у администрации района. Часто общественную работу ставит выше своих непосредственных обязанностей.

Мнение подчиненных. Очень отзывчивый человек. Не опекает по пустякам, но всегда требует выполнения своих заданий. С производственными вопросами к нему лучше не обращаться. Производственно-технические проблемы знает слабо.

Мнение коллег по работе. Недостаточно компетентен в производственных вопросах, но отличный организатор. Умеет за счет правильного подбора подчиненных хорошо руководить работой, даже если недостаточно компетентен в ней. Хороший товарищ, хотя временами бывает излишне эмоционален.

Сухотин Н.С.

Мнение руководителей. Очень опытный и знающий работник. Все распоряжения выполняет тщательно и беспрекословно. Ради работы не считается  ни со своим личным временем, ни со временем подчиненных. Все свои решения обязательно согласовывает с вышестоящими организациями. Критику в свой адрес воспринимает правильно. Незаменимый работник. В его отсутствии бухгалтерия работает плохо. Имеет недостаток – большая текучесть кадров среди его подчиненных.

Мнение подчиненных. Очень много работает сам и требует того же от других. Самостоятельно работать не даст, отвлекает по мелочам. Хорошие специалисты с ним не срабатываются, ибо ничего без своего согласия он делать не позволяет. Если он станет директором предприятия, то среди его подчиненных достойной замены ему не найти.

Мнение коллег по работе. Во всем любит оглядываться на вышестоящих руководителей. Не терпит ничего нового в работе. Держится за свое место. Очень суровый человек, друзей у него практически нет. Всегда выполняет свои обещания. Практически во всех случаях может добиться вынесения нужного ему решения.

Шахова Н.А.

Мнение руководителей. Знающий свое дело специалист. Всегда имеет собственное мнение, но не отстаивает его, если она не права. Общественные поручения выполняет охотно и оперативно. Эмоциональна, но умеет сдерживать свои чувства в любой ситуации. Всегда поддерживает хорошие отношения с нужными ей людьми.

Мнение подчиненных. Работу свою знает отлично. Любит все делать самостоятельно, других отвлекает лишь в том случае, если объем работ для нее слишком велик. Очень несдержанна. Часто дает противоречивые указания. Наказывает за самые незначительные проступки.

Мнение коллег по работе. Хороший технолог, но слабо разбирается в экономических вопросах. Несдержанна, но когда ей это необходимо, спокойно воспринимает любые замечания в свой адрес. Излишне часто любит подчеркивать наличие влиятельных знакомых.

Таблица 1.1.

Документальные данные кандидатур на должность директора предприятия

Наименование

Волков Л.Н.

Иванов И.Н.

Сухотин Н.С.

Шахова Н.А.

1

2

3

4

5

Возраст

33

40

52

34

Занимаемая должность

Заместитель директора

Главный экономист

Главный бухгалтер

Начальник зооветеринарной службы

Образование

Высшее

Высшее

Среднее специальное

Среднее специальное

Специальность

Механизация сельского хозяйства

Экономика и организация сельскохозяйственного производства

Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве

Зоотехник

Рабочий стаж (лет)

11

18

33

16

т.ч. в АПК

11

8

33

6

Выполняемая работа с начала трудовой деятельности

Заведующий мастерскими, заведующий машинным двором, заместитель директора

Экономист по труду, главный экономист предприятия АПК

Разнорабочий, счетовод, бухгалтер отделения хозяйства, заместитель главного бухгалтера, главный бухгалтер предприятия

Секретарь-машинистка, зоотехник, начальник зооветеринарной службы предприятия АПК

Общественная работа

Не участвует

Член Совета трудового коллектива, депутат городской Думы

Член Совета трудового коллектива

Председатель профсоюзного комитета

Поощрения

Неоднократно поощрялся за хорошую организацию производства на предприятии АПК

Неоднократно поощрялся за активное участие в работе городского общества «Знание»

Неоднократно поощрялся за хорошую организацию бухучета на предприятии

Нет

Взыскания

Выговор за превышение служебных полномочий

Нет

Нет

Нет

Семейное положение

Женат, 1 ребенок (5 лет)

Женат (детей нет)

Холост (детей нет)

Замужем, 2-ое детей (9 и 7 лет)

Состояние здоровья

Удовлетворительное

Находился на лечении в связи с сердечно-сосудистыми заболеваниями

Удовлетворительное

Удовлетворительное

Технология анализа кандидатур

Расчеты выполняются с использование рейтинговой оценки деловых качеств руководителя на основе ранжирования кандидатур по степени наличия у них тех или иных качеств. Следует иметь в виду, что мнения о кандидатах, полученные в результате проведенного на предприятии социологического обследования, могут носить предвзятых характер и нуждаются в последующем логическом анализе.

Этап 1

Все деловые качества, которые желательно иметь руководителю предприятия, разбиты на три группы: профессиональные, личные психофизические.

  1. К профессиональным качествам относятся:
  • профессиональная компетентность;
  • творческая активность;
  • оперативность;
  • работа над повышением квалификации;
  • перспективы дальнейшего продвижения по службе;
  • умение организовывать свой рабочий день;
  • опыт руководящей работы.
  1. В состав личных качеств входят:
  • коммуникабельность;
  • требовательность;
  • трудовая дисциплина;
  • восприимчивость к критике;
  • самостоятельность в принятии решений;
  • умение строить взаимоотношения с вышестоящими руководителями, коллегами по работе и подчиненными;
  • умение вести переговоры.
  1. К психофизическим качествам следует отнести:
  • возраст;
  • семейное положение;
  • эмоциональность;
  • работоспособность;
  • состояние здоровья;
  • пол, наличие детей и их возраст.

Этап 2

Каждой группе качеств назначен общий коэффициент значимости Кi, пропорциональный важности данной группы для выполнения обязанностей директора предприятия. Сумма коэффициентов значимости по всем трем группам равна 10, например, так:

К1  - 4;

К2  -  3;

К3 – 3.

Возможен свой вариант назначения коэффициентов.

Этап 3

Внутри каждой группы качеств назначается частный коэффициент значимости (di).

Сумма частных коэффициентов значимости  по каждой группе с учетом количества представленных качеств соответственно:

d1 = 28;

d2 = 28;

d3 = 21;

 Расчет произведен по формуле:

, где n – количество выделенных качеств в пределах одной группы.

Этап 4

Каждая кандидатура располагается по порядку в зависимости от степени наличия у нее рассматриваемого качества. Кандидатуре, которое данное качество присуще в наибольшем объеме, присваивается ранг (r) 4, следующей  - 3, далее 2 и 1.

Этап 5

По каждой группе качеств, для каждого кандидата находится средневзвешенное значение всех рангов по частным коэффициентам значимости (Rij):

, где rij – ранг i –го кандидата по j –тому качеству;

                                   di   - частный коэффициент по  j –тому качеству.

Результаты расчетов свести в таблицы:


Таблица 1.2.

Расчет средневзвешенных рангов кандидатов на должность директора предприятия по профессиональным качествам

Качества

di

Волков

Иванов

Сухотин

Шахова

r1j

r1j di

r2j

r2j di

r3j

r3j di

r4j

r4j di

профессиональная компетентность

творческая активность

оперативность

работа над повышением квалификации

перспективы дальнейшего продвижения по службе

умение организовывать свой рабочий день

опыт руководящей работы

Итого:

28

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

        


Таблица 1.3.

Расчет средневзвешенных рангов кандидатов на должность директора предприятия по личным качествам

Качества

di

Волков

Иванов

Сухотин

Шахова

r1j

r1j di

r2j

r2j di

r3j

r3j di

r4j

r4j di

коммуникабельность

требовательность

трудовая дисциплина

восприимчивость к критике

самостоятельность в принятии решений

умение строить взаимоотношения с вышестоящими руководителями, коллегами по работе и подчиненными

умение вести переговоры

Итого:

28

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х


Таблица 1.4.

Расчет средневзвешенных рангов кандидатов на должность директора предприятия по психофизическим качествам

Качества

di

Волков

Иванов

Сухотин

Шахова

r1j

r1j di

r2j

r2j di

r3j

r3j di

r4j

r4j di

возраст

семейное положение

эмоциональность

работоспособность

состояние здоровья

пол, наличие детей и их возраст

Итого:

21

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Этап 6

По каждому кандидату находится рейтинг (Рj) как сумма произведений средневзвешенных значений  всех рангов по каждой группе качеств на соответствующий для данной группы общий коэффициент значимости.

Расчет производится по формуле:

, где

Rij – средневзвешенное значение качества i – го  кандидата по j - ой группе качеств;

Кi – общий коэффициент значимости i – ой группы качеств.

Расчеты целесообразно представить в итоговой таблице  (табл. 1.5.)  

Таблица 1.5.

Определение рейтинга кандидата на должность директора

Волков

Иванов

Сухотин

Шахова

Группа качеств

Ki

Rij

Rij* Ki

Rij

Rij* Ki

Rij

Rij* Ki

Rij

Rij* Ki

Профессиональные

4

Личные

4

Психофизические

2

Итого:

10

Х

Х

Х

Х

По максимальному значению Рj определяется кандидат, наиболее соответствующий по своим данным должности директора предприятия.

Решение: На должность директора наиболее подходящая кандидатура_________________________________

Сопроводительная записка

Сильные стороны кандидата:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слабые стороны кандидата:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №7 (1 час)

Должность и виды власти

Задание:

1. Проранжируйте должности с точки зрения всей власти, которую они должны иметь в своих организациях. Поставьте «1» перед той должностью, которая, по вашему мнению, является наиболее «властной» в указанной организации  и «15» - перед должностью, которая наименее «властная». Не забудьте поставить от «2» до «14» во всех остальных случаях.

- медсестра в больнице;

- ректор в крупном университете;

- генеральный директор в известной фирме;

- техник по медприборам в больнице;

- специалист отдела кадров в известной фирме;

- профессор в крупном университете;

- оператор ПЭВМ в известной фирме;

- бухгалтер в больнице;

- региональный менеджер по продажам в известной фирме;

- ученый в компании высоких технологий;

- милиционер (полицейский);

- морской прапорщик;

- надомный ремесленник;

- секретарь генерального директора в известной фирме;

- депутат Совета Федерации.

2. Выпишите, какая из перечисленных выше должностей, по вашему мнению, имеет наиболее «сильные» властные полномочия:

________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

объяснение (почему?)_________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________экспертная власть___________________________________________

объяснение (почему?)_________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________власть вознаграждения______________________________________

объяснение (почему?)_________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

власть принуждения_________________________________________

объяснение (почему?)_________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 ___________________________________________________________

3. Укажите наименее «властную» должность из своего ранжированного списка:_______________________________________

Какую из форм власти эта должность имеет?______________________________________________________

Самостоятельная работа №8 (2 час)

Задание: Проанализируйте ваше психологическое состояние и умение преодолевать стрессовые ситуации.

Тест «Ваше психологическое состояние на данный период жизни»

Обучение связано с постоянным напряженным умственным трудом и, если не заботиться о своем психологическом состоянии, это может сказаться на здоровье и творческих возможностях. Поэтому каждый обучающийся должен выработать в себе защитную реакцию на нервные напряжения, уметь «разряжаться», полноценно отдыхать не только в каникулы, но и каждый день.

Отметьте номера тех событий, которые были в Вашей жизни за последние полгода.

I. Семья

1.Смерть супруга.

2. Развод.

3. Супружеский разрыв.

4. Смерть члена семьи.

5. Бракосочетание.

6. Примирение с супругом.

7. Ухудшение здоровья члена семьи.

8. Появление нового члена семьи.

9. Ссоры в семье.

10. Уход детей из семьи.

11. Мелкие неурядицы.

12. Выход супруга на пенсию.

13. Изменения в семейных отношениях.

II. Личная жизнь

14.Неприятности с властями.

15. Болезнь.

16. Смерть близкого друга.

17. Значительное событие.

18. Существенное изменение жилищных условий.

19. Изменение в образе жизни.

20. Перемена места жительства.

21. Изменение в стиле отдыха.

22. Перемена в сфере общественной деятельности.

23. Нарушение сна.

24. Отпуск.

25. Незначительные порицания.

III. Работа

26.Увольнение.

27. Выход на пенсию.

28. Адаптация к новым обязанностям.

29. Переход на другую работу.

30. Перемены в сфере ответственности.

31. Конфликт с начальством.

32. Изменения в рабочей обстановке.

Ключ к тестовому заданию «Степень напряженности»

Подсчитайте количество набранных баллов по каждому столбцу и общую сумму баллов:

от 0 до 150 баллов у Вас слабая степень напряженности;

от 151 до 200 баллов средняя;

от 201 до 299 баллов сильная.

Тест «Умение преодолевать стрессовые ситуации»

Обучение связано с постоянными стрессами, напряжениями, и отсутствие заботы о своем психическом состоянии может негативно сказаться на здоровье и творческих возможностях. Это тестирование поможет Вам самостоятельно выявить факторы стресса и самостоятельно их преодолеть. Предлагаемая таблица основывается на научных данных и выгодно отличается тем, что определяет влияние факторов риска не одномоментно, а на протяжении недельного цикла, что позволяет составить представление о правильности образа жизни. Таблица заполняется ежедневно в течение недели по вечерам. Необходимо поставить галочку против тех пунктов, где приходится давать утвердительный ответ. Каждая галочка дает одно очко. В конце недели итоги суммируются

Ключ к тестовому заданию «Умение преодолевать стрессовые ситуации»

Фактор риска

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

1.Сон недостаточный или плохой

2.Испорченное настроение по дороге на учебу или домой

3.Испорченное настроение на учебе

4. Неприятные задания

5.Чрезмерный шум

6.Более 3 чашек крепкого кофе в день

7.Выкурено более 10 сигарет в день

8.Слишком много выпито спиртного

9.Слишком мало физической нагрузки

10.Слишком много съедено

11.Слишком много сладостей

12.Личные проблемы

13.Сверхурочная работа

14.Испорченное настроение дома

15.Сомнения в качестве своей учебы

16.Головная боль

17.Сердечная недостаточность

18.Боли в желудке

От 20 баллов и менее положение нормальное. На всякий случай проверьте себя в течение еще одной недели, так как Ваше субъективное восприятие «слишком много» или «слишком мало» может оказаться несамокритичным.

От 21 до 40 баллов пока ситуация не слишком тревожная, но уже необходимо обратить внимание на пункты, давшие баллы. В скором времени они могут перерасти в серьезную угрозу.

От 41 до 60 баллов угроза налицо. Если в самое ближайшее время Вы не предпримете решительных шагов к изменению своего образа жизни, то Вас ожидают, к сожалению, крупные неприятности.

От 60 баллов и более Ваше здоровье в серьезнейшей опасности. Необходимо пункт за пунктом проанализировать заполненную Вами таблицу и постараться немедленно заняться своим здоровьем.

Самостоятельная работа №9 (2 час)

Задание:

1.Проведите интервьюирование и тестирование с руководителем любой формы организации.

2. Заполните следующие данные:

Наименование организации (полное)__________________________

____________________________________________________________

Ф.И.О. респондента__________________________________________

____________________________________________________________

Должность__________________________________________________

Общий стаж работы _______________(полных лет)

Стаж работы в должности___________(полных лет)

Возраст __________лет

Количество подчиненных _____________чел.

Стиль руководства__________________________________________

3. Определите стиль руководства респондента, используя ниже приведенный тест.

Тест «Каков Ваш стиль руководства?»

Прекрасная подсказка для деловых людей. Какими крупными ни были Ваши достижения, как бы ни превосходили Вы людей, не разочаровывайте их в живом общении. Без людского признания никакие богатства не скрасят человеческую жизнь, не принесут истинного удовлетворения от обладания ими.

Чтобы высказанные соображения не были восприняты как сентенции, советуем поработать над тестом. Для этого следует откровенно ответить на вопросы (кружком пометьте те из них, на которые вы дали утвердительный ответ, галочкой – отрицательный).

1. Охотно ли Вы беретесь за решение задач, требующих нестандартного подхода?

2. С легкостью ли Вы освобождаетесь от привычных навыков работы?

3. Долго ли Вы оказываете внимание своему прежнему коллективу, уйдя на повышение?

4. Стремитесь ли Вы освоить универсальный стиль руководства, пригодный для многих ситуаций?

5. Умеете ли Вы безошибочно оценивать своих подчиненных, выделяя среди них сильных, средних и слабых?

6. Легко ли Вам выйти за рамки симпатий или антипатий, занимаясь кадрами?

7. Считаете ли Вы, что нет универсальных методов работы, а потому желательно постоянно сочетать различные методы в зависимости от специфики конкретных ситуаций?

8. Считаете ли Вы, что легче избежать конфликтов с вышестоящими руководителями, чем со своими подчиненными?

9. Вас беспокоят стереотипы отношения к работе, сложившиеся у Ваших подчиненных?

10. Часто ли оказываются точными Ваши первые впечатления о руководителях как личностях?

11. Часто ли Вы объясняете свои неудачи в работе объективными условиями?

12. Часто Вы ощущаете нехватку рабочего времени?

13. Вы уверены, что Ваше частое пребывание среди подчиненных способствовало бы повышению эффективности руководства?

14. Всегда ли Вы охотно делегируете перспективным работникам свои властные полномочия?

Ключ к тестовому заданию «Каков Ваш стиль руководства?»

Произведите балльную оценку ответов и затем подсчитайте сумму набранных очков.

От 5 баллов и менее Вы больше специалист, чем руководитель. Если представится возможность, то Вам лучше освободиться от административной работы. Ваше амплуа – роль такого функционального организатора, как главный специалист, главный инженер, главный технолог и т.п. Сделайте это, не колеблясь!

От 6 до 10 баллов как руководитель Вы еще не сложились. Если в Вашем коллективе дела идут неплохо, то лучше не предпринимать каких-то значительных перемен. Больше прислушивайтесь к мнению опытных людей, консультируйтесь с вышестоящими руководителями. Особое внимание обратите на кадровые проблемы, коллегиальные формы выработки управленческих решений. Смелее утверждайте в коллективе интересные традиции.

От 11 до 15 баллов Вы относитесь к руководителю административного типа. У Вас имеются организаторские способности, что особенно заметно в умении подбирать и расставлять кадры, разумно планировать работу, выделяя в ней приоритеты. Вы не идете на поводу у кого-либо, не боитесь высказывать свое мнение. Одно лишь пожелание: не запускайте текущие дела, делегируйте их своим подчиненным, но при условии их подстраховки.

От 16 до 20 баллов Вы незаурядный, почти «идеальный» руководитель. Вам присущ новаторский подход ко всем делам. У Вас прекрасные «бойцовские» качества, проявление которых во многом способствует Вашей служебной карьере. Однако Вы бываете излишне категоричны и резки в оценках, позволяя себе иногда «разгул» эмоций. Поубавьте некоторую свою пристрастность в оценках действий вышестоящих руководителей. Не остывайте в своем духовном, физическом самосовершенствовании, а также профессиональном росте.

4.Опираясь на полученные результаты, составьте перечень рекомендаций по совершенствованию стиля руководства данного руководителя:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________


Лист контроля выполнения самостоятельных работ

№ календ.

недели по КУГ

Количество часов

Тема самостоятельной работы

оценка

Подпись

1-2

2

Самостоятельная работа №1

Реализация научных подходов и принципов менеджмента

3-5

4

Самостоятельная работа №2

Современные организационно-правовые формы предприятий в Российской Федерации

6

1

Самостоятельная работа №3 

Принятие рациональных решений

7-8

2

Самостоятельная работа №4

Мотивация

9-10

2

Самостоятельная работа №5  

Типы собеседников

11

1

Самостоятельная работа №6

Тренировка умения слушать собеседника

12

1

Самостоятельная работа №7

Должность и виды власти

13-14

2

Самостоятельная работа №8

Самоанализ психологического состояния и умения преодолевать стрессовые ситуации

15-16

2

Самостоятельная работа №9

Определение стиля руководства на основе тестирования и интервьюирования


Учебное пособие

Бажуткина Наталья Николаевна

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

МЕНЕДЖМЕНТ

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

40.02.01. ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Подписано в печать 23.10.2016.

Бумага листовая для офисной техники.

 Усл.-печ.л. 1,85. Тираж 30 экз.

изд. ГБПОУ «ССПК»


г.о.САМАРА, 2016