Конспект урока по литературе в 7 классе
методическая разработка на тему
Творчество В.В.Маяковского многогранно. Произведение "Хорошее отношение к лошадям" не только о лошадях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_2.docx | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Стихотворение раннего Маяковского. "Хорошее отношение к лошадям"
Цели урока:
1.Научить определять тему стихотворения«Хорошее отношение к лошадям», видеть нравственную глубину произведения; отрабатывать навыки выразительного чтения текста, находить художественные особенности в тексте;
2. Развивать умение анализировать произведения художественной литературы в единстве формы и содержания;
3. Воспитывать нравственные качества, гуманность, любовь к «братьям нашим меньшим».
Оформление: мультимедийный проектор, запись стихотворения в исполнении В.В.Маяковского, плакат с изображением молодого Маяковского, отрывок из поэмы «Маяковский начинается» Н. Асеева, два эпиграфа, словарь непонятных слов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята! Сегодня мы продолжим изучение творчества В.В.Маяковского. Вначале повторим материал предыдущего урока. Что мы узнали о творчестве известного поэта В.В.Маяковского? Слайд 1 ( портрет В.Маяковского)
II.Звучит рассказ ученика о творческом пути поэта.
Кто хочет дополнить рассказ?
Юный Маяковский пришел в поэзию страдающим и одиноким. И ему с первого же появления в печати и на эстраде навязали амплуа литературного хулигана. Необычайное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна отпугивали всех. Почему? Потому, что поэт искал новые пути, старые словесные образные и ритмические средства не годились для нового человека. Но главное, ребята, заключалось в том, что Маяковский заставил пересмотреть привычное отношение к поэзии. Он говорил: «Поэзия может быть прекрасной лишь тогда, когда она служит народу, помогает делать прекрасной жизнь.»! Его (Маяковского) поэзия стремилась превратиться в диалог с миллионами, в громкий на весь мир – разговор с ними.
Свое предназначение Маяковский видел, в первую очередь, в воздействии на читателей. Именно поэтому М. Цветаева назвала его «первым в мире поэтом масс», а А.Платонов «мастером всеобщей большой жизни».
Будучи «горланом и главарем» поэзии 20-х годов, В. Маяковский оставался очень милым, легко ранимым человеком. Душа его откликалась на любую боль, причиненную всему живому.
III. Объяснение нового материала.
Слайд 2.( В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям» Эпиграф: «Мы в ответе за тех, кого приручили». А. Антуан де Сент-Экзюпери)
Постановка целей и задач урока. Слайд 3. Написаны цели урока
1. Слово учителя
Мне кажется, что нет и не может быть людей, равнодушных к поэзии. Когда мы читаем стихотворения, в которых поэты делятся с нами своими мыслями и чувствами, рассказывают о радости и печали, восторге и скорби, мы страдаем, переживаем, мечтаем и ликуем вместе с ними. Я думаю, что столь сильное ответное чувство пробуждается у людей при чтении стихотворений потому, что именно поэтическое слово воплощает в себе самый глубокий смысл, наибольшую ёмкость, максимальную выразительность и необычайной силы эмоциональную окраску.
Ещё В.Г. Белинский отмечал, что лирическое произведение нельзя ни пересказать, ни растолковать. Читая стихи, мы можем лишь раствориться в чувствах и переживаниях автора, насладиться красотой создаваемых им поэтических образов и с упоением слушать неповторимую музыкальность прекрасных стихотворных строк!
Благодаря лирике мы можем понять, почувствовать и узнать личность самого поэта, его душевный настрой, его мировоззрение.
2. Сообщение ученицы
3. Выступление учащегося. слайд 5
Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» ? (Через содержание стихотворения постараемся понять, о чем попытался нам сказать В.В. Маяковский еще в ранний период своего творчества, для чего он это делал, для чего ему это было нужно.)
IV. Работа с плакатом (Иллюстрация к поэме Н. Асеева «Маяковский начинается».) Рисунок художника М. Синяковой ( слайд «Молодой Маяковский»)
V. Читается отрывок из поэмы Н. Асеева «Маяковский начинается»:
Чтение стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» ( в исполнении автора)
VII. Словарная работа (слайд 7)
Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.
Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.
Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве.
Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».
Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».
Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой». Правильная форма – хуже
- Вывод: Маяковский создавал необычную запись стихотворения, новые слова, формы слов, что придавало и неповторимость, и необычную выразительность его стихам.
VIII. Анализ стихотворения.
- Почему это событие («упала лошадь») так взволновало поэта? (Ему жалко лошадь, он ей сочувствует)
– Вы живете в деревне. Наблюдали ли вы подобные случаи в жизни?
-А как это сочувствие передано в стихотворении? (Работа парами над лексическими средствами выразительности) Синонимы: грохнулась – упала; лошадь – деточка – старая – рыжий ребенок – жеребенок.
- Как вы объясните, почему лошадь встала и пошла? (Она почувствовала участие и поддержку в добрых словах)
- А к кому обращен монолог «Лошадь не надо…»? Только ли лошади? (И к самому себе, т.к. каждый человек может в прямом и переносном смысле упасть, и надо найти силы встать и идти дальше)
- Каков же поэтический замысел стихотворения? (Поэт хотел сказать стихотворением, что и животные, и люди нуждаются в ласке, сочувствии, поддержке, и это помогает жить дальше).
-Что же отражено в названии: тема или главная мысль? (Главная мысль)
- Как же меняется настроение стихотворения? Как его надо читать? (Сначала возмущение толпой, сочувствие лошади, радость оттого, что она обрела веру в себя) -
- Что необычного в стихотворении? ? (Форма.) Для чего автор использовал форму лесенки? – (Выделяет каждое слово.) Для чего выделяет?
- Какие ассоциации вызывает у вас звучание этих строк? Благодаря чему автору удаётся воспроизвести стук копыт по мостовой? Послушайте , как цокают копыта по мостовой
Слайд 8(Слышится звуковая имитация гула конной рыси.) Какие звуки создают это? (Прием звукоподражания или звукопись.) Еще для чего? (Лексика.) Лексическое значение слов создает образ. Какой? (Образ улицы.) Что же еще создает образ улицы?
.
Что отличает лирического героя от толпы зевак?
Что увидел он и не увидели другие? Почему?
– Прочитайте строки, в которых заключается главный смысл стихотворения
Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте –
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь.
– Почему? (Слова поддержки и сочувствия могут помочь подняться и выдержать трудности.)
Обратимся к началу стихотворения
Кузнецкий мост Какая это улица? (Центральная.)
образ улицы — зеваки Что они делают на Кузнецком? (Бездельничают.)
Как автор дает понять отношение к тем, кто смеялся над лошадью? Какое это отношение? (Учащиеся приводят примеры из стихотворения.)
6. Словесное рисование.
(Представим ситуацию. Опишите ее.) Что мы заметили? (Два несоответствия: улицы и лошади.).
Лошадь одна (без человека, без коляски) – парадокс, необычно. Зато соответствие пойдет:
Лошадь одна = лишь один я
Заметим общность судьбы лошади и лирического героя. Об этом мы могли прочитать и у Н. Асеева в его поэме, посмотрим еще раз на последние 8 строк. Та же самая частица выделения – лишь.
Как вы понимаете слова: улица опрокинулась…? (В глазах лошади изображение вверх ногами.)
Какие слова подчеркивают размеры лошади? (Грохнулась, каплища…) И снова подчеркивается сходство лирического героя и лошади через отрывок из поэмы Н. Асеева (он большой, длиннолапый).
Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? Как вы их понимаете? (Боль и страдания за животное вылились из души автора и выразились в его словах.)
Для чего зеваки пришли на Кузнецкий?
Что значит « улица опрокинулась»?
Почему слова, обращённые к лошади взяты в кавычки? Как их произносит герой: вслух или про себя?
Слова поэта, обращенные к лошади, взяты в кавычки. Как вы считаете, произнесены они вслух или являются внутренним монологом? ( Это внутренний монолог.)
Какие эпитеты автор использует при описании лошади, когда та услышала слова поддержки и сочувствия? (Рыжий ребенок, пришла веселая.) Почему? (Она обрела силы, желание жить и работать.)
Найдите в толковом словаре лексическое значение слова «стойло».
Стойло – отгороженное в конюшне место для одной лошади и иной скотины. (В конюшне много стойл.) Значит, лошадь стала как все другие, она уже не одна, она с другими лошадьми, она похожа на других, т.е. образ стойла – это включение себя в коллективную общую систему. Вот в чем автор видит, оказывается, внутреннюю гармонию, в стремлении быть со всеми. Возможность жизни автор показывает в осознании необходимости гармонического слияния с обществом.
Поэт понимает, что все живые существа: и люди и животные – звенья одной цепи, что всем бывает больно и страшно:
Деточка! Все мы немножко лошади.
Каждый из нас по-своему лошадь.
Разве о лошади это стихотворение?
Стихотворение – попытка философского осмысления человеческой жизни. Это маленькая победа добра над злом, жизни над смертью вселяет оптимизм в душу поэта:
…и стоило жить,
И работать стоило.
Может быть, этот вывод неожидан для читателя, но для Маяковского он характерен, потому что дает представление о смысле его жизни и о цели его творчества. Если человек занят трудом, и труд его нужен людям, он не должен обращать ни на кого внимания, все, кто самозабвенно трудятся, немножко лошади.
IX Слово учителя.
Раньше лошадь была просто незаменима в хозяйстве. Ее использовали как тяговую силу и как средство передвижение. Но ведь сейчас уже новые технологии... И лошадь теперь очень редко встретишь на полях. Есть ли смысл держать лошадь? Какую роль она играет в жизни современного человека?
X. Рассказ учащегося «Лошадь в жизни человека»
Вы поняли, о чем разговаривает через свои стихи поэт с людьми? Какой диалог с ними ведет?
XII. Вывод( cлайд 8).
Поэзия Маяковского всегда отличалась оптимизмом. И даже в трудное время первых лет революции поэт верил в торжество новой жизни, в будущее человека, а необычная форма призвана была помочь автору в выражении гуманистического отношения к миру. Маяковский понимал, что главное - не только изменить общество, необходимо изменить каждого человека. Так насладитесь же звучанием поэтических строк В. Маяковского, почувствуйте это отношение. Звучит песня в исполнении группы « Любэ»
XIII. (слайд 9) Домашнее задание: Ответить письменно на вопросы 1-4 с.233.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе по рассказу А.Платонова «Юшка». 7-й класс ТЕМА: «Жить по законам человечности»
Данный урок разработан для выявления нравственной стороны жизни человека. Учитель вместе с учениками составляют характеристику главному герою, выявляют, почему окружающие жестоки....
Методическая разработка. Конспект урока по литературе по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".
Цели урока: 1) на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования, познакомить с теорией Л.Н. Толстого об истинной ц...
Конспект урока по литературе по теме "Во что веришь" (Анализ образа Луки в драме М. Горького)
Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию....
конспект урока по литературе на тему: "Поучение Владимира Мономаха"
Эпиграф к уроку на доске:«Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь» (В. Мономах) Сценарий учебного занятия по литературе в 6-м «В» классе«Поучение Владимира Мономаха...
Конспект урока по литературе по произведению А.И Куприна "Чудесный доктор".
Данный урок по литературе разработан в помощь учителям, работающим в билингвальной и многоязычной среде....
конспект урока по литературе "Русская литература Серебряного века"
Серебряный век русской истории это особый отрезок жизни России, отмеченный небывалым подъемом во всех областях: живописи,музыки, литературы....
Конспект урока по музыке, 5 класс. Тема: что роднит музыку с литературой?
Конспект урока по музыке, 5 класс. Тема: что роднит музыку с литературой?...